Россия и Русский север в XVII в.
Россия в XVII в.: социально-экономическое и политическое развитие.
Церковные реформы середины XVII века.
С Х века Русская православная церковь была частью (митрополией) Византийской патриархии. После падения Византии РПЦ борется за автокефалию (независимость) и добивается её в конце XVI века. За период изоляции между обрядами РПЦ и другими православными церквями, находящимися в Унии с католиками, накопилось большая разница. Из-за этого Россия находилась в оппозиции к странам-униатам. Духовная изоляция порождала экономическую, культурную и пр. С 1652 г. патриарх Никон начинает проводить церковную реформу. Церковная реформа была направлена на духовное сближение России с Западом. С её помощью он хотел не только добиться единения с другими православными странами, но и укрепить порядок, дисциплину и нравственные устои духовенства, установить единообразие церковной службы, унифицировать церковные книги. За образец им были взяты греческие правила и обряды. Реформы вызвали протест со стороны части верующих и духовенства. Церковный собор 1666-1667 гг. одобрили реформы.
В русской церкви происходит раскол. Приверженцы старых порядков - старообрядцы (раскольники) - отказывались признать реформу Никона и выступали за возврат к дореформенным порядкам. Во главе старообрядцев встал протопоп Аввакум. Внешне разногласия между реформаторами и противниками-старообрядцами сводились к тому, по каким образцам - греческим или русским - унифицировать церковные книги; как следует креститься - двумя или тремя перстами; как совершать крестный ход - по ходу солнца или против хода солнца и т.д. раскол стал одной из форм социального протеста народных масс. Тысячи крестьян и жителей посада бежали на Поморский Север, на Урал, в Сибирь, где основывали старообрядческие поселения. Протопоп Аввакум был сослан в Пустозерск и провел 14 лет в земляной тюрьме, после чего был сожжен заживо. С тех пор старообрядцы часто подвергали себя "огненному крещению" - самосожжению в ответ на приход в мир "Никона-Антихриста".
Основные направления внешней политики России в XVII веке.
В начале века главной задачей внешней политики было возвращение потерянных в период Смутного времени и польско-литовской и шведской интервенций выхода к Балтике, Смоленских, Черниговских и Новгород-Северских земель. Решение этой проблемы обострилось в связи с борьбой украинского народа против полонизации и католизации со стороны Польши. Лидером национально-освободительного движения на Украине стал Богдан Хмельницкий. В 1654г. в г. Переяславле состоялась Великая Рада, которая приняла решение о воссоединении Украины с Россией. Украине предоставлялась значительная автономия в составе Русского государства. Речь Посполитая не признала воссоединения Украины с Россией. Началась русско-польская война (1654-1667). Она ознаменовалась успехом русских и украинских войск. Русские войска заняли Смоленск, Белоруссию, Литву; украинские войска - Люблин, ряд городов в Галиции и на Волыни. Однако после смерти Богдана Хмельницкого частая смена гетманов Украины привела к тому, что Украина переходила то на сторону Польши, то на сторону России. Эти годы на Украине стали временем разорения и усобиц. Изнурительная, затяжная русско-польская война завершилась подписанием Андрусовского перемирия, по которому Россия отказывалась от Белоруссии, но оставляла за собой Смоленск и Левобережную Украину с г. Киевом.
В ходе русско-польской войны Алексей Михайлович проводил боевые действия против Швеции (1656-1658). Русские войска взяли Динабург, Дерпт, осадили Ригу. Но осложнившаяся ситуация на Украине и переход ее на сторону Польши при гетмане И. Выговском, заставили заключить со Швецией мир. Россия возвращала завоеванные территории. Балтика оставалась за Швецией. Проблема выхода к Балтийскому морю не была решена.
При царе Федоре Алексеевиче в России была первая Русско-Турецкая война (1676-1781гг.), не решившая задачу выхода к Черному или Азовскому морям.
Таким образом, нерешенность внешнеполитических задач привели к необходимости проведения реформ в начале XVIII века.
Россия и Русский север в XVII в.
План лекции:
1. Смутное время в России в начале XVII в.:альтернативы развития государства.
2. Россия в XVII в.: социально-экономическое и политическое развитие.
3. Основные направления внешней политики России в XVII в.
4. Культура России в XVII в.
Смутное время в России в начале XVII в. (1598-1613).: альтернативы государственного развития
События рубежа ХVI-XVII веков получили название "смутное время". Смута – это нестабильность политическая, экономическая, социальная, духовная,разрушение общегосударственной власти, угроза потери национальной и религиозной независимости. Это период гражданской войны, межцарствия, самозванства и интервенций. В народном сознании - это «стояние на краю времен» - потеря смысла бытия и исторической перспективы. В этот период начал разрушаться образ русского царя как Помазанника Божьего, который является посредником в общении русского народа и Российского государства с Богом.
По наиболее распространённой в историографии точке зрения Смута охватывает период с 1598 г. по 1613 г.
Причины смутного времени:
Великая Смута конца XVI – начала XVII вв. была вызвана сложным комплексом внутренних и внешних противоречий.
Историографы XVIII- XIX вв. главной причиной Смуты называют династический кризис, пресечение правящей династии Рюриковичей-Данииловичей, отсутствие легитимных (с точки зрения средневековья) претендентов[1].
Советские историки главным фактором кризисы считают закрепощение крестьян.
Действительно, тяжёлый экономический кризис, вызванный разорением страны в годы опричнины и Ливонской войны, привело к тому, что крестьянское хозяйство потеряло устойчивость. В конце XVI века происходило дальнейшее развитие крепостного права, прикрепление крестьянства к земле феодалов – землевладельцев. Юридическим основанием крепостной зависимости стало составление писцовых книг в результате проведённой переписи крестьянских дворов в 80-90-х годах XVI века. В 1581 г. впервые были введены «заповедные лета» - годы, в которые запрещался переход крестьян от одного феодала к другому даже в Юрьев день. В 1597 г. издан указ о пятилетнем сроке сыска и возвращения беглых крестьян вместе с женами и детьми прежним владельцам. Срок сыска получил название «урочных лет». В этом же 1597 г. все кабальные холопы, в прежнее время полусвободные люди, попавшие в холопство за долги, лишались права стать свободными после выплаты долга и считались прикреплёнными к личности господина. Введение системы крепостного права вело к обострению социальных противоречий в стране, создавало базу для массовых народных выступлений
Кроме того, причины смуты заключались в обострении социальных, сословных, династических и международных отношений в конце правления Ивана Грозного и при его преемниках. В столкновение приходят все социальные слои общества. Боярство боролось за ограничение царской власти и восстановление своих привилегий, дворянство добивалось возможности продвижения по службе за личные качества, а не за знатность рода, крестьянство выступало против усиливавшегося крепостного права, вольное казачество отказывалось подчиняться властям вообще и переходило к разбою. Происходит "великая разруха Московского государства", слабость государственной власти приводит к неподчинению окраин центру. Лихолетье затронуло все стороны русской жизни и поставило вопрос о самом существовании Российского государства.
После смерти Ивана Грозного на престол вступил его средний сын Федор (1584-1598). Он был мягким по натуре и не вполне способным к управлению государством. Поэтому фактическим правителем страны стал брат его жены Борис Годунов. Сподвижники Б. Годунова возглавляли приказы, сам он стоял во главе армии; в период правления царя Федора Российская церковь получила автокефалию (суверенность) и первым русским патриархом стал Иов – ставленник Годунова. Интересно отметить, что англичане называли Годунова «лордом-протектором».
В 1591 г. в Угличе при невыясненных обстоятельствах в возрасте восьми половиной лет в погиб царевич Дмитрий - младший сын Ивана Грозного от последнего брака с Марией Нагой. В 1598 г. Федор Иванович умер бездетным. Со смертью Федора Иоанновича прекратилась династия Рюриковичей. В соответствии с представлениями людей в Древней Руси прекращение династии создавало угрозу государству.
В 1598 г. собрался Земский собор, на котором решался вопрос об избрании царя. Его состав был широким: бояре, дворяне, духовенство, выборные от городов и представители от крестьян, всего около 600 человек. Собор высказался за венчание на царство Бориса Годунова (февраль 1598 – апрель 1605). Он был энергичным, честолюбивым, способным государственным деятелем и продолжил политику Ивана Грозного, но менее жестокими методами. Борис Годунов вел успешную внешнюю политику. При нем происходило дальнейшее продвижение в Сибирь (после смерти хана Кучума в 1598 г. к России было окончательно присоединено Сибирское ханство), осваивались южные районы страны, было предотвращено нападение крымских татар на Москву, Россия вернула себе утерянные земли на берегу Балтики - Ивангород, Ям, Копорье, Корелу. Крупным успехом Бориса Годунова было учреждение в России патриаршества. Повысился ранг и престиж русской церкви, она стала окончательно равноправной по отношению к другим православным церквам. Первым русским патриархом был избран Иов.
Борис Годунов проводил умеренную прозападную политику, поощрял экономические и культурные связи с Западной Европой, приглашал на службу иностранцев. Развернулось строительство городов. Власть проявляла заботу о распространении книгопечатания, появившегося в русских землях в 1564 г. К началу 90-х годов XVI в. в экономике страны наметилась тенденция к оживлению.
Царствование Годунова ознаменовалось величайшими бедствиями - неурожаями, эпидемиями, голодом, случаями людоедства. 1601-1603 гг. в стране разразился страшный голод, вызванный неурожаями. По данным иностранных послов только в Москве было погребено более 120 тыс. человек, умерших от голода. Годунов предпринимал меры по ослаблению последствий неурожая: организовывал общественные работы, временно восстановил Юрьев день, раздавал голодающим хлеб из государственных хранилищ. Однако ему не удалось изменить ситуацию. Авторитет царя катастрофически падал. Распространялись слухи, что царевич Дмитрий был убит по распоряжению Годунова. В народе убийство невинного отрока рассматривалось как преступление перед Богом, ставшее причиной его гнева, обрушившего за это преступление на Российское государство кары небесные. Понятие «царь» утрачивало свой сакральный характер. В центре страны вспыхивает восстание холопов (1603-1604) под предводительством Хлопка Косолапа. Оно было жестоко подавлено, а Хлопок казнен в Москве.
Загадка, связанная со смертью царевича Дмитрия и стремление народа вновь обрести истинного царя, породили такое явление самозванство. В 1602 г. в Речи Посполитой ( объединенной государство Польши и Литвы) объявился человек, выдававший себя за царевича Дмитрия, "чудесно спасшегося" в г. Угличе. Заручившись поддержкой польско-литовских магнатов. Лжедмитрий тайно принял католичество и обещал римскому папе распространить католицизм в России. Лжедмитрий обещал также передать Речи Посполитой часть русских земель, а после своей смерти, - и русский престол. В 1604 г. Лжедмитрий I (возможно Григорий (Юшка) Отрепьев) с небольшим польско-литовским отрядам перешел русскую границу, но его отряд быстро увеличивался за счет недовольных властью крестьян, казаков, горожан. Борис Годунов умер в апреле 1605 года, а его сын царь ФедорБорисович (апрель – июнь 1605г.) не был популярен в народе и не смог удержать власти. Бояре-заговорщики склонили на сторону самозванца царские войска. В июне 1605 г. Москве произошло восстание. Сын Бориса – Федор Годунов и его мать были убиты. Боярская Дума провозгласила царём Лжедмитрия I (июнь 1605 г. - май 1606 г.). 20 июня 1605 г. Лжедмитрий во главе перешедшей на его сторону армии триумфально вступил в Москву и был провозглашен царем. Новый патриарх Игнатий венчал его на царство. Лжедмитрий оказался в очень трудном положении. Будучи еще в Польше он дал обещание распространить в России католичество, отдать Польше Новгород, Псков, Смоленские и Северские земли. На деле же ему следовало отблагодарить московских бояр, которые посадили его на московский престол. Простой народ, первоначально поверивший в обретение законного царя, постепенно в нем разочаровался. Недовольство вызывали приверженность царя иностранцам, обилие поляков при дворе, их высокомерное и неуважительное отношение к русским обычаям, традициям, вере. Опоры у Лжедмитрия не было ни в России, ни за рубежом. В мае 1606 г. вспыхнуло восстание против Лжедмитрия. Москвичи, во главе которых встали бояре Шуйские, перебили более тысячи поляков. Лжедмитрий, преследуемый восставшими, выпрыгнул из окна Кремлевского дворца и был убит. Через три дня его труп был сожжен, прах заложен в пушку, из которой выстрелили в сторону, откуда пришел самозванец.
После смерти Лжедмитрия на престол вступил боярский царь Василий Шуйский (1606-1610 гг.). Впервые в истории России царь присягнул подданным: дал «запись», соблюдение которой закрепил целованием креста. В крестоцеловальной записи Василий Шуйский обещал советоваться с Боярской думой, обещал боярам сохранить их привилегии, не казнить людей без суда, сохранить привилегии боярства, не отнимать у них вотчин и т.д. Историческое значение этой записи в том, что это был первый договор царя со своими подданными. Правда, на практике Шуйский редко считался со своими обещаниями. Шуйский назначил нового патриарха - выдающегося русского патриота 70-летнего казанского митрополита Гермогена. По приказу Василия Шуйского останки царевича Дмитрия были перенесены из Углича в Москву с целью пресечения слухов о его спасении.
К лету 1606 г. политический конфликт, порожденный борьбой за власть и корону, перерастает в социальный. Народ, окончательно потеряв веру в улучшение своего положения, вновь выступает против властей. В 1606-1607 гг. происходит восстание под предводительством Ивана Болотникова. И. Болотников возглавил казацкие отряды, собравшиеся в районе г. Кромы, и летом 1606 г. двинулся на Москву. Вскоре его небольшой отряд превратился в мощное войско, в состав которого вошли крестьяне, жители городов и даже недовольные боярским правительством отряды дворян. Болотников разбил правительственные войска под Ельцом, овладел Калугой, Тулой, Серпуховом. В октябре 1606г. армия Болотникова осадила Москву; осада длилась два месяца. В решающий момент дворянские отряды изменяют Болотникову, переходят на сторону Василия Шуйского, что приводит к разгрому армии восставших. Болотников был отброшен к Калуге и осажден царскими войсками. Затем он отступает к Туле и держит трехмесячную осаду. После обещания В. Шуйского сохранить жизнь восставшим, те открыли ворота Тулы. Царь жестоко расправился с восставшими. Болотников был ослеплен, а затем утоплен в проруби.
В то время, когда Василий Шуйский осаждал Болотникова в Туле, на Брянщине объявился новый самозванец Лжедмитрий II. Он в ответ на призыв И. Болотникова двинулся к Туле на соединение с восставшими. Но соединение не произошло, т.к. Тула уже была взята войсками В. Шуйского, и в январе 1608 г. самозванец принял поход на Москву. Летом 1608г. Лжедмитрий подходит к столице, но попытки взять ее закончились неудачно. Он останавливается в местечке Тушино и двадцать один месяц безуспешно осаждает Москву. Лжедмитрий II известен как «тушинский вор». Он был ставленником польской шляхты. Польша оказывала ему военную поддержку в виде польско-шляхетских отрядов. К Лжедмитрию II присоединились донские казаки во главе с атаманом Иваном Заруцким. Из числа недовольных Василием Шуйским бояр Лжедмитрий II сформировал свою Боярскую думу, приказы, установил контроль над значительной территорией России, издавались манифесты, направленные на разжигание социальной розни.
Центральная власть в государстве распалась. Шуйский и Лжедмитрий II управляли частью государства, раздавали земли, собирали налоги, вели международную переписку.
В поисках выхода из сложившейся ситуации боярский царь обратился за военной помощью к шведскому королю Карлу IX. В 1609 г. в Выборге был заключен договор, по которому Россия отказывалась от своих претензий на Балтийское побережье и получала отряд шведских наемников для борьбы с Лжедмитрием II. Шведы заняли значительную часть территории на северо-западе России, включая Новгород, но с поляками воевать не собирались. Польша, находившаяся в состоянии войны со Швецией, использовала Выборгский договор как повод для объявления войны России. Войска короля Сигизмунда III в 1609 г. осадили Смоленск. Началась открытая интервенция Польши. Король приказал полякам покинуть тушинский лагерь и идти под Смоленск. Самозванец стал больше не нужен. Тушинский лагерь рассыпался. Лжедмитрий II был убит в 1610 г. при невыясненных обстоятельствах. Воспользовавшись Смутой, Речь Посполитая решила не только захватить русские земли, входившие раньше в состав Литвы, но и вообще ликвидировать Московское государство. В июне 1610 г. русско-шведская армия, выступившая на помощь осажденному поляками Смоленску, потерпела поражение в битве при Клушине. Путь на Москву был открыт. Страна оказалась перед угрозой потери национальной независимости.
Летом 1610г. в Москве произошел переворот. Дворяне во главе с П. Ляпуновым свергли Василия Шуйского с престола и насильственно постригли его в монахи. К власти пришло правительство из семи бояр во главе с Ф.И. Мстиславским («семибоярщина»). Боярское правительство в августе 1610 г., несмотря на протесты патриарха Гермогена, пошло на заключение договора с польскими феодалами о призвании польского королевича Владислава (сына Сигизмунда III) на русский престол. Договорная запись резко ограничивала возможности Владислава по изменению духовного и политического строя России. В качестве важнейшего условия выдвигалось требование убрать все польские войска с территории России. Владислав должен был принять православную веру. Это положение имело принципиальное значение: приняв православие, Владислав терял право на польский престол, и тем самым снималась угроза присоединения России к Польше. В августе 1610г. семибоярщина впустила войска интервентов в Кремль. 27 августа 1610г. Москва присягнула Владиславу.. В сентябре 1610 г. бояре польские войска разместились в Кремле, Китае и Белом городе, заняли Новодевичий монастырь, а также заняли Можайск, Борисов, Верею. Однако, вскоре выяснилось, что Сигизмунд не намерен подписывать соглашение с Москвой от 17 августа. Он сам намеревался стать русским царём, а также требовал согласия на свободу распространения католического вероисповедания в России. Сигизмунд III, швед по рождению, не пользовался популярностью даже среди своих подданных. Заключенная при нем церковная Брестская уния (1596 г.) отдала православную церковь Украины и Белоруссии под власть Ватикана. Перед страной встала угроза потери независимости. Резким противником нарушения достигнутых договорённостей выступила православная церковь в лице патриарха Гермогена. Он занял принципиальную непоколебимую позицию, несмотря на угрозы (умер в подземной тюрьме Чудова монастыря в феврале 1612 г.). В 1610г. патриарх Гермоген призвал к борьбе против захватчиков. В начале 1611 г. в Рязанской земле было создано первое ополчение, которое возглавил дворянин П. Ляпунов. Ополчение двинулось на Москву, где весной 1611 г. вспыхнуло восстание. Войска дрались на подступах к Кремлю, однако успех оказался не на стороне русских. Был убит П. Ляпунов. Первое ополчение распалось. К этому времени шведы захватили Новгород, а поляки овладели Смоленском. Польский король Сигизмунд III объявил, что сам станет русским царем, а Россия войдет в Речь Посполитую.
Осенью 1611 г. в Нижегородских землях формируется второе ополчение, во главе которого встали К. Минин и Д. Пожарский. В сентябре 1611 г. нижегородский земский староста Кузьма Минин обратился к горожанам с призывом к всенародному сбору средств на снаряжение войска. Сам отдал значительную часть собственных средств. В ополчении К. Минин выполнял организационно-хозяйственные функции. Военным руководителем ополчения был князь Дмитрий Пожарский. Совместно с нижегородцами костяк второго ополчения составляли отряды из Смоленска, Дорогобужа, Вязьмы. Весной 1612г. ополчение двинулось к Ярославлю. Здесь было создано временное правительство России. Летом 1612 г. войска К. Минина и Д. Пожарского подошли к Москве и соединились с остатками первого ополчения. 22 октября 1612 г. был взят Китай-город. 26 октября сдался польский гарнизон Московского кремля, и 27 октября столица была освобождена.
В начале 1613 г. собрался Земский собор, который может быть назван «великим» по полноте его, важности принятых решений и долговременности заседаний. Основной вопрос решаемый собором – это избрание нового царя. Кандидатуры иностранцев, шведского королевича Карла Филиппа, предлагаемого новгородцами, и польского королевича Владислава, были отклонены. Выдвигались кандидаты из старинных княжеско-боярских родов Голицыных и Мстиславских. 21 февраля 1613 г. Собор избрал царя. Им стал 16-летний Михаил Федорович Романов. Во-первых, Романовы находились в родственной связи с прежней династией. Михаил был внучатым племянником первой жены Ивана Грозного Анастасии Романовой. Во-вторых, бояре хотели видеть на престоле «не способнейшего, а удобнейшего», рассуждая, что новый царь «молод, разумом ещё не дошёл и нам будет поваден». Однако, в 1619 г. из польского плена вернулся патриарх Филарет, отец Михаила. Он и стал фактическим правителем страны.
Таким образом, несмотря на возможные альтернативы развития во время Смуты, власть в России восстановилась в форме самодержавной монархии, а политический кризис в стране с избранием нового царя завершился.
Перед правительством Михаила Романова стояла труднейшая задача - ликвидация последствий интервенции. Большую опасность для него представляли отряды казаков, бродившие по стране и не признававшие нового царя. Другую опасность представляли шведы. В 1617 г. был заключен Столбовский мир, по которому Швеция возвращала России новгородскую землю, но удерживала за собой Балтийское побережье. Польский королевич Владислав, стремившийся получить русский престол, организовал в 1617-1618 гг. поход на Москву. Он дошел до Москвы, но был отбит. По Деулинскому перемирию 1618г. Россия оставляла за Речью Посполитой Смоленские и Черниговские земли.
Таким образом, в основном территориальное единство России было восстановлено. Во внутриполитической жизни государства значительно выросла роль дворянства и верхушки посада. После смутного времени народ России сделал выбор в пользу сохранения крупнейшей на востоке Европы державы. В геополитических условиях того времени был избран путь дальнейшего развития страны: самодержавие как форма политического правления, крепостное право как основа экономики, православие как идеология.