Взаимодействие с экспертными, совещательными и консультативными органами

С использованием данных о референтных группах орган власти может создавать совещательные, экспертные и консультативные органы по различным направлениям своей деятельности (далее ¾ совещательные органы) с целью организации проведения экспертизы экономических и социально значимых решений.

Для формирования совещательного органа должно быть разработано и утверждено положение о нем, в котором определены цели и задачи, на решение которых направлена деятельность, требования к кандидатам в их члены, порядок отбора и ротации, а также функции и полномочия. В положении целесообразно также определить основные вопросы организации его деятельности, прекращения членства, а также порядок взаимодействия с органами власти, в том числе организационно-техническое и материальное сопровождение деятельности создаваемого совещательного органа.

При формировании совещательных органов рекомендуется:

а) обеспечить понятный, прозрачный и открытый процесс их формирования, в том числе с применением современных информационно-коммуникационных технологий;

б) обеспечить максимально широкое информирование экспертного сообщества об имеющихся возможностях участия в деятельности совещательных органов, как среди референтных групп, так и среди неограниченного круга лиц;

в) обрабатывать и предоставлять неограниченному кругу лиц информацию о кандидатах в члены совещательных органов в соответствии с требованиями Закона о персональных данных.

Основной задачей совещательных органов является обеспечение участия экспертного и профессионального сообщества в процессах подготовки и принятия решений органами власти, а также экспертного сопровождения исполнения принятых решений.

Помимо включения экспертов в составы совещательных органов, орган власти может рассмотреть создание общей базы данных экспертов по вопросам, относящимся к сферам его деятельности. Информация, содержащаяся в базе данных экспертов, является общедоступной, за исключением персональных данных и иных охраняемых законом категорий информации.

Работа совещательных органов при органе власти и процесс взаимодействия с ними могут быть организованы на специальной технологической платформе.

Технологическая платформа деятельности совещательных органов может обеспечивать следующие возможности:

а) создание личного профиля каждого эксперта с указанием информации о себе, образовании, профессиональном опыте и ключевых компетенциях, контактной информации;

б) создание для каждого эксперта личного кабинета с возможностью получать сообщения от других экспертов, а также корректировать персональные настройки;

в) организацию онлайн-, теле- и аудио конференций, в том числе трансляций заседаний (совещаний) в органе власти;

г) наличие в системе групповых инструментов представления, хранения и распределения знаний (ментальные карты, вики-технологии и т. д.);

д) возможность создания форумов для коллективного обсуждения;

е) интеграцию технологической платформы совещательных органов с социальными сетями;

ж) возможность объединения экспертов в различные группы, создание групповых рассылок и распределение задач внутри группы;

з) наличие возможности проследить связь комментариев и материалов, размещенных в системе, а также их автора;

и) обеспечение доступности всех материалов, связанных с деятельностью совещательных органов онлайн;

к) платформа обеспечена открытым API с целью создания возможности поддержки механизмов разработки коннекторов для специализированных продуктов.

Рекомендации по формированию общественной оценки деятельности органов власти

Общественная оценка деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, в целях защиты прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций (далее – общественная оценка) в Законе № 212-ФЗ определена как одна из целей общественного контроля.

Способы общественной оценки будут различаться в зависимости от характеристик (особенностей):

- социальных (общественных) групп, признанных (выбранных) субъектами оценивания,

- объектов наблюдения и предметов оценки,

- методов (методик) оценки.

Предметом общественной оценки могут стать следующие:

1) результаты оценки внедрения принципов и механизмов (инструментов) открытости органов власти;

2) результаты оценки качества предоставления государственных и муниципальных услуг;

3) публичная декларация целей и задач органа власти на очередной год;

4) удовлетворенность референтных групп уровнем открытости органов власти.

Субъекты общественного контроля в соответствии требованиями Закона № 212-ФЗ в соответствии с установленным порядком являются организаторами общественной оценки.

Соблюсти баланс интересов различных социальных групп при проведении общественной оценки с целью недопущения конфликта их интересов возможно путем формирования по согласованию с этими группами разных типов регулярно обновляемых показателей в разрезе различных групп пользователей, с возможностью обновления соответствующей статистики.

Для оценки качественных показателей, включенных в систему общественной оценки, целесообразно привлекать независимые общественные организации, обладающие необходимой профессиональной компетенцией и репутацией в определенной сфере. Для повышения объективности такой оценки может проводиться несколько тематических независимых мониторингов.

С целью повышения эффективности привлечения граждан к различным формам участия целесообразно создание инфраструктуры обеспечения учета мнения граждан, включающей следующие элементы:

а) технологический – платформа/механизм на базе информационно-коммуникационных технологий, обеспечивающий возможность учета мнения граждан;

б) нормативно-правовой – система норм права, регулирующих процедуры, связанные с обеспечением учета мнения граждан по различным аспектам деятельности органа власти;

в) коммуникационный – система информирования граждан о возможности выразить свою позицию.

Органу власти целесообразно установить:

- перечень вопросов из сферы своей компетенции, в отношении которых необходим учет мнений и оценок граждан,

- процедуры вынесения на общественное обсуждение с целью учета мнения и оценок граждан,

- правила (порядок) обработки и учета результатов обсуждения,

- критерии и ключевые показатели эффективности проведенного обсуждения и сбора мнений и оценок граждан.

7. Формирование публичных деклараций целей и задач органов власти, планов и публичной отчетности органов власти, их общественное обсуждение и экспертное сопровождение

На основании принимаемых в органах власти документов стратегического и оперативного планирования, содержащих цели, направления, индикаторы, планируемые промежуточные и окончательные результаты деятельности органа власти на среднесрочный период рекомендуется ежегодно разрабатывать публичную декларация целей и задач органа власти, включающую цели, направления, индикаторы, планируемые результаты, которые представляются для широкого общественного обсуждения (далее – публичная декларация).

Публичные декларации органов власти рекомендуется на регулярной основе обсуждать с экспертным сообществом, общественными советами, референтными группами и широкой общественностью для формирования у общества всестороннего понимания деятельности органов власти, включая их цели, задачи и планируемые мероприятия по их достижению, ресурсов, необходимых для их достижения, промежуточных и конечных результатов.

При этом все цели, задачи и индикаторы измерения рекомендуется формулировать на понятном и доступном для граждан языке с соответствующими текстовыми, графическими и визуальными пояснениями (подробнее см. раздел 3.3 настоящих Методических рекомендаций).

Публичную декларацию рекомендуется размещать на главной странице официального сайта в сети "Интернет". Форматы представления публичной декларации могут быть различными, однако рекомендуется, чтобы документ не только раскрывал планы и решаемые задачи, а отражал также общественно значимые результаты, на достижение которых направлена деятельность органа власти, которые понятны основным референтным группам.

Организовать общественное обсуждение и экспертное сопровождение публичных деклараций органам власти рекомендуется с учетом следующих подходов:

а) организовывать публичное представление публичной декларации для представителей референтных групп посредством различных каналов взаимодействия, включая представление на заседании общественного совета/коллегии органа власти; в рамках широких общественных обсуждений, пресс-конференций и т.п.;

б) ввести систему сбора комментариев и оценок представителей референтных групп по обсуждению публичной декларации, что, в частности, может быть организовано путем сбора комментариев на официальном сайте органа власти в сети "Интернет";

в) аккумулировать и представлять статистическую информацию о текущем исполнении публичной декларации;

г) организовать публичный отчет о ходе реализации публичной декларации с представлением ответственными лицами достигнутых результатов, включая формат: видео-роликов на официальном сайте органа власти, проведения встреч с представителями референтных групп, экспертными и общественными советами при органе исполнительной власти и т.д. Такое представление/отчет следует проводить не реже, чем на полугодовой основе;

д) организовывать общественную и экспертную оценку реализации публичной декларации в течение и в конце отчетного периода (в том числе посредством представления на итоговом заседании общественного совета и (или) коллегии органа власти).

Принцип подотчетности наиболее полно может быть реализован через предоставление органами власти информации (отчетов) о своей деятельности в различных форматах, с учетом запросов и приоритетов гражданского общества. Наличие такой информации (отчетов) в понятной и доступной форме призвано способствовать возможности осуществления общественного контроля за качеством реализации органом власти возложенных на него полномочий.

Отчетную информацию целесообразно также дополнять мнениями и аналитическими выводами, в которых учитываются как долгосрочные, так и краткосрочные перспективы деятельности органа власти и содержится информация, являющаяся существенной для принятия решения пользователями.

В качестве одного из ключевых видов отчетности органу власти рекомендуется готовить итоговый доклад о результатах исполнения публичной декларации (далее – итоговый доклад).

Итоговый доклад может содержать следующие разделы:

1) отчет о выполнении публичной декларации в разрезе показателей, достигнутых и не достигнутых за отчетный период с объяснением причин недостижения;

2) отчет об итогах общественного обсуждения и экспертного сопровождения публичной декларации;

3) информация о деятельности общественного совета, совещательных, экспертных и консультационных советов при органе власти – количество заседаний (с указанием очного и заочного форматов), обсуждавшиеся вопросы, вынесенные решения и статус их реализации, а также учет при принятии решения органом власти по обсуждаемому вопросу;

4) отчет о проведенных органом власти государственных (муниципальных) закупках за отчетный период (в агрегированном виде, в разрезе по основным направлениям деятельности), включая оценку органа власти об их результативности и эффективности;

5) отчет об эффективности и результативности мероприятий государственных программ, приоритетных проектов, стратегических документов;

6) отчет о результатах нормативной правовой работы, о результатах правоприменительной практики (если применимо).

Итоговый доклад подлежит размещению на официальном сайте органа власти в сети "Интернет" для публичного обсуждения.

В качестве рекомендуемых инструментов, используемых при подготовке итогового доклада, орган власти может рассмотреть:

а) использование простого и понятного текста, не изобилующего большим количеством специальных терминов;

б) предпочтение использованию наглядных визуальных представлений информации (инфографика, графики, диаграммы, блок-схемы и интеллектуальные карты) перед длинными текстами и сложными таблицами;

в) описание достигнутых результатов в максимальной ориентации на конечного потребителя услуг органа власти: как те или иные мероприятия, осуществляемые органом власти, повлияли или повлияют в будущем на качество жизни граждан/условия ведения предпринимательской деятельности, условия деятельности референтных групп;

г) размещение статистической информации публичной отчетности в форме открытых данных.

В отношении итогового доклада органу власти рекомендуется организовать подготовку экспертного содоклада, который готовится при участии членов общественной палаты, общественного совета при органе власти, представителей созданных референтных групп, совещательных, экспертных и консультационных органов. Указанный содоклад предоставляется руководителю органа власти и также подлежит опубликованию на сайте органа власти.

Рекомендуется регулярно проводить последовательную работу по повышению качества отчетной деятельности, с учетом мнения референтных групп и представителей общества о составе такой отчетности, приоритетности информации в ней, формах ее представления, понятности и актуальности информации, легкости доступа к отчетной информации и т.д.

Наши рекомендации