Тема № 7. «Культура евроатлантической цивилизации»

1. Из предложенной периодизации исключите этап, которого не было в развитии древнегреческой культуры:

а) крито-микенский;

б) гомеровский;

в) классический;

г) среднее царство.

2. Что из представленного может считаться одной из основных областей древнегреческой культуры:

а) религия;

б) право;

в) философия;

г) экономика?

3. Какой характер носила древнегреческая культура на протяжении всего своего существования?

а) мифологический;

б) религиозный;

в) рационалистический;

г) иррациональный.

4. Основной темой древнегреческого искусства считается...

а) природа;

б) общество;

в) человек;

г) политические конфликты.

5. С каким регионом связывается наивысший расцвет античной Греции, приходящийся на 40–30-е гг. V в. до н.э.?

а) Афины;

б) Милет;

в) Эфес;

г) Олимп.

6. Какой хронологический период охватывает древнеримская культура?

а) II-I тыс. до н.э.;

б) XV-XI вв. до н.э.;

в) V-I вв. до н.э.;

г) I-V в. н.э.

7. Из представленного перечня исключите наименование периода, которого не было в древнеримской культуре:

а) царский;

б) княжеский;

в) республиканский;

г) период империи.

8. Что из представленного может считаться одной из основных областей древнеримской культуры:

а) религия;

б) право;

в) экономика;

г) философия?

9. Из представленного перечня выберите памятник архитектуры, относящийся к древнеримской культуре:

а) Колизей;

б) Пирамида Хеопса;

в) храм Ники Аптерос;

г) храм Шивы.

10. Какой этап в истории культуры стран европейской цивилизации отличала иерархическая вертикаль, где социальные отношения сеньора и вассала строились на принципе договора, семейных связей, личной преданности и покровительства?

а) античная культура;

б) средневековая культура;

в) новоевропейская культура;

г) современная культура.

11. Что считается доминантной духовной жизни средневековой культуры?

а) наука;

б) религия;

в) искусство;

г) право.

12. К числу завоеваний средневековой культуры относится зарождение...

а) системы образования;

б) школы;

в) университетов;

г) национальных Академий наук.

13. К числу характерных особенностей средневекового искусства не относится...

а) спиритуализм;

б) близость к народному творчеству;

в) утрата достижений мастеров античности;

г) рационализированный характер.

14. Родиной классической готики считается...

а) Италия;

б) Англия;

в) Германия;

г) Франция.

15. Каким термином определяется феномен средневековой культуры, главная цель которого – нахождение так называемого философского камня для превращения неблагородных металлов в золото и серебро, получение эликсира долголетия?

а) цезаропапизм;

б) алхимия;

в) теоцентризм;

г) космоцентризм.

16. Каким термином определяется религиозная практика, имеющая целью переживание в экстазе «непосредственного единения» с Богом, а также совокупность теологических и философских доктрин, оправдывающих и осмысливающих эту практику?

а) таинство;

б) мистика;

в) наука;

г) миф.

17. Что из представленного не является характерной чертой культуры Возрождения:

а) теоцентрический характер;

б) антифеодальная настроенность;

в) гуманистическое мировоззрение;

г) обращение к культурному наследию античности?

18. Воспевание человека как прекрасного творения Бога, утверждение достоинства личности, её свободы, идея её всестороннего развития определяется термином...

а) натурализм;

б) универсализм;

в) гуманизм;

г) мистицизм.

19. Каким термином определяется явление в культуре эпохи Возрождения, воплощавшее в себе идеи гуманизма и универсализма, для которого характерны: демонстрация беспредельных возможностей человека, желание выйти за грани возможного, стремление к самовыражению, к всестороннему познанию и развитию?

а) титанизм;

б) мистицизм;

в) натурализм;

г) универсализм.

20. Характеристика какого стиля в европейской архитектуре и искусстве приведена: «Этот стиль кон. XVI – XVIII вв. пришёл на смену гуманистической художественной культуре Возрождения. Для искусства этого стиля характерны грандиозность, патетичность и приподнятость, интенсивность чувств, пристрастие к эффектным зрелищам, совмещению иллюзорного и реального, сильным контрастом масштабов и ритмов. Синтезу искусств в этом стиле свойственно торжественное монументально-декоративное единство»?

а) классицизм;

б) постмодерн;

в) авангард;

г) барокко.

21. Как называется политическое, философское и культурное течение, возникшее во Франции, Германии и Великобритании в кон. XVII – XVIIIвв., в соответствии с которым содержание культурно-исторического процесса сводится к развитию духовности человека, пониманию истории общества как пути от варварства к просвещённому и культурному состоянию?

а) романтизм;

б) просвещение;

в) классицизм;

г) проторенессанс.

22. Из представленного перечня исключите черту, не характерную для эпохи Просвещения:

а) стремление человеческого разума проникнуть в тайны бытия;

б) поиск гармонии индивидуальной и общественной жизни;

в) догматически-схоластический характер мировоззрения;

г) вера в искусство как средство достижения гармонии.

23. Из представленного перечня исключите имя, не относящееся к представителям культуры Просвещения:

а) Ш-Л. Монтескьё;

б) К.Ф. Шинкель;

в) И. Шиллер;

г) Ж.Ж. Руссо.

24. Как называется стилевое направление, господствовавшее в европейском искусстве в течение трёх первых четвертей XVIII в.? Это наименование возникло во Франции в кон. XVIII в. как презрительная кличка для всего манерного и вычурного искусства этого периода: изогнутая, капризная линия, напоминающая очертание раковины, – главный признак этого направления.

а) рококо;

б) ампир;

в) авангард;

г) модерн.

25. Каким термином определяется художественное течение вт. пол. XVIII – нач.XIXвв., пришедшее на смену классицизму? Для этого течения характерно внимание к раскрытию внутреннего мира человека, к углублению психологического анализа, к индивидуализации образа. Концептуально это течение оформилось в Англии в творчестве писателя Дж. Томсона.

а) модерн;

б) соцреализм;

в) сентиментализм;

г) постмодерн.

26. Стиль и направление в искусстве и литературе XVIII – нач. XIXвв., обратившиеся к античному наследию как к норме и идеальному образцу. Это явление сложилось во Франции в XVIII в. Этот стиль стремится к выражению возвышенных героических и нравственных идеалов, к строгой организованности логичных, ясных и гармоничных образов. Как определяется этот стиль?

а) модерн;

б) барокко;

в) постмодерн;

г) классицизм.

27. Укажите имя философа, система которого стала основой идеологии классицизма во Франции:

а) Дж. Беркли;

б) Р. Декарт;

в) Ф. Ницше;

г) М. Фуко.

28. Из представленного перечня «высоких» жанров классицизма исключите тот, который относится к числу «низких»:

а) портрет;

б) трагедия;

в) живопись;

г) ода.

29. Характеристика какого этапа культуры стран евроатлантического региона приведена: «На этом этапе происходят кардинальные изменения в культуре общества, сознании человека (меняется представление о человеке и его месте в мире), изменяется характер экономических и политических отношений (промышленная революция знаменует переход к индустриальному типу общества, возникновению национальных государств), в этот период закладываются основы современных научных знаний)»?

а) античная культура;

б) средневековая культура;

в) новоевропейская культура;

г) современная культура.

30. Из представленного перечня исключите достопримечательность, не относящуюся к числу «семи чудес света»:

а) статуя Зевса;

б) московский Кремль;

в) пирамида Хеопса;

г) Александрийский маяк.

31. Укажите имя философа, призывавшего пересмотреть обывательское представление о христианской религии, сформулировавшего представление о «сверхчеловеке», создавшего индивидуалистический культ сильной личности, движущим мотивом поведения которой является воля к власти.

а) А. Шопенгауэр;

б) С. Кьеркегор;

в) Ж. Деррида;

г) Ф. Ницше.

32. Каким термином определяется условное наименование художественных течений в искусстве ХХ в., для которых характерны стремление к коренному обновлению художественной практики, разрыву с устоявшимися принципами и традициями, поиски необычного содержания, новых средств и форм выражения?

а) классицизм;

б) иррационализм;

в) авангардизм;

г) эллинизм.

33. Каким термином определяется стилевое направление в европейском и американском искусстве кон. XIX – нач. ХХ вв., противопоставившее себя традиционализму как единое «искусство современности» или «искусство будущего»?

а) модернизм;

б) постмодернизм;

в) классицизм;

г) барокко.

34. Из представленного перечня исключите страну, не считающуюся одним из центров модернизма:

а) Франция;

б) Чехия;

в) Германия;

г) Россия.

35. С возникновением какого направления в искусстве связывают начало периода модернизма?

а) фовизм;

б) оп-арт;

в) кубизм;

г) сюрреализм.

36. Из представленного перечня исключите имя философа, не повлиявшего на становление модернизма:

а) Ф. Ницше;

б) А. Бергсон;

в) А. Камю;

г) Ф.В.Й. Шеллинг.

37. Термин, употреблявшийся в литературе стран социалистического лагеря для обозначения основного метода в искусстве, главными принципами которого стал принцип партийности, социалистической идейности, народности искусства и гуманизм – это...

а) соцкульт;

б) соцреализм;

в) соцэкгиз;

г) соцстрой.

38. Обобщённое наименование тенденций с 1970-х гг. в культуре стран евроатлантической цивилизации, которые отличает отрицание способности науки давать объективное знание, открывать закономерности и причинные связи, выступающих за решительный разрыв с предшествующей культурной традицией, определяется термином...

а) постмодернизм;

б) традиционализм;

в) популизм;

г) плюрализм.

39. Из представленного перечня исключите философа, не относящегося к теоретикам постмодернизма:

а) З. Бжезинский;

б) Ж. Бодрийяр;

в) Ж.-Ф. Лиотар;

г) Ж. Делёз.

40. Из представленного перечня исключите характеристику, не относящуюся к культуре постмодерна:

а) релятивизм;

б).переход от деятельности по творению к деятельности по поводу деятельности;

в) доминантой духовной жизни является религия;

г) в культурной сфере господствует массовая культура, а в ней – мода и реклама.

Наши рекомендации