Модуль: темы № 16-21 (8 практических занятий).
Тема 16. СИСТЕМА ПРАВА И
СИСТЕМА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
(1 практическое занятие: 4 балла)
ПЛАН
1. Понятие системы и структурные элементы права. Правовой институт, подинституты. Отрасли и подотрасли права. Правовые общности отраслей.
2. Предмет и метод правового регулирования как главные критерии деления права на отрасли.
3. Публичное и частное право. Материальное и процессуальное право. Внутригосударственное (национальное) и международное право.
4. Система права и система законодательства: внутрисистемные, функциональные связи и различия.
Задание для подготовки к занятию:
Составить тестовые задания по изученному в рамках темы материалу.
Форма контроля: тестирование.
В результате проведения данного практического занятия студенты приобретают следующие компетенции: ОК - 1; ОПК – 5; ПК- 2; ПК- 6; ПК- 15.
1. Система права — это целостность, образованная взаимодействием правовых норм, правовых институтов и отраслей права. Признаками системы права являются единство, структурированность и иерархичность. Единство системы права обуславливается, в конечном счете, целями государственной власти. Структурированность системы права означает ее деление на части (элементы), которыми являются правовые нормы, правовые институты (подинституты), отрасли (подотрасли) права, общности отраслей. Ответ на первый вопрос предполагает подробное освещение всех элементов системы права. Следует уяснить, что отрасль права — это совокупность правовых норм, составляющих самостоятельную часть системы права и регулирующих специфическим методом однородную сферу общественных отношений. В крупных и сложных по составу отраслях права имеются подотрасли права — целостные образования, регулирующие специфическую группу однородных общественных отношений в пределах сферы правового регулирования соответствующей отрасли права, например, в гражданском праве в качестве подотраслей выделяют: авторское, наследственное, международное частное право. В отличие от правового института, подотрасль не является обязательным элементом каждой отрасли права. Правовой институт — это обособленная группа юридических норм, регулирующих вид общественных отношений, автономно существующих в рамках одной или нескольких отраслей права. Поэтому выделяют отраслевые и межотраслевые правовые институты. Критериями обособления правовых норм в правовой институт выступают: 1) юридическое единство правовых норм (общие положения, правовые принципы, правовые понятия; 2) полнота регулирования определенной совокупности общественных отношений (каждый правовой институт выполняет только ему присущие функции; 3) обособление норм, образующих правовой институт в главах, разделах, частях и др. структурных единицах нормативных правовых актов.
2. Отрасли права различаются по предмету и методу правового регулирования. Предмет правового регулирования — сфера однородных общественных отношений, регулируемая отраслью права. Он является материальным (объективным) критерием разграничения отраслей права. Метод правового регулирования — совокупность способов правового воздействия на определенную сферу общественных отношений. Он является формальным (субъективным) критерием разграничения отраслей права. Выделяют два основных метода правового регулирования: императивный — метод обязывания и запретов, метод властвования и юридического неравенства; диспозитивный — метод равенства и автономии воли.
3. Деление права на частное и публичное сложилось в юридической науке и практике давно — его проводили еще римские юристы. Частное право связано в первую очередь с возникновением и развитием института частной собственности и теми отношениями, которые зарождаются на ее основе. Оно обеспечивает интересы отдельных лиц. Его сущность выражается в таких принципах, как независимость, имущественная самостоятельность и автономия лица, формальное равенство, свобода договора. Отрасли частного права основываются на диспозитивности, связаны с действием общедозволительного типа регулирования.
Публичное право составляют нормы, закрепляющие и регулирующие общественные и государственные интересы. Сфера действия публичного права — деятельность граждан, их организаций, властных структур по поводу достижения ими тех интересов, которые имеют публично-правовой характер. В публично-правовых отношениях одной из сторон всегда выступает государство либо его орган (должностное лицо). При этом стороны всегда юридически неравноправные. Для норм, институтов и отраслей публичного права наиболее специфичен императивный метод с присущими ему запретами и позитивным обязыванием, здесь господствует разрешительный тип правового регулирования.
Материальное право непосредственно регулирует предметные, материальные отношения, а процессуальное право — порядок реализации норм материального права.
Международное право занимает особое место, поскольку регулирует не внутригосударственные, а межгосударственные отношения. Его нормы и институты закрепляются в различных международных договорах, соглашениях, уставах, конвенциях, декларациях. Эти акты определяют взаимные права и обязанности государств — участников мирового сообщества, принципы их взаимоотношений, поведение на международной арене. В международном праве сохраняется деление на частное и публичное. Российская Федерация признала приоритет международного права перед внутригосударственным. В Конституции РФ установлено, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора (ч. 4 ст. 15).
4. Под системой законодательства понимается совокупность нормативных правовых актов. Между нею и системой права существуют определенные различия, выражающиеся в степени объективности формирования и развития, структуре, объеме и т.п. Сходства и различия системы права и законодательства необходимо подробно раскрыть.
Вопросы для самоконтроля:
1. Что представляет собой система права? Охарактеризуете основные элементы системы права.
2. Назовите особенности предмета и метода правового регулирования.
3. В чем состоят особенности частного и публичного, материального и процессуального, а также международного права?
4. Как соотносятся система права и система законодательства?
Тема 17. ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ
(2 занятия: 1-2 балла, 2-2 балла)
ПЛАН
1. Понятие правоотношений и их характеристика как формы реализации права. Предпосылки возникновения правоотношений.
2. Субъекты (участники) правоотношений. Правосубъектность. Правоспособность. Дееспособность. Деликтоспособность. Правовой статус.
3. Содержание правоотношения: субъективные юридические права и юридические обязанности.
4. Объекты правоотношений. Характеристика объекта-действия и объекта-блага (интереса).
5. Понятие юридических фактов и их классификация. Фактические (юридические) составы.
Задание для подготовки к занятию:
Провести сравнительный анализ субъектов (участников) правоотношений, указать отличия между ними по правосубъектности, правоспособности, дееспособности, деликтоспособности. Составить таблицу классификации юридических фактов. Привести примеры по каждому виду.
Форма контроля: опрос и обсуждение.
В результате проведения данного практического занятия студенты приобретают следующие компетенции: ОК - 1; ОПК – 5; ПК- 2; ПК- 6; ПК- 15.
1. При подготовке первого вопроса важно знать, что правоотношения — это установленные нормами права, возникающие на основе юридических фактов правовые связи между субъектами права. Следует подчеркнуть волевое содержание правоотношений и отметить проявление в них воли их участников.
Особого внимания заслуживают вопросы о соотношении правоотношения и правовой нормы, об особенностях взаимосвязи участников правоотношений в виде взаимных прав и обязанностей, обеспечении их государством.
Специально следует остановиться на выявлении основных черт правоотношений, показать их многообразие и дать соответствующую классификацию. Возникновение конкретного правоотношения невозможно без: 1) наличия определенной правовой нормы, 2) правоспособных субъектов и 3) предусмотренных данной нормой юридических фактов. Эти три указанных явления и составляют предпосылки всякого правоотношения.
2. Изучение второго вопроса целесообразно начать с рассмотрения понятия субъектов правоотношения. Важно разобраться в особенностях таких субъектов, как органы государства, и дать их отличие от юридических лиц. Следует учесть, что граждане являются субъектами всех отраслей права. Государство выступает субъектом как внутригосударственных, так и международных право-отношений.
Необходимо рассмотреть юридические признаки субъектов правоотношений, выражающиеся в правосубъектности, включающей правоспособность и дееспособность. При определении категории правоспособности нужно исходить из того, что закон различает общую и специальную (или отраслевую) правоспособность. Следует также проанализировать взаимосвязь субъективного права, правоспособности и правового статуса.
3. При подготовке третьего вопроса следует исходить из того, что субъективное право и юридическая обязанность составляют юридическое содержание правоотношения. Необходимо разобраться в понятиях и видах субъективного права и юридической обязанности и показать их взаимосвязь.
4. По четвертому вопросу нужно уяснить наличие множества объектов правоотношений. Это могут быть социальные блага (имущество, личные неимущественные блага и др.), а также поведение участников правоотношений.
5. Пятый вопрос надо начинать с уяснения понятия «юридический факт». Юридические факты выступают основаниями возникновения, изменения и прекращения правоотношений. Они предусмотрены нормами права и чрезвычайно многообразны. Основное внимание должно быть сосредоточено на классификации юридических фактов. Важно также уяснить, что в большинстве случаев для возникновения (изменения, прекращения) правоотношений недостаточно одного юридического факта, а требуется несколько фактов, образующих фактический состав.
Вопросы для самоконтроля:
1. Что понимается под правоотношениями и каковы их виды?
2. Охарактеризуйте виды и свойства субъектов правоотношений.
3. Что составляет содержание правоотношения?
4. Охарактеризуйте объекты правоотношений.
5. Что такое юридический факт? Каковы основные виды юридических фактов?
Тема 18. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВА. ПРОБЕЛЫ И КОЛЛИЗИИ
В ПРАВЕ
(1 п.з.: 4 балла)
ПЛАН
1. Понятие реализации права. Формы непосредственной реализации права. Методы реализации права.
2. Правоприменение как особая форма правореализации. Понятие применения права. Субъекты и стадии применения права.
3. Правоприменительные акты, их отличие от нормативных правовых актов. Классификация правоприменительных актов.
4. Понятие пробела. Мнимые и реальные пробелы. Причины возникновения, устранение и преодоление пробелов.
5. Понятие юридических коллизий. Объективные и субъективные причины их возникновения. Порядок их разрешения.
Задание для подготовки к занятию:
Провести сравнительный анализ форм реализации права. Какие нормы права реализуются в каждой форме ? Составить таблицу стадий применения права.
Форма контроля: опрос и обсуждение.
В результате проведения данного практического занятия студенты приобретают следующие компетенции: ОК - 1; ОПК – 5; ПК- 2; ПК- 6; ПК- 15.
1. При подготовке первого вопроса следует уяснить, что реализация норм права есть воплощение их предписаний в поведении людей. Общественные отношения в процессе реализации права упорядочиваются, приводятся в соответствие с потребностями развития общества, государства и личности. Следует усвоить такие формы реализации норм права, как осуществление (использование) прав, исполнение обязанностей, соблюдение запретов, применение норм права. Основными методами реализации права являются убеждение и принуждение.
2. При ответе на второй вопрос нужно исходить из того, что применение норм права необходимо тогда, когда такие формы реали ации права, как использование, исполнение и соблюдение недостаточны для полной реализации правовых норм и требуется вмешательство в этот процесс специальных компетентных органов. Необходимо охарактеризовать признаки применения норм права, а также уяснить, кто эту деятельность может осуществлять.
Важно помнить, что правоприменительная деятельность представляет собой сложный процесс, состоящий из ряда последовательных действий — стадий: установление фактических обстоятельств дела; выбор и анализ нормы права, подлежащей применению к исследуемым фактическим обстоятельствам; вынесение решения компетентным органом и доведение этого решения до заинтересованных лиц. К каждой из стадий правоприменительного процесса предъявляются требования, выработанные юридической теорией и практикой: обоснованность (объективность), целесообразность, законность.
3. Применение норм права оформляется актом-документом (актом применения права). Акт применения права — это официальный акт-документ, закрепляющий решение компетентного органа по юридическому делу, содержащий государственно-властное, индивидуально-определенное правовое предписание. К его признакам относят: 1) конкретность (принимается по конкретному делу); 2) государственно-властный характер (содержит государственно-властное веление); 3) формальность (имеет определенную, установленную законом форму); 4) индивидуальность (направлен на индивидуальное регулирование общественных отношений).
Акты применения права делятся на виды по субъектам (акты органов исполнительной власти, главы государства, юрисдикционных органов и т.п.); по форме (указы, распоряжения, приговоры, приказы, постановления и др.); по способу выражения (акты-документы, акты-действия); по способу принятия (коллегиальные и единоличные); по времени действия (акты однократного действия, например, штраф, или длящиеся акты, например, регистрация брака); по юридическому значению (основные и вспомогательные).
4. Пробел в праве — это отсутствие правового регулирования или подходящих норм права в случаях, когда правовое регулирование объективно необходимо. От пробелов в праве следует отличать квалифицированное молчание законодателя (мнимые пробелы).
Пробелы в праве являются результатом динамизма жизни, неточности ее познания и ошибок субъектов правотворчества. Основной путь разрешения этой проблемы — квалифицированное правотворчество. Еще один путь — применение аналогий закона и права. Использование аналогии закона состоит в применении к конкретным случаям сходных, похожих норм, регулирующих сходные отношения, ситуации. В России в настоящее время аналогия закона не допускается в сфере действия уголовного права. Использование аналогии права заключается в принятии юридически значимого решения, исходя из общих начал и смысла («духа») действующего законодательства. В целом же принятие решений по аналогии — вынужденная мера и сигнал о необходимости срочного совершенствования системы нормативных правовых актов.
5. Под юридическими коллизиями следует понимать расхождение или противоречие между отдельными нормами, актами, регулирующими одни и те же или смежные общественные отношения, а также противоречия, возникающие в процессе правоприменения и осуществления государственными органами и должностными лицами своих полномочий. Коллизии, таким образом, могут быть между нормами права; между нормативными правовыми актами; между компетенциями или полномочиями; между правоприменительными и интерпретационными актами; между национальным и международным правом. Следует знать объективные и субъективные причины возникновения коллизий.
Способами устранения коллизий являются: принятие нового акта или отмена одного из противоречащих актов; разработка и применение коллизионных норм и принципов; судебное разрешение спора; обжалование или опротестование актов; согласительные процедуры. Необходимо раскрыть содержание данных способов.
Вопросы для самоконтроля:
1. Охарактеризуйте формы и методы реализации норм права.
2. Чем вызвана необходимость правоприменения? Каковы его особенности, субъекты, стадии?
3. Назовите признаки и виды правоприменительных актов.
4. Дайте определение пробела в праве. Раскройте особенности мнимых и реальных пробелов, причины возникновения и способы восполнения пробелов.
5. Что такое коллизии в праве? Каковы их причины, виды, порядок разрешения?
Тема 19. ТОЛКОВАНИЕ ПРАВА
(1 п.з.: 4 балла)
ПЛАН
1.Понятие толкования права. Необходимость толкования и его значение для юридической практики.
2. Способы и приёмы (правила) толкования.
3. Виды толкования: официальное и неофициальное толкование, их разновидности, субъекты толкования. Толкование норм права по объему: буквальное, распространительное, ограничительное.
4. Акты толкования: понятие, виды, юридическая сила, соотношение с нормативными правовыми актами.
Задание для подготовки к занятию:
Провести сравнительный анализ видов толкования права. Применить способы толкования к конкретной норме права. Обосновать необходимость данного способа толкования. Составить таблицу толкования норм права по объему. Привести примеры.
Форма контроля: опрос и обсуждение.
В результате проведения данного практического занятия студенты приобретают следующие компетенции: ОК - 1; ОПК – 5; ПК- 2; ПК- 6; ПК- 15.
1. При подготовке первого вопроса необходимо усвоить, что под толкованием норм права понимается деятельность органов государства, должностных лиц, общественных организаций, отдельных граждан, направленная на установление содержания норм права, на раскрытие выраженной в них воли. Толкование правовых норм — сложное, комплексное явление. Его можно рассматривать в двух аспектах, как уяснение (понимание «для себя») и разъяснение (объяснение «для других»). Толкование-разъяснение обеспечивает полную и точную реализацию правовых норм, исключает ошибки в практике их применения. Результатом толкования должны быть полная ясность и определенность смысла правовой нормы. Ясность смысла означает глубокое понимание содержания нормы, отсутствие каких-либо сомнений в точности полученных в результате толкования выводов. Определенность смысла — это конкретность содержания правовой нормы, не допускающая двух или более решений на основе сделанных выводов.
2. При ответе на второй вопрос нужно охарактеризовать основные способы толкования — уяснения правовых норм: грамматическое, логическое, систематическое, историко-политическое, телеологическое, специально-юридическое, функциональное. Раскройте приёмы и правила толкования, которые надо при этом использовать (Смирнов А.В., Манукян А.Г. Толкование норм права: учебно-практическое пособие. Издательство: Проспект, 2008. <http://www.vs-ra.org/library/Смирнов А.В., Манукян А.Г. Толкование норм права - учебно-практ. посо.pdf>).
3. Следует различать такие виды толкования права по объему,как буквальное, ограничительное и распространительное. В зависимости от субъектов, разъясняющих правовые нормы, толкование-разъяснение подразделяется на официальное и неофициальное. В свою очередь официальное толкование может быть нормативным и казуальным. Нормативное толкование может давать исам орган, издавший разъясняемую норму права. Такое разъяснение называется аутентичным. Казуальное толкование осуществляется как в деятельности судов (судебное толкование), так и в процессе применения права другими органами (административное толкование).
Неофициальное толкование — это разъяснение смысла правовых норм, которое не носит обязательного характера. Среди видов неофициального толкования надо выделить так называемое обыденное толкование, даваемое гражданами в повседневной жизни, а также профессиональное (компетентное), например, разъяснение закона адвокатом, юрисконсультом и т.д. Наконец, весьма важным видом неофициального толкования является доктринальное толкование, основанное на научных выводах.
4. Акты толкования (интерпретационные акты) относятся к официальным вспомогательным правовым актам-документам, обладающим специфической структурой, содержанием, формой, реквизитами. Они носят обязательный характер и закрепляют результаты разъяснения права. Акты толкования права могут быть классифицированы по внешней форме (устные и письменные), по субъектам (законодательных, судебных, исполнительных органов, органов прокуратуры), по юридической значимости (нормативные, казуальные), по юридической силе (по отраслям).
Вопросы для самоконтроля:
1. Что собой представляет толкование права?
2. Раскройте способы и виды толкования права.
3. Охарактеризуйте особенности актов толкования права, классифицируйте их на виды.
Тема 20. МЕХАНИЗМ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
(1 п.з.: 4 балла)
ПЛАН
1. Правовое регулирование и правовое воздействие, их соотношение.
2. Понятие механизма правового регулирования: узкая и широкая трактовка.
3. Типы, методы и способы правового регулирования.
4. Функционирование механизма правового регулирования и его эффективность. Стадии механизма правового регулирования.Пределы правового регулирования.
Задание для подготовки к занятию:
Провести сравнительный анализ типов, методов и способов правового регулирования. Привести примеры. .
Форма контроля: опрос и обсуждение.
В результате проведения данного практического занятия студенты приобретают следующие компетенции: ОК - 1; ОПК – 5; ПК- 2; ПК- 6; ПК- 15.
1. Понятие «правовое воздействие» шире, чем категория «правовое регулирование», так как представляет не только специально-юридическое влияние права на общественную жизнь, но и информационно-психологическое, воспитательное, социальное и иное влияние права на общество.
2. При подготовке ответа на второй вопрос следует сформулировать определение понятия механизма правового регулирования. Наиболее простое определение отождествляет механизм правового регулирования с системой юридических средств, организованных наиболее последовательным образом, с помощью которых осуществляется правовое регулирование общественных отношений.
3. Выделяют два основных типа правового регулирования — запретительный («разрешено только то, что предусмотрено правом») и разрешительный («разрешено все, что не запрещено правом»). Методами правового регулирования являются метод субординации и метод координации. Специфика методов правового регулирования раскрывается в его способах: запрещении, дозволении, обязывании. В правовом регулировании используются комбинации этих способов.
4. Элементами механизма правового регулирования выступают: 1) норма права; 2) юридический факт; 3) правоотношение; 4) акты реализации прав и обязанностей; 5) охранительный правоприменительный акт (факультативный элемент). Функционирование механизма правового регулирования осуществляется через определенные стадии: формирование нормативной основы, правоотношения, применение права, реализацию субъективных прав и юридических обязанностей, юридическую ответственность.
Условиями повышения эффективности правового регулирования являются: 1) совершенствование правотворчества; 2) совершенствование правоприменения; 3) повышение уровня правовой культуры субъектов права.
Правовое регулирование имеет свои пределы, обусловленные возможностями юридических средств, уровнем развития экономики, культуры, информационными технологиями и другими факторами.
Вопросы для самоконтроля:
1. Раскройте соотношение правового регулирования и правового воздействия.
2. Раскройте содержание механизма правового регулирования и особенности его функционирования.
3. Чем обусловлена эффективность механизма правового регулирования?
4. Назовите пределы правового регулирования.
Тема 21. ПРАВОМЕРНОЕ ПОВЕДЕНИЕ И ПРАВОНАРУШЕНИЕ
(2 занятия: 1 - 3 балла, 2 - 2 балла)
ПЛАН
1. Понятие правомерного поведения, объективная и субъективная стороны. Основные черты правомерного поведения.
2. Понятие правонарушения и его признаки. Состав правонарушения: субъект и объект, объективная и субъективная стороны.
3. Виды правонарушений и их общая характеристика.
4. Причины совершения правонарушений и пути их устранения.
Задание для подготовки к занятию:
Провести сравнительный анализ видов правомерного поведения. Раскрыть состав правонарушения на основе конкретного примера.
Форма контроля: опрос и обсуждение.
В результате проведения данного практического занятия студенты приобретают следующие компетенции: ОК - 1; ОПК – 5; ПК- 2; ПК- 6; ПК- 15.
1. Правомерное поведение — это сознательное, волевое поведение физических и юридических лиц, соответствующее нормам права. Правомерное поведение — это реализованное право, реализованные дозволения, обязывания и запреты. Правомерное поведение различается по его мотивации и может быть: а) сознательно-активным; б) привычным; в) конформистским (мотив — поступать «как все»); г) маргинальным (мотив — страх перед наказанием). Все эти виды поведения могут быть активными (действиями) и пассивными (бездействием). Следует проанализировать эти виды правомерного поведения.
2. Правонарушение — это поведение физических и юридических лиц, противоречащее нормам права, характеризующееся определенными признаками: 1) деяние в форме действий или бездействия; 2) противоправность; 3) виновность; 4) общественная опасность (вредоносность); 5) деликтоспособность правонарушителя.
Необходимо раскрыть эти признаки. Следует также проанализировать состав правонарушения, включающий четыре элемента: 1) объект, 2) объективную сторону, 3) субъект и 4) субъективную сторону правонарушения.
3. Правонарушения в зависимости от характера и степени общественной опасности подразделяются на преступления и проступки. Преступление — общественно опасное деяние, нарушающее уголовно-правовую норму и влекущее уголовную ответственность. Проступки делятся на административные, дисциплинарные, гражданско-правовые, процессуальные. Необходимо дать им общую характеристику.
4. При анализе причин совершения правонарушений следует исходить из единства социального и биологического в человеке. Социологические теории причин правонарушений объясняют противоправное поведение действием различных социальных, т. е. находящихся в обществе, факторов. Биологические теории причин правонарушений объясняют противоправное поведение особенностями психики человека.
Следует различать причины и условия правонарушений. Причина находится в прямой, закономерной связи со следствием, непосредственно вызывая его, а условие в сочетании с другими обстоятельствами способствует формированию следствия, усиливая или ослабляя действие причины. Следует охарактеризовать причины: совершения правонарушений, а также пути их устранения. При этом нужно учесть, что борьба с правонарушениями включает в себя два основных направления: предупреждение совершения правонарушений и последовательную реализацию юридической ответственности за уже совершенные правонарушения.
Вопросы для самоконтроля:
1. Что представляет собой правомерное поведение с объективной и субъективной стороны? Каковы мотивы правомерного поведения?
2. Охарактеризуйте признаки правонарушения и элементы состава правонарушения.
3. Проанализируйте виды правонарушения.
4. Раскройте причины совершения правонарушений и пути их устранения.