Дискреционная и недискреционная (автоматическая) политика
В зависимости от способов воздействия налогово-бюджетной политики на экономику различают дискреционная и недискреционную политику.
Дискреционная политика – это сознательное и законодательно оформленное манипулирование государственными расходами налогами в целях стабилизации экономики и сглаживания циклических колебаний.
В зависимости от фазы цикла, состояние экономики и задач государства может быть двух видов:
1.Стимулирующая (экспансионистская);
2.Сдерживающая (рестрективная).
Дискреционная стимулирующая политикапредполагает рост государственных расходов, снижение налоговых ставок.
Дискреционная сдерживающая политикапредполагает снижение расходов и / или рост налоговых ставок.
Стимулирование проводится в целях борьбы со спадами, направленно на увеличение деловой активности и борьбу с циклической безработицей.
Политика может сопровождаться бюджетным дефицитом.
Дискреционная стимулирующая политика используется при буме в экономике, направлена на понижение деловой активности в целях борьбы с инфляцией, предполагает бюджетный профицит, как результат повышения налогов и уменьшения правительственных расходов.
Дискреционная политика как сдерживающая, так и стимулирующая сталкивается с проблемой времени для её проведения. Правительство должно точно представлять на какой траектории находится экономика, а как мы знаем прогнозирование – крайне ненадёжно, даже краткосрочное. Также требуется время, чтобы перейти от осознания проблемы до выработки решения и их проведения. А в это время экономика может измениться по фазам цикла, в таком случае политики будет дестабилизирующей. Фактор времени осложняет дискреционнуюполитику. Но недискреционная политика не зависит от этого фактора.
Недискреционная политика - это автоматические изменения в уровне налоговых поступлений, которые не зависят от принятия решений правительством. Эта политика основана на действии встроенных автономных стабилизаторов – это инструменты, величина которых не меняется, но само их включение стабилизирует экономику. Т.е. стимулируя при спаде, сдерживая при перегреве.
Встроенные автоматические стабилизаторы:
– Подоходные налоги, включая все налоги на доход, в том числе, предпринимательскую прибыль;
– Косвенные налоги, в первую очередь НДС;
– Пособия по безработице, бедности;
– Налогообложение: прогрессивное, пропорциональное.
Например, подоходный налог. Законодательный орган определяет ставки налогов, а не размер налоговых поступлений. При спаде – уровень деловой активности понижается, а также и реальный объём производства, доход, соответственно уровень налоговых поступлений. Таким образов, в период спада, если доход уменьшается, то одновременно и налоговое бремя, налоговый пресс становится легче, тем самым смягчается спад.
При перегреве – наоборот, доходы возрастают, а также и налоговые поступления, т.е. налоговое бремя тем самым сдерживает экономический подъём. Благодаря встроенным стабилизаторам налога, экономика автоматически сдерживается при перегреве, стимулируется при спаде.
Наиболее сильное стабилизирующее воздействие на экономику оказывает прогрессивный подоходный налог.
НДС – также обеспечивает встроенную стабильность. В период рецессии, когда общий объём продаж уменьшается, налоговые поступления от косвенных налогов понижаются. Но это и означает, что сокращается налоговое бремя, следовательно, налоговый пресс становится легче, сдерживая падение экономики. Аналогично действует пособие.
При спаде – общая сумма выплат увеличивается, это способствует определённому росту доходов и соответственно совокупных расходов, тем самым сдерживая падение.
Во время подъёма - общая сумма выплат этих пособий автоматически уменьшается, понижаются совокупные доходы, что оказывает сдерживающее влияние на экономику. Действие встроенных стабилизаторов ведёт к повышению дефицита государственного бюджета в период спада и способствует профициту бюджета в период роста. В целом это означает, что бюджетные дефициты оказывают стимулирующее действие на экономику, а бюджетные профициты – сдерживающее.
Преимущество встроенных стабилизаторов в том, что нет необходимости принятия решений государства для введения их в действие. Однако быстрые стабилизаторы оказывают менее сильное воздействие на экономику, чем дискреционные меры. Они не способны обеспечить полную занятость и неинфляционный уровень совокупного выпуска. Они являются дополнениями к дискреционной политике, т.к позволяют уменьшить размах циклических колебаний AD. По оценкам западных экспертов это 1/3.