Причины разделения Израильского царства.
1. Духовная причина (так как Израиль был богоизбранным народом, его история подчинялась иным законам, чем история других держав древнего мира, и потому этот аспект должен быть назван в первую очередь) – неверность Соломона, его преступления против Завета. В качестве наказания Господь отторг у сына Соломона большую часть территории. Вмешательство Господа в первую очередь выразилось в том, что Он возбудил против Соломона ревнителей чистоты яхвизма во главе с Ахией Силомлянином.
2. Сепаратизм северных колен. В течение всей эпохи судей северные колена жили обособленно от Иудеи; они были даже чисто географически отделены цепью Газер – Гаваон – Иерусалим. Даже при царе Сауле Иудея подчинялась ему лишь номинально. Только Давиду удалось благодаря своему таланту и помощи Божией объединить север и юг, но это единство не было прочным (вспомним восстание Савея). Кроме того, в официальных документах Израиль отделялся от Иудеи (перепись, 2 Цар. XXIV).
3. Недовольство северных колен господствующим положением колена Иуды. На Севере в течение эпохи судей сложились собственные традиции, были явлены свои герои (Иисус Навин, Гедеон, Самсон), в то время как Иудея ничем себя не проявила (даже наоборот, иудеи выдали Самсона филистимлянам). Поэтому северные колена были недовольны ущемлением своих политических прав.
4. Экономическая причина: Соломон ввел многочисленные налоги и повинности, которые тяжелым бременем легли на плечи северян, в то время как Иудея была освобождена от налогов.
5. Господствующее положение Храма в Иерусалиме могло вызывать недовольство северян, которые были привязаны к своим священным местам (Дан, Офра, Сихем).
Сравнительный анализ экономики и внутренней политики Иудеи и Израиля.
В экономическом отношении Израиль намного превосходил Иудею, так как территория Северного царства почти в 2 раза превосходила территорию Южного царства, а по площади плодородных земель Израиль превосходил Иудею во много раз, тем более что территория Иудеи была холмистой и малопригодной для земледелия. Также превосходство Израиля было явным и по численности населения.
Именно Израиль, а не Иудея, играл важную роль в международной политике того времени. Через Израиль проходили важные торговые пути, что гарантировало процветание государства и населения. Но этот же факт таил в себе опасность, так как Израиль со временем стал объектом интересов великих держав Востока. В результате Израильское царство имело более короткую и бурную историю, чем Иудея.
Различие внутриполитического положения было обусловлено различным отношением к институту монархии. Для северных колен идеалом оставалась теократия и выборность правителей. Царь не мог быть царем только лишь потому, что обладал правом наследования престола: он должен был доказать, что он призван Богом и поставлен на это служение. Если же царь не соответствовал своему предназначению, то он мог быть лишен престола. Поэтому в Северном царстве с такой легкостью власть переходила от одной династии к другой: 19 царей принадлежали к 9-ти различным родам (династиям).
Также в Израиле было сильным влияние военных: большинство переворотов происходило при активном участии армии. Эти перевороты сопровождались жестокими кровопролитиями, имели место постоянные административные перестановки. Разноплеменной состав Израиля, подчас противоречивые интересы его районов, ярче выраженное, чем в Иудее, социальное расслоение общества также способствовали усилению неустойчивости внутренней жизни страны и открывали дорогу к трону любому военному авантюристу.
В то же время Иудею отличали политическая стабильность и преемственность власти: до 586 г. здесь правили только потомки Давида (исключая Гофолию, дочь Ахава). Здесь утвердилась идея наследственной монархии, которая была основана на мессианской идее: так как Господь обещал, что из рода Давида произойдет Мессия, то люди были готовы мириться даже с худшими представителями дома Давида. Царствующая династия была тесно связана с иерусалимским Храмом, вокруг которого концентрировались священники и левиты. Храм был главным святилищем иудеев, и потому иудеи в целом были более преданы монотеизму и менее уклонялись в языческие культы.