Объем дисциплины и виды учебной работы. Культура России XIX – начала XXI века

Культура России XIX – начала XXI века

Учебно-методический комплекс

для бакалавриата по направлению 033000 - Культурология

профиль

культура России

Москва 2011

Культура России XIX – начала XXI века:

Учебно-методический комплекс

Составители: И.В. Кондаков, д. филос., к. филол. н.,

проф., действ. чл. РАЕН

И.М. Чирскова, ст. преп.

Учебно-методический комплекс утвержден на заседании

кафедры истории и теории культуры 21.04.11 протокол № 8

© Российский государственный гуманитарный университет 2011

1. Цели и задачи дисциплины:

Цели дисциплины –

  • показать место, которое занимает культура России среди других явлений мировой культуры и как она связана с социально-политической историей страны, историей философии и религии, литературы и искусства;
  • сформировать у студентов представление о культуре России как целостном феномене, меняющем свои параметры и содержание в ходе национальной и мировой истории;
  • обосновать периодизацию истории культуры России XIX – XXI вв.;
  • освоить методику выявления важнейших категорий культуры (концептов) для построения целостной истории культуры России XIX – XXI вв.

Задачи дисциплины –

  • ознакомить студентов с периодизацией и типологией культуры России Новейшего времени;
  • изучить систему категорий культуры, которые могут быть приложены, в частности, к истории культуры России XIX – XXI вв.
  • изучить множественность культурных форм, а также теоретических и исторических подходов к анализу историко-культурного процесса и культурных текстов изучаемого времени.
  • 2. Место дисциплины в структуре ООП: «Культура России XIX – XXI вв.» является базовой общепрофессиональной дисциплиной культурно-исторического модуля и адресована студентам, обучающихся по направлению «Культурология». Ее программа органично связана с содержанием таких дисциплин гуманитарно-социально-экономического цикла, как «История России», «Всеобщая история», «Русский язык и культура речи»; общепрофессиональных дисциплин теоретико-культурного модуля – «Философия культуры», «Теория культуры», «Социология культуры», «Лингвистика и семиотика» – и культурно-исторического модуля – «История культуры», «История искусств». Она призвана способствовать формированию исторических представлений о культуре России Новейшего времени, которые в дальнейшем будут углубляться в процессе освоения ряда прикладных и специальных дисциплин.

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения «Культуры России XIX – XXI вв.» направлен на формирование следующих компетенций:

· владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК–1);

· умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);

· владение теоретическими основами и методами культурологии, категориями и концепциями, связанными с изучением форм, процессов, практик; способность применять культурологическое знание и критически использовать методы современной науки о культуре в профессиональной деятельности и социальной практике; (ПК-1);

· способность понимать, изучать и критически анализировать получаемую научную информацию по тематике исследования и представлять результаты исследований; владение методами обработки, анализа и синтеза информации (ПК-2);

· готовность к использованию современного знания о культуре и ведущих направлений современной социокультурной деятельности (концепций и инструментария) в организационно-управленческой работе (ПК-4).

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать:

  • содержание изложенных в курсе теоретических и методологических концепций изучения культуры; базовые термины теории и истории культуры, теории и истории локальных цивилизаций;
  • историко-культурный контекст, обусловивший появление изучаемых историко-культурных явлений и развитие различных форм культуры;
  • историческую и смысловую взаимосвязь культуры и ее составных частей (философия, религия, общественно-политическая мысль, литература, искусство, журналистика и т.п.) с социальными, политическими, экономическими, идеологическими и др. факторами социальной и культурной истории.

Уметь:

  • анализировать и интерпретировать культурные тексты и процессы в различных теоретико-методологических аспектах;
  • определять историческое место осмысляемых социокультурных явлений и процессов, происходящих в России Новейшего времени;
  • выявлять взаимосвязь различных культурных явлений и процессов между собой и одних текстов с другими текстами культуры.

Владеть:

  • понятийным аппаратом дисциплины;
  • методологическими подходами к анализу культурно-исторических явлений;
  • техниками анализа процессов и текстов культуры;
  • периодизацией культурно-исторических процессов в России XIX – XXI вв.

Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы Всего часов / зачетных единиц Семестры
       
Аудиторные занятия (всего)      
В том числе:          
Лекции      
Практические занятия (ПЗ)          
Семинары (С)      
Лабораторные работы (ЛР)          
Самостоятельная работа (всего)      
В том числе:          
Курсовой проект (работа)          
Расчетно-графические работы          
Реферат          
Другие виды самостоятельной работы          
         
Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен) экз        
Общая трудоемкость часы зачетные единицы      
     

Содержание дисциплины

Содержание разделов дисциплины

Наши рекомендации