Выбор пути политического и социально-экономического развития России в начале XIX в.

Семинар 1.

Выбор пути политического и социально-экономического развития России в начале XIX в.

Вопросы:

1. Социально-политические и интеллектуальные истоки активизации реформаторской политики в царствование Александра I

Что такое «законная монархия»?

Каково место «законной монархии» в политической системе самодержавия?

Чем отличается «законная монархия» от самодержавия эпохи Ивана Грозного, от абсолютизма, от просвещенного абсолютизма?

2. Модель реформ М.М. Сперанского

Где (в какой сфере жизни государства) и какие преобразования хотел дать Сперанский?

Какой характер носила проектируемая Сперанским дума: законодательный или законосовещательный? Дайте аргументы в пользу первого и второго;

Был ли план Сперанского либеральным?

Как же определить план Сперанского, какова его цель, смысл?

3. Проблема характеристики общественно-политических взглядов Н.М. Карамзина

Источники:

* 1. Сперанский М. М. Краткое начертание государственного образования // Политическая история России: Хрестоматия. М., 1995. Ч. 2. С. 10-15.

2. Он же. Общее обозрение всех преобразований и распределение их по временам // Там же. С. 16-21.

*3. Он же. Введение к Уложению государственных законов (1811 г.) // Государство Российское: Власть и общество с древнейших времен до наших дней: Сборник документов / Под ред. Ю.С. Кукушкина. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1996. С. 127-136.

*4. Карамзин Н.М. Записка о древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях. М., 1991. С. 40-42, 44-49, 56, 62-64, 72-74, 97-98, 102.

Литература:

Власть и реформы. От самодержавной к советской России. СПб.: Дмитрий Буланин, 1996. С. 201-230.

Сперанский М.М. Введение к Уложению государственных законов (1811 г.)

Введение к уложению государственных законов (План всеобщего государственного образования)

/…/ II. О свойстве государственных коренных законов

Законы существуют для пользы и безопасности людей, им подвластных. Но польза и безопасность суть понятия неопределенные, подверженные разным изменениям. Если бы законы изменялись по различному образу сих понятий, они вскоре пришли бы в смешение и могли бы соделаться даже противными тому концу, для коего они существуют. Посему во всяком благоустроенном государстве должны быть начала законодательства положительные, постоянные, непреложные, неподвижные, с коими бы все другие законы могли быть соображаемы. Сии положительные начала суть коренные государственные законы. Три силы движут и управляют государством: сила законодательная, исполнительная и судная. Начало и источник сих сил в народе: ибо они не что другое суть, как нравственные и физические силы людей в отношении их к общежитию. Но силы сии в рассеянии их суть силы мертвые. Они не производят ни закона, ни прав, ни обязанностей2. Чтобы сделать их действующими, надлежало их соединить и привести в равновесие. Соединенное действие сил составляет державную власть. Сопряжения их в державной власти могут быть многоразличны. Из сих многоразличных сопряжений коренные законы определяют один постоянный и непременный. Итак, предмет и свойство государственных коренных законов есть определить образ, коим силы государственные сопрягаются и действуют в их соединении.

Права дворянства

1) Дворянство пользуется всеми гражданскими правами, подданным российским вообще принадлежащими.

2) Сверх сих общих прав, дворянство имеет то особенное право, что оно свободно от личной службы очередной, но обязано непременно отправлять оную в гражданском или воинском звании не менее 10-ти лет по своему выбору, но без перехода, исключая случаев, особенным законом определенных.

3) Дворянство имеет особенное право приобретать недвижимые имения населенные, управляя ими по закону.

4) Дворянство имеет политические права в выборе и представлении, но не иначе, как на основании собственности.

5) Все свободные промыслы, дозволенные законом, открыты дворянству. Оно может вступать в купечество и другие звания, не теряя своего состояния. Состав дворянства.

6) Дворянство разделяется на личное и потомственное; личное не простирается далее одного лица.

7) Дворянство потомственное приобретается по праву родом, со службою сопряженным.

8) Дети дворянина потомственного до совершения положенных лет службы суть дворяне личные. Окончив службу, они приобретают дворянство потомственное, а дети их суть дворяне личные.

9) Дворянство личное без рода приобретается службою.

10) Дети личных дворян суть люди среднего состояния.

11) Но личное дворянство не превращается в потомственное одним совершением службы; к сему потребны особенные заслуги, по уважению коих Императорскою властию в течение службы или по окончании ее даруется потомственное дворянство и удостоверяется особенным дипломом.

12) Титла дворянские личные производят дворянство личное, а потомственные дают дворянство потомственное.

13) Но сохранение сих титл зависит так же от продолжения службы, как и сохранение прав дворянских.

14) Дворянство потомственное пресекается и превращается в личное уклонением от службы. 1

5) Вообще дворянство теряется:

a) судом и публичным наказанием;

b) вступлением в класс людей рабочих.

Права среднего состояния

1) Среднее состояние имеет права гражданские общие, но не имеет особенных.

2) Личная служба людей среднего состояния определяется по их званиям и промыслам особенным законом.

3) Лица среднего состояния имеют политические права по их собственности.

4) Все свободные промыслы им открыты, и из одного в другой переходят они свободно, исполнив возложенные на них повинности.

5) Они достигают личного дворянства службою, когда вступят в оную по своему выбору, но не прежде, как исполнив службу, законом на них возложенную. Состав среднего состояния.

6) Среднее состояние составляется из купцов, мещан, однодворцев и всех поселян, имеющих недвижимую собственность в известном количестве.

Права народа рабочего

1) Народ рабочий имеет общие права гражданские, но не имеет прав политических.

2) Переход из сего класса в следующий всем отверзт, кто приобрел недвижимую собственность в известном количестве и исполнил повинности, коими обязан был по прежнему состоянию.

Состав сего класса.

3) К классу рабочего народа причисляются все поместные крестьяне, мастеровые их работники и домашние слуги. В сем состоит разум тех прав, кои принадлежат российским подданным в разных состояниях. В разделе сих состояний паче всего уважена постепенность усовершения и перехода из состояния низшего в высшее. Для сего в каждом состоянии назначена, так сказать, черта, соединяющая его с последующим. Так, дворянство личное связует состояние первое со вторым. Приобретение недвижимой собственности связует второе с третьим, и, таким образом, те самые лица, кои по положению их не имеют прав политических, могут их желать и надеяться от труда и промышленности. Определив сим образом права подданных, государственное уложение поступает к последней его части, законам органическим.

(Сперанский М.М. Проекты и записки. М.; Л., 1961).

Н. М. КАРАМЗИН.

Семинар 1.

Выбор пути политического и социально-экономического развития России в начале XIX в.

Вопросы:

1. Социально-политические и интеллектуальные истоки активизации реформаторской политики в царствование Александра I

Что такое «законная монархия»?

Каково место «законной монархии» в политической системе самодержавия?

Чем отличается «законная монархия» от самодержавия эпохи Ивана Грозного, от абсолютизма, от просвещенного абсолютизма?

2. Модель реформ М.М. Сперанского

Где (в какой сфере жизни государства) и какие преобразования хотел дать Сперанский?

Какой характер носила проектируемая Сперанским дума: законодательный или законосовещательный? Дайте аргументы в пользу первого и второго;

Был ли план Сперанского либеральным?

Как же определить план Сперанского, какова его цель, смысл?

3. Проблема характеристики общественно-политических взглядов Н.М. Карамзина

Источники:

* 1. Сперанский М. М. Краткое начертание государственного образования // Политическая история России: Хрестоматия. М., 1995. Ч. 2. С. 10-15.

2. Он же. Общее обозрение всех преобразований и распределение их по временам // Там же. С. 16-21.

*3. Он же. Введение к Уложению государственных законов (1811 г.) // Государство Российское: Власть и общество с древнейших времен до наших дней: Сборник документов / Под ред. Ю.С. Кукушкина. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1996. С. 127-136.

*4. Карамзин Н.М. Записка о древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях. М., 1991. С. 40-42, 44-49, 56, 62-64, 72-74, 97-98, 102.

Литература:

Власть и реформы. От самодержавной к советской России. СПб.: Дмитрий Буланин, 1996. С. 201-230.

Наши рекомендации