Система отраслей Российского права
Система права - внутренне согласованное соединение всех действующих в стране юридических норм, структурно разделенных на институты и отрасли права.
Главным структурным подразделением системы права являются отрасли права, которые находятся между собой в определенных отношениях соподчинения или координации. Выделяются:
базовые (профилирующие) отрасли права - конституционное, гражданское, административное и уголовное право, - которые регулируют наиболее общие, фундаментальные отношения в различных областях общественной жизни, создавая для них особый правовой режим;
производные (специальные) отрасли права - трудовое право, семейное право, жилищное право, финансовое, земельное, экологическое право, уголовно-исполнительное право и другие, - которые исторически выделились из базовых отраслей права и регулируют более узкие, специальные сферы общественных отношений.
Базовые и производные отрасли в целом определяются как отрасли материального права, от которых отличают отраслипроцессуального права. Процессуальные отрасли права - административный процесс, гражданский процесс, уголовный процесс - регулируют порядок разрешения споров и привлечения к ответственности за нарушения по базовым и производным от них отраслям материального права.
В последнее время в российском правоведении возвращаются к отрицаемому ранее подразделению всей системы права на отрасли публичного права и отрасли частного права. К публичному праву относят отрасли, регулирующие отношения государства с субъектами общественной жизни, такие как конституционное (государственное) право, административное, финансовое, земельное, уголовное право, процессуальные отрасли права. К частному праву относят отрасли, регулирующие отношения частных лиц, субъектов общественной жизни между собой, такие как гражданское, семейное, трудовое право.
В национальную систему права страны входят также общепризнанные нормы отрасли международного права.
28. Источники (формы права): исторические разновидности.
Источники права - официальные письменные документы, изданные от имени государства, в которых фиксируется содержание отдельных норм, институтов и отраслей права.
Источником права в широком смысле является социальная жизнь, потребности субъектов гражданского общества в правовом регулировании отношений. В узком, юридическом смысле термина источниками права признаются официальные государственные формы выражения юридических норм. Традиционно различают три основных вида источников права:
правовой обычай - санкционированные и поставленные под защиту государства уже сложившиеся в обществе обычные нормы;
судебный прецедент - решение суда по конкретному делу, которому придается характер общего правила (т. е. нормы) путем его обязательного применения при решении аналогичных дел;
нормативный акт - определенного вида документ правотворческого органа государства, которым устанавливаются, изменяются или отменяются правовые нормы.
Правовые обычаи в качестве источников права наиболее характерны для ранних этапов развития общества; они ограниченно используются и сейчас в отраслях международного, гражданского, семейного, трудового права. Судебный прецедент распространен в странах так называемой англосаксонской системы права (Великобритания, США). В России и других европейских странах, относящихся к романо-германской системе права, основным источником права являются нормативные акты.
В странах мусульманской системы права особую роль в качестве источников права играют религиозные тексты и акты толкования религиозных норм учеными-правоведами.
В последнее время в качестве самостоятельного источника права выделяют договоры нормативного содержания. Примером такого источника может служить Федеративный Договор, заключенный между центральными органами государственной власти России и республиками, краями, областями, автономными образованиями в 1992 году.
29. Нормативный акт как источник права. Система нормативных актов в России.
Нормативные акты - официальные письменные документы, принятые специально уполномоченными правотворческими органами государства, которыми устанавливаются, изменяются или отменяются юридические нормы.
Нормативные акты отличаются от других источников права (правовых обычаев, судебных прецедентов) тем, что:
принимаются только теми государственными органами, которые наделены соответствующей правотворческой компетенцией,
всегда содержат в себе общеобязательные правила поведения - юридические нормы, которые этим актом устанавливаются, изменяются или отменяются,
находятся между собой в определенной иерархической взаимосвязи;
имеют вид официального письменного документа особой формы, указывающей на принявший нормативный акт орган, наименование акта, дату его принятия, подпись соответствующего должностного лица.
В целом нормативные акты любой страны составляют единую систему, где каждый отдельный нормативный акт занимает строго определенное место в соответствии с его юридической силой, зависящей от уровня властной компетенции принимающего этот акт органа государства. В этой системе выделяются два главных уровня нормативных актов: законы и подзаконные нормативные акты.
В России законы принимаются федеральным законодательным органом - Федеральным Собранием, а также законодательными органами субъектов Российской Федерации. Подзаконные нормативные акты принимаются Президентом Российской Федерации и различными звеньями органов исполнительной власти.
Помимо нормативных актов, источниками права в Российской Федерации признаются в ограниченных случаях правые обычаи (ст. 5 Гражданского Кодекса РФ), договоры нормативного содержания (в том числе международные), акты референдумов (как всероссийских, так и региональных).