Тема 15. Интеграционные процессы в Евроатлантической и Западной цивилизации
План
1. НАФТА.
2. Развитие интеграции стран Европы в 1990-е годы: Маастрихтские соглашения и образование Европейского Союза.
3. ЕС: сроки, направления и проблемы расширения.
Как известно, НАФТА - это сокращенное название Североамериканского соглашения о свободной торговле, соглашение между Канадой, США и Мексикой, основывающееся на модели Европейского Сообщества (Европейского союза). Соглашение НАФТА было подписано 17 декабря 1992 и вступило в силу 1 января 1994 г. Работая над темой, студент выясняет предпосылки создания, цели и основные характеристики НАФТА. Обязательно рассматривается США как лидер американской экономической интеграции и экономическое влияние НАФТА на Соединённые Штаты. Далее раскрываются интересы каждой из стран, подписавших этот документ. Изучаются проблемы и перспективы дальнейшего развития НАФТА.
Интеграция европейских стран рассматривается через создание и деятельность Европейского Союза (Евросою́з, ЕС) - экономическое и политическое объединение 27 европейских государств, нацеленный на региональную интеграцию, через заключение Маастрихтских соглашений 1992 г. (вступили в силу в 1993 г.), которое завершило процесс юридического оформления механизма Сообществ, предусмотрев создание к концу XX в. тесного политического и валютно-экономического союза стран ЕС. Страны, подписавшие Маастрихтское соглашение, одобрили пять критериев, которым должны удовлетворять страны, вступающие в Европейский валютный союз, раскройте суть этих критериев.
Необходимо учесть то, что договор о Европейском Союзе был дополнен 17 протоколами. Какими? Что давало введение договором гражданства ЕС?
По третьему вопросу необходимо более глубоко остановиться на деятельности Европейского Союза по его расширению, выделить основные направления, проблемы и пути их решения.
Для расширения знаний по второму и третьему вопросам рекомендуется изучить материал, размещенный на официальном сайте Евросоюза, перейдя по ссылке http://europa.eu/index_en.htm (требуется перевод страницы с английского на русский язык, используя сервис Яндекс.Перевод).
Литература
Загладин, Н. Новейшая история зарубежных стран. XX век: Учебник для школьников /Н. Загладин М.: ООО «Торгово-издательский дом «Русское слово — PC», 1999. — 352 с.
Черников, Г. П. Европа на рубеже XX–XXI веков: учебное пособие для вузов / Г. П. Черников, Д. А. Черникова. - М.: Дрофа, 2006. – 104 с.
Тема 16. Внешнеполитические и военные интеграционные процессы стран Европы и США
План
1. Военно-политическое сотрудничество стран Европы и США.
2. НАТО.
3. ОБСЕ.
По первому вопросу необходимо охарактеризовать основные шаги США и стран Западной Европы по военно-политическому сотрудничеству. На каких принципах они основывались? К каким результатам привели?
По второму вопросу студент должен раскрыть деятельность НАТО с точки зрения внешнеполитических и военных интеграционных процессов стран Европы и США в XX – XXI вв. Указать, какие процессы влияют на деятельность НАТО. Так, например, мировой финансовый и экономический кризис, начавшийся в 2008 г., оказал непосредственное воздействие на НАТО, усилив контраст между двумя берегами Атлантики в том, что касается готовности вносить вклад в совместную оборону. Можно привести в качестве примера решения Мюнхенской конференции по проблемам безопасности (февраль 2011 г.) Дополнительно рекомендуется ознакомиться с, комментариями к Североатлантическому договору д.ю.н., проф. Кашкина С.Ю. и к.ю.н. Калиниченко П.А. на сайте Московской Государственной Юридической Академии, прейдя по ссылке http://eulaw.edu.ru/ documents/legislation/ eur_ int_law/comment_nato.htm.
ОБСЕ - Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе, крупнейшая в мире региональная организация, занимающаяся вопросами безопасности. Она объединяет 56 стран, расположенных в Северной Америке, Европе и Центральной Азии. Прежнее название - «Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе» (СБСЕ). Работая над данным вопросом, рекомендуется изучить структуру ОБСЕ (основные органы организации), состав участников, определить цели, задачи, основные документы организации, значение деятельности. На основе изученного материала сделать вывод о роли этой организации в интеграционных процессах.
Литература