Vi. совершенствовать институциональную систему, обеспечивающую положение народа как хозяина страны, развивать политический строй социалистической демократии

Китай - социалистическое государство демократической диктатуры народа, руководимое рабочим классом и основанное на союзе рабочих и крестьян. Вся власть в стране принадлежит народу. Социалистическая демократия Китая является самой широкой, самой истинной и самой эффективной демократией, защищающей коренные интересы народа. Развитие политического строя социалистической демократии нацелено на воплощение воли народа, гарантирование прав и интересов народа, пробуждение творческих сил народа, а также на институциональное обеспечение положения народа как хозяина страны.

Путь развития политического строя социализма с китайской спецификой - это закономерный результат, отвечающий исторической, теоретической и практической логике, сформировавшейся в процессе длительной борьбы китайского народа с начала периода новой истории, это также необходимое условие сохранения сущностного атрибута партии и реализации ее коренного предназначения. В мире нет абсолютно одинаковых моделей политического строя. Нельзя отвлеченно оценивать политический строй в отрыве от определенных социально-политических условий и культурно-исторических традиций, нельзя ориентироваться только на один непререкаемый авторитет, нельзя механически копировать модели политического строя других стран. Необходимо неуклонно отстаивать и непрерывно развивать политический строй социалистической демократии Китая, с разумной активностью стимулировать реформу политической системы, стимулировать дальнейшую институционализацию, регламентацию и процессуализацию политического строя социалистической демократии, гарантировать народу возможность управлять по закону и с использованием различных способов и форм государственными делами, а также экономической, культурной и социальной сферами, укреплять и развивать жизнеутверждающую политическую обстановку, характеризующуюся стабильностью и сплоченностью.

1. Стоять на позиции органического единства партийного руководства, положения народа как хозяина страны и верховенства закона в государственном управлении. Руководство, осуществляемое Коммунистической партией Китая, - коренная гарантия положения народа как хозяина страны и управления государством на правовой основе. Положение народа как хозяина страны является сущностным признаком политического строя социалистической демократии, а управление страной по закону - основным способом управления государством народом под руководством КПК. Все три компонента объединяются в процессе великой практики функционирования политического строя социалистической демократии Китая. В политической жизни Китая КПК занимает руководящее положение. Укрепление единого централизованного партийного руководства, с одной стороны, и поддержка СНП, правительственных органов, НПКС, судов и прокуратур в исполнении их функций, в развертывании работы и выявлении их роли в соответствии с законами и соответствующими уставами, с другой стороны, - это два единых аспекта. Необходимо улучшать способы партийного руководства и отправления власти, гарантировать, что возглавляющая народ партия эффективно осуществляет государственное управление. Расширять упорядоченное участие народа в политической жизни, гарантировать народу участие по закону в демократических выборах, демократических консультациях, демократической разработке решений, демократическом управлении и демократическом контроле. Необходимо защищать единство, престиж и авторитет государственной законности, создать более действенные правовые гарантии по отношению к правам человека, на основании закона обеспечить народу широкие права и свободы. Следует укреплять строительство низовых органов власти, совершенствовать систему низовой демократии, гарантировать народу право на доступ к информации, право на участие в конкретной деятельности, право на выражение мнения, право на осуществление контроля. Следует оздоровлять механизм принятия решений на правовой основе, создать механизм функционирования власти, отличающийся научностью разработки решений, решительностью в их исполнении и действенностью контроля. Руководящие кадры всех уровней должны укреплять демократическое сознание, развивать демократический стиль работы, становиться под контроль народа и быть его достойными слугами.

2. Укреплять институциональные гарантии положения народа как хозяина страны. Институт собраний народных представителей - основной политический институт, обеспечивающий органическое единство партийного руководства, положения народа как хозяина страны и верховенства закона в государственном управлении. В долгосрочной перспективе необходимо сохранять этот институт и непрерывно его совершенствовать. Следует поддерживать и обеспечивать отправление народом государственной власти через собрания народных представителей. Необходимо выявлять ведущую роль СНП и их постоянных комитетов в законотворческой работе, оздоровлять организационную и рабочую систему СНП, поддерживать и обеспечивать исполнение собраниями народных представителей полномочий законотворчества, контроля, принятия решений, производства назначений и увольнений на основании закона. Необходимо полнее выявлять роль депутатов СНП, чтобы СНП всех уровней и их постоянные комитеты стали рабочими органами, всесторонне выполняющими предусмотренные Конституцией и другими законами служебные обязанности, а также и представительскими органами, поддерживающими тесную связь с народными массами. Следует совершенствовать порядок создания специальных комиссий СНП, оптимизировать структуру состава постоянных комитетов СНП и их специальных комиссий.

3. Выявлять важнейшую роль социалистической консультативной демократии. Все дела можно решить путем обсуждений, а дела, касающиеся всех, всеми вместе и обсуждаются, - в этом и заключается подлинный смысл народной демократии. Консультативная демократия является важнейшим способом осуществления партийного руководства, а также специфической формой и своеобразным преимуществом политического строя социалистической демократии Китая. Важно стимулировать широкомасштабное, многоплановое и институциональное развитие консультативной демократии. Следует комплексно стимулировать консультации между КПК и демократическими партиями, консультации на уровне собраний народных представителей, правительственных органов, народных политических консультативных советов, народных организаций, а также низовые консультации и на уровне общественных организаций. Необходимо усиливать институциональное строительство консультативной демократии, формировать целостные институциональные процедуры и внедрять практику участия в консультациях, гарантировать народу право на широкое, последовательное и углубленное участие в повседневной политической жизни.

Народный политический консультативный совет как институциональное устройство с китайской спецификой представляет собой важный канал социалистической консультативной демократии и специальный консультативный орган. В своей работе НПКС должен сосредоточить внимание на центральных задачах партии и государства, а применительно к двум основным темам: сплоченности и демократии, - все процессы политических консультаций, демократического контроля и участия в управлении государством посредством обсуждения государственных дел должны строиться на принципах консультативной демократии. Необходимо совершенствовать процесс проведения консультаций и обсуждения государственных дел как по содержанию, так и по форме, прилагать специальные усилия к расширению консенсуса и стимулированию консолидации. Необходимо усиливать демократический контроль со стороны НПКС, прежде всего контроль над реализацией важнейших курсов и политических установок, а также контроль над реализацией наиболее важных решений и планов партии и государства. Предстоит повысить представительность членов всех комитетов НПКС из тех или иных кругов, усиливать работу по формированию их контингента.

4. Развивать практику управления государством на правовой основе. Всестороннее обеспечение законности в государственном управлении знаменует собой глубинную революцию в области управления государством. Необходимо настаивать на неукоснительном соблюдении принципа верховенства закона, продвигать работу по обеспечению научной обоснованности законотворчества, строгости правоприменения, справедливости правосудия и законопослушности всех граждан. Будет создана Руководящая группа ЦК КПК по всестороннему обеспечению законности в государственном управлении с целью усиления единого руководства в построении "правового Китая". Необходимо основательнее проводить в жизнь Конституцию и усиливать контроль над ее соблюдением, продвигать работу по конституционному контролю и защищать авторитет Конституции. Необходимо стимулировать законотворчество на научной основе, на основе принципов демократии, на основе закона, чтобы посредством добротных законов способствовать развитию и обеспечивать хорошее управление. Необходимо формировать правовое правительство, стимулировать правовое администрирование, обеспечивать строгое, нормативное, беспристрастное и цивилизованное правоприменение. Необходимо углублять комплексное и скоординированное реформирование судебной системы, всесторонне претворять в жизнь систему ответственности в сфере правосудия, прилагать усилия к тому, чтобы в решении каждого судебного дела народные массы чувствовали равенство и справедливость. Необходимо наращивать динамику популяризации правовых знаний среди населения, развивать социалистическую правовую культуру, прочно утвердить правовую концепцию, отражающую как верховенство Конституции и других законов, так и равенство всех перед законом. Уважать закон, изучать закон, соблюдать закон, применять закон - в каждом аспекте отношения к закону парторганизации всех уровней и все члены партии должны подавать пример. Никакие организации и никакие отдельные лица не вправе пользоваться привилегиями, выходящими за рамки Конституции и других законов. Недопустимо подменять закон словами, попирать закон властью, нарушать закон ради личной выгоды и из корыстных побуждений.

5. Углублять реформу учреждений и реформу административной системы. К вопросу создания различных организационных структур необходимо подходить, исходя из принципа единого планирования. Следует на научной основе определить властные полномочия партийных и правительственных органов и их внутренних подразделений, а также четко обозначить их обязанности. На основе единого планирования использовать разнообразные штатные ресурсы, формировать созданную на научной основе рациональную управленческую систему, совершенствовать законодательство, касающееся организации государственных органов. Трансформируя правительственные функции, углублять работу по упрощению администрирования и делегированию полномочий, внедрять инновационные способы контроля и управления, наращивать общественное доверие к правительству, повышать потенциал правительства в сфере исполнения своих функций, создать правительство обслуживающего типа, отвечающее чаяниям народа. Следует расширять дискреционные полномочия правительств уровня провинции и ниже. На провинциальном, городском и уездном уровнях изыскивать возможности учреждения объединения партийных и правительственных органов, имеющих схожие функции, или объединять их службу. Необходимо углублять реформу бюджетных учреждений, усиливать их общеполезный характер, четко отделить функции правительственных органов от функций бюджетных учреждений, функции бюджетных учреждений - от функций предприятий, а также контрольно-надзорные функции - от функций хозяйствования.

6. Укреплять и развивать единый патриотический фронт. Единый фронт - наше сокровище, без которого немыслимы победы в делах партии, в долгосрочной перспективе его необходимо сохранять и поддерживать. Необходимо, высоко неся патриотическое и социалистическое знамя, прочно овладеть лейтмотивом великой сплоченности и великого объединения, отстаивать единство тождественности и многообразия, найти общий наибольший делитель и очертить наибольший концентрический круг. Твердо придерживаясь курса "длительное сосуществование, взаимный контроль, полное доверие друг к другу и сопереживание радостей и невзгод", следует поддерживать демократические партии в еще более полном и качественном исполнении ими своих функций в соответствии с требованиями, предъявляемыми к участвующим в государственном управлении политическим партиям в контексте социализма с китайской спецификой. Следует целиком и полностью претворять в жизнь национальную политику партии, углублять воспитательную работу в области национальной сплоченности и прогресса, укреплять сознание общности китайской нации, укреплять межнациональные контакты, обмены и связи, способствовать такому тесному сплочению всех национальностей Китая, как у вплотную прилегающих друг к другу зернышек граната, чтобы совместно сплоченно бороться, совместно развиваться и процветать. Всесторонне проводя в жизнь основной курс партии в области религиозной работы, необходимо отстаивать развитие религий по руслу их локализации на китайской земле, активно ориентировать конфессиональные вероисповедания в направлении адаптации к социалистическому обществу. Интенсифицируя работу в среде непартийной интеллигенции и улучшая работу в среде представителей новых социальных слоев, необходимо выявлять их важную роль в деле социализма с китайской спецификой. Необходимо выстраивать близкие и чистые отношения нового типа между властью и бизнесом, стимулировать здоровое развитие негосударственного сектора экономики и здоровый рост представителей данного сектора. Необходимо поддерживать широкие связи с зарубежными соотечественниками, реэмигрантами и членами их семей, чтобы объединить усилия в великом возрождении китайской нации.

Товарищи! Политический строй социализма с китайской спецификой является великим творением Коммунистической партии Китая и китайского народа. Мы обладаем абсолютной уверенностью и потенциалом для того, чтобы целиком и полностью выявить преимущества и своеобразие политического строя социалистической демократии Китая, внести наполненный китайской мудростью вклад в прогресс политической цивилизации всего человечества!

Наши рекомендации