Все структурные элементы работы и главы ее основной части начинаются с новой страницы. Расстояние заголовком и текстом должно быть 1,5 интервала.

Методические указания

по выполнению домашней контрольной работы для обучающихся всех специальностей

заочной формы обучения

по дисциплине «ИСТОРИЯ»

Волхов

СОДЕРЖАНИЕ

Введение
1. Цели методических указаний
2.Тематический план и содержание учебной дисциплины «История»
3. Общие методические указания по выполнению контрольной работы  
3.1. Общие положения
3.2. Требования к структуре домашней контрольной работы
3.3. Требования к оформлению контрольной работы
3.4. Консультации
3.5.Требования к выбору варианта домашней контрольной работы
4. Темы контрольной работы и указания по их выполнению
5. Критерии оценки домашней контрольной работы
Заключение
Список источников
Приложение

ВВЕДЕНИЕ

Федеральным государственным образовательным стандартом СПО предусмотрено изучение Истории как обязательной дисциплины, учебном планом отведено для изучения истории на заочном отделении - 6 ч. аудиторных и 66 ч. самостоятельной работы, в том числе выполнение одной домашней контрольной работы в письменной форме.

Данные методические указания предназначены для выполнения домашней контрольной работы по курсу «История» студентами заочной формы обучения колледжа по всем специальностям.

Пособие составлено в соответствии с рабочей программой дисциплины «История» и охватывает следующие разделы (табл. 1):

Раздел 1.Развитие СССР и его место в мире в 1980-е.

Раздел 2.Россия и мир в конце XX - начале XXI века.

Особенностью данного методического пособия является то, что в нем объединены темы по истории России и истории зарубежных стран, что позволит студентам сформировать представления об особенностях развития современной России и мира на основе осмысления важнейших событий и проблем российской и мировой истории последней четверти XX – н. XXI вв.

Контрольная работа как одна из форм проверки и оценки усвоенных знаний, уровня самостоятельности и активности студентов в учебном процессе предусматривает выявление знаний по определенной теме (разделу) и понимание сущности изучаемых предметов и явлений, их закономерностей, умения самостоятельно делать выводы и обобщения. Методическое пособие обеспечивает доступ к современному учебному материалу через ссылки и адреса Интернет-ресурсов.

Методические указания включают в себя общие методические рекомендации по выполнению домашней контрольной работы, приведен тематический план и содержание всего курса, описана структура и подробно объяснено оформление контрольной работы. Кроме того, в пособии описан порядок выбора варианта контрольной работы, даны критерии ее оценки. Очень важно, что к каждой теме предложен план и теоретические пояснения для того, чтобы правильно и полно раскрыть выбранную тему. В методических указаниях дан список рекомендуемой литературы, перечислены Интернет-ресурсы, в Приложении приводится образец титульного листа и примеры библиографического описания книг, статей из периодических изданий, электронных ресурсов.

Выполнение всех указаний методического пособия поможет студенту-заочнику выполнить успешно контрольную работу и содействовать формированию общих компетенций: осуществление поиска и использования информации, необходимой для эффективного проявления профессиональных задач, профессионального и личностного развития, организация собственной деятельности, самообразование, владение информационной культурой, анализ и оценка информации с использованием информационно-коммуникационных технологий.

В условиях отсутствия учебно-методического обеспечения реализации дисциплины «История» согласно ФГОС СПО третьего поколения данное методическое пособие может быть полезно для преподавателей истории.

  1. ЦЕЛИ МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ

Основная цель данных методических указаний – помочь студентам заочной формы самостоятельно выполнить домашнюю контрольную работу по Истории, предусмотренную учебным планом специальности согласно федерального образовательного стандарта, что поможет освоить программу дисциплины «История» для формирования представлений об особенностях развития современной России на основе осмысления важнейших событий и проблем российской и мировой истории последней четверти XX – начала XXI вв.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

- ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и мире;

- выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально- экономических, политических и культурных проблем.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

- основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже веков (XX и XXI вв.);

- сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX - начале XXI в.;

- основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира;

- назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основные направления их деятельности;

- о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций;

- содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения.

2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ИСТОРИЯ»

Таблица 1. Тематический план и содержание дисциплины

Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся Объем часов при очной форме Объем часов при заочной форме
Раздел 1. Развитие СССР и его место в мире в 1980-е  
Тема 1.1. Основные тенденции развития СССР к 1980-м гг. Содержание учебного материала        
Внутренняя политика государственной власти в СССР к началу 1980-х гг. Особенности идеологии, национальной и социально-экономической политики. Культурное развитие народов Советского Союза и русская культура. Внешняя политика СССР. Отношения с сопредельными государствами, Евросоюзом, США, странами «третьего мира».  
Тема 1.2. Дезинтеграционные процессы в России и Европе во второй половине 80-х гг. Содержание учебного материала  
Политические события в Восточной Европе во второй половине 80-х гг. Отражение событий в Восточной Европе на дезинтеграционных процессах в СССР. Ликвидация (распад) СССР и образование СНГ. Российская Федерация как правопреемница СССР.
Самостоятельная работа студентов. Выполнение одной из тем домашней контрольной работы: Тема 1. Распад СССР. Формирование ближнего зарубежья. Тема 2-7. Россия и страны СНГ в период после распада Советского Союза. Экономика и политика  
Раздел 2. Россия и мир в конце XX - начале XXI века  
Тема 2.1. Постсоветское пространство в 90-е гг. XX века Содержание учебного материала    
Локальные национальные и религиозные конфликты на пространстве бывшего СССР в 1990-е гг. Участие международных организаций (ООН, ЮНЕСКО) в разрешении конфликтов на постсоветском пространстве. Российская Федерация в планах международных организаций: военно-политическая конкуренция и экономическое сотрудничество. Планы НАТО в отношении России.  
Тема 2.2. Укрепление влияния России на постсоветском пространстве Содержание учебного материала  
Россия на постсоветском пространстве: договоры с Украиной, Белоруссией, Абхазией, Южной Осетией и пр. Внутренняя политика России на Северном Кавказе. Причины, участники, содержание, результаты вооруженного конфликта в этом регионе. Изменения в территориальном устройстве Российской Федерации.
Самостоятельная работа студентов по выполнению одной из тем домашней контрольной работы: Тема 8-9. Миссия сверхдержав. Назначение ООН. НАТО, ЕС. Тема 27. Международные конфликты после распада СССР. Темы 33-34. Региональные конфликты с глобальными последствиями Темы 35-36. Этнические и межнациональные конфликты в России и странах СНГ (к. XX – н. XXI в.) Тема 39-40. ООН – важнейший международный институт по поддержанию и укреплению мира. Тема 43. Интеграционные процессы на постсоветском пространстве.
Тема 2.3. Россия и мировые интеграционные процессы Содержание учебного материала    
Расширение Евросоюза, формирование мирового «рынка труда», глобальная программа НАТО и политические ориентиры России. Формирование единого образовательного и культурного пространства в Европе и отдельных регионах мира. Участие России в этом процессе.
Тема 2.4. Развитие культуры в России Содержание учебного материала  
Проблема экспансии в Россию западной системы ценностей и формирование «массовой культуры». Тенденции сохранения национальных, религиозных, культурных традиций и «свобода совести» в России. Идеи «поликультурности» и молодежные экстремистские движения.
Самостоятельная работа студентов по выполнению одной из тем домашней контрольной работы: Тема 10-11. Глобализация. Экономическая и политическая интеграция на рубеже XX – XXI веков. Тема 12-14. США и страны Западной Европы: политическое и экономическое развитие. Тема 15-17. Интеграционные процессы Евроатлантической цивилизации. НАФТА. НАТО. ОБСЕ. ЕС. Тема 18. Модели развития стран Юго-Восточной Азии в к. XX – н. XXI веков. Тема 19. Китай: непростой путь от региональной к глобальной державе. Тема 20. Страны Юго-Восточной Азии на рубеже XX – XXI веков. Тема 21. Страны Ближнего Востока на рубеже XX – XXI веков. Тема 22. Страны Северной Африки и Ближнего Востока на рубеже XX – XXI веков. Тема 23. Основные процессы и направления в развитии стран Латинской Америки. Тема 24. Актуальные проблемы интеграции России в мировую экономическую систему Тема 26. Международные отношения в конце ХХ-ХХI века Темы 28-29. Вооруженные межгосударственные и межэтнические конфликты на Африканском континенте и Ближнем Востоке. Тема 30. Война США и НАТО в Афганистане и Ираке. Тема 31-32. Межнациональные и конфессиональные конфликты в странах Запада. Тема 35-36. Региональные конфликты с глобальными последствиями. Тема 37. Иллюзия утраченных угроз. Тема 38. Глобальная безопасность: кто и кому и чем угрожает в современном мире. Тема 39. Назначение ООН и основные направления ее деятельности. Тема 40. ООН – важнейший международный институт по поддержанию и укреплению мира Тема 41. НАТО – военно-политическая организация Североатлантики. Тема 42. ЕС как высшая форма экономической и политической интеграции европейских государств. Тема 44. Международное взаимодействие народов и государств в современном мире. Тема 45. Роль науки в развитии человечества. Тема 46. Гражданское общество и церковь в конце XX – начале XXI века. Тема 47. Универсализация мировой культуры и рост значимости ее национальных особенностей в современном мире.
Тема 2.5. Перспективы развития РФ в современном мире Содержание учебного материала    
1. Перспективные направления и основные проблемы развития РФ на современном этапе. 2. Территориальная целостность России, уважение прав ее населения и соседних народов – главное условие политического развития. 3. Инновационная деятельность – приоритетное направление в науке и экономике. 4. Сохранение традиционных нравственных ценностей и индивидуальных свобод человека – основа развития культуры в РФ.    
Самостоятельная работа студентов по выполнению одной из тем домашней контрольной работы: Тема 25. Модернизация экономики России как условие национальной безопасности государства. Тема 48. Признаки новой экономической эпохи. Роль науки, культуры и религии в сохранении укреплении национальных и государственных традиций в России и мире. Тема 49. Историческое перепутье России. Тема 50. Понятие национальных задач. Спектр национальных задач России.    
Итоговое повторение. Контрольная работа
Всего:
         

3. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

3.1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Домашняя контрольная работа выполняется в соответствии с Письмом МОРФ от 30.12.1999 г. № 16-52-290 ин/16-13 «О рекомендациях по организации учебного процесса по заочной форме обучения в образовательных учреждениях среднего профессионального образования».

Каждый студент - заочник обязан выполнить домашнюю контрольную работу строго в соответствии со своим вариантом, и в срок, установленный графиком учебного процесса, предоставить работу на заочное отделение для проверки.

Домашняя контрольная работа должна носить самостоятельный харак­тер. Самостоятельность выполнения работы способствует углубленному изучению дисциплины, вырабатывает умение обобщать изучаемый материал, анализировать и ар­гументировать выводы, позволяет точно и грамотно излагать свои мысли.

Чтобы успешно выполнить домашнюю контрольную работу по истории, нужно:

1. Ознакомиться с тематическим планом и содержанием программы (раздел 2 пособия).

2. Выбрать из предложенных вариантов таблицы 2 одну тему.

3. Внимательно ознакомиться с методическими указаниями по выполнению домашней контрольной работы, в которых изложены основные требования, предъявляемые к контрольной работе.

4. Составить список источников по теме, используя предложенную литературу и подобрав дополнительные источники, в том числе и Интернет-ресурсы.

5. Изучить тему по предложенному плану, ознакомившись с рекомендациями. Вопросы плана носят обобщающий характер, ориентируют студента на четкий ответ как результат анализа изучаемого материала (раздел 4).

6. Дать свою оценку рассматриваемой теме, отразить ее в работе (это учитывается при оценке контрольной работы).

7. Оформить работу в соответствии с установленными требованиями (раздел 3.2 – 3.3 пособия).

8. Сдать контрольную работу на рецензию (раздел 3.6 пособия).

3.2. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ДОМАШНЕЙ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

Домашняя контрольная работа состоит из титульного листа, содержания, введения, вопросов плана основной части, заключения, списка использованной литературы и приложений (если есть).

Титульный лист оформляется в соответствии с установленными требованиями (приложение 1). В содержании перечисляются разделы контрольной работы: введение, план основной части, заключение, список использованной литературы с указанием страниц. Введение отражает актуальность темы, т.е. почему возникла необходимость в изучении предложенной темы. Следует написать, какое значение имеет тема для развития современного общества, какие проблемные вопросы затрагивает в изучаемой дисциплине. Какое теоретическое и практическое значение имеет изучаемая тема. (Объем введения 1 стр. печатного текста или 2 стр. рукописного текста).

Основная часть раскрывает содержание работы и подразделяется на отдельные пункты, которые оформляются в виде плана работы. Каждый пункт плана следует начинать писать с нового листа. Основная часть должна отражать краткую историю проблемы. По возможности следует оценить степень изученности проблемы разными авторами, рассмотреть теоретические и практические решения по проблеме, освещенные в научной литературе. В процессе изучения различных литературных источников, очень важно найти сходство и различия точек зрения разных авторов, дать их анализ и обосновать свою точку зрения. В конце необходимо сделать выводы и отразить современные взгляды ученых на решение проблемных вопросов.

(Объем основной части составляет 10-12 стр. печатного текста или 15 стр. рукописного текста)

Заключение содержит основные выводы, к которым студент пришел в ходе работы. Можно изложить свое отношение к выполненной работе (что было трудно, что нового для себя открыл). Заключение должно начинаться со слов «таким образом», «итак».

(Объем заключения 1 стр. печатного текста или 2 стр. рукописного текста).

Список использованной литературы оформляется согласно требованиям, указанным в Приложении 2. Обратите внимание, если при написании контрольной работы использовались нормативно - правовые документы (например: Конституция РФ, «Закон об образовании»), то их следует писать в начале списка использованной литературы, а затем остальной список в алфавитном порядке. Список использованной литературы в домашней контрольной работе должен содержать не менее пяти источников.

В приложениях помещают дополнительные материалы: таблицы, схемы, графики, фотографии и т.д. Каждое приложение должно оформляться на новом листе, при этом в правом верхнем углу листа пишут слово Приложение и если приложений более одного, указывают его номер (например: Приложение 1, Приложение 2). Рисунки, схемы, графики и таблицы должны быть подписаны. При этом рисунки, схемы и графики подписывают снизу по центру, а таблицы сверху по центру.

Ссылки на приложения в тексте обязательны, количество приложений не ограничено.

ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

Контрольная работа выполняется в ученической тетради в клетку темными чернилами (синими, черными, фиолетовыми) через строчку. Страницы тетради нумеруются. На каждой странице следует оставлять поля шириной 4 см, а в конце тетради - 1-2 свободные страницы для написания рецензии (заключения) преподавателя.

В связи с достаточно активным использованием студентами персональных компьютеров разрешается выполнять контрольную работу в печатном виде, однако ее оформление также должно соответствовать существующим стандартам.

Работа выполняется аккуратно на листе формата А4 стандартным 14-м шрифтом с полуторным интервалом. Используются шрифт Times New Roman. Заголовки выделяют заглавными буквами. Границы полей: левое – 3 см, правое – 1,5 см, нижнее и верхнее – 2 см. Текст печатается черным цветом.

В работе не должно быть помарок, перечеркивании. Опечатки, опи­ски и графические неточности исправляются подчисткой или закрашива­нием белой краской и нанесением на том же месте исправленного изобра­жения машинописным способом, либо от руки чернилами того же цвета, что и исправляемый оригинал.

Титульный лист работы должен быть оформлен в соответствии с утвержденной формой. При регистрации контрольной работы титульный лист подписывается заведующим учебной частью заочного отделения, с указанием даты сдачи работы.

Заголовки (названия пунктов плана) оформляются прописными буквами без подчеркивания и без точки в конце, по центру страницы и соответствуют названиям пунктов плана домашней контрольной работы.

Текст работы должен быть логически выстроен и точно изложен, чтобы преподавателю был ясен весь ход рассуждения. Ответы на поставленные вопросы должны быть изложены научным языком, с применением терминологии, принятой в изу­чаемой дисциплине. Каждый пункт плана должен заканчиваться выводом и логическим переходом к следующему пункту, чтобы не терялся ход вашего рассуждения об исследуемой проблеме. Сокращения слов и подчеркивания в тексте не допускаются.

Если в домашней контрольной работе приводится цитаты или отрывок из источника, то это должно сопровождаться сносками, которые оформляются в виде библиографических ссылок. Ссылка на источник, откуда была взята информация для написания домашней контрольной работы, должна проставляться в тексте сразу после ее изложения в виде квадратных скобок, в которых содержится порядковый номер источника в списке использованной литературы и страница, с которой взята информация.

Например: Как писал автор учебника «История», В.В. Артемов, «в истории, в отличие от многих других наук, имеется «ахиллесова пята»: объект исторической науки – прошлое – можно назвать нереальной реальностью» [1, С. 5].

Где 1 - номер книги (в списки использованной литературы под номер 1 идет учебник В.В. Артемова, История), а С.5 - это страница учебника, откуда была взята информация.

В тексте контрольной работы допускается размещать таблицы, если они содержат цифровой материал, не большие по объему, носящие справочный характер. Если в тексте несколько таблиц, то они должны иметь сквозную нумерацию. Ссылки на таблицы в тексте обязательны. Если в тексте только одна таблица, ее не нумеруют и слово «Таблица» не пишут.

При окончательном оформлении текста необходимо рассчитывать его объем и равномерно распределять текст на странице. Не допускается переносить одно слово, одно предложение или половину предложения на следующую страницу, если пункт плана закончен, и вы переходите к написанию следующего пункта плана, который необходимо начинать с новой страницы.

На каждую контрольную работу преподаватель дает письменное заключение (рецензию) и выставляет оценки «зачтено» или «незачтено». Незачтенная работа возвращается студенту с подробной рецензией, содержащей рекомендации по устранению недостатков.

При получении проверенной контрольной работы студент должен внимательно ознакомиться с исправлениями, прочитать рецензию (заключение) преподавателя, сделать работу над ошибками и повторить недостаточно усвоенный материал в соответствии с рекомендациями преподавателя. После этого студент выполняет работу повторно и отсылает вместе с первой на проверку.

3.4. КОНСУЛЬТАЦИИ

При возникновении трудностей при выполнении контрольной работы студент может обратиться за помощью к преподавателю для разъяснения сложных вопросов (раздел 4 пособия), получив письменные или устные консультации.

3.5. ТРЕБОВАНИЯ К ВЫБОРУ ВАРИАНТА ДОМАШНЕЙ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

Контрольная работа составлена в 50 вариантах. Чтобы определить тему контрольной работы, необходимо знать свой шифр, т.к. номер варианта контрольной работы - это две последние цифры шифра студента-заочника и воспользоваться помощью табл. 2. По вертикали "А" данной таблицы размещены цифры 1-9, каждая из которых соответствует предпоследней цифре шифра, а по горизонтали "Б" размещены цифры от 0 до 9, соответствующие последней цифре шифра.

Пересечение вертикальной и горизонтальной линий определяют клетку с номерами тем контрольной работы. Например, шифр студента-заочника 34: эти две последние цифры определяют вариант контрольной работы. Пересечение 1-ой строки (цифра 3) и столбца (цифра 4) определяют клетку с номерами тем контрольной работы (35 и 19). Студент выбирает один из вариантов (35 или 19).

Таблица 2. Распределение тем контрольной работы по вариантам

  А Последняя цифра шифра студента (Б)
Все структурные элементы работы и главы ее основной части начинаются с новой страницы. Расстояние заголовком и текстом должно быть 1,5 интервала. - student2.ru Б Все структурные элементы работы и главы ее основной части начинаются с новой страницы. Расстояние заголовком и текстом должно быть 1,5 интервала. - student2.ru
Предпоследняя цифра шифра студента (А)

4. ТЕМЫ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ И УКАЗАНИЯ ПО ИХ ВЫПОЛНЕНИЮ

После распада СССР

План

1. Интеграционные процессы бывших республик СССР: Беловежское соглашение и создание СНГ.

2. Экономическое сотрудничество – ЕврАзЭС.

3. Военно-политическое сотрудничество – ОДКБ.

При работе над темой особое внимание следует обратить на переосмысление исторического пути советского общества, новые явления в политике КПСС, политические реформы, рост идейно-политических противоречий в обществе, которые привели к краху Советского Союза. И с другой стороны, поможет разобраться в предпосылках и причинах, вызвавших необходимость создания СНГ. Хронику тех событий можно проследить и оценить, просмотрев видеосюжет «Распад СССР и создание СНГ», перейдя по гиперссылке http://www.1tv.ru/news/social/193141.

Итогом рассмотрения темы должно стать формирование представления о процессе интеграции России и бывших республик Советского Союза по вопросам экономики и политики.

Студент должен при изучении первого вопроса раскрыть не столько процесс развала СССР, сколько показать интеграцию бывших республик единого государства, начиная с принятия решения о создании СНГ в Белоруссии главами государств России, Украины и Белоруссии.

По второму вопросу следует упомянуть о создании Департамента экономического сотрудничества и интеграции со странами СНГ как структурного подразделения центрального аппарата Минэкономразвития России, но рекомендуется рассмотреть его через деятельность ЕврАзЭС.

По третьему вопросу нужно добиться понимания неоднозначности итогов «нового политического мышления» и возможности наладить военно-политические отношения с помощью ОДКБ – Организации договора о коллективной безопасности. Следует пояснить положение о том, что в случае игнорирования нашей страной процессов политической интеграции, ее место в соседних странах попытается занять другое государство (например, США) или межгосударственное объединение, что создает угрозу вытеснения России из ближнего зарубежья.

Литература

1. Кара-Мурза, С. Куда идем? Беларусь, Россия, Украина /С. Кара-Мурза, С.Г. Мусиенко.- М.: Эксмо; Алгоритм, 2009. - 336 с. (Серия: Политический бестселлер)

2. История современной России, 1991-2003: учеб. пособие /В.И. Короткевич. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2008. – 293 с.

3. Левандовский, А.А. История России ХХ – начало ХХI века: учеб. для 11 кл. / А.А. Левандовский. – М.: Просвещение, 2008. – 383 с.

4. Россия и мир в XX - нач. XXI вв.: учебник /Под ред. Алексашкиной Л.Н. – М.: Просвещение, 2008. - 432 с.

Тема 6. Содружество Независимых Государств (СНГ) как способ интеграции после распада СССР

План

1. Образование СНГ: процесс становления и развития.

2. Направления взаимодействия стран СНГ.

3. Место России и других стран СНГ в мировом сообществе.

Каким образом, и в каких документах были определены принципы взаимоотношений стран СНГ? При работе над первым вопросом, обратите внимание на сложности и противоречия процесса становления и развития Содружества. С чем это было связано? Что подталкивало бывшие союзные республики к поиску путей и форм сближения? Какие шаги в этом направлении были предприняты в 1994-2002 гг.? Обратите внимание на позицию Казахстана, Белоруссии, Таджикистана и Украины. Хронику тех событий можно проследить, просмотрев видеосюжет «Распад СССР и создание СНГ», перейдя по гиперссылке http://www.1tv.ru/news/social/193141.

Что способствовало развитию сотрудничества РФ со странами «ближнего» зарубежья? Какие трудности существовали? Каковы, на Ваш взгляд, основные итоги исторического пути, пройденного нашими странами с момента образования СНГ и до наших дней? Определите перспективы развития СНГ в XXI веке.

По второму вопросу раскройте основные направления сотрудничества стран СНГ: политическое, экономическое, военное, культурное. Особое внимание обратите на роль экономического фактора интеграции стран Содружества. Охарактеризуйте стратегию РФ по отношению к странам СНГ. Каковы первые результаты ее реализации? Какие международные организации, с какой целью были образованы в СНГ?

Что представляет собой проблема беженцев? В связи, с чем она возникла?

Определите характерные черты культурного взаимодействия.

Каково место России и других стран СНГ в мировой иерархии стран? Что означает для стран СНГ превращение в мировую периферию? Объясните, почему только тесное интегрирование стран СНГ может обеспечить им достойное место в мировом иерархическом разделении государств. Каковы тенденции развития отношений России со странами СНГ в начале XXI века? Какие основные закономерности превращения мира в целостность можно выделить на примере СНГ?

Литература

1. Артемов, В.В. История: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений /В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 448 с.

Тема 9. Миссия сверхдержав

План

1. США и принципы экзаменатора и двойных стандартов.

2. Россия и Китай. Сосредоточение условий для собственного экономического прорыва.

3. Россия и ее идеология многополярного мира.

В результате работы над темой студент должен получить четкие представления о понятии «сверхдержава», основных тенденциях развития США, России и Китая в ХХ -XXI вв., знать специфику и особенности развития этих стран.

По первому вопросу сначала нужно дать определение термина «сверхдержава», чтобы на примере США рассмотреть основные черты, характеризующие это понятие (крупнейшая в мире экономика, мощнейшие в мире вооруженные силы, крупнейший ядерный арсенал, передовая наука и технология, включая самую затратную космонавтику; владение главной мировой резервной валютой и др.) При рассмотрении вопроса главное, на что обращается внимание – это США как единственная сверхдержава мира, использующая принципы экзаменатора и двойных стандартов. Обоснуйте свою точку зрения на существующее мнение некоторых экспертов, утверждающих, что США могут потерять статус сверхдержавы в ближайшее время, либо уже потеряли. Учитывайте при рассмотрении вопроса, что хотя США сохранили экономическую и политико-военную мощь после советско-американской холодной войны и распада СССР, их статус как единственной сверхдержавы часто оспаривается или не приветствуется многими странами и политиками.

В последнее время в научных публикациях по международной тематике можно наблюдать новый виток интереса к изучению международных прецедентов «мировых экономических чудес». Эволюция международных отношений в ХХI в. предложила исследователям свежую почву для размышлений, продемонстрировав бурное развитие региональных держав и представив миру новое геополитическое образование, получившее с легкой руки аналитиков из «Голдман Сакс» название БРИК в соответствии с первыми буквами четырех выделенных ими стран (Бразилия, Россия, Индия и Китай). По их мнению, каждое из четырех государств, помимо впечатляющего экономического роста, обладает особым конкурентным преимуществом в системе мирохозяйственных связей. Студент должен на примере России и Китая продемонстрировать модели экономического прорыва. Многие политологи, историки называют Россию и Китай – потенциальными сверхдержавами мира. Россия, располагая обширными запасами минеральных ресурсов, является их крупным мировым экспортером. Китай известен своими дешевыми трудовыми ресурсами, в силу чего стал крупнейшей в мире страной сборки и изготовления товаров многих западноевропейских и американских ТНК. Для всестороннего рассмотрения вопроса рекомендуется ознакомиться с дополнительным материалом – статьей и фотографиями А.Н.Анисимова «Китай - скрытая сверхдержава», перейдя по ссылке http://www.zanauku.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=4699&Itemid=36, а также «Постскриптум с Алексеем Пушковым. Восход новой сверхдержавы» http://video.mail.ru/mail/pvo53nov/5633/5600.html.

По третьему вопросу необходимо представить Россию на международной арене, с ее идеологией многополярного мира. Рассмотрите разные позиции стран мира на проводимый Россией курс, в соответствии с этой идеологией, в международных отношениях. Является ли современная Россия сверхдержавой и конкурентом Америке? В чём и как мы продолжаем соревноваться с США? Как нас воспринимает западный мир? Может ли Россия вернуть былое величие? На эти вопросы поможет ответить материал видео, просмотреть которое нужно перейдя по ссылке http://rutube.ru/video/a89235d9930d4b26b6a 95 85ddfd8b453/.

Литература

6. Богатуров, А.Д., Аверков В.В. История международных отношений. 1945-2008: Учеб. пособие для студентов вузов /А.Д. Богатуров.–М.: Аспект Пресс, 2010.–520 с.

Литература

Литература

1. Дергачев, В.А. Глобалистика / В.А. Дергачев - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - 303 с.

2. Строганов, А. И. Новейшая история стран Латинской Америки: учеб. пособие. / А. И. Строганов. – М.: Высш. шк., 1995.– 415 с.

Литература

Литература

1. Загладин, Н. Новейшая история зарубежных стран. XX век: Учебник / Н. Загладин М.: ООО «Торгово-издательский дом «Русское слово - PC», 1999. - 352 с.

2. Слипчинко, В.И. Войны шестого поколения /В.И. Слипчинко - М.: Вече, 2002 г.–384 с.

3. Обществознание: глобальный мир в XXI веке / Л. В. Поляков, В. В. Федоров [и др.]; под ред. Л.В. Полякова.-М.: Просвещение, 2007.-367 с.

4. Пядышев, Б. Военные аспекты международной безопасности /Б.Пядышев // Международная жизнь. – 1996. - №7, С. 88-97.

Интернет – ресурсы

1.

1. Агранат, Д. Л. Гражданское общество в России: проблемы становления: //Гражданское общество в эпоху глобальной информатизации: материалы Международной молодёжной научной конференции, 20–21 нояб. 2009 г. / Московский гуманитар. университ. М., 2009 URL: http://rikmosgu.ru/students/informatization/Agranat/ (дата обращения: 18.06.2012).

  1. Библиотека военно-исторической литературы: http://militera.lib.ru/index. html.
  2. Библиотека учебной и научной литературы: http://sbiblio. com/biblio/archive/ garadzha_ religion/ec6.aspx.
  3. Валлерстайн, И. Миросистемный анализ.- http: www/nsu.ru/filf/ rpha/papers/geoecon/ waller/htm.
  4. Всемирная история и История России. Хронология, библиотека, статьи. Карты. Рефераты. Экзамены:www.istorya.ru.
  5. Всемирная, мировая история: www.history-mir.ru.
  6. Журнал «Россия в глобальной политике»: http://www.globalaffairs.ru.
  7. Исторический портал:http://www.hrono.ru.
  8. Народы и религии мира. http:/www/cbook.ru/peoples/index/welcome/shtml
  9. Официальный сайт Евросоюза:http://europa.eu/index_en.htm.
  10. Официальный сайт Совета безопасности России: http://www.scrf.gov.ru
  11. Поляков, Л.В. О методологии макрополитического анализа.-http:www/gournal-apologia.ru/rnews/html?id=482@id_issue=161.
  12. Портал МИД России http://www.mid.ru.
  13. Портал «Перспективы. Фонд исторической перспективы»: www.perspectivy.info.ru.
  14. Портал Правительства России: http://government.ru.
  15. Портал Президента России: http://kremlin.ru.
  16. Проект всемирная история «Хронос» - в Интернете: www. hrono.ru.
  17. Публикации научно-образовательного форума по международным отношениям на сайте: http://www.obraforum.ru/pubs.htm.
  18. Сайт «Советский Союз»: www. slava-cccp.narod.ru.
  19. Свободная энциклопедия Википедия http://ru.wikipedia.org.
  20. Официальный Интернет-сайт Совета Россия-НАТО:http://www.nato.int/ cps/ru/ natolive/topics_51105.htm.
  21. Североатлантический договор. Комментарий д.ю.н., проф. Кашкина С.Ю., к.ю.н. Калиниченко П.А. на сайте Московской Государственной Юридической Академии. Кафедра права Европейского Союза, Центр права Европейско
  22. Наши рекомендации