Семинар 1. Выбор пути политического и социально-экономического развития России в начале XIX в.
Источники:
1. Сперанский М. М. Краткое начертание государственного образования // Политическая история России: Хрестоматия. М., 1995. Ч. 2. С. 10-15.
М. М. СПЕРАНСКИЙ.
КРАТКОЕ НАЧЕРТАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
(1808-1809 гг.)
Министерства | Государственный Совет Государственная дума | Сенат |
Главные принадлежности. Все силы государственные; законодательная, судная и исполнительная представляются в трех сословиях.
В Совете действия их соединяются и через него восходят к государю.
Государственной думе вверяется закон.
Сенату суд.
Министерству управление.
Образование Совета
Департаменты Совета | Предметы |
I. Законов | Рассмотрение законов, уставов и учреждений, от комиссий и от министров представляемых. |
II. Военных дел | Дела Министерств военного и морского. |
III. Государственной економии | Внутренних дел, сухопутных и водных сообщений. Финансов и Казначейство. Министерство просвещения. |
IV. Гражданских и духовных дел | Полиция, юстиция и Духовный департамент. |
Установления, к Совету принадлежащие | |
Государственная канцелярия | Общее центральное производство всех дел, в Государственный совет входящих. |
Комиссия составления законов | Проекты законов |
Комиссия прошений | Рассмотрение прошений, входящих на высочайшее имя |
Главные принадлежности. Совет составляется из членов по высочайшему назначению. Министры - члены Совета по званию. Каждый департамент имеет председателя, назначаемого по полугоду. Дела в департаменты поступают через министров. Из департаментов дела важнейшие идут в общее собрание. В общем собрании назначается председатель ежегодно. Ничто не выходит из Совета без высочайшего утверждения.
Образование Государственной думы
Состав | Предметы |
Государственная дума составляется из депутатов от всех свободных состояний по избранию дум губернских. | Законы предлагаются правительством, уважаются в Думе, утверждаются государем. |
Председатель ее определяется из трех кандидатов по ее выбору. Дума имеет канцлера, хранителя ее обрядов, архива и производство дел ее. | Думе представляются отчеты министров; в случаях явного нарушения Государственного уложения Думе предоставляется право взыскивать ответа от министров, представляя отчет государю. |
Главные принадлежности. Никакой новый закон не может быть издан без уважения Думы. Установление новых податей, налогов и повинностей уважаются в Думе.
Закон, уваженный в Думе, вносится на высочайшее утверждение. Закон, признанный большинством голосов неудобным, оставляется без действия.
Для подробного рассмотрения проекта законов Дума избирает из членов своих частные комиссии.
Образование Сената
Состав | Предметы |
Сенат составляется из сенаторов по выбору, по мере постепенного увольнения членов настоящих. | Все дела судные вверяются Сенату. |
Делится на департаменты. В Сенате учреждается высший уголовный суд, в коем присутствуют члены Совета, Думы и Сената. | Высшему суду подлежат министры, члены Совета, сенаторы, генерал-губернаторы. |
В Сенате установляется звание канцлера юстиции. | Он есть хранитель печати и актов Сената. Он занимает место министра юстиции в высшем суде уголовном. |
Министр юстиции | Он есть хранитель судебных форм и обрядов производства дел как в Сенате, так и во всех местах судебного порядка. |
Образование министерства
Состав министерства | Министры | Предметы |
Иностранных дел | Министр иностранных дел | Внешние сношения. |
Военное | Министр военный | Военных сухопутных сил |
Морское | Министр морской | Морских сил |
Внутренних дел | Министр внутренних дел | Земледелие, фабрики. Внутренняя торговля, почты. |
Главный директор путей сообщения. | Пути сообщения. | |
Министр или главный директор училищ | Главное управление училищных заведений. | |
Финансов | Министр финансов | Источники доходов: сбор податей и налогов; управление горное, лесное, таможенное и проч. |
Министр казначейства | Движение капиталов и кредита. Управление монетное, банки и проч. | |
Министр или главный директор отчетов | Ревизия всех отчетов. | |
Юстиции | Министр юстиции | Надзор и охранение судебных мест. |
Духовный дел | Обер-прокурор Синода | Ведомство духовных дел. |
Полиции | Министр полиции | Охранение внутренней безопасности. Государственная полиция. |
Главные принадлежности. Каждое министерство имеет столько департаментов, сколько есть главных частей. Каждый департамент имеет директора. Из директоров составляется Совет министерства.
Все министры имеют общий наказ, определяющий образ производственных дел, отношения их по Совету, степени власти и ответственности.
Дела, требующие общего министров собрания, вносятся в Комитет министров.
Образование законодательного порядка в губерниях
Состав | Предметы |
Думы волостные составляются по волостям из всех владельцев недвижимой собственности и из старейшин казенных волостей. | Выбор депутатов в думу окружную. Выбор судей в суды волостные. Выбор известного числа отличнейших обывателей для составления волостного списка. Представление о волостных нуждах. |
Думы окружные составляются из известного числа депутатов, от волостных дум избираемых. | Выбор депутатов в думу губернскую, в суд окружной, в совет при окружном правлении, выбор известного числа отличнейших обывателей из списков волостных, отчет в окружных издержках, раскладка их и представление о нуждах. |
Думы губернские. | Выборы депутатов в Думу государственную, в суды губернские, в совет при губернском управлении и проч. |
Главные принадлежности. Волостные думы представляют первую, так сказать, стихию законодательного порядка, который, возникая в волостях, постепенно восходит трехгодичными выборами депутатов и образует Государственную думу.
Все думы имеют председателей.
Списки всех губернских дум поступают к канцлеру Думы и из них составляется общий государственный список, из коего заимствуются чиновники, мнением общим одобренные для определения их в порядке управления.
Образование порядка исполнительного в губерниях
Состав | Предметы |
Управление губернское | Все предметы позиции, казенных сборов и податей и общего губернии благоустройства входят в губернское правление. |
Главный начальник губернатор (где нет генерал-губернатора). Части управления разделяются на експедиции: каждая имеет своего начальника. Начальники частей под председательством губернатора составляют губернское правление. Дела важные решаются в общем собрании, текущие - в експедициях. Губернатор имеет наказ, определяющий степень его власти и ответственности. При губернском правлении находятся Совет депутатов губернской думы для раскладки ежегодных повинностей, для отчетов в них и для представления о нуждах. Он собирается в одно время года | |
Управление окружное Начальник вице-губернатор; части управления делятся на експедиции в том же порядке, как и губернском правлении. Начальники експедиций под председательством вице-губернатора составляют окружное правление. При нем находится окружной совет, составляемый из депутатов окружной думы. К правлению окружному принадлежат местные уездные полицейские начальства, городничие и исправники, посредством коих они действуют на уезды. | Те же предметы, как и в правлении губернском в меньшем размере. |
Управление волостное Составляется по образу окружного в уменьшенном размере. При нем находится волостной совет. | Предметы те же в меньшем размере. |
Политическая история России. Хрестоматия. Ч. 2. М., 1995. С. 10-15.
2. Сперанский М.М. Общее обозрение всех преобразований и распределение их по временам // Там же. С. 16-21.