Занятие 20. Западная Европа и США в 1918 – 1939 гг.
Введение
Рабочая тетрадь составляет единый комплекс с учебником П.С. Самыгина, С.И. Самыгина В.Н. Шевелева, Е. В. Шевелевой «История»: учебное пособие для СПО. М.: ИНФРА-М, 2013 и рабочей программой учебной дисциплины «История» для студентов всех специальностей СПО на базе основного (общего) образования (СибУПК 2016 г.)
Рабочая тетрадь по истории полностью соответствует их структуре и содержанию. Она призвана помочь студентам СПО лучше усвоить материал учебника, выделить главное в исторической информации, запомнить основные факты, установить связи между событиями.
В рабочей тетради представлены задания различных типов к семинарским занятиям, которые позволяют поработать с отдельными фрагментами учебника, познакомится с историческими источниками. Задания к каждой теме дают возможность не только проверить знания студентов, но и расширить их представления об историческом процессе. Характер и объём заданий зависят от количества часов по данной теме, их теоретического и практического наполнения.
Рекомендуемый порядок работы с рабочей тетрадью:
1. Рабочая тетрадь по истории является тетрадью многоразового использования, поэтому в ней нельзя делать какие-либо записи.
2. Все ответы студенты должны записать в своих тетрадях для семинарских занятий.
3. Работа с тетрадью проверяется и оценивается преподавателем после изучения каждой темы.
4. Задания расположены в соответствии с содержанием учебника и планами семинарских занятий.
5. Для выполнения заданий необходимо прочитать указанные страницы учебника и найти ответы на поставленные вопросы.
6. Внесите ответы в указанные в рабочей тетради таблицы.
7. Задания, направленные на нахождение определения исторических терминов и понятий, предусматривают самостоятельную работу с историческими словарями.
8. В рабочую тетрадь включены также задания к историческим источникам и текстам историков, которые направлены на выявление умения студентов самостоятельно мыслить и анализировать историческую информацию
Занятие 24. Страны Западной Европы и США
Во второй половине XX века
При выполнении заданий по этой теме необходимо обращаться к материалам учебника С. Самыгина, С.И. Самыгина В.Н. Шевелева, Е. В. Шевелевой «История»: учебное пособие для СПО. М.: ИНФРА-М, 2013, с. 420−430.
Задание 1. Отметьте знаком «+» черты, характерные для стран Западной Европы и США во второй половине XX века
Автоматизация производства | |
Антимонархические движения | |
Выступления против расширения территории размещения войск НАТО | |
Глобальные экономические кризисы | |
Государственное регулирование | |
Информационная революция | |
Контроль государства над всеми сферами жизни | |
Национализация ряда отраслей | |
Научно-технический прогресс | |
Однопартийность | |
Распад колониальных империй | |
Переход от индустриального к постиндустриальному обществу | |
Преследование по политическим мотивам | |
Противоборство консервативных и социалистических партий | |
Расширение социальных прав | |
Реприватизация | |
Сепаратистские движения | |
Социальные выступления | |
Технологическая революция | |
Этатизм |
Задание 2. Раскройте полное название:
ГДР: __________________________________________________________________________________________________________________
МСС: __________________________________________________________________________________________________________________
СЭВ: __________________________________________________________________________________________________________________
ОВД:
__________________________________________________________________________________________________________________
НАТО:_________________________________________________________________________________________________________
НТР: __________________________________________________________________________________________________________________
ЕС:
___________________________________________________________________________________________________________________
АПЕК: ____________________________________________________________________________________________________________________
ОПЕК:________________________________________________________________________________________________________
Задание 3. Сгруппируйте имена по сферам деятельности. Назовите эти сферы деятельности
Сфера деятельности | Имена |
Р.Д. Брэдбери, Э. Пресли, Г. Киссинджер, С. Дали, М. Брандо, М. Джексон, Ф. Синатра, Г. Грин, Дж, Робертс, П. Пикассо, А. Азимов, Э. Фицджеральд, Д. Хофман, В. Ли, У. Эко.
Задание 4. «Президент США, выступая 12 мата 1962 г. в связи с годовщиной организации «Союз ради прогресса», обратился к людям, «имеющим богатство и власть» в развивающихся странах: «Вы должны возглавит борьбу за коренные реформы, проведение которых только и способно сохранить в неприкосновенности структуру нашего общества. Те, что делают невозможной мирную революцию, создают неизбежность насильственной революции».
1. Назовите имя этого президента: ______________________________________________________
__________________________________________________________
2. Как приведенное высказывание характеризует его политические позиции? Удалось ли ему реализовать их на практике? ______________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
Тестовые задания
1. Соотнесите имена руководителей и события, с которыми они связаны (одному элементу первого столбика соответствует один элемент правого)
Имена | События |
а) В. Брандт | 1) Ввод американских войск во Вьетнам |
б) Дж. Картер | 2) Выход Франции из военной структуры НАТО |
в) Дж. Кеннеди | 3) Карибский кризис |
г) Л. Джонсон | 4) Подписание арабо-израильских соглашений в Кэмп-Дэвиде |
д) М. Тэтчер | 5) Подписание «восточных договоров» ФРГ |
е) Р. Никсон | 6) Проведение серии встреч с М.С. Горбачевым |
ж) Ш. де Голль | 7) Уотергейтское дело |
8) Фолклендский кризис | |
9) «Экономическое чудо» в ФРГ |
Запишите ответ
а) | б) | в) | г) | д) | е) | ж) |
2. Соотнесите название политики с политиками и государствами, её проводившими и характеристикой политики
Название политики (если есть) | Политики и (или) государства, проводившие политику | Характеристика политики |
а) Маккартизм | 1) США | 1) Направленность против левых и либеральных деятелей и организаций. Обвинение лица или организации в антиамериканской и подрывной деятельности. |
б) Политика «новых рубежей» | 2) СССР, США | 2) Направленность на снижение агрессивности противостояния стран социалистического и капиталистического лагерей. Отношения приобретали все более конструктивный характер. Прошло общеевропейское совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе. Ряд соглашений между Советским союзом и Соединенными штатами Америки. |
в) Политика разрядки | 3) СССР, США, Великобритания, Франция, др. страны социалистического и капиталистического лагеря | 3) Предложение мер в целях расширения гражданских прав, улучшения систем образования, здравоохранения, социальной защиты, поддержка жилищного строительства для малоимущих. |
г) «Справедливый курс» | 4) США, Г. Трумэн | 4) Состояние военно-политической конфронтации государств и групп государств, при которой велась гонка вооружений, применялись экономические меры давления, осуществлялась организация военно-стратегических плацдармов и баз. |
д) «Холодная война» | 5) США, Дж. Кеннеди | 5) Сохранение и упрочение политической и экономической зависимости латиноамериканских стран от США. Борьба с национально-освободительным движением в странах Латинской Америки. |
Запишите ответ
а) | б) | в) | г) | д) |
3. Соотнесите даты и события международной политики второй половины XX в.
а) 1940 − е гг. | 1) Варшавский договор |
б) 1946 г. | 2) Начало «холодной войны» |
в) 1948 г. | 3) Начало 1-го этапа НТР |
г) 1949 г. | 4) Начало 2-го этапа НТР |
д) Январь 1949 г. | 5) Переименование ЕЭС в Европейский Союз |
е) Май 1955 г. | 6) Появление АПЕК |
ж) 1957 г. | 7) Программа «справедливого курса» |
з) 1970 − е гг. | 8) Распад МСС |
и) Кон. 1980 − х гг. | 9) Совет Экономической Взаимопомощи |
к) 1989 г. | 10) Создание Нато |
л) 1993 г. | 11) Создание ЕЭС |
Запишите ответ
а) | б) | в) | г) | д) | е) | ж) | з) | и) | к) | л) |
4. Какие негативные явления начались в экономике развитых стран в начале 70 − х годов?
1) замедление темпов роста производства
2) обострение хозяйственных и социальных противоречий
3) увеличение темпов роста производительности труда
4) начало топливо-энергетического и сырьевого кризиса
5) уменьшение безработицы, что привело к росту бюджетных поступлений
6) начало кризиса в валютно-финансовой сфере.
Варианты ответа:
1) 1,2,6
2) 1,3,5,6
3) 1,2,4,6
4) 4,5,6
5. Какие три из названных государственных лидеров относятся к числу неоконсерваторов 1980 − х гг.
1) М. Тэтчер
2) Ф. Миттеран
3) Г. Коль
4) Р. Рейган
5) В. Брандт
6. Дополните недостающие имена:
1) Авторитарный режим в Испании в послевоенные десятилетия возглавлял ____________________________
________________________________________________________.
2) Трижды подряд возглавляла кабинет министров Великобритании ________________________________________
_________________________________________________________ .
В современном мире
При выполнении заданий по этой теме необходимо обращаться к материалам учебника С. Самыгина, С.И. Самыгина В.Н. Шевелева, Е. В. Шевелевой «История»: учебное пособие для СПО. М.: ИНФРА-М, 2013, с.431−444.
Задание 1. Отметьте знаком «+» черты, характерные для стран Азии в современном мире
1) Страны Азии развиваются неравномерно, но динамично | |
2) Страны Азии крайне медленно развиваются | |
3) Страны Азии занимают одно из последних мест в мире по объему производства | |
4) Страны Азии занимают первое место в мире по объему производства | |
5) 2/3 стран Азии не имеют сырья | |
6) 2/3 стран Азии имеют международную сырьевую специализацию | |
7) Позиции Азии в мирохозяйственных связях усилились к кон. XX - нач. XXI вв. | |
8) Позиции Азии в мирохозяйственных связях ослабли к кон. XX - нач. XXI вв. | |
9) В новых индустриальных странах и Японии - мобилизация при помощи госрегулирования всех ресурсов для решения приоритетных задач | |
10) В новых индустриальных странах и Японии – практически отсутствует госрегулирование | |
11) В новых индустриальных странах и Японии - ярко выраженной экспортная ориентация экономики | |
12) В новых индустриальных странах и Японии – преобладает ориентация экономики на развитие внутреннего рынка | |
13) В новых индустриальных странах и Японии - развитие экономики за счет внутренних финансовых ресурсов | |
14) В новых индустриальных странах и Японии - широкое привлечение иностранного капитала | |
15) В новых индустриальных странах и Японии - страны сами становятся экспортерами капитала | |
16) Новые индустриальные страны и Япония - практически не вкладывают свои капиталы в зарубежные экономики | |
17) В новых индустриальных странах и Японии - отсутствуют крупные национальные монополии | |
18) В новых индустриальных странах и Японии - типичны крупные национальные монополии | |
19) Страны Азии занимают первое место в мире по количеству населения | |
20) Страны Азии занимают второе место в мире по количеству населения |
Задание 2. Отметьте знаком «+» черты, характерные для стран Африки в современном мире
1) 1970 − 1990−е - серьезный спад и стагнация в экономике Африки | |
2) 1970 − 1990−е - ускорение темпов экономического роста | |
3) 1990 − 2010−е – ускорение темпов экономического роста | |
4) Страны Африки развиваются крайне неравномерно | |
5) Страны Африки развиваются, в целом, равномерно | |
6) Сельское хозяйство африканских стран работает большей частью на экспорт. | |
7) Сельское хозяйство африканских стран работает большей частью на внутренний рынок. | |
8) Наилучшие успехи в экономическом развитии демонстрируют такие страны, как ЮАР и Нигерия, т.е. страны Южной Африки | |
9) Наилучшие успехи в экономическом развитии демонстрируют такие страны, как Центральноафриканская Республика, Камерун и Экваториальная Гвинея, т.е. страны Центральной Африки | |
10) Недостаточно развита экономическая инфраструктура Африки | |
11) Экономическая инфраструктура Африки достаточно хорошо развита | |
12) Одними из основных проблем стран Африки являются: бедность и нищета | |
13) Одной из основных проблем стран Африки является: проблема беженцев почти 50% от общемировой численности | |
14) Одной из основных проблем стран Африки является: долговые обязательства | |
15) Для большинства стран Африки характерны неустойчивые политические режимы | |
16) Для большинства стран Африки характерны устойчивые политические режимы |
Задание 3. Отметьте знаком «+» черты, характерные для стран Латинской Америки в современном мире
1) Страны Латинской Америки обладают растущим хозяйственным потенциалом | |
2) Хозяйство стран Латинской Америки развивается слабо | |
3) В XXI веке возрастает самостоятельность Латинской Америки в международных делах | |
4) В XXI веке на первый план вышли национально ориентированные подходы и концепции | |
5) В XXI веке главной является панамериканская интеграция | |
6) В XXI веке главной является латиноамериканская интеграция | |
7) В XXI веке интенсифицировались контакты с Европейским союзом | |
8) В XXI веке резко возрос товарообмен со странами Азии | |
9) В XXI веке для стран Латинской Америки характерно наращивание государственной инвестиционной активности | |
10) Для стран Латинской Америки в настоящее время характерна политика национальных интересов и социальной ответственности бизнеса | |
11) В странах Латинской Америки преодолена практика прямого вмешательства военных в политическую жизнь | |
12) В странах Латинской Америки сохраняется практика прямого вмешательства военных в политическую жизнь | |
13) экономические и политические перемены в регионе обусловлены поворотом «влево» | |
14) экономические и политические перемены в регионе обусловлены поворотом «вправо» | |
15) Для современных стран Латинской Америки характерны различия между одинаково ориентированными режимами |
Задание 4. Впишите недостающее:
С середины 1950−х гг. началось крушение _________________________________________________системы.
1960 г. Генеральная ассамблея ООН приняла Декларацию о предоставлении независимости бывшим__________________________________________________________________.
1960 г. вошел в историю, как _________________________________.
К_____________________________________________________________________________________________________странам в соответствии с классификацией ООН принято относить большинство стран мира, за исключением развитых индустриальных стран.
Для большинства ____________________стран характерна политика _________________, т.е. прямого государственного вмешательства в экономику с целью ускорения ее роста.
Тестовые задания
1. В каком году произошло провозглашение Мао Цзэдуном Китайской Народной Республики?
1) 1945 г.
2) 1949 г.
З) 1956 г.
4) 1959 г.
2. В каком году началось реформирование Китая под руководством Дэн Сяопина?
1) 1945 г.
2) 1949 г.
3) 1956 г.
4) 1978 г.
3. В каком году Индия обрела независимость от Великобритании?
1) 1945 г.
2) 1947 г.
З) 1954 г.
4) 1960 г.
4. Соглашение о свободной торговле между Канадой, США, Мексикой и другими латиноамериканскими странами называется:
1) НАФТА
2) СНГ
З) ЕЭС
4) СОИ
Заключение
В ходе изучения исторического материала по названным темам студент должен усвоить следующие выводы:
1. Главным содержанием Нового времени в нашей стране является переход от капитализма к социализму, создание и крушение социалистического лагеря
2. Основным содержанием Новейшего времени в мире стали Вторая мировая война, Холодная война, становление современной массовой культуры и общества потребления на западе, ряда бескоровных «цветных» революций в Восточной Европе и в Средней Азии, развитие новых индустриальных стран, а также усиление Китая и России.
3. Период Новейшего времени – это разнообразие политических режимов, типов экономических систем, культурных феноменов, социальной мобильности.
4. Развитие современного общества неразрывно связано с процессами глобализации, а именно, - тенденцией к становлению глобальной экономической системы, нарастанием информационных поток, распространением западных стандартов жизни, возрастающей проницаемостью межгосударственных границ, а также глобальными проблемами, требующими своего разрешения.
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Основная литература
1. Артемов В.В. История: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков. — М.: Академия, 2011 — 360 с.
2. История: Учебное пособие /П. С. Самыгин, С. И. Самыгин, В. Н. Шевелёв, Е. В. Шевелева. — М.: НИЦ Инфра-М, 2013. — 528 с.: 60×90 1/16. – (Среднее профессиональное образование).
3. Алексашкин, Л. Н. История. Россия и мир в XX — начале XXI века. 11 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый уровень / Л.Н. Алексашкина, А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. — 6-е изд. — М.: Просвещение, 2011.— 431 с.
4. Рабочая программа учебной дисциплины «История» для студентов всех специальностей СПО на базе основного (общего) образования
Дополнительная литература
5. Аврех А. Я. Столыпин и судьбы реформ в России. — М.: Политическая литература, 1991.
6. Альшиц Д. Н. Начало самодержавия в России. — М.: Наука, 1988.
7. Анисимов Е. В. Женщины на российском престоле. — СПб.: Молодая гвардия, 1997.
8. Блок М. Апология истории или ремесло историка. — М.: Наука, 1986.
9. Белоусов Л. С. Муссолини: Диктатура и демагогия. — М.: Машиностроение, 1993.
10. Бойцов М., Хромова, И. Послевоенное десятилетие. М.: АСТ-Астрель, 2000.
11. Боханов А.А. Николай II. — М.: Русское слово, 1997.
12. Булдаков В. П. Красная Смута и последствия революционного насилия. — М.,: Прогресс,1997.
13. Вайль П., Генис, А. 60-е. Мир советского человека. — М.: Ардис, 1987.
14. Внешняя политика России: От Ельцина к Путину. — М.: Оптима, 2002.
15. Вторая мировая война: Два взгляда. — М.: Мысль, 1995.
16. Горев А. В. Махатма Ганди. М.: Международные отношения, 1989.
17. Горинов М.М. НЭП: Поиски путей развития. — М.: Издательство МГУ, 1990.
18. Громыко А., Кокошин, А. Братья Кеннеди. — М.: Мысль, 1985.
19. Данилов А. А., Пыжиков, А.В. Россия в 90-е гг. XX в. — М.: Просвещение, 2003.
20. Зубков Е. В. Общество и реформы: 1945—1964 гг. М.: 2000.
21. История Востока. В 6-ти томах — М.: Восточная литература, 1995—1999
22. История Европы древнейших времен до наших дней. — М.: Наука, 1990—2004. — Т. 1—8.
23. Медушевский А. Н. Россия в XIX в. — М.: Высшая школа, 2001.
24. Мир в XX веке. — М.: Единство, 1994.
25. Мировое политическое развитие: Век XX. — М.: Аспект-Прогресс, 1994.
26. Молчанов Н. Н. Генерал де Голь. — М.,: Международные отношения, 1988.
27. Панцов А. В. Мао Цзэдун. М.: Молодая гвардия, 2007.
28. Перевезенцев С. В. Смысл русской истории. — М.: Вече, 2004.
29. Проэктор Д. М. Фашизм: Путь агрессии и гибели. — М.: Наука, 1989.
30. Сахаров А.Н. Дипломатия Древней Руси (IX — первая половина X в.). М.: Мысль, 1980.
31. Строганов А. С. Новейшая история стран Латинской Америки. — М.: Высшая школа, 1995.
32. Тойнби А. Постижение истории. — М.: Прогресс, 1991.
33. Тоталитаризм как исторический феномен. — М.: ВИНИТИ, 1989.
34. Трухановский В.Г. Уинстон Черчилль. М.: Международные отношения, 1982.
35. Уткин А.И. Вторая мировая война. — М.: Алгоритм,, 2002.
36. Хейзинга Й. Осень средневековья. — М.: Прогресс,1988.
37. Хлевнюк О. В. 1937-й: Сталин, НКВД и советское общество. М.: Республика, 1992.
38. Энциклопедический словарь юного историка. — М.: Педагогика-Прогресс,1997.
39. Энциклопедия искусства XX века. — М.: Олма-Пресс, 2002.
Введение
Рабочая тетрадь составляет единый комплекс с учебником П.С. Самыгина, С.И. Самыгина В.Н. Шевелева, Е. В. Шевелевой «История»: учебное пособие для СПО. М.: ИНФРА-М, 2013 и рабочей программой учебной дисциплины «История» для студентов всех специальностей СПО на базе основного (общего) образования (СибУПК 2016 г.)
Рабочая тетрадь по истории полностью соответствует их структуре и содержанию. Она призвана помочь студентам СПО лучше усвоить материал учебника, выделить главное в исторической информации, запомнить основные факты, установить связи между событиями.
В рабочей тетради представлены задания различных типов к семинарским занятиям, которые позволяют поработать с отдельными фрагментами учебника, познакомится с историческими источниками. Задания к каждой теме дают возможность не только проверить знания студентов, но и расширить их представления об историческом процессе. Характер и объём заданий зависят от количества часов по данной теме, их теоретического и практического наполнения.
Рекомендуемый порядок работы с рабочей тетрадью:
1. Рабочая тетрадь по истории является тетрадью многоразового использования, поэтому в ней нельзя делать какие-либо записи.
2. Все ответы студенты должны записать в своих тетрадях для семинарских занятий.
3. Работа с тетрадью проверяется и оценивается преподавателем после изучения каждой темы.
4. Задания расположены в соответствии с содержанием учебника и планами семинарских занятий.
5. Для выполнения заданий необходимо прочитать указанные страницы учебника и найти ответы на поставленные вопросы.
6. Внесите ответы в указанные в рабочей тетради таблицы.
7. Задания, направленные на нахождение определения исторических терминов и понятий, предусматривают самостоятельную работу с историческими словарями.
8. В рабочую тетрадь включены также задания к историческим источникам и текстам историков, которые направлены на выявление умения студентов самостоятельно мыслить и анализировать историческую информацию
Занятие 20. Западная Европа и США в 1918 – 1939 гг.
При выполнении заданий по этой теме необходимо обращаться к материалам учебника С. Самыгина, С.И. Самыгина В.Н. Шевелева, Е. В. Шевелевой «История»: учебное пособие для СПО. М.: ИНФРА-М, 2013, с. 361−370.
Задание 1. Отметьте знаком «+» черты, характерные для Западной Европы и США в XIX в.
Внедрение машин на основе парового двигателя | |
Развитие демократии и парламентаризма | |
Технологическая революция | |
Формирование системы мирового хозяйства | |
Восстановление сельского хозяйства | |
Государственное регулирование экономической и социальной жизни при сохранении частной собственности | |
Демократизация системы власти | |
Империализм | |
Конвейерно-поточная система | |
Наличие периода спада производства | |
Наличие периода падения уровня жизни | |
Наличие периода демилитаризации экономики | |
Раскол международного рабочего движения | |
Революционная волна в Европе | |
Резкие социальные антагонистические противоречия | |
Падение роли аристократии | |
Передача в государственную собственность ряда предприятий | |
Претензии США на мировое лидерство | |
Прямое управление со стороны государства практически всеми отраслями экономики и общественной жизни | |
Появление международной организации по возникающим проблемам | |
Появление новых независимых государств в Европе | |
Развитие хозяйственной специализации районов |
Задание 2. Прочитайте документ и выполните задания.
«В созданном в конце января 1933 г. новом правительстве консерваторы и националисты заняли десять постов. От национал-социалистов, кроме рейхсканцлера______________________
, в правительство вошли двое: В. Фрик получил должность министра внутренних дел, а Г. Геринг стал министром без портфеля. Таким образом, формально кабинет министров был совсем не нацистским. Тем не менее, вечером 30 января никто не сомневался в том, что демократическая Веймарская республика осталась в прошлом…
Сначала правительство_______________________________ действовало в традициях республиканских кабинетов министров. 1 февраля рейхс-канцлер предложил президенту распустить рейхстаг и назначить на 5 марта новые выборы. Избирательная компания стала первым этапом на пути к диктатуре нацистов. Она опиралась на мощную пропагандистскую машину Национал-социалистической рабочей партии… а также на силу штурмовиков».
1) Назовите страну, о которой идет речь, и пропущенное в тексте имя политика_________
___________________________________________________________________________________
2) Привлекая знания по курсу, объясните, что изменилось в политической жизни этой страны в последующие годы________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ .
Тестовые задания
1. Расположите события в хронологическом порядке:
1) приход к власти фашистов в Германии
2) приход к власти фашистов в Италии
3) поход на Рим
4) создание оси «Берлин - Рим-Токио»
Запишите ответ
1) | 2) | 3) | 4) |
2. Пакт о ненападении между Германией и СССР со стороны Германии подписал:
1) К. Шушниг
2) И. Риббентроп
3) Г. Геббельс
4) З. Геринг
4. Какие мирные договоры стали главными при подведении итогов Первой мировой войны в Европе, составил основу послевоенной системы международных отношений:
1) Компьенский
2) Сен-Жерменский
3) Версальский
4) Брестский
5. Предложенные в 1918 году президентом США В. Вильсоном «14 пунктов» представляли собой:
1) Программу послевоенного урегулирования международных отношений
2) Условия становления дипломатических отношений с Советской Россией
3) План американской экономической помощи европейским странам
4) Условия заключения перемирия с Германией
6. Понятие «новый курс» в истории США связано с деятельностью:
1) В. Вильсона
2) Ф.Д. Рузвельта
3) Г. Гувера
4) Д. Макартура
7. Какие три многонациональные империи распались на завершающем этапе Первой мировой воны:
1) Австро-Венгрия
2) Великобритания
3) Германия
4) Россия
5) Османская
8. Что из названного характеризовало режим, установленный в Италии в 1912 − е гг.:
1) Запрет всех партий, кроме правящей партии
2) Роспуск парламента
3) Разрыв с католической церковью
4) Контроль государства в сфере экономики
5) Господство фашистской идеологии во всех сферах
9. Какие три их названных мер, явлений относились к политике нацистского режима в Германии:
1) Всеобщая трудовая повинность
2) Система фюрерства
3) Развитие парламентаризма
4) Ариизация
5) Национализация
10. Соотнесите даты и политические события Западной Европы и США в 1918 – 1939 гг.
Дата | Событие |
а) 1919−1920 гг. | 1) "Антикоминтеровский пакт" между Японией и Германией |
б) 1922 г. | 2) Выход Германии из Лиги Наций |
в) 1923−1929 гг. | 3) Крах на Нью-Йоркской бирже |
г) 1929−1933 гг. | 4) Мировой экономический кризис |
д) 1929 г. | 5) Назначение Гитлера рейхс-канцлером Германии |
е) 1929 г. | 6) Начало военного мятежа в Испании |
ж) 1933 г. | 7) Назначение Б. Муссолини премьер-министром Италии |
з) 1933 г. | 8) Парижская мирная конференция |
и) 1933 г. | 9) Приход к власти в Германии национал-социалистической партии |
к) 1933−1938 гг. | 10) Рост бюджетных расходов на военное производство в Германии |
л) 1936 г. | 11) Стабилизация во всех сферах жизни общества |
Запишите ответ
а) | б) | в) | г) | д) | е) | ж) | з) | и) | к) | л) |
11. Соотнесите термины и страны, к которым они имеют отношение
Термины | Страны |
а) Аншлюс б) «великая депрессия» в) Дуче г) Интернациональные бригады д) Народный фронт | 1) Австрия 2) Италия 3) Испания 4) США 5) Франция 6) Чехословакия |
Запишите ответ
а) | б) | в) | г) | д) |
Занятие 21. Россия и Советский Союз в 1918 − 1939 гг.
При выполнении заданий по этой теме необходимо обращаться к материалам учебника С. Самыгина, С.И. Самыгина В.Н. Шевелева, Е. В. Шевелевой «История»: учебное пособие для СПО. М.: ИНФРА-М, 2013, с. 371−395.
Задание 1. Отметьте знаком «+» черты, характерные для России и Советского союза в 1918 – 1939 гг.
Наличие периода прямого обмена продуктами между городом и деревней | |
Запрет аренды земли | |
Запрет использования наемного труда в сельском хозяйстве | |
Монополии | |
Большое значение классовой принадлежности | |
Наличие периода товарно-денежных отношений | |
Осложнение противоречий в обществе | |
Демократизация системы власти | |
Наличие периода противостояния групп населения, имеющих глубокие противоречия | |
Развитие международных отношений | |
Наличие периода частичного развития капиталистической экономики | |
Наличие периода демилитаризации экономики | |
Мобилизация всех ресурсов централизованной властью | |
Огосударствление экономики | |
Контроль государства над всеми сферами жизни | |
Развитие демократии и парламентаризма | |
Образование федеративного союза | |
Командно-административная система |
Задание 2. Прочитайте отрывок из документа и выполните задания.
«Из постановления Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета об образовании Совета рабоче-крестьянской обороны
30 ноября 1918 г.
Советская республика стоит перед возрастающей опасностью вторжения соединенных полчищ мирового империализма...
Декретом Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета от 2 сентября с.г. Советская Республика провозглашена военным лагерем. Это постановление должно быть ныне проведено в жизнь во всех отраслях хозяйственной деятельности и государственного управления.
Необходимо обеспечить армию снабжением и для этого повысить производительность труда. Необходимо обеспечить продовольствием армию и флот, а также Москву, Петроград и все другие центры формирования и труда.
Для этого нужно заставить все продовольственные и железнодорожные органы в центре и на местах работать с высшим напряжением и высшей добросовестностью. Не только в армии и во флоте, но и в продовольственном и транспортном деле, а также в области военной промышленности должен быть установлен военный режим, т.е. режим суровой трудовой дисциплины, отвечающий положению страны, которую бандиты империализма вынудили превратить в военный лагерь.
Для проведения в жизнь указанных мер необходимо теснейшее объединение военного ведомства. Чрезвычайной комиссии по производству, ведомств путей сообщения и продовольствия на общей работе во имя общих практических задач.
С этой целью Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет Советов постановляет учредить Совет Рабочей и Крестьянской Обороны под председательством т. Ленина, как Председателя Совета Народных Комиссаров...
Совету Обороны предоставляется вся полнота прав в деле мобилизации сил и средств страны в интересах обороны. Для всех ведомств и учреждений, центральных и местных, для всех граждан постановления Совета Обороны, безусловно, обязательны.» / URL: http://www.hrono.ru/dokum/191_dok/19181130srko.php
1. Какие меры для победы в Гражданской войне предлагал ВЦИК?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________