Объем дисциплины и виды учебной работы. Культура России XIX – начала XXI века
Культура России XIX – начала XXI века
Учебно-методический комплекс
для бакалавриата по направлению 033000 - Культурология
профиль
культура России
Москва 2011
Культура России XIX – начала XXI века:
Учебно-методический комплекс
Составители: И.В. Кондаков, д. филос., к. филол. н.,
проф., действ. чл. РАЕН
И.М. Чирскова, ст. преп.
Учебно-методический комплекс утвержден на заседании
кафедры истории и теории культуры 21.04.11 протокол № 8
© Российский государственный гуманитарный университет 2011
1. Цели и задачи дисциплины:
Цели дисциплины –
- показать место, которое занимает культура России среди других явлений мировой культуры и как она связана с социально-политической историей страны, историей философии и религии, литературы и искусства;
- сформировать у студентов представление о культуре России как целостном феномене, меняющем свои параметры и содержание в ходе национальной и мировой истории;
- обосновать периодизацию истории культуры России XIX – XXI вв.;
- освоить методику выявления важнейших категорий культуры (концептов) для построения целостной истории культуры России XIX – XXI вв.
Задачи дисциплины –
- ознакомить студентов с периодизацией и типологией культуры России Новейшего времени;
- изучить систему категорий культуры, которые могут быть приложены, в частности, к истории культуры России XIX – XXI вв.
- изучить множественность культурных форм, а также теоретических и исторических подходов к анализу историко-культурного процесса и культурных текстов изучаемого времени.
- 2. Место дисциплины в структуре ООП: «Культура России XIX – XXI вв.» является базовой общепрофессиональной дисциплиной культурно-исторического модуля и адресована студентам, обучающихся по направлению «Культурология». Ее программа органично связана с содержанием таких дисциплин гуманитарно-социально-экономического цикла, как «История России», «Всеобщая история», «Русский язык и культура речи»; общепрофессиональных дисциплин теоретико-культурного модуля – «Философия культуры», «Теория культуры», «Социология культуры», «Лингвистика и семиотика» – и культурно-исторического модуля – «История культуры», «История искусств». Она призвана способствовать формированию исторических представлений о культуре России Новейшего времени, которые в дальнейшем будут углубляться в процессе освоения ряда прикладных и специальных дисциплин.
3. Требования к результатам освоения дисциплины:
Процесс изучения «Культуры России XIX – XXI вв.» направлен на формирование следующих компетенций:
· владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК–1);
· умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);
· владение теоретическими основами и методами культурологии, категориями и концепциями, связанными с изучением форм, процессов, практик; способность применять культурологическое знание и критически использовать методы современной науки о культуре в профессиональной деятельности и социальной практике; (ПК-1);
· способность понимать, изучать и критически анализировать получаемую научную информацию по тематике исследования и представлять результаты исследований; владение методами обработки, анализа и синтеза информации (ПК-2);
· готовность к использованию современного знания о культуре и ведущих направлений современной социокультурной деятельности (концепций и инструментария) в организационно-управленческой работе (ПК-4).
В результате изучения дисциплины студент должен:
Знать:
- содержание изложенных в курсе теоретических и методологических концепций изучения культуры; базовые термины теории и истории культуры, теории и истории локальных цивилизаций;
- историко-культурный контекст, обусловивший появление изучаемых историко-культурных явлений и развитие различных форм культуры;
- историческую и смысловую взаимосвязь культуры и ее составных частей (философия, религия, общественно-политическая мысль, литература, искусство, журналистика и т.п.) с социальными, политическими, экономическими, идеологическими и др. факторами социальной и культурной истории.
Уметь:
- анализировать и интерпретировать культурные тексты и процессы в различных теоретико-методологических аспектах;
- определять историческое место осмысляемых социокультурных явлений и процессов, происходящих в России Новейшего времени;
- выявлять взаимосвязь различных культурных явлений и процессов между собой и одних текстов с другими текстами культуры.
Владеть:
- понятийным аппаратом дисциплины;
- методологическими подходами к анализу культурно-исторических явлений;
- техниками анализа процессов и текстов культуры;
- периодизацией культурно-исторических процессов в России XIX – XXI вв.
Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Всего часов / зачетных единиц | Семестры | |||
Аудиторные занятия (всего) | |||||
В том числе: | |||||
Лекции | |||||
Практические занятия (ПЗ) | |||||
Семинары (С) | |||||
Лабораторные работы (ЛР) | |||||
Самостоятельная работа (всего) | |||||
В том числе: | |||||
Курсовой проект (работа) | |||||
Расчетно-графические работы | |||||
Реферат | |||||
Другие виды самостоятельной работы | |||||
Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен) | экз | ||||
Общая трудоемкость часы зачетные единицы | |||||
Содержание дисциплины
Содержание разделов дисциплины