Модуль: темы № 22-28 (8 практических занятий).

Тема 22. ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

(1 п.з.: 4 балла)

ПЛАН

1. Понятие юридической ответственности, ее признаки, разграничение с другими видами социальной ответственности.

2. Основания юридической ответственности: нормативное и фактическое. Цели, функции и принципы: юридической ответственности.

3. Виды и меры юридической ответственности. Особенности юридической ответственности физических и юридических лиц и государства.

4. Обстоятельства, исключающие юридическую ответственность. Основания освобождения от юридической ответственности и от наказания.

Задание для подготовки к занятию:

Составить тестовые задания по изученному в рамках темы материалу.

Форма контроля: тестирование.

В результате проведения данного практического занятия студенты приобретают следующие компетенции: ОК - 1; ОПК – 5; ПК- 2; ПК- 6; ПК- 15.

1. Юридическая ответственность — это мера государственного принуждения, применяемая за совершенное правонарушение, состоящая в лишении или ограничении прав виновного. Она характеризуется определенными признаками, позволяющими ее разграничить с другими видами социальной ответственности. Следует проанализировать эти признаки.

Многие авторы предлагают различать позитивную и негативную юридическую ответственность. Первый вид ответственности, как правило, вытекает непосредственно из закона (правовой обязанности) и осуществляется в рамках общих правоотношений. Ее назначение — направить поведение субъектов права в необходимом для общества и государства направлении. Второй — возникает из факта правонарушения и представляет собой неблагоприятные последствия для правонарушителя. Этот вид ответственности осуществляется в рамках охранительных правоотношений.

2. Юридическая ответственность возникает только на основе норм права. Норма права выступает нормативным основанием юридической ответственности. Юридическая ответственность возникает лишь за совершенное правонарушение, которое выступает фактическим основанием юридической ответственности. Юридическая ответственность преследует следующие цели: 1) защиту правопорядка и 2) воспитание граждан в духе уважения к праву, закону; 3) предупреждение совершения правонарушений. С целями юридической ответственности тесно связаны ее функции: карательная, компенсационная, воспитательная, предупредительная (профилактическая). Реализации указанных целей и принципов служат принципы юридической ответственности: законность, обоснованность, справедливость, целесообразность, неотвратимость. Следует раскрыть данные цели, функции и принципы юридической ответственности.

3. Меры юридической ответственности предусмотрены санкциями конкретных правовых норм. Меры юридической ответствености не следует смешивать с другими мерами государственного принуждения — мерами защиты нарушенных субъективных прав, мерами пресечения, мерами процессуального обеспечения и другими.

По содержанию санкций выделяют штрафную и правовосстановительную юридическую ответственность. По форме осуществления различают ответственность, осуществляемую в судебном, административном, ином порядке. По отраслевому признаку различают конституционную, уголовную, административную, гражданскую, дисциплинарную, материальную и некоторые иные виды ответственности. Конституционная ответственность имеет специфические черты, главными из которых являются основания ее применения и санкции. Данная ответственность применяется не только за совершение правонарушения (виновного общественно опасного деяния), но и за нарушение права. Среди мер конституционной ответственности можно выделить: отставку Правительства или отдельных его членов; признание неконституционными правовых актов.

Главным в уголовной ответственности является уголовное наказание. Исчерпывающий перечень наказаний содержится в УК РФ. Административная ответственность близка к уголовной ответственности, но не является столь жесткой и не влечет за собой судимости, как уголовная. Дисциплинарная ответственность применяется за нарушение служебной, учебной, трудовой, воинской дисциплины. Основанием ее применения является нарушение дисциплины. Гражданско-правовая ответственность — это ответственность, устанавливаемая в основном нормами гражданского права. Она наступает за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, возложенных на субъекта гражданско-правовых отношений. Гражданско-правовая ответственность является восстановительной ответственностью, поскольку предусматривает восстановление нарушенных прав. К гражданско-правовой ответственности близко примыкает материальная ответственность рабочих и служащих за материальный (имущественный) вред, причиненный ими предприятию, учреждению, организации, с которыми они состоят в трудовых отношениях. Этот вид ответственности предусматривается в трудовом законодательстве. Налоговая ответственность применяется в сфере налогообложения и налогового контроля за совершение налогоплательщиком налогового правонарушения.

4. К обстоятельствам, исключающим юридическую ответственность, относятся: невменяемость (недееспособность), недостижение физическим лицом возраста юридической ответственности и др.

Под основанием освобождения от юридической ответственности понимается наличие возможности в предусмотренных законом случаях не применять к правонарушителю установленные санкции. Освобождение от юридической ответственности является результатом реализации действующих принципов права: гуманизма, справедливости, законности, демократизма. Вместе с тем, освобождение от юридической ответственности — это исключение из общего правила, согласно которому каждое правонарушение должно быть установлено, а каждый правонарушитель должен быть привлечен к ответственности. Наиболее четко оно регламентировано в уголовном, гражданском, административном и трудовом законодательстве. В действующем УК РФ имеется специальный раздел «Освобождение от уголовной ответственности и от наказания», в котором в ст. 75—78 предусмотрены условия освобождения от уголовной ответственности: в связи с деятельным раскаянием, в связи примирением с потерпевшим, в связи с изменением обстановки и в связи с истечением сроков давности. УК РФ также предусматривает условия и обстоятельства освобождения от наказания: условно-досрочное освобождение от отбывания наказания (ст. 79), освобождение от наказания в связи с болезнью (ст. 81), освобождение от отбывания наказания в связи с истечением сроков давности обвинительного приговора суда (ст. 83). Уголовное законодательство предусматривает также освобождение от уголовной ответственности и наказания в силу акта амнистии (ст. 84) или акта помилования (ст. 85). В трудовом законодательстве также предусматривается возможность освобождения от юридической ответственности и наказания. Так, администрация предприятия, учреждения может вместо применения дисциплинарного взыскания передать вопрос о нарушении трудовой дисциплины на рассмотрение трудового коллектива. Случаи освобождения от юридической ответственности предусматриваются нормами гражданского права. Так, ст. 1067 ГК РФ предусматривает возможность освобождения от возмещения вреда лица, причинившего этот вред в состоянии крайней необходимости. Освобождение от юридической ответственности следует отличать от ее исключения (недопущения). Принципиальное различие заключается в том, что освобождение от юридической ответственности возможно тогда, когда правонарушение имело место, оно было совершено, а исключение (недопущение) юридической ответственности характеризует правовую ситуацию в случаях отсутствия состава правонарушения, хотя его формальные признаки объективно имеются. Так, УК РФ прямо предписывает, что не является преступлением причинение вреда посягающему лицу в состоянии необходимой обороны, при его задержании для доставления органам власти. Не является преступлением и исключает уголовную ответственность неисполнение заведомо незаконных приказа или распоряжения, неустранимое физическое или психическое принуждение, обоснованный риск, крайняя необходимость.

Вопросы для самоконтроля:

1. Что такое юридическая ответственность? Чем она отличается от иных видов социальной ответственности?

2. Назовите основания юридической ответственности. Определите цели, функции и принципы юридической ответственности.

3. Раскройте содержание видов и мер юридической ответственности.

4. Проанализируйте обстоятельства, исключающие юридическую ответственность, и основания освобождения от юридической ответственности.

Тема 23. ПРАВОСОЗНАНИЕ И ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА

(1 п.з.: 4 балла)

ПЛАН

1. Понятие правосознания и его структура. Правовая идеология. Правовая психология. Функции правосознания. Виды и уровни правосознания. Правосознание юристов.

2. Понятие правовой культуры, ее структура, функции и роль в формировании гражданского общества и правового государства.

3. Правовой нигилизм: понятие, структура, формы проявления. Причины распространения правового нигилизма и пути его преодоления.

4. Правовой идеализм: понятие, причины и формы проявления, средства преодоления.

Задание для подготовки к занятию:

Подготовить сообщение для участия в дискуссии по теме круглого стола.

Форма контроля: круглый стол.

В результате проведения данного практического занятия студенты приобретают следующие компетенции: ОК - 1; ОПК – 5; ПК- 2; ПК- 6; ПК- 15.

1. Правосознание — это форма общественного сознания, содержащая представления и чувства людей (социальных групп и общества) о праве. Следует осветить отличия правосознания от других форм сознания. При этом следует иметь в виду, что содержание правосознания обусловлено его оценочным характером. Оно устанавливает, какими должны: быть нормы права, соответствует ли законодательство социальным требованиям.

Структура правосознания включает правовую идеологию — отношение к праву на уровне взглядов, идей, теорий, концепций, и правовую психологию — отношение к праву на эмоциональном уровне, в виде настроений, чувств, эмоций. Их необходимо раскрыть.

В юридической науке принято выделять три главные функции правосознания — познавательную, оценочную и регулятивную. Классификация правосознания на виды может проводиться по различным основаниям: по субъектам (индивидуальное, групповое, общественное); по уровням — обыденное, научное, профессиональное. Следует проанализировать виды и уровни правосознания.

2. В широком смысле слова, правовая культура включает все правовые явления — «систему овеществленных и идеальных элементов, относящихся к сфере действия права, их отражение в сознании и поведении людей». В узком смысле, правовая культура — качественное состояние правовой действительности, степень совершенства правовых явлений — высокий уровень развития законодательства, правоприменения, правового образования, системы права и законодательства. Необходимо раскрыть элементы правовой культуры.

Разграничивается правовая культура личности, групповая правовая культура, правовая культура общества. Правовая культура личности — это действительное знание основ права и нормативных правовых актов, исполнение их предписаний как осознанной необходимости и внутренней потребности. Особенно актуальна проблема правовой культуры юристов, должностных лиц и представителей власти. Если правосознание является компонентом сознания (индивидуального, общественного), то правовая культура есть часть общей культуры — культуры отдельной личности, общества, цивилизации. Правовая культура охватывает своим содержанием правосознание, но лишь в позитивных формах его выражения. Правосознание и правовая культура формируются посредством обучения и воспитания, пропаганды и агитации, практической деятельности и самовоспитания. Основным средством повышения уровня правосознания и правовой культуры является правовое воспитание — целенаправленная деятельность государства, общества, отдельных граждан по передаче юридического опыта; систематическое воздействие на сознание и поведение человека в целях формирования определенных позитивных представлений, ценностных ориентаций, обеспечивающих правомерное поведение. В содержание правового воспитания входят: приобщение людей к знаниям о государстве и праве, правах и свободах личности; воспитание уважения к праву и необходимости точного исполнения законов; правовое обучение граждан с целью воспитания уважения к праву, его соблюдению.

Правовая культура выполняет ряд функций: познавательную, регулятивную, ценностную, функцию социализации, коммуникативную, прогностическую.

3. Следует помнить, что противоположностью правовой культу-ры является правовой нигилизм — неуважение к праву, неверие в его регулятивные возможности, нарушение права. Правовой нигилизм может выступать в двух формах: теоретический и практический. Необходимо разобрать каждую из перечисленных форм.

Причины появления и распространения правового нигилизма разнообразны и не исчерпываются юридическими факторами. Среди них можно выделить: особенности исторического развития, господствовавшую идеологию, деформацию правосознания и др. Для преодоления правового нигилизма необходима практика устойчивого правомерного поведения и уважительного отношения к праву правящей элиты; единообразное, не избирательное применение права, повышение эффективности деятельности суда и др.

4. Правовой идеализм представляет собой переоценку роли и возможностей права в регулировании общественных отношений. Причины его появления связаны с недостатком знания о способах и пределах правового регулирования, его обусловленности множеством факторов. Средства преодоления правового идеализма во многом схожи со средствами преодоления правового нигилизма, так как и первый, и второй основаны на неадекватной оценке права.

Вопросы для самоконтроля:

1. Определите признаки правосознания, раскройте его структуру,

функции, виды и уровни. Охарактеризуйте правосознание юристов.

2. Раскройте содержание и функции правовой культуры.

3. Что такое правовой нигилизм? Каковы его причины и пути преодоления?

4. Дайте анализ правового идеализма, причин его появления и средств преодоления.

Тема 24. ЗАКОННОСТЬ И ПРАВОПОРЯДОК

(1 п.з.: 3 балла)

ПЛАН

1. Понятие и значение законности в жизни общества и в функционировании государства.

2. Принципы и гарантии законности, способы ее обеспечения.

3. Понятие и признаки правопорядка. Соотношение законности и правопорядка, правопорядка и общественного порядка. Международный правопорядок.

4. Роль правопорядка в формировании правового государства. Пути совершенствования правопорядка в современных условиях.

Задание для подготовки к занятию:

Составьте презентацию по теме занятия.

Форма контроля: презентация.

В результате проведения данного практического занятия студенты приобретают следующие компетенции: ОК - 1; ОПК – 5; ПК- 2; ПК- 6; ПК- 15.

1. При подготовке по первому вопросу следует иметь в виду, что законность трактуется в науке по-разному: как принцип государственно-правовой жизни, как метод государственного руководства, как режим жизни общества. Существует также узкое и широкое понимание законности, различающиеся определением круга субъектов законности. Следует раскрыть все эти аспекты законности и указать значение законности в жизни общества и в функционировании государства.

2. Принципы законности — это ее основополагающие идеи и требования. В научной литературе приводится различное количество принципов законности. Необходимо знать содержание следующих принципов: 1) единство законности; 2) всеобщность законности; 3) равенство всех перед законом и судом; 4) верховенство закона; 5) недопустимость противопоставления законности и целесообразности; 6) неотвратимость ответственности за нарушение законности; 7) связь законности и культуры.

Гарантии законности — это обусловленная закономерностями общественного развития система условий и средств, обеспечивающая процесс реализации законности и тем самым формирующая такую упорядоченность социальных отношений. Существуют экономические, политические, идеологические, социальные и собственно юридические гарантии обеспечения законности. Юридические гарантии — это закрепленные в законодательстве специальные способы и средства, направленные на предупреждение, пресечение и устранение нарушений законности.

3. Правопорядок — это реализованная законность, фактическое состояние урегулированных правом общественных отношений. Правопорядок выступает одновременно и как цель государственного управления, и как средство разрешения стоящих перед государством проблем. Правопорядок — явление, производное от общей политики государства, а конкретно — результат правовой политики. Общественный порядок в широком смысле охватывает правопорядок, порядок в общественных отношениях, урегулированных не только правовыми, но и всеми социальными нормами.

4. Правопорядок призван обеспечить общественное согласие и справедливость, защиту всех социальных групп, гарантировать социально-экономические и духовные условия, обеспечивающие человеку достойную жизнь.

Факторами, способствующими законности и правопорядку, являются: качество нормативных правовых актов и актов применения права, а также профессионализм их официального толкования; экономические, политические, социально-психологические, организационно-управленческие, в том числе кадровые, и другие условия реализации права. Все факторы исторически изменчивы и действуют неравномерно.

Вопросы для самоконтроля:

1. Что такое законность? Каково значение законности в жизни общества и в функционировании государства?

2. Раскройте принципы и гарантии законности, способы ее обеспечения.

3. Опишите признаки правопорядка. Установите соотношение законности и правопорядка, правопорядка и общественного порядка.

4. Определите роль правопорядка в современных условиях.

Тема 25. ПРАВОВЫЕ СИСТЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ

(1 п.з.: 4 балла)

ПЛАН

1. Понятие правовой системы.

2. Классификации и виды правовых систем в современном мире.

3. Характеристика основных правовых систем.

4. Влияние глобализации на правовые системы современности.

Задание для подготовки к занятию:

Составьте презентацию по теме занятия.

Форма контроля: презентация.

В результате проведения данного практического занятия студенты приобретают следующие компетенции: ОК - 1; ОПК – 5; ПК- 2; ПК- 6; ПК- 15.

1. В каждом государстве действует своя национальная правовая система. Однако наряду с особенностями, в этих правовых системах можно заметить и общие черты, которые позволяют объединять правовые системы в родственные группы, называемые правовыми семьями.

Существует несколько критериев объединения правовых систем различных государств в правовые семьи. К ним относятся:

1) историческая общность, выражающаяся в сходствах возникновения и развития правовых систем;

2) общность форм выражения норм права;

3) сходство системы (структуры) права;

4) общность идеологических установок, определяющих принципы регулирования общественных отношений;

5) единство юридических категорий и понятий, а также техники изложения и систематизации норм права.

2. На основе указанных критериев выделяют англосаксонскую (Англия, США, Канада, Австралия, Новая Зеландия и др.), романо-германскую (страны континентальной Европы, Латинской Америки, некоторые страны Африки, а также Турция), религиозно-традиционную (страны, исповедующие в качестве государственной религии ислам, индуизм, иудаизм; семья обычного права), социалистическую (Китай, Вьетнам, КНДР, Куба) правовые семьи.

3. К основным признакам, раскрывающим содержание романо-германской правовой семьи и отличающим ее от других правовых семей, прежде всего от англосаксонской, относятся: рецепция римского права; иерархия источников права и верховенство закона; деление права на частное и публичное, материальное и процессуальное и на отрасли права; кодификация законодательства.

Как система романо-германское право появилось еще в XIII в. и связано с эпохой Возрождения. Основным источником идей Возрождения и создания нового права являлись университеты и церковь как очаги культуры. Романо-германская правовая система связана с правом Древнего Рима, она как бы продолжает его, широко использует его рецепцию, но не копирует его. Рецепция римского права означала: Возрождение изучения римского права в университетах; применение терминов римского права. Значение доктрины: в данной правовой системе проявляется в том, что именно она создает правовые понятия, которыми пользуется законодатель. Во всех странах, где действует романо-германская правовая система, существует фундаментальное деление права на публичное и частное. Для данной правовой системы характерно «писаное право». Основным источником этого права служит закон, выражающий основополагающий принцип — его верховенство. В рамках романо-германской правовой системы судоустройство, способы подготовки и подбора судей варьируются от страны к стране, но вместе с тем имеют, как правило, общие характерные черты. Везде судебная система построена по иерархическому принципу. На вершине судебной системы находится Верховный суд. Характерной чертой для стран романо-германской правовой системы является наличие прокуратуры.

Основу англосаксонской правовой семьи исторически составляет английское право. Она была создана в Англии после нормандского завоевания, главным образом, в процессе деятельности королевских судов. Для английского права не свойственно деление на частное и публичное и на отрасли. Оно включает общее право и право справедливости. Общее право создавалось королевскими судами, а право справедливости — судом лорд-канцлера. Норма английского права неотделима от отдельных элементов конкретного дела, и только такие элементы и дают возможность понять ее значение. Для того чтобы быть воспринятой английским правом, она должна быть применена и подтверждена судами. Это положение исключает возможность кодификации английского права. В Англии нет прокурорских органов при судах и нет министерства юстиции. Подготовка юристов осуществляется органами, подконтрольными только судебной власти. Английское право по своим источникам является правом судебной практики. Закон по традиции стоит ниже судебной практики.

Мусульманское право является неотъемлемой частью мусульманской религии. Согласно религиозным канонам, мусульманское право происходит от Аллаха, который открыл и довел это право до людей через своего пророка и посланника Мухаммеда, жившего в 570—632 гг. Мусульманское право формулировалось пророком главным образом в проповедях, которые в последующем были записаны в священную книгу мусульман — Коран. Другая часть юридически значимых норм сложилась в результате обобщения действий и высказываний самого Мухаммеда. Обобщения были осуществлены известными богословами и зафиксированы в сунне. Сунна — собрание рассказов (хадисов) о суждениях и поступках пророка Мухаммеда. Третье место в иерархии источников мусульманского права занимает иджма. Она складывалась из совпадающих мнений по религиозным и правовым вопросам, которые были высказаны сподвижниками Мухаммеда или впоследствии наиболее влиятельными мусульманскими теологами-правоведами. Иджма — это единодушное мнение богословов по отдельным вопросам реализации и применения мусульманского права. Мусульманское право — это в значительной мере частное право, исторически возникшее из отношений собственности. Оно в основном регулирует персональный статус (лицо, семья, наследование), а в сферах, которые не затрагивают священные основы, применение норм мусульманского права уступило место применению либо романо-германской, либо англосаксонской правовых систем.

4. Официально утверждается, что глобализация – это процесс интеграции народов и государств в единую мировую систему, функционирующую на основе международной стандартизации и унификации поведения всех ее субъектов, разделения труда между странами и народами. В качестве основного критерия прогресса человечества рассматривается прибыльность, максимальное получение денег на всём. Считается, что эпоха глобализации – это время активного восприятия национальными государствами юридических образцов других стран, возрастание роли международного права. Декларируется, что права и свободы человека перестали быть только внутренним делом государства, они выходят на международную арену, что подтверждается декларацией «Хельсенской» встречи ОБСЕ 1992 года. Экономические и другие процессы взаимоотношений людей, организаций, государств в целом невозможны в условиях глобализации без четкого и развернутого регулирования, без прочного режима контроля за исполнением юридических предписаний. Вслед за процессом интеграции государств идет и процесс унификации (сближения) правовых систем. Эта унификация происходит двояким образом: путем выработки единообразного законодательства, воспринимаемого многими государствами или путем заключения международных договоров. Западные и российские ученые-юристы говорят о возникновении нового феномена в мировой истории – так называемого европейского права. Можно наметить три тесно связанные между собой составные части этого понятия. Во-первых, это нормы собственно международного права, касающиеся европейских государств. Во-вторых, нормы, создаваемые органами европейских союзов государств, которые являются базой для решения конкретных дел.Их исполнение является обязательным для государств, входящих в такие союзы. Примеры подобного рода норм - это прецеденты Европейского суда по правам человека, обязательные для всех стран членов Совета Европы, ратифицировавших Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод. Наконец, в европейское право можно было бы включить и те нормы внутригосударственного законодательства, которые приняты на базе заключенных соответствующим государством международных договоров с другими европейскими странами.

Вопросы для самоконтроля:

1. Для чего нужно сравнительное правоведение (компаративистика)? Назовите наиболее известных современных ученых-компаративистов.

2. Как соотносятся с понятием «правовая система» понятия «система права» и «система законодательства»?

3. Назовите критерии, используемые при классификации национальных правовых систем.

4. Охарактеризуйте основные правовые системы современности.

5. Как отражаются процессы глобализации на изменении национальных правовых систем? Приведите примеры.

Тема 26. ПРАВА ЧЕЛОВЕКА

(1 п.з.: 3 балла)

ПЛАН

1. Возникновение концепции неотчуждаемых прав личности в эпоху буржуазных революций. Права человека и гражданина вместо сословных прав. Критика концепции прав человека.

2. Основные исторические документы, провозглашающие права человека. Эволюция концепции прав человека: от личных и имущественных прав к политическим и социальным.

3. Система прав человека. Соотношение прав и обязанностей. Пределы свободы и прав человека.

4. Внутригосударственная система защиты прав человека. Международная зашита прав человека.

Задание для подготовки к занятию:

Составить тестовые задания по изученному в рамках темы материалу.

Форма контроля: тестирование.

В результате проведения данного практического занятия студенты приобретают следующие компетенции: ОК - 1; ОПК – 5; ПК- 2; ПК- 6; ПК- 15.

Литература:

Куркин Б.А. Идеологема «прав человека» // Наше дело 2010. №02. <http://6chuvstvo.pereprava.org/index.php/component/content/article/61-qnashe-deloq-2-2010/489-gaz2-2010ideologema-lprav-chelovekar>

Куркин Б.А. Демонократия и жизнь. Всерьёз о серьёзном. Конспект публичной лекции, прочитанной в университете г. Бамберга (ФРГ) в 1990 г. // Наше дело 2010. №01. <http://6chuvstvo.pereprava.org/index.php/component/content/article/59-qnashe-deloq-1-2010/384-demonokratiya-i-zhizn-vserez-o-sereznom-konspekt-publichnoi-lektsii-prochitannoi-v-universitete-g-bamberga-frg-v-1990-g>

Скуратов И.В. «Концепция прав человека: миф и реальность» / И.В. Скуратов. // Труды Оренбургского института (филиала) МГЮА (выпуск 26). Оренбург, 2015. - 96 с. http://www.oimsla.edu.ru/personal/info?id=33

Скуратов И.В .«Влияние глобализации на суверенитет государства» / А.В. Железняк, И.В. Скуратов. // Труды Оренбургского института (филиала) МГЮА (выпуск 26). Оренбург, 2015. - 96 с

1. Права и свободы человека и гражданина — неотъемлемый элемент культуры любого общества. Они являются необходимым условием утверждения человеческого достоинства, средством удовлетворения жизненно важных материальных и духовных потребностей людей. Впервые представления о правах и свободах человека оформились в научно обоснованную концепцию неотчуждаемых прав личности на Западе в XVII—XVIII вв. Этому предшествовал долгий путь развития западной правовой мысли.

В рамках многоаспектного понимания проблемы студентам следует ознакомиться с критикой концепции прав человека, кратко изложенной в статье: Скуратов И.В. «Концепция прав человека: миф и реальность». http://www.oimsla.edu.ru/personal/info?id=33

«Для того, чтобы понять идеологему «права человека», необходимо понять причину её возникновения.

1. Изначально теория прав человека была создана исключительно для захвата государственной власти крупной буржуазией, как обоснование причин уничтожения монархии, низвержения монарха. Для того, чтобы сделать это, необходимо было подготовить население, переформатировать сознание народа. Чтобы люди, поверив лживым обещаниям, с радостью приняли новость об уничтожении национальной государственности и замене её властью марионеток и торгового капитала.

2. В дальнейшем теория прав человека с успехом применили для развязывания холодной войныпротив СССР.

3. Сейчас эту теорию применяют уже для окончательного захвата мировой власти финансовыми кланами и абсолютного духовного подчинения (закабаления) наций.

4. Не менее разрушительное действие теория прав человека несет для каждого человека, права которого она якобы защищает. Провозглашая человека «высшей ценностью», данная теория освобождает человека от любых самоограничений, убивая в человеке искру божественного разума, низводя само существование людей до животных инстинктов, возводя порок в добродетель. Оставшись без защиты самоограничения и самоконтроля, человек начинает путь самоуничтожения».

Под лживым предлогом защиты прав человека в 2005 году ООН была введена новая норма международного права «ответственность по защите» или «обязанность защищать» В соответствии с данной концепцией суверенитет не только предоставляет государствам право контролировать свои внутренние дела, но также налагает ответственность по защите людей, проживающих в пределах границ этих государств. В тех же случаях, когда государство не способно защитить людей — будь то из-за отсутствия возможностей, либо из-за отсутствия воли,— ответственность переходит к международному сообществу. «Обязанность защищать» фокусируется на предотвращении и прекращении следующих видов преступлений: геноцид, военные преступления, преступления против человечности, этнические чистки. Все эти виды преступлений объединяются единым термином — массовые преступные злодеяния. Предложенная концепция обязывает международное сообщество вмешиваться в дела других государств якобы для предотвращения гуманитарных катастроф. Концепция «обязанности защищать» даёт возможность разделения мира на «цивилизованный и нецивилизованный», что открывает простор для новой волны неоколониализма. Легализация интервенции выгодна США и мировой закулисе для обоснования вмешательства во внутреннюю политику других государств.

2. С развитием буржуазных отношений права человека из правового идеала постепенно превращались в реальную действительность. Они закреплялись в государственно-правовых и международно-правовых документах, выступая критерием демократичности того или иного государства. После Второй мировой войны, сопровождавшейся грубыми массовыми нарушениями прав человека, проблема соблюдения прав человека стала предметом постоянного внимания международного сообщества. Были приняты международные правовые акты о правах человека, а вслед за ними — внутригосударственные законодательные акты (в первую очередь констатуции). Важную роль в развитии прав и свобод человека сыграли Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г., Международный пакт о гражданских и политических правах и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. После принятия международных актов о правах и свободах человека и гражданина началось их активное признание. Стремление нашей страны в полном объеме учитывать в законодательстве и соблюдать на практике права человека выражено в принятии Декларации прав человека и гражданина 1991 г. и Конституций Российской Федерации 1993 г. Конституция содержит главу, подробно излагающую общие принципы правового положения личности и развернутый перечень конкретных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина. Важно, что статья 18 Конституций гласит: «Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием».

3. Следуя международной практике, Конституция РФ разграничивает понятия «право», «свобода», «человек», «гражданин». В ней последовательно закрепляются личные (гражданские), политические, социально-экономические и культурные права и свободы человека и гражданина. Личные (гражданские) права и свободы связаны с удовлетворением первостепенных, базовых потребностей человека. Они неотчуждаемы, принадлежат человеку от рождения и не обусловлены его принадлежностью к гражданству. Политические права и свободы затрагивают интересы человека в сфере государственной власти. Они обеспечивают возможности граждан России участвовать в политической жизни и осуществлять государственную власть. Социально-экономические и культурные права призваны обеспечить человеку достойный жизненный уровень и свободное развитие. Они гарантируют доступ к культурным ценностям и духовное развитие личности.

Каждое право и каждая свобода имеют свои пределы. Границы прав и свобод личности могут носить как объективный характер, т.е. не зависеть от воли человека, так и субъективный, т.е. определяться сознательными, волевыми действиями людей. К объективным границам прав и свобод человека и гражданина относятся социально-экономические, политические и культурные (морально-этические) условия жизни людей. Эти факторы непосредственно определяют объем и содержание социально-экономических и культурных прав граждан. В отличие от социально-экономических и культурных прав и свобод, личные (гражданские) и политические права и свободы должны гарантироваться государством в полном объеме. К субъективным факторам пределов действия прав личности относятся законодательные ограничения. Целью таких ограничений является недопущение злоупотребления людьми своими правами и свободами.

4. Принятие международных и национальных актов, закрепляющих права и свободы, еще не гарантирует реализации последних. Для этого должен создаваться механизм реализации прав и свобод личности, как на международном, так и на национальном уровнях. Сегодня можно конста

Наши рекомендации