Формы непосредственной демократии. Территориальное общественное самоуправление.
1.4. Методические материалы, определяющие процедуры сдачи междисциплинарного государственного экзамена и оценивания результатов освоения основной профессиональной образовательной программы
К междисциплинарному государственному экзамену по направлению подготовки допускаются обучающиеся, не имеющие академической задолженности и в полном объеме выполнившие учебный план или индивидуальный учебный план по основной профессиональной образовательной программе направления подготовки 38.03.02 «Менеджмент», профиль «Производственный менеджмент».
В процессе подготовки к экзамену обучающемуся необходимо самостоятельно подготовиться к ответам на вопросы, содержащиеся в перечне вопросов, выносимых на междисциплинарный государственный экзамен. В процессе подготовки обучающийся может использовать конспекты лекций, учебники и учебные пособия, основную и дополнительную литературу рекомендованную в Программе междисциплинарного государственного экзамена по направлению подготовки, а также Интернет-ресурсы.
Начать подготовку к экзамену необходимо с осмысления общей направленности учебной дисциплины (модуля) выносимого на междисциплинарный государственный экзамен, предмета, структуры учебного материала и практической значимости. Необходимо обратить особое внимание на темы (разделы) учебной дисциплины, в которых содержатся теоретические, научные основы предмета. Особое внимание следует уделить усвоению профессиональных терминов, определений основных понятий, а также формулировкам наиболее важных положений.
Процедура проведения междисциплинарного государственного экзамена по направлению подготовки
1.1. Председатель государственной экзаменационной комиссии утверждается из числа лиц, не работающих в СахГУ, имеющих ученую степень доктора наук и (или) ученое звание профессора либо являющихся ведущими специалистами – представителями работодателей или их объединений в соответствующей области профессиональной деятельности.
1.2. Председатель государственной экзаменационной комиссии утверждается Министерством образования и науки Российской Федерации не позднее 31 декабря, предшествующего году проведения государственной итоговой аттестации.
1.3. Председатель комиссий организует и контролирует деятельность комиссии, обеспечивает единство требований, предъявляемых к обучающимся при проведении государственной итоговой аттестации.
1.4. В состав государственной экзаменационной комиссии включаются председатель и не менее 4 членов, из которых не менее 50 процентов (включая председателя) являются ведущими специалистами - представителями работодателей или их объединений в соответствующей области профессиональной деятельности (далее - специалисты), остальные - лицами, относящимися к профессорско-преподавательскому составу университета и (или) иных организаций и (или) научными работниками университета и (или) иных организаций, имеющими ученое звание и (или) ученую степень.
1.5. На период проведения государственной итоговой аттестации для обеспечения работы государственной экзаменационной комиссии из числа лиц, относящихся к профессорско-преподавательскому составу университета, научных работников или административных работников университета, назначается ее секретарь. Секретарь государственной экзаменационной комиссии не входит в ее состав. Секретарь государственной экзаменационной комиссии ведет протоколы ее заседаний.
1.6. Состав государственной экзаменационной комиссии утверждается приказом ректора университета не позднее, чем за 1 месяц до даты начала государственной итоговой аттестации.
1.7. Основной формой деятельности государственной экзаменационной комиссии являются заседания. Заседания государственной экзаменационной комиссии проводятся председателем государственной экзаменационной комиссии. Заседания государственной экзаменационной комиссии правомочны, если в них участвуют не менее двух третей от числа лиц, входящих в состав государственной экзаменационной комиссии. Решения государственной экзаменационной комиссии принимаются простым большинством голосов от числа лиц, входящих в состав государственной экзаменационной комиссии. При равном числе голосов председатель обладает правом решающего голоса.
1.8. Допуск студентов к сдаче междисциплинарного государственного экзамена оформляется приказом ректора университета по представлению директора института не позднее, чем за 5 дней до проведения государственных аттестационных испытаний.
Перед междисциплинарным государственным экзаменом проводятся консультирование обучающихся по вопросам, включенным в программу междисциплинарного государственного экзамена по направлению подготовки (предэкзаменационная консультация). Время и место проведения предэкзаменационной консультации и междисциплинарного государственного экзамена утверждается Расписанием государственных аттестационных испытаний, не позднее, чем за 30 календарных дней до дня проведения экзамена. Междисциплинарный государственный экзамен проводится по экзаменационным билетам, разработанным кафедрой управления и утвержденными руководителем основной профессиональной образовательной программы и директором института. Каждый билет содержит: три теоретических вопроса.
Экзамен проводится в аудитории, которая заранее определяется выпускающей кафедрой. В ней оборудуются места для государственной экзаменационной комиссии, секретаря комиссии и индивидуальные места для студентов.
Обучающимся и лицам, привлекаемым к сдаче междисциплинарного государственного экзамена, во время его проведения запрещается иметь при себе и использовать средства связи.
Обеспечение ГЭК
К началу экзамена в аудитории должны быть подготовлены:
1. Приказ о составе государственной экзаменационной комиссии.
2. Утвержденное в установленном порядке Расписание государственных аттестационных испытаний для студентов по направлению подготовки.
3. Программа междисциплинарного государственного экзамена по направлению подготовки.
4. Экзаменационные билеты в запечатанном конверте.
5. Сведения об обучающихся, сдающих междисциплинарный государственный экзамен, подготовленные в дирекции института:
- Приказ о допуске студентов к сдаче междисциплинарного государственного экзамена по направлению подготовки.
- Сводная ведомость с оценками студентов.
6. Зачетные книжки с отметкой о выполнении учебного плана.
7. Книга протоколов заседания государственной экзаменационной комиссии по сдаче государственного экзамена, прошитая и пронумерованная.
8. Бумага со штампом института права, экономики и управления.
9. Зачетно-экзаменационная ведомость.
Последовательность проведения междисциплинарного государственного экзамена
Последовательность проведения междисциплинарного государственного экзамена можно представить в виде четырех этапов:
1. Начало экзамена.
2. Подготовка студентом ответа.
3. Заслушивание ответов.
4. Подведение итогов сдачи междисциплинарного государственного экзамена.
Начало экзамена.
В день работы ГЭК перед началом экзамена студенты-выпускники приглашаются в аудиторию, где Председатель ГЭК:
- знакомит присутствующих и экзаменующихся с приказом о составе ГЭК, зачитывает его и представляет экзаменующимся состав ГЭК персонально;
- вскрывает конверт с экзаменационными билетами, проверяет их количество и раскладывает на специально выделенном для этого столе;
- дает общие рекомендации экзаменующимся при подготовке ответов и устном изложении вопросов билета, а также при ответах на дополнительные вопросы;
- студенты учебной группы покидают аудиторию, и в порядке списков составленных дирекцией института вызываются секретарем ГЭК, тянут экзаменационные билеты (Приложение 3), называют их номера, получают бумагу со штампом института для записи ответов и занимают свободные индивидуальные места за столами для подготовки ответов.
Подготовка ответа.
При подготовке к устному ответу по билету выпускник ведет записи в листе устного ответа. По окончании экзамена подписанный студентом лист сдается секретарю государственной экзаменационной комиссии.
На междисциплинарном государственном экзамене студенту предоставляется право пользоваться Программой междисциплинарного государственного экзамена, содержащей перечень вопросов и их краткое содержание (аннотация вопросов).
Перечень вопросов и практических заданий к междисциплинарному государственному экзамену по направлению 38.03.02 «Менеджмент» профилю «Производственный менеджмент», их краткое содержание и список литературы, рекомендованной к изучению, утверждаются ежегодно.
При подготовке ответов на экзаменационные вопросы студенту дается до 40 минут, а также рекомендуется воспользоваться следующей методикой:
1. Обоснование роли и места вопроса (темы) в изучаемой дисциплине.
Студенту необходимо аргументировать значимость данного вопроса или темы в изучаемой дисциплине, продемонстрировав тем самым, что он достаточно ориентирован в ее структуре и логике. Следует также указать на взаимосвязь данного вопроса (темы) с другими вопросами (темами) изучаемого курса.
2. Указание нормативно-правовой базы, относящейся к теме.
В данной части ответа следует назвать нормативно-правовые источники (законы, постановления, указы и др.) в их хронологической последовательности. Знание юридической базы студентом представляет его ответ с приоритетной стороны и является желятельным.
3. Определение понятийного категориального аппарата.
Для выполнения этого пункта рекомендаций требуется вначале дать определения основных категорий и понятий, которые встречаются в трактовке экзаменационного вопроса. Затем привести критерии, по которым данная категория отличается от ряда аналогичных (в первую очередь, функциональные).
4. Приведение видов, состава и классификации исследуемых категорий.
Данная рекомендация должна выполняться исходя из современных научных представлений об исследуемых категориях, в соответствии с новыми экономическими и гражданско-правовыми требованиями. Студент должен использовать только те термины, которые применяются экономической наукой и правовой практикой.
5. Приведение формул и примеров.
Содержательность студенческого ответа должна быть поддержана приведением необходимых по теме формул и соответствующих примеров с применением формул. Грамотное использование этого пункта рекомендаций наглядно демонстрирует прочность знаний экзаменующихся. Приветствуется использование общепринятых символьных обозначений, но возможно и использование собственной символики для обозначения показателей.
6. Изложение вопроса и возможности дальнейшего развития темы.
В данном пункте, если позволяет тема, рекомендуется несколько расширить рамки вопроса с тем, чтобы продемонстрировать комиссии не только знание данного вопроса, но свое профессиональное перспективное мышление по излагаемому вопросу. Точка зрения студента может не совпадать с общепринятыми представлениями о способах решения проблемы, но главным критерием в этом случае служит достаточно четкая логика рассуждений и надежность аргументации. Приветствуется также оригинальность и свежесть высказываемых идей.
Последовательность ответа по указанным пунктам может изменяться в зависимости от специфики и внутренней логики излагаемого вопроса. Изложение может также содержать и другие пункты, имеющие прямое отношение к изучаемой тематике. Общим требованием к ответу служит его конкретность, полнота и логичность изложения.
Заслушивание ответов.
Студенты, подготовившись к ответу, поочередно занимают место перед комиссией для сдачи экзамена. Для ответа каждому студенту отводится примерно до 20 минут.
Возможны следующие варианты заслушивания ответов:
I вариант. Студент раскрывает содержание одного вопроса билета, и сразу ему предлагают ответить на уточняющие вопросы, затем по второму вопросу и так далее по всему билету.
II вариант. Студент отвечает на все вопросы билета, а затем дает ответы членам комиссии на уточняющие, поясняющие и дополняющие вопросы.
Как правило, дополнительные вопросы должны быть тесно связаны с основными вопросами билета.
Право выбора порядка ответа предоставляется экзаменующемуся студенту.
В обоих из этих вариантах комиссия, внимательно слушая экзаменующегося, предоставляет ему возможность дать полный ответ по всем вопросам.
В некоторых случаях по инициативе председателя или членов комиссии ГЭК (или в результате их согласованного решения) ответ студента может быть тактично приостановлен. При этом дается краткое, но убедительное пояснение причины приостановки ответа: ответ явно не по существу вопроса, ответ слишком детализирован, экзаменующийся допускает ошибку в изложении нормативных актов, статистических данных. Другая причина - когда студент грамотно и полно изложит основное содержание вопроса, но продолжает его развивать. Если ответ остановлен по первой причине, то экзаменующемуся предлагают перестроить содержание излагаемой информации сразу же или после ответа на другие вопросы билета.
Ответивший студент сдает свои записи по билету и билет секретарю ГЭК.