Россия в начале XX века: революция или реформа?
Преобразования Александра II внесли много нового в духовную, политическую и экономическую жизнь российского общества, наложив отпечаток на те процессы, которые начались еще в предреформенный период. Своеобычная русская социальная мысль, заявившая о себе в XVIII и в начале XIX в., получила и новый материал для исследования, и неизвестные ранее возможности для выражения. Успехи журналистики, интерес к литературным и общественно-политическим изданиям, оживленное обсуждение социальных проблем, в которое вовлекались прежде безмолвные слои населения,— все это свидетельствовало о постепенном формировании независимого от власти общественного мнения.
Цензурные ограничения, несколько ослабленные в 1865 г. и частично восстановленные в 1870—1880-е гг., продолжали оказывать негативное воздействие на этот процесс, но не могли воспрепятствовать относительно свободному обмену мнениями даже в тех изданиях, для которых сохранялась предварительная цензура. Публикация статистических сведений, собранных земствами, знакомство русских читателей с переводными сочинениями самой разной тематики и направленности, почти беспрепятственное распространение издававшихся за рубежом книг, газет, журналов делали малоэффективными попытки властей полицейскими мерами контролировать информационные потоки. Бюрократия почти не мешала образованной публике обмениваться суждениями, но при этом не слишком прислушивалась к высказывавшимся мнениям, что часто придавало последним оттенок оппозиционности.
Русская культура XIX. в. успешно преодолевала разрыв между отечественными и европейскими традициями, не утрачивая своей самобытности. Российские ученые становились полноправными и известными за рубежами страны сотворцами научного и технического прогресса. Наука, приобретавшая наднациональное и даже общемировое значение, существенно воздействовала на народное хозяйство и быт людей, создавала невиданные дотоле возможности и неведомые ранее опасности, ставила перед человечеством новые проблемы.
В осмыслении этих проблем в конце XIX — начале XX в. участвовали и русские философы. Владимир Соловьев, Николай Бердяев, Сергей Булгаков, многие их оппоненты и единомышленники пытались по-своему ответить на давние, вечные вопросы о смысле истории, о сущности добра и зла, о свободе и необходимости, о человеческой личности и ее месте в мироздании. Продолжался старый спор славянофилов и западников,, православная традиция соединялась с идеями, почерпнутыми у европейских средневековых и новых философов, жгучие общественные проблемы осмысливались в широком историческом контексте. Одновременно происходило возрождение отечественного богословия; наметилось и явное оживление церковной жизни.
Русская словесность в начале XX в. также переживала период подъема. Иван Бунин и Александр Блок, Николай Гумилев и Велимир Хлебников, Андрей Белый и Федор Сологуб, десятки и сотни других писателей создавали литературу «серебряного века», бурный расцвет которой, подготовленный мастерами прошлого столетия, стал фактором общемирового значения. Выдающиеся достижения отечественной живописи, театрального и балетного искусства, несомненные успехи университетского и школьного образования, книгоиздательского дела, развитие меценатства способствовали постепенному формированию новой культурной среды.
Культурный подъем сопровождался, однако, глубоким идейным кризисом, преодоление которого вряд ли было возможно лишь в ходе литературной и философской полемики. Быстрое расширение круга образованных людей порождало не только культурные потребности, но и неизвестные ранее политические запросы. Русская интеллигенция не удовлетворялась решением тех задач, которые были связаны с профессиональными интересами врачей и инженеров, ученых и адвокатов, но стремилась к серьезным преобразованиям в политической и в социальной сфере. Неумение и нежелание властей своевременно реагировать на насущные потребности страны вело к радикализации воззрений русской интеллигенции (см. главу 11). Наметившееся еще в 1860-е гг. противостояние государства- и образованного меньшинства русского общества приобретало все более острый характер126.
Противоречивым было и экономическое развитие пореформенной России. Ликвидация крепостного права способствовала упрочению рыночных отношений в сельском хозяйстве и промышленности. Крестьяне постепенно превращались в самостоятельных хозяев или в батраков. После отмены временнообязанного состояния в 1881 — 1883 гг. помещики были вынуждены радикально перестраивать систему хозяйствования или продавать, сдавать в долгосрочную аренду свою землю. Появлялись крупные имения, существовавшие за счет наемного труда. Владельцами таких имений были и приспособившиеся к новым условиям помещики, и купившие землю городские жители, в основном из числа купцов и зажиточных мещан, и немногочисленные разбогатевшие крестьяне. По найму работали малоземельные и безземельные крестьяне (часто сдававшие свой надел в аренду).
Повышалась производительность сельскохозяйственного труда, увеличивалась товарность производства. Однако эти процессы протекали медленно и противоречиво. Крестьяне до 1906 г. отдавали долг государству, внесшему выкупные платежи за их наделы. Долговое бремя и малоземелье, существовавшее во многих губерниях европейской части России, препятствовали развитию крепких хозяйств фермерского типа. Общинная собственность на сельскохозяйственные угодья и периодические уравнительные (подушные) переделы земли тормозили ее сосредоточение в руках наиболее рачительных и наиболее удачливых крестьян. Многие из крепких хозяев, лишенные возможности расширить площадь обрабатываемой земли за счет неэффективно использовавшихся общинных наделов, были вынуждены тратить деньги на аренду помещичьей запашки. Значительная часть прибыли, создававшейся крестьянским трудом и капиталом передовых хозяев, тратилась непроизводительно.
Промышленность после реформы 1861 г. получила новый источник рабочей силы. Владельцы мануфактур и фабрик, использовавшие вольнонаемный труд и до отмены крепостного права, теперь не должны были нести дополнительных расходов на заработную плату, которая до 1861 г. фактически включала в себя и оброк, взимавшийся помещиками с крестьян-отходников, отпущенных в город. Появилась возможность значительного расширения рынка рабочей силы и постепенного формирования новой для России социальной группы — квалифицированных рабочих. Крестьянские накопления, которыми при крепостном праве нельзя было распоряжаться без разрешения помещиков (в царствование Николая I такие ограничения были формально отменены, но сохранялся риск произвольного увеличения оброка с зажиточных крестьян),— эти накопления стали вкладываться в производство, т. е. превращаться в капиталы.
При Александре II возникло немало новых предприятий в сфере промышленности и транспорта, банков, страховых обществ. Быстро развивались новые отрасли (например, хлопкообрабатывающие производства, распространившиеся в России после присоединения Средней Азии; такие предприятия с самого начала ориентировались на чисто рыночную деятельность, на использование передовой техники и на производительный вольнонаемный труд).
В пореформенные годы завершилось вытеснение ручного труда машинным и на большинстве старых предприятий; фабрика заменила мануфактуру (хотя сам термин «мануфактура» продолжал использоваться для обозначения предприятий, особенно текстильных). Техническое переоснащение производства, приводящее к преимущественному использованию машин (сначала паровых, а затем и более совершенных), принято называть промышленным переворотом, или промышленной революцией .
В конце XIX — начале XX в. довольно быстрыми темпами шло сосредоточение собственности, создавались крупные монопольные объединения. В странах Запада подобный процесс проходил более постепенно и после длительного развития свободной конкуренции. В России же разные процессы наложились друг на друга; монополизация началась тогда, когда еще не сложилась культура труда и рыночного поведения капиталистов, когда еще не выявились все преимущества свободной частной инициативы, а сама эта инициатива была стеснена государственным вмешательством в экономическую деятельность.
Такое вмешательство порой способствовало решению сложных экономических проблем. Участие казны в финансировании железнодорожного строительства позволило за несколько десятилетий создать соответствовавшую потребностям производства транспортную инфраструктуру. Введенный в 1891 г. таможенный тариф защищал отечественных предпринимателей от конкуренции западных промышленников (пошлины на ввозимые в Россию товары достигали 33 %), Подобная протекционистская политика дополнялась активным привлечением западных инвестиций в российскую экономику (импорт капитала в принципе более выгоден для страны, чем ввоз товаров). Сторонником протекционизма был выдающийся государственный деятель царствований Александра III и Николая II Сергей Юльевич Витте (1849—1915; министр путей сообщения в 1892 г.; в 1892—1903 гг.— министр финансов; председатель комитета министров и Совета министров в 1903—1906 гг.; о некоторых аспектах его деятельности см. ,ниже).
Быстрое хозяйственное, развитие (по темпам Экономического роста в конце XIX и начале XX в. Россия опережала большинство государств мира) порождало немало социальных
противоречий. На глазах одного поколения происходили изменения, на которые в Европе было потрачено около полутора-двух столетий. После отмены крепостного права в ходе вызванного реформами промышленного развития вчерашние крестьяне переселялись из деревень в города, вырывались из привычного окружения и осваивали новую среду обитания. Бытовые и культурные традиции, существовавшие в этой среде, не сразу становились достоянием новых горожан.
Приобщение людей к новым ценностям шло намного медленнее, чем рост городов. В итоге в фабричных поселках и на рабочих окраинах промышленных, центров происходило сосредоточение людей, не уверенных в своем будущем, не дороживших прошлым, смутно ориентировавшихся в настоящем. Составленные такими людьми слои называют маргинальными (от лат. «marginalis»- «находящийся на краю»). Они пополнялись не только в ходе урбанизации, т. е. массового переселения в города, но и в результате возросшей в конце XIX в. социальной мобильности (подвижности), в результате того, что существовавшие издавна перегородки и барьеры между разными группами и разными сословиями стали преодолимыми, проницаемыми. Социальная мобильность дает выходцам из бедных семей шанс подняться «наверх», но при этом всегда существует и опасность разориться, скатиться на
«социальное дно»128.
Быстрое увеличение числа маргиналов, не имеющих твердых жизненных ориентиров и, как правило, не слишком обеспеченных материально, способствовало распространению революционных настроений и служило предпосылкой массового тоталитарного движения (подробнее см. ниже). Социальные и политические преобразования, которые могли бы облегчить включение в новые социальные структуры разорявшихся крестьян, нищих батраков, тех промышленных рабочих, кто занимался плохо оплачиваемым, физически тяжелым, неквалифицированным трудом,— преобразования* эти явно запаздывали129.
Николай II (1894—1917) и многие высшие чиновники, управлявшие в его царствование делами империи, явно недооценивали необходимость политических и социальных реформ. Нежелание царя привести методы управления обществом в соответствие с требованиями времени было одной из главных причин нестабильности в стране. Понимавшие это представители либеральной бюрократии на протяжении ряда лет прилагали немало усилий, чтобы убедить Николая II в пагубности его политики, но не смогли предотвратить революционный взрыв 1905 г.
Убежденным сторонником продолжения преобразований, начатых, но далеко не завершенных Александром II, был уже упоминавшийся граф Витте. Добившись существенных позитивных сдвигов в финансовой политике (усилиями Витте был введен свободный обмен российских ассигнаций на золото), в строительстве железных дорог, в поощрении предпринимателей и в упорядочении наемного труда на фабриках и заводах, Витте не смог настоять на проведении аграрной реформы. Созданное в 1902 г. Особое совещание о нуждах сельскохозяйственной промышленности (при нем действовало более 600 местных комитетов) сумело собрать и обработать обширный материал, сделать недвусмысленные выводы о назревших преобразованиях и предложить конкретный план последних. В основу этого плана была положена идея свободного выхода из общины и поощрения подворного (а не общинного) землевладения. Несмотря на разумность и умеренность подобных изменений, не затрагивавших интересов крупных земельных собственников, предложения Особого совещания реализовать не удалось. Накануне революции 1905 г., когда заметно возрастало число локальных антипомещичьих и антиправительственных выступлений недовольного крестьянства, власти не предприняли никаких серьезных тагов для смягчения социальных противоречий в деревне.
В течение первого десятилетия царствования Николая II не претерпела изменений и явно устаревшая политическая система империи130. Самодержавная власть монарха, фактическая бесконтрольность чиновников и отсутствие представительных органов на общеимперском уровне — эти архаичные черты государственного устройства вызывали справедливую критику, остававшуюся, однако, без практических последствий. Николай II долго предпочитал совершенствовать старый механизм, ничего в нем принципиально не меняя. Такое стремление царя поддерживали многие его министры, среди которых следует особо выделить В. К. Плеве (министр внутренних дел с 1902 г., в 1904 г. убит эсерами-террористами). Плеве делал ставку на полицейское умиротворение страны, не веря в благодетельность реформ131.
Однако даже полицейские чины ощущали неэффективность чисто репрессивных методов борьбы с ширившимся революционным движением. По инициативе начальника Московского охранного отделения С. В. Зубатова (1864—1917) в Москве, Петербурге, Киеве, Николаеве были созданы рабочие организации, выступавшие за постепенное улучшение условий труда и отвергавшие революционные методы борьбы. Эти организации (как и Независимая еврейская рабочая партия, действовавшая в Минске, Одессе, Вильнюсе и конкурировавшая с социал-демократическим Бундом) лишь отчасти контролировались полицией. Некоторые из «зубатовских» союзов примкнули к массовой стачке на Юге России летом 1903 г. «Полицейский социализм» оказался явно неадекватным средством противостояния революции.
На рубеже XIX и XX вв. силы, выступавшие за серьезные преобразования, за мирную эволюцию самодержавия, за постепенную либерализацию политической жизни и реформистское решение социальных проблем, были не слишком влиятельны. Традиционные для Запада политические движения консервативного или либерального толка в русских условиях обычно смыкались с одним из двух противостоявших друг другу лагерей (с охранителями-ретроградами или радикалами). Политические деятели и мыслители, призывавшие к компромиссу и взаимопониманию, не встречали сочувственного отклика ни в правительственных, ни в революционных кругах, ни в социальных низах. Те слои общества, которые обеспечивали стабильность социальной структуры европейских индустриальных стран — промышленная и торговая буржуазия, квалифицированные рабочие, служащие, мелкие собственники,— были в России слишком малочисленны и недостаточно влиятельны, а следовательно, не могли всерьез поддерживать умеренные политические идеи132.
Русский либерализм в конце XIX и начале XX в., находился в процессе становления и идейного самоопределения. Либеральные взгляды (часто в сочетании с консервативными идеями) высказывались в России еще во времена полемики славянофилов и западников (и те и другие по-своему толковали основную либеральную идею — идею приоритета личности, прав и свобод человека). Воззрения мыслителей николаевской эпохи и идеологов реформ Александра II, а также западные либеральные теории в конце XIX в. были восприняты — в различных вариантах — в земской и университетской (профессорской) среде.
В русском либерализме рубежа веков наметилось несколько центров идейного тяготения. Некоторые земские деятели, чуравшиеся радикальных теорий и с уважением относившиеся к славянофильской традиции, стремились соединить либеральную концепцию взаимоотношений личности и государства с консервативными представлениями о конструктивной роли традиции, в том числе традиции монархической власти в России. Видным деятелем либерально-консервативного толка в начале века был Д. Н. Шипов (1851—1920). Синтез либерализма с консерватизмом стал основой политической программы Партии мирного обновления, действовавшей в 1906—1912 гг. (среди её руководителей выделялись — наряду с Шиповым — П. А. Гейден, Н. Н. Львов). В 1912—1917 гг. заметной политической силой в России стала Прогрессивная партия,продолжавшая деятельность в духе мнрнообновленчества (наиболее известный лидер партии — А. И. Коновалов). Либерально-консервативной партией был и возникший в ходе первой русской революции Союз 17 октября. Среди лидеров Союза наибольшей известностью пользовались А.. И. Гучков (1862—1936) и М. В. Родзянко (1859—1924). Октябристы считались более правой партией, чем мирнообновленцы и Прогрессисты, и стремились к сотрудничеству с реформаторскими силами в правительстве.
Более последовательными сторонниками преобразований, чем. Д. Н. Шипов и его единомышленники, в начале века были земцы-конституционалисты; Союз земцев-конституционалистов оформился в 1903 г. Тогда же сложился и более радикальный Союз освобождения. Либералы из земской среды с настороженностью относились ко взглядам освобожденцев, среди которых преобладали интеллигенты, порой сочувствовавшие идеям революционеров. Непростой процесс формирования либеральной партии в общих чертах завершился на учредительном съезде конституционных демократов (кадетов) 12—18 октября 1905 г. Наиболее влиятельным лицом в кадетском руководстве был П. Н. Милюков (1859—1943)133.
Конституционно-демократическая партия сложилась в условиях революции, что наложило существенный отпечаток на кадетский либерализм. Стремление примирить, по выражению Милюкова, «революцию с конституцией» способствовало радикализации взглядов многих членов партии. Отвергая насильственные действия, Милюков и его единомышленники рассматривали революцию как неизбежность и готовы были сотрудничать с умеренными фракциями в революционных партиях.
Резкой грани, отделявшей интеллигентов-революционеров от интеллигентов-либералов, в России не было. Тех и других объединяло противостояние правительству; последнее, в свою очередь, с равной неприязнью относилось к идее конституционного правления и к программам социалистов. В таких условиях во многих интеллигентских умах возникали причудливые политические теории, соединявшие либерализм с социализмом. (Принципиальное различие либерализма и социализма состоит в том, что первый исходит из приоритета личности, а второй подчиняет ее обществу, коллективу, социальному классу, общине и т. п. Поэтому органичное, естественное сочетание этих двух систем взглядов невозможно.)
В конце XIX в, сложилось немало теорий, призванных совместить либеральные ценности с социалистическим идеалом. Эволюционный путь к социализму — путь через постепенное достижение политических свобод и превращение крестьянина-общинника в сознательного гражданина — казался оптимальным вариантом развития Н. К. Михайловскому (1842—1904), весьма популярному в России публицисту и социологу. Михайловский, как и многие другие сторонники народнических воззрений, недооценивал противоречия между личностью и обществом. Он считал возможным одновременно осуществить индивидуалистический по природе либеральный идеал и идеал коллективистский, общинный, т. е. обеспечить и свободу индивида, и имущественное равенство134.
В конце XIX в. в России приобрели популярность идеи марксизма, учения весьма противоречивого, содержащего в себе несовместимые элементы135. Некоторые отечественные марксисты, не принявшие идеи насильственного (революционного) перехода к социализму, тем не менее охотно пользовались теорией об определяющей роли экономики в жизни общества. Соединение либеральных взглядов с марксистским толкованием исторического процесса было в 1890-е гг. характерной чертой мировоззрения многих политических мыслителей и политиков-практиков. Среди них следует упомянуть П. Б. Струве (1870—1944), автора манифеста I съезда РСДРП, Н. А. Бердяева (1874—1948), С. Н. Булгакова (1871 — 1944), С. Л. Франка (1877—1950), М. И. Туган-Барановского (1865—1919).
Многие «легальные марксисты» (так называли сторонников умеренного марксизма) в начале XX в. отказались от попыток совместить несовместимое. Струве и Туган-Барановский вступили в кадетскую партию, Бердяев посвятил свое время и силы философским исследованиям и политической публицистике либерально-консервативного толка, С. Булгаков после недолгого увлечения идеями христианского социализма стал православным богословом136.
Русским либералам (и либеральным консерваторам) постоянно приходилось делать непростой выбор между оппозицией самодержавию — в союзе с революционерами — и противостоянием революции — в союзе с правительством. И тот, и другой варианты казались не вполне приемлемыми, но в условиях политической поляризации общества было очень трудно следовать средним путем. Либералы в пореформенной России не смогли противостоять сразу двум силам и, несмотря на ряд заметных тактических успехов, в конце концов были сметены тоталитарным движением.
Тоталитарным (от лат. «totalis» — «весь, целый, всеобщий») принято называть движение, направленное на полное уничтожение существующего общественного строя и его замену идеально справедливой социальной организацией. Участники тоталитарного движения — это во всем разочарованные маргиналы, это те, кому «нечего терять, кроме собственных цепей»137, это люди, похожие на героев блоковской поэмы «Двенадцать»,— «Ко всему готовы, // Ничего не жаль».
Если в обществе постоянно воспроизводятся подобные настроения, складывается существенная предпосылка тоталитарного движения. В условиях идейного кризиса, неуверенности в завтрашнем дне и материальных трудностей тоталитарное движение в состоянии привлечь достаточно большое число участников и сочувствующих. Но аморфная маргинальная масса не может самоорганизоваться, так как составляющие эту массу разрозненные группы не обладают реальными общими интересами и нуждаются в объединяющем их центре. Таким центром, таким организационным ядром становится тоталитарная партия.
Характерные черты тоталитарной партии — централизм, жесткая дисциплина и субординация, иерархическая структура, беспрекословное исполнение решений вышестоящих партийных органов. Обычно подобную партию возглавляет пользующийся непререкаемым авторитетом вождь.
Члены тоталитарной партии полностью подчиняют свою жизнь и деятельность одной идее; преданность идее предполагает верность вождю, в личности которого идея воплощается (персонифицируется). В отличие от обычной политической партии, организация тоталитарного типа не нуждается в столкновении позиций, в борьбе мнений. Некоторое время дискуссии допускаются, однако от члена тоталитарной партии требуются не оригинальность суждений или убедительность аргументации, а готовность к абсолютному послушанию. Постепенно всякое несогласие с официальным мнением начинает восприниматься как святотатство, как преступление.
Тоталитарная партия — всегда партия революционная, так как она стремится к кардинальному переустройству общества. Сама специфика нелегальной, подпольной революционной борьбы порождает организации, жизнеспособность которых поддерживается только благодаря железной дисциплине и полному доверию к руководителю138.
Революционные организации подобного типа появились в России тогда, когда еще только складывались предпосылки массового разрушительного движения, способного обеспечить успех революционеров. Некоторыми чертами тоталитарной организации обладала, например, «Народная расправа» — тайное общество, созданное в конце 1860-х гг. С. Г. Нечаевым (1847—1882). Нечаев считал допустимыми любые нарушения правовых и нравственных норм, если эти нарушения нужны во имя революции. Для того чтобы обеспечить беспрекословное повиновение членов тайного общества, фанатичный революционер организовал и осуществил коллективное убийство обвиненного в измене студента И. Иванова. Подобные методы «политической борьбы» не нашли одобрения даже в революционной среде.
«Народная воля» (1879—1883; затем несколько раз предпринимались попытки возродить организацию) и другие террористические группы обладали отдельными признаками тоталитарной партии, но ставили перед собой несколько иные цели: не руководство массами в ходе социальной революции, а только «расшатывание устоев» самодержавного государства, призванное подготовить крестьянское восстание.
Значимость тоталитарной партии как инструмента захвата власти почувствовал и попытался обосновать П. Н. Ткачев (1844—1886). В его работах содержатся практически все основные элементы тоталитарных воззрений (хотя, разумеется, революционер-народник не использовал термин «тоталитаризм», как, впрочем, и большинство других идеологов такого типа)139.
Тоталитарная партия руководствуется системой идей, способных вдохновить не только активных революционеров, но и потенциальных участников массового движения. Идеология тоталитаризма призвана увлечь массы на борьбу за разрушение «старого мира», убедить их в справедливости «нового порядка» и оправдать сначала революционное, потом государственное насилие над противниками тоталитарной партии. Тоталитарная система взглядов нуждается в подборе простых и понятных лозунгов-призывов и непременно содержит элементы социалистических воззрений (прежде всего идею о возможности, желательности и необходимости устроения совершенного общества). Следовательно, тоталитарная идеология — это идеология социалистическая, революционная и государственная140 .
Конец XIX и начало XX в. были временем вызревания революции, в которой проявились первые признаки начавшегося в стране тоталитарного процесса. (При этом революцию 1905—1907 гг. нельзя назвать революцией тоталитарной; в ней отчетливо просматривались и иные тенденции: борьба за политические свободы, за улучшение социального положения отдельных групп и слоев, за национальное освобождение.)
Социальному взрыву 1905 г. предшествовало оформление революционных партий (эти партии сумели создать организационные структуры раньше, чем либералы; см. выше). С 1880-х гг. в Российской империи появлялись первые организации, в той или иной мере ориентировавшиеся на революционный марксизм и близкие к западным социал-демократическим партиям (группа «Пролетариат» в Польше, кружки в Петербурге, Поволжье, Армении). С 1883 г. в Женеве действовала группа «Освобождение труда» во главе с Г. В. Плехановым (члены этой группы, в прошлом участники народнической организации «Черный передел», занимались переводом произведений Маркса и стремились применить его теорию к российским условиям).
В 1893 г. в результате объединения нескольких революционных групп образовалась Социал-демократия Королевства Польского (с 1900 г.— Социал-демократия Королевства Польского и Литвы, СДКПиЛ). С 1897 г. начал действовать Всеобщий еврейский рабочий союз (Бунд), которым руководили не склонные к радикализму революционеры-марксисты 141. В 1898 г. в Минске прошел I съезд Российской социал-демократической рабочей партии; его участники приняли манифест, написанный П. Б. Струве, взгляды которого в то время отличались умеренной революционностью.
Достаточно умеренной была и программа, изложенная Е. Д. Кусковой в манифесте, озаглавленном «Credo» («Верую»). Кускова и ее единомышленники («экономисты») считали необходимым сосредоточить усилия пролетариата на достижении конкретных, осязаемых экономических результатов (повышение заработной платы, сокращение рабочего дня, улучшение условии труда и т. п.). На позициях «экономизма» стоял и действовавший за границей Союз русских социал-демократов, члены которого считали участие российских рабочих в политической борьбе преждевременным.
Одновременно происходило и оформление более радикального крыла социал-демократов. В 1900 г. Н. Ленин (В. И. Ульянов, 1870—1924), Л. Мартов (Ю. О. Цедербаум, 1873—1923), Г. В. Плеханов (1856—1918), А. Н. Потресов (1869—1934) и некоторые другие их тогдашние единомышленники приступили к изданию (за рубежом) марксистской газеты «Искра». Объединившиеся вокруг этой газеты сторонники вовлечения рабочих в политическую борьбу на II съезде РСДРП (1903) оказались наиболее влиятельной группой в партии. Однако уже тогда наметилось разделение «искровцев» на две фракции — большевиков, сторонников жесткой партийной дисциплины и решительных, бескомпромиссных действий (лидером этой фракции стал Ленин), и меньшевиков, признававших возможность сотрудничества с либералами и отстаивавших относительно гибкую структуру партийных организаций. Раскол в РСДРП стал свершившимся фактом в 1905 г.; после объединения двух фракций в 1906 г, на съезде в Стокгольме несколько лет продолжалось их формальное сосуществование в рамках одной партии, но с 1912 г. Ленин, стремившийся создать небольшую, но сплоченную организацию, отказался от серьезного сотрудничества с меньшевиками.
Почти одновременно с объединением социал-демократических (марксистских) групп и кружков в РСДРП шла и консолидация социалистов-народников. В 1900— 1902 гг. наиболее радикальные из них составили Партию социалистов-революционеров (ПСР, эсеры). Эсеры, как и народники предшествовавших поколений, считали, что в крестьянской России неприменимы европейские социалистические теории; марксизм отвергался как чужеродная доктрина, не учитывающая особенностей страны, в которой почти 80 % населения проживают в деревне. Стремление создать самобытный, национальный социализм не мешало эсерам сотрудничать с зарубежными социалистами. ПСР, как и РСДРП, участвовала во II Интер-нацконале — созданном в 1891 г. международном объединении социалистических партий.
Многолетним лидером ПСР был В. М. Чернов (1873— 1952). Принятая в 1905 г. программа партии эсеров содержала и требование установления политической демократии, и чисто социалистические идеи (обобществление собственности, передача земли сельским общинам с ее равномерным распределением между землепашцами, запрещение купли и продажи земли и т. п.). Эсеры полагали необходимой «трудовую революцию» и допускали возможность «временной революционной диктатуры».
ПСР использовала террор как одно из средств политической борьбы. До начала революции 1905 г. было совершено 6 террористических актов, в 1905—1907 гг.— более 200, затем тактика политических убийств отступила на второй план. В составе ПСР действовала Боевая организация (БОСР), отвечавшая за осуществление покушений на представителей власти и других подобных акций. БОСР (создана в 1901 г. Г. А. Герщуни, 1870—1908) не занималась собственно политической деятельностью и была объединением фанатиков, готовых жертвовать своими и чужими жизнями во имя социалистического будущего.
В 1906 г. из ПСР выделился Союз эсеров-максималистов, полагавших, что основное условие успеха социалистической революции — энтузиазм, разрушающий государство. Максималисты верили в необходимость террора, и других решительных действий, выступали против партийной дисциплины. Сходные позиции в 1908—1909 гг. занимала другая радикальная эсеровская группировка — ультратеррористы.
Революционные партии в начале XX в. объединяли немногих радикалов; программные разногласия между социалистами разного толка были почти неизвестны, да и не слишком понятны вне замкнутой партийной среды. Жившие в эмиграции лидеры революционеров не могли, конечно, пользоваться заметным влиянием на родине. Даже профессиональные политики плохо ориентировались в тех тонкостях, из-за которых спорили Ленин с Мартовым, о которых полемизировали авторы социал-демократической «Искры» и эсеровской «Революционной России» (П. Н. Милюков писал в своих воспоминаниях, что в 1905 г. он ничего не знал о разногласиях между фракциями РСДРП). Популярны были не столько партии, сколько революционная идея как таковая.
Психологическая готовность целых социальных групп к силовому разрешению общественных противоречий и неспособность правительства делать необходимые уступки, учитывать настроения подданных империи — эти факторы в большей степени содействовали революционизации крестьян, рабочих и служащих, чем пропаганда эсеров, эсдеков, анархистов. Экономический кризис 1900—1903 гг., неурожай в ряде губерний, неудачи в войне с Японией (1904—1905) ускорили социальный взрыв.
9 января 1905 г. было расстреляно мирное шествие рабочих, направлявшихся к Зимнему дворцу для подачи петиции царю. Это шествие было организовано Собранием русских фабрично-заводских рабочих Санкт-Петербурга. Собрание, возглавлявшееся священником Г. Гапоном, стремилось к мирному и легальному решению социальных проблем, но невольно содействовало нарастанию забастовочной борьбы142. Демонстрации протеста и стачки охватили почти все крупные города. Правительство и царь не слишком умело чередовали мелкие уступки с заявлениями о незыблемости политических устоев империи. 18 февраля был издан указ, разрешавший подданным подавать властям проекты усовершенствования государственного устройства. В тот же день Николай II подписал рескрипт о призыве выборных от населения для участия в решении государственных дел (это была идея, которую в 1881 г. пытался реализовать Лорис-Меликов; в 1905 г. подобной мерой успокоить страну было уже невозможно). Революционный кризис развивался на фоне неудачной войны. После гибели эскадры адмирала Рожественского в Корейском проливе (15 мая 1905 г.) правительство было вынуждено озаботиться скорейшим заключением перемирия. Лето 1905г. ознаменовалось крестьянскими волнениями (убийства помещиков, управляющих, поджоги, самовольные захваты земли и т. п.).
Активизировали деятельность быстро обретавшие популярность революционные партии и не менее дестабилизировавшие обстановку русские националисты'43. Произошли антиправительственные выступления и в армии, на флоте (наиболее известное — восстание на броненосце «Потемкин»); революционизация армии все же не зашла слишком далеко, и большинство частей и кораблей проявили полную лояльность правительству.
6 августа 1905 г. Николай II издал манифест о созыве законосовещательной Думы (проект был разработан министром внутренних дел А. Г. Булыгиным, по имени которого и саму Думу стали называть «булыгинской»). Эта уступка также запоздала. Сентябрьские забастовки на железных дорогах, а затем и всероссийская октябрьская политическая стачка показали реальный размах антиправительственных настроений.
17 октября 1905 г. был издан высочайший манифест, даровавший подданным империи свободу слова, совести, собраний и союзов. Был обещан созыв выборной Государственной думы, наделенной законодательными правами; предусматривалось, что «никакой закон не мог воспринять силу без одобрения Государственной думы»144.
Выборы в I и II Думы проходили по Положению, обеспечивавшему численное преобладание депутатов от крестьян. В I Думе (апрель — июль 1906 г.) большинство принадлежало кадетам и трудовой фракции, выражавшей интересы крестьянства. Основные требования большинства сводились к объявлению политической амнистии, созданию ответственного перед Думой прави<