Модуль: темы №8-15 (11 практических занятий).

Раздел II. ТЕОРИЯ ПРАВА

Тема 8. ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И СОЦИАЛЬНОЕ НАЗНАЧЕНИЕ ПРАВА

(1 п.з.: 3 балла)

ПЛАН

1. Проблемы правопонимания в современной юридической науке.

2. Право как нормативный регулятор общественных отношений. Признаки права.

3. Сущность и содержание права.

4. Социальное назначение права.

Задание для подготовки к занятию:

Провести сравнительный анализ взглядов философов, политиков, правоведов на понятие и сущность права. Результаты оформить в виде таблицы.

Форма контроля: групповая дискуссия.

В результате проведения данного практического занятия студенты приобретают следующие компетенции: ОК - 1; ОПК – 5; ПК- 2; ПК- 6; ПК- 15.

1. При подготовке ответа на первый вопрос следует знать, что правопонимание заключает в себе теории, представления и взгляды, характеризующие признаки, сущность и социальное назначение права. Правопонимание — это главная методологическая, мировоззренческая, ценностно-ориентирующая позиция юристов (законотворцев, правоприменителей и др.) на назначение и сущность права. Разнообразие подходов к праву связано, прежде всего, с особенностями самого права, в результате познания которого какой-то одной группе свойств придается доминирующее значение. В юридической науке сложилось несколько типов правопонимания.

Ядром нормативного подхода является отождествление права с общеобязательными нормами. Основоположник нормативизма Г. Кельзен под правом понимал иерархическую систему норм, содержащихся в правовых актах: договорах, актах должностных лиц, судебных решениях, подзаконных актах, законах, конституциях. Обязательность норм права не привносится, с точки зрения Кельзена, извне — государством, моралью, иными социальными институтами, а содержится в самом праве. Подчеркивая неразрывную связь нормы права и обязательности, Г. Кельзен резонно замечал, что «норма права представляет собой правило поведения, согласно которому то или иное лицо должно действовать в каком-то определенном направлении, независимо от того, желает ли оно вести себя таким образом или нет».

Господствующим в современной российской юридической науке является нормативное понимание права. В отличие от Кельзена, отечественные ученые не относят к нормам права индивидуальные предписания, содержащиеся в договорах и судебных решениях, а обязательность права считают результатом его гарантированности государством. Право при таком подходе поставлено в строгую зависимость от государства и, по существу, отождествляется с законом. Для юриста-практика такой подход вполне приемлем. Однако для непосредственных адресатов права (граждан, организаций) подобный взгляд на право явно недостаточен. В 60— 70-е годы внимание советских правоведов привлекла дискуссия об определении общего понятия права, развернувшаяся между сторонниками «широкого» и «узкого» понимания права.

Сторонники «широкого» понимания права (Д.А. Керимов, В.А. Туманов, В.С. Нерсесянц и др.) исходят из того, что право не тождественно законодательству. В понимании права подчеркивается особая роль нравственно-правовых, политических и других принципов. Данное понимание права сформировалось не без влияния так называемого социологического подхода.

Согласно социологическому подходу, закон — собрание во многом формальных, далеко не всегда обоснованных и справедливых норм вчерашнего дня. Следовательно, право надо искать не столько в юридических источниках, сколько в самой жизни, хотя и с учетом действующего законодательства. Главное — не «буква», а «дух» закона. Правовые нормы без воплощения в поведении людей остаются «мертвым», «книжным» правом. Право — это правовые отношения. На основе правоотношений создаются нормы права. Поэтому правоотношения первичны, а нормы права вторичны.

Данный подход выражает стремление преодолеть, в том числе посредством судебных прецедентов, формализм и консервативность нормативного подхода. Представители социологической школы права — Е. Эрлих, С.А. Муромцев, Р. Паунд не отрицают нормативность в праве, но считают, что нормы права лишь часть права, право в их понимании — защищенный порядок общественных отношений.

Психологическая теория (Л. Петражицкий, А. Росс) отождествляет право с особыми переживаниями, чувствами (интуитивным правом), на основе которых создаются законы (позитивное право). По сути, это «очеловечение» социологического подхода. Отсюда пристальное внимание ко всем проявлениям индивидуальной и социальной психологии в процессе правотворчества и правоприменения.

В соответствии с философским подходом к праву (теория естественного права, либертарная теория) разграничиваются два уровня права — естественное и позитивное. Естественное право выражает потребности людей, которые заложены в них природой. Поскольку отличительной чертой человека, как живого существа, является разум, то и естественное право выводилось учеными как требования разума. Естественное право — это идеалы, которые стремится достичь человек, следуя своей разумной природе. Естественное право неизменно и едино для всех времен и народов, как неизменна и едина разумная природа людей, живущих в разные времена и принадлежащих к разным народам.

Позитивное право создается и охраняется государством и выражает его волю. Оно вытекает из естественного, конкретизирует и защищает его идеалы. Естественное право, таким образом, ставится над позитивным как высшее право, черпающее свою силу не в государственной власти, а в разуме человека. Оно выступает и как основа позитивного права, и как критерий его оценки. Значит, позитивное право должно соответствовать естественному и не может ему противоречить.

Право не должно сводиться к своим отдельным проявлениям. Не является корректной и постановка вопроса о том, какое правовое явление лежит в основе возникновения другого — правосознание, правоотношения или правовые нормы. Как справедливо отмечает В.И. Гойман: «Интегративный подход позволяет точнее подойти к оценке объективного и субъективного в праве, осмыслить роль фактической правомерной деятельности в правообразовательном процессе, а следовательно, и природу так называемого фактического права, не отторгая и относя к «предправовым» факторам то, что изначально наделено правовыми свойствами».

2. С точки зрения нормативного подхода, право — это система общеобязательных, формально определенных правил поведения, установленных и охраняемых государством. Во втором вопросе необходимо раскрыть признаки права как нормативного регулятора общественных отношений.

3. Отвечая на третий вопрос, следует уяснить, что в науке сложилось два подхода к определению сущности права. С одной стороны, право выражает волю экономически господствующего класса. С другой стороны, право есть средство достижения социального компромисса, инструмент общесоциального регулирования.

4. В социальном назначении конкретизируется сущность права. Право может выражать волю определенного класса или социальной группы, находящейся у власти, или согласованную волю всего общества или его большинства.

Вопросы для самоконтроля:

1. Каково содержание и практическое значение типов правопонимания?

2. Каковы основные характеристики права как нормативного регулятора общественных отношений? Раскройте признаки права.

3. Охарактеризуйте сущность и социальное назначение права.

Тема 9. ПРАВО В СИСТЕМЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ

(1 п.з.: 3 балла)

ПЛАН

1. Понятие регулятора общественных отношений. Нормативные и ненормативные регуляторы.

2. Социальные и технические нормы. Технико-юридические нормы.

3. Право в системе социального регулирования. Право и обычаи. Право и мораль. Право и религия. Право и корпоративные нормы.

Задание для подготовки к занятию:

Составить тестовые задания по изученному в рамках темы материалу.

Форма контроля: тестирование.

В результате проведения данного практического занятия студенты приобретают следующие компетенции: ОК - 1; ОПК – 5; ПК- 2; ПК- 6; ПК- 15.

1. В обществе складывается система социальных регуляторов, цель которых — оказывать воздействие на поведение людей. В регулятивной системе принято выделять нормативные (социальные нормы) и ненормативные (ценностный, директивный, информационный) социальные регуляторы. Необходимо знать их отличия.

2. При подготовке ответа по этому вопросу следует помнить, что важнейшим средством организации общественных отношений являются социальные нормы: нормы права, нормы морали, нормы общественных организаций (корпоративные нормы), обычаи, религиозные нормы. Эти нормы обеспечивают наиболее целесообразное и гармоничное функционирование общества в соответствии с потребностями его развития. Вся совокупность норм, посредством которых осуществляется регулирование поведения, представляет собой систему соционормативного регулирования общественных отношений. Социальные нормы — это правила, регулирующие поведение участников общественных отношений. Социальные нормы характеризуются следующими признаками: 1) они являются правилами поведения людей; 2) это правила поведения общего характера (в отличие от индивидуальных правил; 3) это не только общие, но и обязательные правила поведения людей в обществе.

В отличие от социальных норм, регулирующих поведение людей, технические нормы — это правила наиболее целесообразного обращения людей с предметами природы, орудиями труда, различными техническими средствами. Назначение технических норм — в правильном использовании сил природы и техники наиболее экономичным и экологически безвредным способом. В силу своей значимости часть этих норм находит закрепление в законодательстве и называется технико-юридическими (например, технические регламенты, технические условия, различные ГОСТы, правила). За нарушение отдельных этих правил установлена юридическая ответственность.

3. Все социальные нормы, действующие в современном обществе, подразделяются по способу их установления (создания) и по средствам охраны их требований от нарушений. В соответствии с этим выделяются следующие виды социальных норм: нормы права — правила поведения, которые устанавливаются и охраняются государством; нормы морали — правила поведения, которые устанавливаются в обществе в соответствии с представлениями людей о добре и зле, и охраняются силой общественного мнения или внутренним убеждением; нормы общественных организаций (корпоративные нормы) — правила поведения, которые устанавливаются самими общественными организациями и охраняются с помощью мер общественного воздействия, предусмотренных актами этих организаций; нормы обычаев — это правила поведения, сложившиеся в определенной общественной среде и в результате их многократного повторения вошли в привычку людей; религиозные нормы — это правила поведения, основанные на религиозных ценностях (главные — это представления о богоугодном и греховном), установленных различными конфессиями и имеющие обязательное значение для верующих.

Единство всех социальных норм цивилизованного общества основывается на общности социально-экономических интересов, культуры общества, приверженности людей идеалам свободы и справедливости. Так, нормы права и нормы морали взаимообусловливают, дополняют и взаимообеспечивают друг друга в регулировании общественных отношений. Точная реализация правовых норм означает, как правило, воплощение в общественную жизнь требований морали. Моральные установления оказывают благотворное воздействие на точную и полную реализацию правовых норм, на укрепление законности и правопорядка. Обычаи — это правила поведения, установившиеся в результате длительного и многократного применения. Они соблюдаются в силу привычки. Следует помнить, что к большинству обычаев право относится индифферентно. Прогрессивные же обычаи стимулируются правом, а те из них, которые противоречат закону, квалифицируются как правонарушения. При определенных условиях обычаи признаются в качестве источников права. Гражданское право признает обычаи делового оборота — правила поведения, сложившиеся и широко применяемые в какой-либо области предпринимательской деятельности (п. 1 ст. 5 ГК РФ).

Религиозные и правовые нормы внешне имеют определенное сходство: в известной степени формализованы, содержательно определены и документально зафиксированы (в Библии, Коране, Сунне и других «священных книгах»). Однако они различаются по предмету регулирования, степени детализации, способам обеспечения и другим признакам.

Корпоративные нормы имеют определенное сходство с правовыми. Они так же, как и юридические, документально зафиксированы, в известной степени детализированы (например, устав общественного объединения закрепляет перечень прав и обязанностей его членов, определяет меры воздействия на них). Влияние права на корпоративные нормы определяется характером и пределами регулирования им организации и деятельности общественных объединений. Положения, содержащиеся в Конституции РФ (ст. 6, 7, 30, 52, 96 и др.), ФЗ «Об общественных объединениях» и других законах, определяют сферы действия корпоративных норм, их гарантируемость.

Вопросы для самоконтроля:

1. Охарактеризуйте нормативные и ненормативные регуляторы.

2. Перечислите признаки социальных, технических и технико-юридических норм.

3. Раскройте общее и особенное в праве и других социальных нормах: морали, обычаях, религиозных и корпоративных нормах.

Тема 10. ПРАВО И ГОСУДАРСТВО, ПРАВО И ЭКОНОМИКА, ПРАВО И ДРУГИЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ

(1 практическое занятие: 3 балла)

ПЛАН

1. Право и государство. Право и политика.

2. Право и экономика. Право и культура.

3. Ценность права и правовые ценности: справедливость, свобода, равенство.

Задание для подготовки к занятию:

Составить тестовые задания по изученному в рамках темы материалу.

Форма контроля: тестирование.

В результате проведения данного практического занятия студенты приобретают следующие компетенции: ОК - 1; ОПК – 5; ПК- 2; ПК- 6; ПК- 15.

1. Ответ на первый вопрос предполагает рассмотрение пяти основных позиций о трактовке соотношения государства и права: 1) этатистской, исходящей из приоритета государства перед правом; 2) естественно-правовой, утверждающей верховенство права; 3) дуалистической, предполагающей сложную взаимообусловленность права и государства; 4) позитивистской, проповедующей идею самоограничения государства правом; 5) либерально-демократической, обосновывающей идею связанности государства правом. Необходимо также охарактеризовать основные направления воздействия права на государство и государства на право

2. Анализ проблем взаимоотношений права и экономики, права и политики также предполагает характеристику направлений воздействия экономики и политики на право, и права на экономику и политику. При этом следует учесть различия рыночных экономических систем с демократическим политическим режимом и плановых экономических систем с антидемократическим политическим режимом.

При ответе на вопрос о взаимоотношении права и свободы необходимо исходить из того, что в юридическом смысле свобода — это возможность поведения, не нарушающего норм права. Право, с одной стороны, выступает средством реализации свободы, а с другой — средством ее ограничения. Право придает свободе социальное качество, при котором активность каждого человека согласуется с нравственностью, а также с активностью других людей. Наделяя людей правоспособностью и предоставляя им тем самым равные возможности для приобретения всевозможных социальных благ, право очерчивает сферу свободы людей. Право — мера свободы.

3. Право неотделимо от справедливости. Справедливость — свойство, внутренне присущее праву и выражающее его сущность. Справедливость регулирует в праве баланс равенства и неравенства, свободы и несвободы. Понимание справедливости, с одной стороны, является объективным, общечеловеческим. С другой стороны, представление о ней навязывается социальными силами, стоящими у власти, использующими для этого идеологию, право, искусство и другие средства воздействия на сознание людей.

4. Ценности свободы, справедливости, равенства и закрепляющие их правовые нормы являются отражением социальных интересов. Вне социальных интересов правовое регулирование существовать не может. Право выражает и закрепляет интересы не отдельных людей, а социальных групп, преимущественно тех, которые стоят у власти. Наиболее отчетливо связь права и интересов проявляется в правотворчестве и при реализации права.

5. Понятие «культура» охватывает знания, ценности, обычаи, верования, мораль, искусство, право и другие результаты социального опыта, приобретенного и поддерживаемого членами общества. Культура формируется на основе отбора определенных образцов поведения и мышления людей. Данные образцы (ценности, нормы, идеи, мыслительные образы, язык и т.п.) являются своеобразной формой приспособления общества к среде обитания. Именно в культуре, как в накопленном за долгие годы социальном опыте, рождаются представления людей о нормативном, должном. В своем существовании нормы неотрывны от существующих в данной культуре ценностей, так как переводят значимые цели в практическую деятельность. Вместе с изменением ценностей, выдвижением новых идеалов изменяются и нормы.

Вопросы для самоконтроля:

1. Каково соотношение права и государства?

2. Что такое «справедливость»? Как она связана с правом?

3. Покажите взаимоотношения права с экономикой, политикой, культурой.

Тема 11. ПРИНЦИПЫ И ФУНКЦИИ ПРАВА

(1 п.з.:2балла)

ПЛАН

1. Принципы права: понятие и классификация.

2. Характеристика основных принципов права.

3. Функции права: понятие и классификация.

4. Общая характеристика регулятивной и охранительной функций права.

Задание для подготовки к занятию:

Составить тестовые задания по изученному в рамках темы материалу.

Форма контроля: тестирование.

В результате проведения данного практического занятия студенты приобретают следующие компетенции: ОК - 1; ОПК – 5; ПК- 2; ПК- 6; ПК- 15.

Право характеризуется определенными основополагающими началами, которые называются принципами права. Общепринятым является деление принципов права на общеправовые, межотраслевые и отраслевые. Для теории государства и права наибольшее значение имеют общеправовые принципы: справедливость, равноправие, гуманизм, законность, демократизм, единство прав и обязанностей, сочетание убеждения и принуждения и др. Данные принципы свойственны всей системе права, всем ее отраслям, хотя и проявляются в каждой отрасли по-разному. Межотраслевые принципы присущи нескольким отраслям права (осуществление правосудия только судом, гласность судебного разбирательства, национальный язык судопроизводства, независимость судей и др.). Отраслевые принципы: определяют специфику конкретной отрасли права. В трудовом праве — это, например, обеспечение свободы труда и занятости, запрет дискриминации.

При подготовке ответа на третий вопрос необходимо исходить из того, что функции права — это основные направления правового воздействия на общественные отношения. Выделяют общеправовые, отраслевые, межотраслевые функции, а также функции правовых институтов и отдельных норм права. Кроме того, можно разграничивать общесоциальные функции права (экономическую, политическую, социальную, культурно-воспитательную, социального контроля, информационно-ориентирующую) и собственно юридические функции (регулятивную и охранительную). Следует охарактеризовать данные функции права.

Вопросы для самоконтроля:

1. Что такое принципы права? Назовите их виды.

2. Раскройте содержание основных принципов права.

3. Что собой представляют функции права?

4. Дайте классификацию функций права.

Тема 12. ИСТОЧНИКИ ПРАВА

(2 п.з.: 1-2 балла, 2-2 балла)

ПЛАН

1. Понятие источника права. Соотношение источника и формы

права. Преемственность и обновление в праве. Рецепция в праве.

2. Виды источников права. Их общая характеристика.

3. Правовой обычай. Обычное право. Деловой обычай и деловые обыкновения.

4. Судебный прецедент. Судебное право.

5. Иные источники права (правовая доктрина, принципы: права, договоры, судебная практика).

6. Нормативный правовой акт: понятие, отличительные признаки, виды. Закон как нормативный правовой акт. Признаки закона, виды законов. Подзаконные акты и их разновидности.

Задание для подготовки к занятию:

Составьте презентацию по теме занятия.

Форма контроля: презентация.

В результате проведения данного практического занятия студенты приобретают следующие компетенции: ОК - 1; ОПК – 5; ПК- 2; ПК- 6; ПК- 15.

1. Источники права — жизненные условия, предопределяющиевозникновение и развитие права. Принято выделять: а) источники права в материальном смысле (материальные условия жизни людей); б) источники права в идеальном смысле (философские идеи,которые выступают основой правовой системы); в) источники права в юридическом (формальном) смысле (способы внешнего выражения права). Таким образом, источник права в юридическом смысле — это форма выражения, объективизации нормативной государственной воли. Источник (форма права) показывает, каким способом государство создает, фиксирует ту или иную правовую норму и в каком виде эта норма, принявшая объективный характер, доводится до сознания членов общества

2. Известны следующие основные формы права: а) нормативный правовой акт; б) правовой прецедент; в) правовой обычай; г) договор нормативного содержания; д) юридическая доктрина; е) принципы права. При ответе на данный вопрос необходимо раскрыть их главные признаки.

3.Правовой обычай — исторически первый источник права. Таковым признавался обычай, который в силу многократного применения приобретал общеобязательное значение и соблюдение которого обеспечивалось принудительной силой государства. Правовыми становились обычаи, которые выражали: 1) продолжительную правовую практику; 2) единообразную практику, т.е. приобретали устойчивый, типичный характер. В России правовые обычаи существуют в форме обычаев делового оборота, регулирующих имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения.

4. Судебный прецедент является одним из главных источников права в странах, принадлежащих к так называемой системе общего права — Англии, США, Канаде, Австралии и др. Под судебным прецедентом понимается решение суда по конкретному делу, которое является обязательным при рассмотрении аналогичных дел нижестоящими судами. В России судебный прецедент в качестве источника права не признается.

5.Правовая доктрина представляет собой научно обоснованные, систематизированные взгляды ученых на право и юридическую деятельность. Она является источником права в мусульманской правовой семье (иджма). В праве континентальной Европы доктрина, хотя и не признается источником права, играет определяющую роль в процессе создания права и способствует правильной реализации правовых предписаний.

Принципы права выступают в качестве источников права во многих странах мира. В романо-германской правовой семье судебные решения при аналогии права могут приниматься на основе принципов права.

Договор нормативного содержания (нормативный договор) как источник права широко распространен в различных странах. Нормативным договором называется соглашение между субъектами права по поводу установления, изменения или прекращения их взаимных прав и обязанностей, содержащее правовые нормы. В зависимости от сферы действия выделяют международные и внутригосударственные договоры. В Российской Федерации среди внутригосударственных договоров особое место занимают договоры о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Федерации, а также коллективные договоры, заключающиеся между профсоюзами, представляющими рабочих и служащих данной профессии, и их работодателями.

Судебная практика — это, прежде всего, совокупность актов толкования права. Судьи ориентируются на решения по конкретным делам вышестоящих судов, используют в своей деятельности разъяснения пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ.

6. Нормативный правовой акт — это изданный в особом порядке официальный акт — документ компетентного правотворческого органа, содержащий нормы права. Признаки нормативного акта, отличающие его от всех иных правовых актов: 1) является результатом правотворческой деятельности; 2) содержит нормы права; 3) принимается и реализуется в особом процедурном порядке; 4) имеет документальную (письменную) форму; 5) является выражением государственной воли. Нормативные правовые акты имеют определенную структуру, включающую разделы, главы, статьи, кодексы нередко включают части. Каждый акт имеет свое название (закон, указ, постановление) и указание на издавший его орган, дату и место издания. Четкая структура нормативного акта способствует правильному его толкованию и применению.

По юридической силе нормативные правовые акты делятся на законы и подзаконные акты. Законы занимают главное место в системе законодательства. По юридической силе они подразделяются на: 1) Конституцию РФ; 2) федеральные конституционные законы; 3) федеральные законы. Следует помнить, что субъекты РФ также имеют свои конституции (республики), уставы (другие субъекты Федерации) и собственные законы, которые должны соответствовать федеральному законодательству.

Термин «подзаконный нормативный правовой акт» указывает на то, что этот акт должен вытекать из Конституции и законов и строго соответствовать им. К подзаконным актам относятся: нормативные указы Президента, постановления Правительства, акты федеральных органов исполнительной власти (министерств и ведомств), акты органов местного самоуправления, локальные нормативные правовые акты.

Вопросы для самоконтроля:

1. Как соотносятся источники и формы права? В чем состоят рецепция и обновление в праве?

2. Дайте развернутую характеристику различных видов источников права.

3. Раскройте признаки закона, назовите отличительные черты различных видов законов.

4. Раскройте систему подзаконных нормативных правовых актов.

Тема 13. НОРМЫ ПРАВА

(1 практическое занятие: 2 балла)

ПЛАН

1. Понятие нормы права, ее признаки.

2. Логическая структура нормы права: гипотеза, диспозиция,

санкция, их разновидности.

3. Способы изложения норм права в нормативных правовых актах.

4. Виды юридических норм, критерии, используемые для классификации норм права.

Задание для подготовки к занятию:

Составить тестовые задания по изученному в рамках темы материалу.

Форма контроля: тестирование.

В результате проведения данного практического занятия студенты приобретают следующие компетенции: ОК - 1; ОПК – 5; ПК- 2; ПК- 6; ПК- 15.

1. При изучении первого вопроса студенты, прежде всего, должны усвоить, что норма права — первичный элемент системы права, поэтому основные признаки, характеризующие право в целом, присущи и нормам права в отдельности. Каждая правовая норма представляет собой веление государства, общее правило, им установленное или санкционированное. Важно понять, в чем состоит общеобязательный характер правовой нормы и каким путем достигается эта общеобязательность. В этой связи следует показать отличие норм права от индивидуальных правовых предписаний. Следует раскрыть и другие признаки нормы права.

2. Второй вопрос темы связан с изучением основных элементов правовой нормы, характеризующих ее внутреннюю структуру: гипотезы, диспозиции, санкции. Данная логическая структура присуща нормам — правилам поведения. Нормы-цели, нормы-принципы: нормы-дефиниции и другие специальные нормы такой структуры не имеют.

3. Необходимо усвоить, что норма права и статья нормативного правового акта не однозначные явления. Статья — текстуальное выражение правовой нормы. Для более четкого представления о взаимосвязи нормы права и статьи нормативного акта следует рассмотреть различные формы изложения правовых норм в статьях нормативных актов: прямой, отсылочный, бланкетный.

4. При подготовке третьего вопроса следует учесть, что существует несколько классификаций правовых норм. Особо нужно выделить типичные (регулятивные, охранительные) и специальные нормы (нормы-принципы, нормы-цели, нормы-дефиниции, оперативные нормы, коллизионные нормы).

Вопросы для самоконтроля:

1. Назовите признаки нормы права.

2. Охарактеризуйте структуру правовой нормы.

3. Каковы способы изложения норм права в нормативных правовых актах?

4. Раскройте классификацию правовых норм.

Тема 14. ПРАВОТВОРЧЕСТВО

(2 п.з.: 1-2 балла, 2-2 балла)

ПЛАН

1. Понятие правотворчества. Правообразование и правотворчество. Принципы правотворчества.

2. Виды правотворчества: законотворчество и подзаконное правотворчество. Референдум. Делегированное, чрезвычайное, договорное, локальное правотворчество.

3. Стадии правотворческого процесса. Законодательный процесс.

4. Порядок опубликования и вступления в юридическую силу нормативных правовых актов.

5. Пределы действия нормативных актов: во времени, в пространстве, по кругу лиц, предметное действие. Обратная сила закона.

6. Систематизация нормативных правовых актов.

Задание для подготовки к занятию:

Составьте презентацию по теме занятия.

Форма контроля: презентация.

В результате проведения данного практического занятия студенты приобретают следующие компетенции: ОК - 1; ОПК – 5; ПК- 2; ПК- 6; ПК- 15.

1. При подготовке к первому вопросу важно уяснить, что под правотворчеством понимают деятельность компетентных органов по принятию (изменению, отмене) нормативных правовых актов. Термин «правотворчество» в определенном смысле условен. Следует различать ту деятельность, которую называют правотворчеством, и процессы правообразования. Дело в том, что государство в ряде случаев не творит право. Процесс правообразования идет в обществе и государство, по существу, должно надлежащим образом оформлять те правовые потребности, которые уже сложились в обществе. Так, Алексеев С.С. считает, что «правотворчество начинается тогда, когда потребности общественного развития определились, непосредственно-социальные права сложились, необходимость правовыых нововведений назрела, и на этой основе в процесс правообразования вступают компетентные органы». Следует раскрыть принципы правотворчества: законность, гуманизм, научность, демократизм, гласность, системность, профессионализм.

2. Понятие правотворчества охватывает все виды и способы (формы) деятельности по возведению воли общества в закон:

а) принятие нормативных правовых актов органами государства;

б) непосредственное принятие правовых актов народом на референдуме; в) принятие нормативных правовых актов негосударственными организациями (органами местного самоуправления,

предприятиями, учреждениями); г) санкционирование обычаев;

д) формирование юридических прецедентов; е) договорное правотворчество.

3. При подготовке третьего вопроса следует учесть, что правотворчество — это определенный процесс, включающий стадии: внесение проекта нормативного правового акта (реализация правотворческой инициативы); обсуждение и принятие нормативного правового акта; опубликование (обнародование) нормативного правового акта. Законотворческий процесс включает следующие стадии: а) законодательная инициатива; б) обсуждение законопроекта в Государственной Думе; в) принятие закона; г) обнародование закона Президентом.

4. Порядок вступления в силу федеральных законов регулируется ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» от 14 июня 1994 г. Порядок опубликования и вступления в силу указов Президента, постановлений правительства и нормативных актов федеральных органов исполнительной власти устанавливается Указом Президента РФ от 23 мая 1996 г. Следует ознакомиться с данными документами.

5. Все нормативные правовые акты имеют определенные пределы действия во времени, пространстве, по кругу лиц, по предмету регулирования. Действие актов во времени предполагает порядок их опубликования и вступления в силу; порядок утраты ими силы. К действию нормативных правовых актов во времени относится и вопрос об обратной силе.

Действие актов в пространстве предполагает их распространение на всю территорию государства или на ее отдельную часть.

Действие актов по кругу лиц предполагает их распространение либо на всех, кто находится на территории государства, либо на отдельные категории лиц: граждан, иностранцев, военнослужащих и т.д.

Предметное действие актов состоит в том, что они регулируют определенные виды общественных отношений.

6. Систематизация — это деятельность по упорядочению нормативного правового материала, приведению его в согласованную целостность. Систематизация может быть официальной и неофициальной. Видами систематизации являются учет, инкорпорация, консолидация, кодификация.

Учет нормативных правовых актов осуществляют государственные органы, юридические лица сообразно собственным информационным потребностям. Совокупность нормативных актов, взятых на учет, составляет информационный фонд, в котором нормативные акты хранятся в определенном порядке. Основной задачей учета является сбор и поддержание нормативных актов в состоянии, позволяющем оперативно находить нужную правовую информацию. Инкорпорация — это объединение нормативных правовых актов в сборниках, составленных по какому-либо признаку (хронологическому, тематическому, алфавитному и т.д.). Специфическим видом систематизации является консолидация. Ее цель — устранение множественности нормативных актов, их унификация и создание в структуре законодательства крупных однородных блоков в качестве важнейшего промежуточного звена между текущим правотворчеством и кодификацией. Особую актуальность эта форма систематизации приобрела в сфере ведомственного правотворчества. Кодификация — официальная переработка нормативных правовых актов и создание единого, логически и юридически цельного нормативного правового акта.

Вопросы для самоконтроля:

1. Установите соотношение правообразования и правотворчества. Охарактеризуйте принципы правотворчества.

2. Раскройте особенности видов правотворчества.

3. Назовите стадии правотворческого процесса и охарактеризуйте законодательный процесс.

4. Раскройте порядок опубликования и вступления в юридическую силу нормативных правовых актов.

5. Проанализируйте пределы действия нормативных актов: во времени, в пространстве, по кругу лиц, по предмету действия.

6. Раскройте особенности различных видов систематизации нормативных правовых актов.

Тема 15. ЮРИДИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА

(2 занятия: 1й-2 балла, 2й-2 балла)

ПЛАН

1. Понятие юридической техники. Место и значение юридической техники в юридической деятельности.

2. Законодательная (правотворческая), правоприменительная и правореализационная техника, ее требования и инструменты (средства, приемы, способы, правила).

3. Технико-правовые категории в юридической технике: правовые аксиомы, правовые презумпции, юридические фикции, п

Наши рекомендации