Верховенство права в правовом государстве.
Верховенство закона является первым, и возможно основным признаком правового государства. Подчиняясь юридическим законам, государство становится субъектом права, и это качество даёт равные права с остальными субъектами, и в первую очередь с обществом. Без юридического равенства (пусть даже формального) государство и личность не сможет существовать в правовом государстве, и, конечно же, не могут осуществляется права. Суть рассматриваемого признака заключена в том, что никакой государственный орган, коллектив, должностное лицо, общественная организация, человек не имеет права уклонится от исполнения закон, а тем более нарушать его. Не исполнение же закона ведет к юридической ответственности: уголовной, административной или гражданской.
Верховенство права обозначает определенную ступенчатость нормативных актов, чтобы между ними исключить противоречие. Нельзя допускать "обогащение" закона подзаконными актами, ставить в его содержание смысл, который не предусматривался законодателем. Законы в государстве обязаны быть в соответствии с нормами международного права. Основной закон (Конституция) в этой иерархической лестнице является преобладающим и все прочие нормативно-правовые акты должны соответствовать и не противоречить основному закону. Неприемлемо постоянно его изменение, обновление и дополнение.
Верховенство закона так же содержит большой аспект прав и свобод, которые закреплены действующим законодательством за членами общества. Любое ущемление прав человека неприемлемо в правовом государстве. Кроме того, последовательно и неукоснительно правовое государство обязано обеспечивать реализацию и защиту этих прав. В связи с этим приобретает огромный смысл проблема правового равенства в разных сферах общественной жизни и государства.
Социальное государство.
Социальное государство – особый тип современного высокоразвитого государства, в котором обеспечивается высокий уровень социальной защищенности всех граждан посредством активной деятельности государства по регулированию социальной, экономической и других сфер жизнедеятельности общества, установлению в нем социальной справедливости и солидарности. Социальное государство знаменует высокий уровень сближения целей и гармонизацию отношений государственных институтов и общества.
Признаки социального государства.
1) Достойный уровень заработной платы трудоспособных граждан, поскольку они являются основными налогоплательщиками.
2) Высокий уровень удовлетворения людьми своих потребностей. Питание, отдых, социальное общение, политические и духовные потребности.
3) Развитая социальная защита нетрудоспособных слоев населения: пенсионеры, инвалиды, дети, учащиеся, безработные, переселенцы, беженцы и т. д. Они должны получать пенсии и пособия в таком размере, чтобы не чувствовать себя ущербными членами общества и иметь возможность на достойном уровне удовлетворять свои потребности. При этом следует учитывать, что, например, пенсионеры в прошлом были активными членами общества и сполна вложили свой труд в его процветание.
4) Хорошая система образования, здравоохранения и других социальных услуг. Образование - важный фактор продвижения личности вперед, здравоохранение - залог ее комфортного существования, удобство дорожного и транспортного обслуживания повышает динамизм личности. Деятельность в области государственного управления также относится к социальным услугам. Эффективный государственный менеджмент, т. е. осуществляемый в интересах людей, — важная характеристика социального государства.
5) Минимизация социальных различий. В обществе существуют различные страты, в пределах которых имеются также различия возрастные, половые, профессиональные и др. Чем меньше расслоение по социальному положению, в общества, тем больше она социально развито.
6) Реализация социальной справедливости. Человек дает обществу столько же сколько и получает.
7) Мирное разрешение социальных конфликтов. Пример: большое число фермеров США и Европы в течение многих лет выращивали продукцию для России. Однако Россия в последнее время по многим позициям отказывается от экспорта. Фермеры зарубежных стран проявляют недовольство и склонны бастовать. Правительства этих стран вынуждены рассматривать вопрос о выделении им субсидий, что, понятно, сразу может отразиться на других слоях населения. Однако это все же лучший вариант разрешения социального конфликта, нежели битье витрин или блокирование железных, или автомобильных дорог возмущенными фермерами.
8) Воплощение в жизнь нравственных предписаний общества. Благотворительность, милосердие, альтруизм и другие явления бескорыстной помощи людей друг другу становятся нормой жизни, а не экзотическим явлением, не говоря уже о неукоснительном и привычном соблюдении всеми норм морали в своем поведении.
Процесс возникновения и становления социального государства можно анализировать на следующих уровнях: на научном — как идею и ее развитие в ряде концепций, на нормативном — как конституционный принцип, закрепленный в Основных законах все возрастающего числа стран, на эмпирическом — как реальную практику деятельности государственных институтов по решению социальных проблем общества и социальных групп.
Конечной целью развития социальной сферы социального государства должно стать утверждение принципа социальной справедливости, которая в данном контексте будет означать, во-первых, гарантии для каждого человека на труд в соответствии с его способностями и квалификацией, на оплату труда в зависимости от его качества и количества, на возможность самообеспечения и повышения своего благосостояния; во-вторых, создание, в идеале, равных стартовых возможностей всем членам общества через систему воспитания, образования и социальной поддержки; переход от политического и правового равноправия граждан к их социальному равноправию; в-третьих, обеспечение силами государственных и общественных институтов приемлемого уровня жизни для слабых слоев и отдельных граждан, не имеющих возможности трудиться.