Государство, право, личность, их взаимная ответственность. Права человека. Гарантии прав и свобод личности в правовом государстве

Отношения между государством и личностью должны осуществляться на основе взаимной ответственности.

В первую очередь, взаимная ответственность личности и государства -это своеобразный способ ограничения политической власти. Он проявляется в установлении государством законодательных ограничений своей активности по отношению к личности, в принятии государством конкретных обязательств, направленных на обеспечение интересов граждан, в наличии реальной ответственности должностных лиц за неисполнение их обязанностей перед обществом и личностью. В свою очередь, свобода личности не может быть абсолютной, поскольку она ограничена и регламентирована правом, интересами и правами других лиц. От каждого человека требуется соблюдение всех правовых предписаний и исполнение его обязанностей перед государством и обществом.

В недемократическом государстве признается только ответственность гражданина перед государством. Оно как бы дарует ему права и свободы и определяет его обязанности. В правовом же государстве, напротив, акцент делается на ответственность государственных органов и должностных лиц перед гражданами за посягательство на их права и свободы. Эта ответственность приобретает реальный характер только при наличии соответствующих нормативных актов, в которых закрепляется процедура привлечения к ней должностных лиц, виновных в нарушении прав и свобод граждан, и устанавливаются санкции за это.

Ответственность государства перед гражданами обеспечивается системой гарантий, к которым относятся:

1) ответственность правительства перед представительными органами власти;

2) дисциплинарная, гражданско-правовая и уголовная ответственность должностных лиц за нарушение прав и свобод граждан;

3) процедура импичмента и др.

Формами контроля за выполнением обязательств государственных структур являются референдумы, отчеты депутатов перед избирателями и т.д.

На тех же правовых началах строится и ответственность личности перед государством. Применение государственного принуждения должно носить правовой характер, соответствовать тяжести совершенного правонарушения.

Пава́ челове́ка — права, образующие основу правового статуса личности.

Составляют ядро конституционного права правовых государств (т. н. Права́ и свобо́ды челове́ка и граждани́на). Конкретное выражение и объём этих прав в позитивном праве различных государств, как и в различных международно-правовых договорах может отличаться. В международном публичном праве известнейший документ, их закрепляющий — Всеобщая декларация прав человека ООН.

Личные права являются правами каждого, и хотя часто именуются гражданскими, не связаны напрямую с принадлежностью к гражданству государства, не вытекают из него. Считаются прирождёнными и неотъемлемыми для каждого человека независимо от его гражданства, пола, возраста, расы, этнической или религиозной принадлежности. Необходимы для охраны жизни, достоинства и свободы человека. К личным правам обычно относят:

· Право на жизнь ;свободу и личную неприкосновенность;на достоинство личности

; на неприкосновенность частной жизни; на неприкосновенность жилища

Право на национальную и культурную самоидентификацию

Свобода совести и свобода мысли

· Свобода передвижения и выбора местожительства;

· Свобода выбора национальности и языка общения

· Право на судебную защиту

· Свобода вероисповедания (каждый человек может придерживаться любой религии, или создать свою собственную)

· Право на частную собственность (некоторыми правоведами относится к экономическим; во Франции признано одним из основных личных прав со времён Великой французской революции)

· Право на пользование своим языком

К политическим правам, как правило, причисляются:

· Свобода слова (свобода распространения не конфиденциальной информации)

· Право на информацию (доступ к информации)

· Право обращений или петиций (то есть обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления)

· Право на объединение (свобода союзов)

· Свобода собраний (право собираться мирно и без оружия, проводить митинги, демонстрации, шествия)

· Право на участие в управлении делами государства и на равный доступ к государственной службе

· Право на гражданство

· Избирательные права (активное и пассивное субъективное избирательное право: избирать и быть избранным)

Социально-экономические

Это возможности личности в сфере производства и распределения материальных благ, призванные обеспечить удовлетворение экономических и тесно связанных с ними духовных потребностей и интересов человека. К социально-экономическим правам относятся:

· Свобода предпринимательства (право на предпринимательскую и иную не запрещенную законом экономическую деятельность)

· Право на частную собственность

· Трудовые права (право на труд и свободу труда)

· Право на охрану семьи, материнства, отцовства и детства

· Право на социальное обеспечение

· Право на жилище

· Право на охрану здоровья и медицинскую помощь

· Право на справедливое взимание налогов

· Право на восьмичасовой рабочий день, на справедливые условия труда, равную оплату за труд равной ценности и т.д.

Культурные права обеспечивают духовное развитие личности. К ним относятся:

· Право на образование

· Свобода творчества

· Право на участие в культурной жизни

· Академические свободы

· Право на благоприятную окружающую среду

17. Понятие, сущность, социальное назначение, ценность права/Исторические типы права.

В современной юридической науке термин «право» используется в нескольких значениях.

Право — это обусловленная природой человека и общества и выражающая свободу личности система регулирования общественных отношений, которой присущи нормативность, формальная определенность в официальных источниках и обеспеченность возможностью государственного принуждения.

Сущность права

Сущность-главное, основное в рассматриваемом объекте, а потому ее уяснение представляет особую ценность в процессе познания. Однако к правильному выводу о сущности какого-либо явления можно прийти лишь в случае, когда оно получило достаточное развитие, в основном сформировалось. Применительно к праву это положение имеет первостепенное значение. По мнению С. С. Алексеева, «на первых фазах развития человеческого общества (в азиатских теократических монархиях, в рабовладельческих и феодальных государствах) существовали, как правило, неразвитые правовые системы». С этим мнением следует согласиться. Действительно, в период рабовладельческого и феодального строя право было традиционным, или обычным (исключение — древнеримское частное право). Неразвитость традиционного права прежде всего состояла в том, что оно выполняло лишь охранительную функцию и выступало частью единой системы социального регулирования, в которой регулирующую функцию осуществляли религия, нравственность и обычаи.

Право построено на трех «китах». Это нравственность, государство, экономика. Право возникает на базе нравственности как отличный от нее метод регулирования; государство придает ему официальность, гаранти-рованность, силу; экономика — основной предмет регулирования, первопричина возникновения права, ибо это та сфера, где нравственность как регулятор обнаружила свою несостоятельность.

Общесоциальная сущность права конкретизируется в его понимании как меры свободы. В пределах своих прав человек свободен в своих действиях, общество в лице государства стоит на страже этой свободы. Таким образом, право не просто свобода, а свобода, гарантированная от посягательств, защищенная свобода. Добро защищено от зла. Благодаря праву добро становится нормой жизни, зло — нарушением этой нормы.

Сущность и социальное значение права проявляются в его функциях. Они отражают основные направления воздействия права на общественные отношения и поведение людей, позволяют дать обобщающую характеристику «работы» юридических норм., Прежде всего право воздействует на различные сферы жизни общества — экономику, политику, духовные отношения, а значит, выполняет общесоциальные функции — экономическую, политическую и воспитательную. Здесь оно действует вместе с другими социальными институтами, но своими, специфическими средствами.

Помимо социального право имеет функциональное назначение. Оно выражается в том, что право выступает регулятором общественных отношений. Это основное функциональное предназначение права проявляется в ряде более конкретных функций.

Типология исторически известных видов права и государ ства — это их классификация по единому критерию, их деле ние на однородные (однотипные) группы. В литературе (прошлой и современной) имеются разные варианты такой классификации. ние одного лица на основе законов), аристократию (законную власть немногих) и законную демократию (власть демоса на основе законов) и соответственно три неправильные формы:

тиранию (незаконную власть одного), олигархию (незаконную власть немногих) и незаконную демократию (власть демоса не на основе законов). С

тех же позиций Аристотель писал, что тремя правиль ными формами являются царская власть, аристократия и по литая (правление большинства на основе законов), а тремя не правильными формами — тирания, олигархия и демократия4 (правление демоса, большинства не на основе законов). Данный подход к типологизации государств, основанный на критерии законности и противопоставлении законного правле ния беззаконию, в той или иной форме широко использовал ся в последующей политико-правовой мысли и в определенной мере сохранил свое значение до наших дней.

Функции и принципы права

Принципы права — это основные, исходные положения, юридически закрепляющие важнейшие закономерности общественной жизни. Под принципами права понимаются исходные руководящие идеи, лежащие в основе права и находящие свое осуществление не только в юридической форме, но и в тех общественных отношениях, которые они отражают. По мнению французского юриста Р.Давида, общие принципы отражают «подчинение права велениям справедливости в том виде, как последняя понимается в определенную эпоху и определенный момент» (Давид Р. Основные правовые системы современности. М., 1988. С. 145).

Принципы права являются стержнем всей системы права государства. Они могут специально закрепляться в общих юридических нормах (конституциях, преамбулах законов, кодексах) или составлять саму материю права, проникая во внутреннее содержание правовых норм.

В зависимости от того, на какую область права они распространяются (сферы своего влияния), принципы делятся на три группы: общие (общеправовые), межотраслевые и отраслевые.

К числу общих принципов относятся:

приоритета прав и свобод человека как высших социальных ценностей;

социальной справедливости;

законности;

юридическое равенство граждан перед законом и судом;

гуманизм;

демократизм;

единство прав и обязанностей;

ответственности за вину:

сочетание убеждения и принуждения и т.п.

Межотраслевые принципы характеризуют наиболее существенные черты нескольких отраслей права, такие руководящие начала, которые выражают особенности нескольких родственных отраслей права: уголовно-процессуальный, гражданско-процессуальный. Среди них выделяют: принцип неотвратимости ответственности, принцип состязательности и гласности судопроизводства, равного доступа к судебной защите и т.д.

Отраслевые правовые принципы наиболее общие черты конкретной отрасли права (административного, гражданского и др.), действующие в рамках только одной отрасли права. К ним относятся: в гражданском праве — принцип равенства сторон в имущественных отношениях; в уголовном процессе — презумпция невиновности и т.п.

Социальное назначение права проявляется в его функциях.

Функции права — это основные направления правового воздействия на общественные отношения и их упорядочение, определяемые сущностью и социальным назначением права в жизни общества.

В известной степени условно можно выделить две группы критериев, которые лежат в основе дифференциации функций права: 1) внешние, в соответствии с которыми выделяют так называемые социальные функции права (политическую, экономическую, воспитательную), и 2) внутренние. Последние вытекают из самой природы права, способов его воздействия на поведение людей, особенностей форм реализации. В этом случае выделя­ют регулятивную и охранительную функции права. Регулятивная и охранительная функции — это имманентные праву функции, которые определяют необходимость его существования как социального института общества.

Особенности регулятивной функции заключаются прежде всего в установлении позитивных правил поведения, в организации общественных отношений, в координации социальных взаимосвязей.

В рамках этой функции выделяют две ее разновидности (подфункции) — регулятивную статическую и регулятивную динамическую (С. С. Алексеев).

Регулятивная статическая функция выражается в воздействии права на общественные отношения путем их закрепления в тех или иных правовых институтах.

Право юридически закрепляет, возводит в разряд четко урегулированных те общественные отношения, которые представляют собой основу нормального, стабильного существования общества, соответствуют интересам его большинства и выражают общую волю.

Решающее значение в проведении статической функции принадлежит институтам права собственности, институтам политических прав и свобод граждан. Отчетливо данная функция выражена в авторском, изобретательском праве и др.

Регулятивная динамическая функция выражается в воздействии права на общественные отношения путем оформления их движения (динамики). Она воплощена в институтах гражданского, административного, трудового права, опосредующих хозяйственные процессы в экономике, и других сферах.

Охранительная функция права — это обусловленное социальным назначением направление правового воздействия, нацеленное на охрану общезначимых, наиболее важных экономических, политических, национальных, личных отношений, их неприкосновенность и сообразно этому на вытеснение отношений, чуждых данному строю.

Если следовать широкому смыслу функций права, в соответствии со своим предназначением правовые нормы выполняют в обществе следующие функции:

» экономическая - упорядочивает производственные и имущественные отношения, закрепляет формы собственности и т.п.;

» политическая (регламентирует политические отношения, регулирует деятельность субъектов политической системы и пр.);

» идеологическая, в рамках которой право способствует формированию в общественном сознании представлений о необходимых и желательных принципах и правилах поведения.

» регулятивная, которая проявляется в способности воздействовать на поведение членов общества правовыми средствами;

» охранительная, заключающуюся в способности охранять положительные, общественно полезные и вытеснять вредные отношения, т.е. направлена на охрану общественных отношений, а правоохранительная на охрану самого права;

» гуманистическая, которая выражается в том, что право смягчает возникающие в обществе социальные противоречия и конфликты;

» воспитательная, отражающуюся в подготовке подрастающего поколения к, оказывает специфическое педагогическое воздействие на лиц, связана с формированием у субъектов мотивов правомерного поведения и формирует у субъектов надлежащее восприятие существующих в обществе ценностей и идеалов;

19. Формы (источники) права

Под формой (источником) права принято понимать способы придания официальной юридической силы правилу поведения и ее внешнее официальное выражение. Форма показывает, каким способом государство создает, фиксирует ту или иную норму права, в каком виде эта норма доводится до сознания людей. История человеческого общества выработало следующие формы (источники) права:

1. Нормативный-правовой акт

2. Судебный прецедент

3. Правовой обычай

4. Принцип права

5. Правовая доктрина

Нормативный правовой акт - это официальный, письменный документ, изданный органом государства, в пределах установленной компетенции, направленный на введение в действие правовых норм, на изменение существующих, либо их отмену. Этот документ всегда обращен к персонально неопределенному кругу лиц.

Судебный прецедент - это общее официальное правило, которое устанавливается судьей при решении конкретного дела (в тексте судебного решения по конкретному делу), в том случае, когда он обнаруживает, что из всех действующих правовых норм ни одна из них не подходит к данному случаю. Это общее правило становится обязательным, частью действующего права, которое подлежит применению судами, равными по статусу данному суду, а также всеми нижестоящими судами. Судебный прецедент - один из основных источников права в странах, принадлежащих к англосаксонской правовой семье.

Правовой обычай - это придание официальной юридической силы действующему в обществе простому, неправовому обычаю, путем использования его для решения конкретного дела в правоприменительном государственном органе (например, в суде). Отличие правого обычая и судебного прецедента в том, что используется уже известный обычай. Форма выражения - судебное решение. Каждый раз этот обычай нуждается в своем подтверждении (суд ссылается не на решении предыдущего суда, а на соответствующий обычай). Этот источник права имеет субсидиарное (дополняющее) значение. В России правовой обычай используется ограниченно. Например, в морском праве, где для каждого морского порта испокон веков установлены свои обычаи.

Принцип права - основополагающая идея права (справедливость, народовластие, презумпция невиновности, причиненный вред должен быть возмещен и т.д.). Принципы права используются при решении конкретных дел в случае, если невозможно найти подходящих правовых норм для данного случая. Сами принципы права в целом или его отраслей сформулированы в конституциях государств, отраслевом законодательстве, международно-правовых договорах. Поэтому применение принципов права к конкретному делу не основывается только на правосознании правоприменителя, но и на действующих конституционных и обыкновенных законах, где эти принципы нормативно сформулированы.

Правовая доктрина - это система взглядов, представлений о праве, о его принципах, изложенная признанными авторитетами в области юриспруденции. Правовая доктрина - это теоретические положения, научные теории юридического характера, в которых формулируются важнейшие принципы, юридические категории, понятия, воззрения юристов-ученых. В некоторых странах правовая доктрина выступает источником права. Так, в английских судах при разрешении конкретных дел принято ссылаться на труды известных юристов в обоснование принятого судебного решения. Аналогичная практика существует и в некоторых мусульманских государствах. (Так, основным источником мусульманского права является исламская религиозная правовая доктрина).

Нормативный договор - соглашение между сторонами направленное на установление официальных юридических правил. Например, международный договор, коллективный договор между хозяином (предпринимателем) и наемными работниками в лице их профсоюза. Договоры нормативного содержания - это соглашения между субъектами, которые добровольно закрепляют взаимные права и обязанности и обязуются их соблюдать. Подобные соглашения служат основой для принятия других нормативных правовых актов. Такие договоры получили распространение в трудовом праве при заключении контрактов между работодателем и работником, в международном праве. В последние годы указанные договоры стали применяться и в конституционном праве России. Например, в 1992 г. был заключен Федеративный договор между Российской Федерацией и ее субъектами о разграничении между ними предметов ведения и полномочий. В 1994 г. был заключен Договор между Российской Федерацией и Татарстаном, где были определены предметы взаимного делегирования полномочий. В дальнейшем такие договоры были заключены и с другими субъектами Федерации.

Деловое обыкновение - это правило, которое складывается в процессе делового обмена, оно связано с торгово-деловыми отношениями. В отличие от правового обычая, деловое обыкновение не имеет глубоких корней в опыте человеческого бытия. Как правило, это признаваемая в данный момент наиболее оптимальная модель поведения в торговом обороте. Например, с появлением общедоступных телефонных сетей появилось деловое обыкновение, в соответствие с которым признавалось правомерным заключение гражданско-правовых сделок по телефону. Примером признания в России делового обыкновения в качестве источника права может служить часть 2 статьи 478 ГК РФ. Согласно данной норме, "в случае, если договором купли-продажи не определена комплектность товара, продавец обязан передать покупателю товар, комплектность которого определяется обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями".

20. Основные концепции правопонимания

Общая теория права выделяет три вида правопонимания: нормативное, социологическое и нравственное.

Согласно нормативной точке зрения, право представляет собой систему юридических норм, изданных государством и взятых под его защиту. Сторонники этого подхода в большинстве случаев отождествляют право и закон.

Нормативное правопонимание основано на представлении, что право - это нормы, изложенные в законах и подзаконных актах. При таком подходе различие между правом как системой норм и законом как формой права проводится формально, а не по существу.

Представители социологического направления под правом понимают правоотношения или право в действии. Юристы-социологи обращаются к процессу реализации норм права и выдвигают лозунг "право в действии — живое право". По Муромцеву, право представляет собой "совокупность правовых отношений (правовой порядок)" (Муромцев С. Определение и основное разделение права. — М., 1879. С. 47—48). Современные сторонники социологического подхода утверждают, что "право выступает в первую очередь как определенный порядок в обществе" (Лившиц Р. 3. Теория права. — М., 1994. С. 1). Законы, по их мнению, представляют собой только часть права. Действующее право существует не в виде законов, а как система общественных отношений. По мнению юристов-социологов, правовые отношения собственности, властеотношения и семейные отношения исторически предшествуют правовым нормам. Последние лишь закрепляют правоотношения, сложившиеся в действующую систему права.

С позиций нормативной теории социологический подход к праву означает отказ от авторитета закона и предоставление судье правотворческих функций. Положительной стороной социологического направления является стремление исследовать право во взаимодействии с другими элементами социальной структуры и выявить реальные механизмы действия права.

Некоторые современные теоретики определяют право как нормативные установки цивилизованного общества, выражающие идеи справедливости и свободы, закрепленные посредством законодательства и охраняемые государством.

Особым своеобразием отличаются феминистические концепции, направленные против действующего законодательства, в котором феминистки видят сугубо мужское право, ставящее женщин в зависимое положение.

В связи с этим сторонницы либерального феминизма стремятся исключить из права нормы, проводящие различие между полами, и тем самым предоставить женщинам возможность конкурировать с мужчинами в любой сфере деятельности. Либеральная школа отстаивает формальное равенство полов. Это означает, что закон не должен делать различий между мужчинами и женщинами. Вместе с тем каждый индивид вправе заявить, кем он себя считает. Ассимиляционный феминизм идет еще дальше. Сторонницы этого направления считают, что общество вообще должно целенаправленно уничтожать разницу между женщинами и мужчинами, не делая никаких различий между полами. Они предлагают рассматривать беременность как временную нетрудоспособность, а в дальнейшем вообще изъять роды из женского опыта, ликвидировать традиционную семью, создать искусственное размножение и специальные учреждения для выращивания детей.

Бивалентный феминизм, напротив, подчеркивает разницу между полами и требует особого отношения к каждому полу и прежде всего к женскому. Сторонницы этого направления выступают за создание двойной системы права, так как мужчины и женщины существенно различаются физически и психически. При этом высказывается мысль, что женщины не должны приспосабливаться к мужским нормам и стандартам, они заслуживают специального отношения и специальных привилегий. Культурологический феминизм рассматривает женщину как существо более совершенное, чем мужчина. По мнению феминисток, женщине присущи такие культурные ценности, как воспитание детей и забота о других людях. Женская зрелость заключается в соединении. Для женщин характерны сочувствие, сопереживание, заботливость. Мужская зрелость проявляется в самостоятельности и отделении. Для мужчин важнее индивидуализм и соревновательность. Им присущи эгоизм и агрессивность. Феминистки предлагают трансформировать право на основе женских ценностей, сделать его менее императивным.

Радикальный феминизм рассматривает женщин не как индивидуальное существо, а как угнетенный социальный класс. Радикальные феминистки предлагают реконструировать равенство полов качественно — путем изменения законов и количественно — путем распределения власти между мужчинами и женщинами на паритетных началах. Качественные изменения должны включать в себя принятие законов, защищающих женщин от: сексуального домогательства, сексуального насилия и других форм физического насилия; запрещающих порнографию как явление, которое унижает женщину; разрешающих свободу абортов и половых связей.

21. Система социальных норм общества, их классификация, соотношение.

Целостная, динамичная система социальных норм является необходимым условием жизни общества, средством общественного управления, организации и функционирования государства, обеспечение согласованного взаимодействия людей, прав человека, стимулирования роста благосостояния народа.

Система социальных норм отражает достигнутую степень экономического, социально-политического и духовного развития общества, в них находят отражение качество жизни людей, исторические и национальные особенности жизни страны, характер государственной власти. Нормы, регулирующие общественные отношения, отражают и конкретизируют действия объективных законов, тенденций общественного развития, т.е. таких законов, которые действуют с естественно-исторической необходимостью. Объективный характер этих законов органически связан с их научным пониманием людьми и использованием их в целенаправленной социальной деятельности.

Социальные нормы связаны также с законами естественно-технических наук, с самим научно-техническим прогрессом общества, всей человеческой цивилизации.

Социальные нормы охватывают различные группы норм, действующих в определенных взаимосвязях друг с другом. В подходах к классификации социальных норм могут быть применены как основные, так и дополнительные, комплексные критерии. Учитываются сфера действия норм, само качество правил поведения, стимулы и гарантии реализации норм. К социальным нормам относятся экономические, политические, правовые, моральные, религиозные, эстетические и другие нормы. В процессе регуляции общественных отношений активная роль одной группы норм дополняется, корректируется другими социальными нормами. Взаимодействие отдельных норм, групп норм в единой системе социальных норм раскрывает комплексные свойства входящих в систему составных частей. Эффективность действия социальных норм находит выражение в достижении, поддержании общественного согласия граждан, прочного общественного порядка, атмосферы справедливого социального партнерства и инициативы, социальной ответственности, сознательного соблюдения норм всеми гражданами.

Социальные нормы по своей природе являются определенным стандартом поведения. При выделении разновидностей норм учитывается также способ осознания и регулирования поведения, форм санкций за несоблюдение норм. В понятие "социальная норма" входят более конкретные, детальные правила и правила широкого характера, воплощающие основополагающие идеи социальной жизни, которые именуются принципами. Более детальные правила органически связаны с соответствующими принципами, являются их проявлением в конкретных общественных связях, жизненных ситуациях.

Принципы и конкретные отдельные правила осуществляют регулирующие, контрольные, воспитательные функции. Например, активное воздействие на общественные отношения через регулирование волевого поведения людей путем воздействия на мотивы поведения оказывают не только конкретные юридические или моральные правила, но и юридические, и моральные принципы. Принципы справедливости и гуманизма, демократизм, уважение к правам человека, законности и др. оказывают глубокое воздействие на выбор определенного поведения людей, социальных групп, коллективов и в случае отсутствия норм, непосредственно регулирующих данный вид отношений. Социальные нормы связаны с интересами человека, общества в целом, а также с интересами отдельных социальных групп, интересами международного сообщества. Социальные нормы, выражающие интересы, ценности, свойственные всем людям, социальным группам, всему международному сообществу, можно назвать общечеловеческими нормами. Эти общечеловеческие нормы находят выражение во внутригосударственной и международной жизни.

В сфере хозяйственной жизни общества, где функционирует система рыночных отношений, а также в определенной мере осуществляется государственное регулирование с целью обеспечения развития производства, важная роль принадлежит экономическим нормам и нормативам. Эти нормы регулируют развитие производства, отношения распределения и потребления, отношения между отраслями промышленности, сельского хозяйства, торговли. Экономические нормы и нормативы регулируют денежно-финансовую систему, налоговую систему, деятельность банков, бирж. Рыночная экономика опирается, прежде всего, на саморегулирующуюся систему рыночных отношений, однако во всех высокоразвитых странах, таких, как США, ФРГ, Япония, Англия и др., государство стимулирует развитие экономики, стремится к сохранению социально-политической стабильности общества, повышению жизненного уровня народа. Поэтому государство защищает установившиеся порядки свободного предпринимательства, принимает меры по предотвращению спада производства, кризиса хозяйственной жизни, по росту производства на основе достижений научно-технического прогресса. Используются такие рычаги, как налоги, кредит, инвестиции, другие средства.

22. Понятие правовой нормы, ее признаки, структурные элементы

Норма права - правило должного, т.е. образец (модель) типового общественного отношения, которое устанавливается государством. Определяет внутреннюю (способность воли субъекта сознательно избирать тот или иной вариант поведения) и внешнюю меру (возможность действовать вовне, преследовать и осуществлять определенные цели во внешнем мире) свободы в конкретных взаимоотношениях.

Признаки правовой нормы:

• Устанавливается и санкционируется государством. Т.е. закрепляется в официальных государственных актах.

• Имеет представительно-обязывающий характер, т.е. с одной стороны предоставляет свободу действий, направленную на удовлетворение права субъекта. С другой обязывает совершать или не совершать определенные действия. Таким образом, норма права одновременно сочетает и предоставление и ограничение внешней свободы лиц во взаимных отношениях.

• Обеспечивается мерами государственного принуждения.

• Выступает государственным регулятором типовых общественных отношений (социальная роль правовых норм).

Структура правовой нормы:

•Гипотеза - элемент нормы, устанавливающий условия применения нормы, тоесть условия применения правила изложенного в норме.

•Диспозиция - элемент нормы, содержащий собственно само правило поведения, при условии наступления событий, изложенных в гипотезе.

•Санкция - элемент нормы, устанавливающий ответственность или меры государственного принуждения, применяемые к нарушителю правила, предусмотренного в диспозиции.

Виды норм права:

1. По отраслям: нормы государственного, административного, трудового, уголовного, гражданского и т.д. по отраслям.

2.По функциям, которые выполняют: регулятивные, охранительные согласно соответствующих отраслей.

3. По характеру содержащихся норм поведения:

•Обязывающие - устанавливают обязанности совершения определенные положительные действия.

• Запрещающие - запрещают совершать определенные действия.

• Управомачивающие - предоставляют участникам отношений право совершать положительные действия для удовлетворения своих интересов.

4. По степени определенности изложения элементов правовой нормы в статьях нормативно-правовых актов:

• Абсолютно определенные - нормы, с абсолютной точностью устанавливающие условия применения, права и обязанности участников отношений и меры юридической ответственности за нарушение.

• Относительно определенные - не содержат достаточно полных сведений об условиях действия, правах и обязанностях участников отношений, мер юридической ответственности за нарушение, предоставляя право правоприменительным органам решать дело в соответствии с конкретными обстоятельствами.

• Альтернативные - предусматривают несколько вариантов условий действия, поведения участников, мер и санкций за их поведение.

5. По кругу лиц: Общие (на всех лиц, находящихся на данной территории) и специальные (определенный круг лиц).

6. Специализированные:

• Закрепительные - в обобщенном виде выражают определенные элементы регулируемых отношений (нормы, устанавливающие общие условия исполнения обязательства).

• Дефинитивные - содержат научно сформулированные определения юридических понятий и категорий (преступление, договор).

• Нормы-принципы - формулируют общие или отраслевые правовые принципы или задачи данной группы юридических норм.

7. По времени, по юридической силе.

Способы изложения:

• Прямой способ изложения - излагаются все три структурные части нормы права.

• Отсылочный - излагаются не все элементы, но есть ссылка на родственные нормы права, содержащие недостающие элементы.

• Бланкетный - установление лишь ответственность за нарушение определенных правил, не изложенных в самой норме и нет отсылки.

23. Классификация правовых норм.

Классификация норм права преследует несколько целей: выявить их регулятивные свойства, определить место различных норм в механизме правового регулирования, установить системные свойства норм, их взаимосвязь. Наиболее общими основаниями классификации является их деление по следующим признакам.

По отраслевой принадлежности, т.е. в зависимости от предмета правового регулирования, все

Наши рекомендации