Создание и организация деятельности общественных объединений пожарной охраны (подразделений добровольной пожарной охраны).
Создание и организация деятельности общественных объединений пожарной охраны (подразделений добровольной пожарной охраны).
СОДЕРЖАНИЕ
1. Общие положения |
2. Порядок создания общественных объединений пожарной охраны |
2.1. Организационные мероприятия по созданию добровольной пожарной охраны |
2.2. Общие требования к уставу (положению) общественного объединения пожарной охраны |
2.3. Государственная регистрация общественных объединений пожарной охраны |
2.3.1. Государственная регистрация общественных объединений пожарной охраны |
2.3.2. Отказ в государственной регистрации общественного объединения пожарной охраны и порядок его обжалования |
3. Порядок принятия граждан в добровольные пожарные |
4. Организация подготовки и несение службы добровольными пожарными |
5. Финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности добровольной пожарной охраны |
6. Реорганизация подразделений добровольной пожарной охраны, созданных до вступления в силу Федерального закона от 6 мая 2011 года № 100-ФЗ «О добровольной пожарной охране» |
Приложение 1 Федеральный закон от 6 мая 2011 года №100-ФЗ «О добровольной пожарной охране» |
Приложение 2 Гражданско-правовой договор на выполнение работ по участию в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ (примерная форма) |
Общие положения.
Настоящее пособие разработано авторами закона от 6 мая 2011 года №100-ФЗ «О добровольной пожарной охране» и предназначено для граждан и общественных организаций, основной уставной целью которых является участие в осуществлении деятельности в области пожарной безопасности и проведении аварийно-спасательных работ, которые выступают учредителями подразделений добровольной пожарной охраны.
При подготовке пособия использованы законодательные акты Российской Федерации, регламентирующие порядок создания и организации деятельности общественных объединений и некоммерческих организаций, в том числе: федеральный закон от 19 мая 1995 года №82-ФЗ «Об общественных объединениях», федеральный закон от 12 января 1996 года №7-ФЗ «О некоммерческих организациях», Федеральный закон от 21 декабря 1994 года №69-ФЗ «О пожарной безопасности», Федеральный закон от 6 мая 2011 года №100-ФЗ «О добровольной пожарной охране».
В пособии использованы следующие основные понятия, установленные законодательством Российской Федерации:
добровольная пожарная охрана - социально ориентированные общественные объединения пожарной охраны, созданные по инициативе физических лиц и (или) юридических лиц - общественных объединений для участия в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ;
добровольный пожарный - физическое лицо, являющееся членом или участником общественного объединения пожарной охраны и принимающее на безвозмездной основе участие в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ;
добровольная пожарная дружина - территориальное или объектовое подразделение добровольной пожарной охраны, принимающее непосредственное участие в тушении пожаров и не имеющее на вооружении мобильных средств пожаротушения;
добровольная пожарная команда - территориальное или объектовое подразделение добровольной пожарной охраны, принимающее непосредственное участие в тушении пожаров и имеющее на вооружении мобильные средства пожаротушения;
подразделение добровольной пожарной охраны–территориальная или объектовая добровольная пожарная команда или добровольная пожарная дружина.
Порядок создания общественных объединений пожарной охраны
Общественные объединения пожарной охраны создаются в три этапа:
- организационные мероприятия по созданию добровольной пожарной охраны;
- разработка проекта устава;
- государственная регистрация.
Государственная регистрация общественных объединений
Пожарной охраны
Реорганизация подразделений добровольной пожарной охраны, созданных до вступления в силу Федерального закона от 6 мая 2011 года № 100-ФЗ «О добровольной пожарной охране»
Подразделения добровольной пожарной охраны, созданные до вступления в силу Федерального закона от 6 мая 2011 года № 100-ФЗ «О добровольной пожарной охране» должны быть реорганизованы с целью приведенияих организационно-правовой формы и порядка осуществления деятельности в соответствие с положениями Федерального закона от 6 мая 2011 года № 100-ФЗ «О добровольной пожарной охране», либо ст. 12Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», либо ст.27 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
В соответствии с положениями Федерального закона от 6 мая 2011 года № 100-ФЗ «О добровольной пожарной охране» существующие подразделения добровольной пожарной охраны должны быть преобразованы в общественные учреждения пожарной охраны(добровольные пожарные команды и добровольные пожарные дружины). В этом случае они будут относиться к добровольной пожарной охране, и на них в полном объеме будут распространяться положения указанного выше закона.
В то же время на базе существующих подразделений добровольной пожарной охраны в соответствии с положениями ст. 12 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» могут быть созданы органы общественной самодеятельности, в виде общественных противопожарных формирований.В соответствии с положениями указанной статьи закона органами общественной самодеятельности являются не имеющие членства общественные объединения, которые создаются физическими лицами с целью совместного решения различных социальных проблем, в том числе в области пожарной безопасности, возникающих у граждан по месту жительства, работы, учебы.
Органы общественной самодеятельности формируются по инициативе граждан, заинтересованных в решении указанных проблем, и строят свою работу на основе самоуправления в соответствии с уставом, принятым на собрании учредителей. Органы общественной самодеятельности не имеют над собой вышестоящих органов или организаций.
В случае государственной регистрации органа общественной самодеятельности данный орган приобретает права и принимает на себя обязанности юридического лица в соответствии с уставом.
Кроме того, существующие подразделения добровольной пожарной охранымогут быть преобразованы в соответствии с положениями ст. 27Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в общественные противопожарные формирования в организационно-правовой форме органов территориального общественного самоуправления.
В соответствии с положениями указанного выше закона:
1. Под территориальным общественным самоуправлением понимаетсясамоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения.
Границы территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, устанавливаются представительным органом поселения по предложению населения, проживающего на данной территории.
2. Территориальное общественное самоуправление осуществляется в поселениях непосредственно населением посредством проведения собраний и конференций граждан, а также посредством создания органов территориального общественного самоуправления.
3. Территориальное общественное самоуправление может осуществляться в пределах следующих территорий проживания граждан: подъезд многоквартирного жилого дома; многоквартирный жилой дом; группа жилых домов; жилой микрорайон; сельский населенный пункт, не являющийся поселением; иные территории проживания граждан.
4. Органы территориального общественного самоуправления избираются на собраниях или конференциях граждан, проживающих на соответствующей территории.
5. Территориальное общественное самоуправление считается учрежденным с момента регистрации устава территориального общественного самоуправления уполномоченным органом местного самоуправления соответствующего поселения. Порядок регистрации устава территориального общественного самоуправления определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.
Территориальное общественное самоуправление в соответствии с его уставом может являться юридическим лицом и подлежит государственной регистрации в организационно-правовой форме некоммерческой организации.
6. Собрание граждан по вопросам организации и осуществления территориального общественного самоуправления считается правомочным, если в нем принимают участие не менее половины жителей соответствующей территории, достигших шестнадцатилетнего возраста.
Конференция граждан по вопросам организации и осуществления территориального общественного самоуправления считается правомочной, если в ней принимают участие не менее двух третей избранных на собраниях граждан делегатов, представляющих не менее половины жителей соответствующей территории, достигших шестнадцатилетнего возраста.
7. К исключительным полномочиям собрания, конференции граждан, осуществляющих территориальное общественное самоуправление, относятся:
1) установление структуры органов территориального общественного самоуправления;
2) принятие устава территориального общественного самоуправления, внесение в него изменений и дополнений;
3) избрание органов территориального общественного самоуправления;
4) определение основных направлений деятельности территориального общественного самоуправления;
5) утверждение сметы доходов и расходов территориального общественного самоуправления и отчета о ее исполнении;
6) рассмотрение и утверждение отчетов о деятельности органов территориального общественного самоуправления.
8. Органы территориального общественного самоуправления:
1) представляют интересы населения, проживающего на соответствующей территории;
2) обеспечивают исполнение решений, принятых на собраниях и конференциях граждан;
3) могут осуществлять хозяйственную деятельность по благоустройству территории, иную хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение социально-бытовых потребностей граждан, проживающих на соответствующей территории, как за счет средств указанных граждан, так и на основании договора между органами территориального общественного самоуправления и органами местного самоуправления с использованием средств местного бюджета;
4) вправе вносить в органы местного самоуправления проекты муниципальных правовых актов, подлежащие обязательному рассмотрению этими органами и должностными лицами местного самоуправления, к компетенции которых отнесено принятие указанных актов.
9. В уставе территориального общественного самоуправления устанавливаются:
1) территория, на которой оно осуществляется;
2) цели, задачи, формы и основные направления деятельности территориального общественного самоуправления;
3) порядок формирования, прекращения полномочий, права и обязанности, срок полномочий органов территориального общественного самоуправления;
4) порядок принятия решений;
5) порядок приобретения имущества, а также порядок пользования и распоряжения указанным имуществом и финансовыми средствами;
6) порядок прекращения осуществления территориального общественного самоуправления.
10. Дополнительные требования к уставу территориального общественного самоуправления органами местного самоуправления устанавливаться не могут.
11. Порядок организации и осуществления территориального общественного самоуправления, условия и порядок выделения необходимых средств из местного бюджета определяются уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.
Таким образом, общественные противопожарные формирования:
не относятся к подразделениям добровольной пожарной охраны;
на них не распространяются положения Федерального закона от 6 мая 2011 года № 100-ФЗ «О добровольной пожарной охране»;
они не включаются в расписание выездов подразделений пожарной охраны на пожар, так как осуществляют свою деятельность по месту жительства, работы или учебы граждан, входящих в их состав;
могут не проходить процедуру государственной регистрации;
руководитель этих подразделений выбирается на общем собрании участников общественного противопожарного формирования;
осуществляют несение службы в соответствии с установленным ими самостоятельно порядке.
Приложение 1
6 мая 2011 года
N 100-ФЗ
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона
1. Предметом регулирования настоящего Федерального закона являются общественные отношения, возникающие в связи с реализацией физическими лицами и юридическими лицами - общественными объединениями права на объединение для участия в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ, а также в связи с созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией общественных объединений пожарной охраны.
2. Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы создания и деятельности добровольной пожарной охраны, права и гарантии деятельности общественных объединений пожарной охраны и добровольных пожарных, регулирует отношения добровольной пожарной охраны с органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями и гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами и лицами без гражданства.
Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
1) добровольная пожарная охрана - социально ориентированные общественные объединения пожарной охраны, созданные по инициативе физических лиц и (или) юридических лиц - общественных объединений для участия в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ;
2) добровольный пожарный - физическое лицо, являющееся членом или участником общественного объединения пожарной охраны и принимающее на безвозмездной основе участие в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ;
3) добровольная пожарная дружина - территориальное или объектовое подразделение добровольной пожарной охраны, принимающее непосредственное участие в тушении пожаров и не имеющее на вооружении мобильных средств пожаротушения;
4) добровольная пожарная команда - территориальное или объектовое подразделение добровольной пожарной охраны, принимающее непосредственное участие в тушении пожаров и имеющее на вооружении мобильные средства пожаротушения;
5) работник добровольной пожарной охраны - физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с юридическим лицом - общественным объединением пожарной охраны;
6) статус добровольного пожарного - совокупность прав и свобод, гарантированных государством, и обязанностей и ответственности добровольных пожарных, установленных настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, уставом добровольной пожарной команды или добровольной пожарной дружины либо положением о добровольной пожарной команде или добровольной пожарной дружине.
Статья 3. Основные принципы создания и деятельности добровольной пожарной охраны
Создание и деятельность добровольной пожарной охраны осуществляются в соответствии с принципами:
1) равенства перед законом общественных объединений пожарной охраны независимо от их организационно-правовых форм;
2) добровольности, равноправия и законности деятельности добровольной пожарной охраны;
3) свободы в определении внутренней структуры добровольной пожарной охраны, целей, форм и методов деятельности добровольной пожарной охраны;
4) гласности и общедоступности информации о деятельности добровольной пожарной охраны;
5) готовности подразделений добровольной пожарной охраны и добровольных пожарных к участию в профилактике и (или) тушении пожаров, проведении аварийно-спасательных работ и оказанию первой помощи пострадавшим;
6) приоритетности спасения людей и оказания первой помощи пострадавшим при тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ;
7) обоснованного риска и обеспечения безопасности добровольных пожарных при тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ.
Статья 4. Правовая основа создания и деятельности добровольной пожарной охраны
Правовой основой создания и деятельности добровольной пожарной охраны являются Конституция Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации и муниципальные правовые акты.
Статья 5. Участие органов государственной власти и органов местного самоуправления в обеспечении деятельности добровольных пожарных и общественных объединений пожарной охраны
Органы государственной власти и органы местного самоуправления обеспечивают соблюдение прав и законных интересов добровольных пожарных и общественных объединений пожарной охраны, предусматривают систему мер правовой и социальной защиты добровольных пожарных и оказывают поддержку при осуществлении ими своей деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.
Создание и организация деятельности общественных объединений пожарной охраны (подразделений добровольной пожарной охраны).
СОДЕРЖАНИЕ
1. Общие положения |
2. Порядок создания общественных объединений пожарной охраны |
2.1. Организационные мероприятия по созданию добровольной пожарной охраны |
2.2. Общие требования к уставу (положению) общественного объединения пожарной охраны |
2.3. Государственная регистрация общественных объединений пожарной охраны |
2.3.1. Государственная регистрация общественных объединений пожарной охраны |
2.3.2. Отказ в государственной регистрации общественного объединения пожарной охраны и порядок его обжалования |
3. Порядок принятия граждан в добровольные пожарные |
4. Организация подготовки и несение службы добровольными пожарными |
5. Финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности добровольной пожарной охраны |
6. Реорганизация подразделений добровольной пожарной охраны, созданных до вступления в силу Федерального закона от 6 мая 2011 года № 100-ФЗ «О добровольной пожарной охране» |
Приложение 1 Федеральный закон от 6 мая 2011 года №100-ФЗ «О добровольной пожарной охране» |
Приложение 2 Гражданско-правовой договор на выполнение работ по участию в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ (примерная форма) |
Общие положения.
Настоящее пособие разработано авторами закона от 6 мая 2011 года №100-ФЗ «О добровольной пожарной охране» и предназначено для граждан и общественных организаций, основной уставной целью которых является участие в осуществлении деятельности в области пожарной безопасности и проведении аварийно-спасательных работ, которые выступают учредителями подразделений добровольной пожарной охраны.
При подготовке пособия использованы законодательные акты Российской Федерации, регламентирующие порядок создания и организации деятельности общественных объединений и некоммерческих организаций, в том числе: федеральный закон от 19 мая 1995 года №82-ФЗ «Об общественных объединениях», федеральный закон от 12 января 1996 года №7-ФЗ «О некоммерческих организациях», Федеральный закон от 21 декабря 1994 года №69-ФЗ «О пожарной безопасности», Федеральный закон от 6 мая 2011 года №100-ФЗ «О добровольной пожарной охране».
В пособии использованы следующие основные понятия, установленные законодательством Российской Федерации:
добровольная пожарная охрана - социально ориентированные общественные объединения пожарной охраны, созданные по инициативе физических лиц и (или) юридических лиц - общественных объединений для участия в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ;
добровольный пожарный - физическое лицо, являющееся членом или участником общественного объединения пожарной охраны и принимающее на безвозмездной основе участие в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ;
добровольная пожарная дружина - территориальное или объектовое подразделение добровольной пожарной охраны, принимающее непосредственное участие в тушении пожаров и не имеющее на вооружении мобильных средств пожаротушения;
добровольная пожарная команда - территориальное или объектовое подразделение добровольной пожарной охраны, принимающее непосредственное участие в тушении пожаров и имеющее на вооружении мобильные средства пожаротушения;
подразделение добровольной пожарной охраны–территориальная или объектовая добровольная пожарная команда или добровольная пожарная дружина.