Проблемы взаимодействия между обществом и государством

Государство возникает на определенной стадии развития общества как политическая организация, необходимая для того, чтобы регулировать взаимоотношения между различными социальными общностями и защищать общество от посягательств извне. Английский мыслитель, один из родоначальников теории общественного договора Томас Гоббс (1588-1679) уподоблял государство мифическому библейскому чудовищу Левиафану. Он считал, что государство – это зло, но это необходимое зло. По мнению Т.Гоббса, государство возникает в результате заключения соглашения между людьми – общественного договора. Этот договор ограничивает права каждого члена общества, но взамен гарантирует мир и безопасность в обществе1. В своей теории общественного договора Т.Гоббс во многом упростил причины возникновения государства, хотя суть взаимоотношений общества и государства им подмечена достаточно точно – это частичное ограничение прав каждого в обмен на общую безопасность. Однако это «ограничение прав», считал Т.Гоббс, не должно быть чрезмерным. В реальной жизни государство как институт управления всегда стремится к возможно большему контролю над обществом. Это стремление заложено в самой структуре политического управления, основу которого составляют властные отношения – господство и подчинение. И чем жестче структура соподчинения, чем прямолинейней вертикаль власти, тем проще механизм управления.

Поэтому государство стремится, насколько это возможно, придать обществу свои структурные формы. Там, где ему удается подчинить своей власти все иные социальные институты, возникают абсолютные монархии и тоталитарные режимы, которые структурируют все общество по своему образу и подобию. Общество в лице представителей определенных социальных слоев и классов также стремится, насколько это возможно, ограничить пределы полномочий государства. Для этих целей создаются различные органы контроля за деятельностью государства.

В России в разные исторические периоды возникали такие органы ограничения государственных полномочий (вече, боярская Дума, Святейший Синод, Государственная дума и др.). В период формирования гражданского общества для ограничения пределов полномочий государства и для регламентации поведения всех граждан общества появляется специальный свод законов – конституция.

Доконституционный этап развития общества и государства считается традиционным. Наиболее типичным воплощением такого типа государства является монархия. Пределы властных полномочий традиционного государства определялись спонтанно, в зависимости от расстановки политических сил в обществе и государстве. С возникновением конституционных норм появляются сознательно создаваемые правовые рамки, ограничивающие деятельность государства и общества. Пределы полномочий государства значительно сужаются. Одновременно возрастают пределы компетенции негосударственных институтов и организаций.

________________

1См.: Гоббс Т. Левиафан. Сочинения. – Т. 2. – М., 1990.

Таким образом, создаются условия для возникновения гражданского общества и правового государства. Конституция является той законодательной базой, тем общественным договором, на основании которого строятся взаимоотношения общества и государства.

Конституция (от лат. constitution – устройство, установление) – это свод законов (Основной закон), в котором зафиксированы принципы политического, социально-экономического и общественного устройства страны. В конституции закреплены также принципы и механизмы образования и функционирования государственных органов, политических и общественных организаций и институтов, права и обязанности граждан. Конституция является нормативной правовой базой, на основе которой строятся отношения между гражданским обществом и государством. В то же время наличие конституции еще не является гарантией того, что в обществе будут соблюдаться права и свободы граждан, а государство будет действовать в строгом соответствии с принятыми законами. В России конституции принимались пять раз – в 1918, 1925, 1938, 1978 и 1993 гг., но от этого наша страна не стала более демократической. Напротив, самые жестокие (сталинские) репрессии пришлись на период действия наиболее демократической (по содержанию) Конституции 1937 г. Объективности ради следует сказать, что и во многих других странах со времени принятия конституции до возникновения правового государства и гражданского общества проходили многие десятки и даже сотни лет.

Правовое государство

Правовое государство – вид демократического государства, действующего только в рамках принятых и единых для всех законов, уважающее и защищающее права и свободы граждан. Социальной базой правового государства являются свободные граждане, составляющие гражданское общество. Правовое государство – это не только хорошие и правильные законы, но и определенный уровень развития граждан, которые научились сами соблюдать существующие законы и способны «заставить» государственные институты действовать в рамках принятых законов.

Правовое государство предполагает:

• наличие развитого гражданского общества;

• правовое равенство всех граждан и гарантированность законных прав и свобод;

• всеобщность права, его распространение на всех граждан, все организации и институты;

• взаимную ответственность государства и личности, равенство сторон перед законом;

• суверенитет народа, признание того, что народ является основным источником власти, а государственная власть носит представительный характер;

• реальное разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную;

• выборность основных органов власти и их подотчетность перед своими избирателями.

Гражданское общество

Гражданское общество – общество, состоящее из свободных, независимых от произвола государства граждан, способных защищать свои права и интересы. Для координации совместной деятельности и защиты индивидуальных и общественных сфер жизни граждане входят в добровольно сформированные негосударственные институты гражданского общества. Институты придают хаотичному движению индивидов организованный целенаправленный характер участия в общественной жизни. Они создают множество центров власти в различных сферах (экономической, политической, социальной и др.) и тем самым ограничивают всевластие государства. Во взаимодействии общество – государство первичным является общество. Во-первых, потому что общество возникло задолго до появления государства. Во-вторых, государство является производным от общества, а не наоборот. Именно граждане через свои общественные структуры формируют государственные органы власти, которые по сути выполняют роль наемных управляющих (менеджеров). Произвол государства и его органов в отношении индивидов или общества в целом возникает там и тогда, когда этот произвол терпят сами граждане.

В условиях гражданского общества предполагается, что все государственные органы находятся под жестким контролем общества и любые нарушения прав и свобод граждан со стороны государства строго пресекаются.

Гражданское общество – самоорганизующаяся и саморазвивающаяся система, в которой преобладают горизонтальные (невластные) связи и отношения. В государстве же преобладают вертикальные связи. В основе функционального взаимодействия гражданского общества и правового государства лежит принцип единства и борьбы противоположностей. С одной стороны, они как бы противостоят друг другу, а с другой – их существование невозможно друг без друга. Гражданское общество и правовое государство возникают на определенной стадии развития человеческого общества. Для этого необходим определенный уровень экономического, политического и социального развития и соответствующий уровень политической культуры.

Социальное государство

Правовое государство может обеспечить гражданам политические права, индивидуальную безопасность и свободу предпринимательской деятельности, однако оно не гарантирует полную социальную обеспеченность и достойное существование каждого члена общества. В любом обществе существует определенная категория граждан, которые по тем или иным причинам не в состоянии воспользоваться имеющимися возможностями. Чтобы обеспечить каждому определенный материальный достаток и установить в обществе социальную справедливость, возникают различные теории социального государства. Эти теории своими корнями уходят вглубь веков. Еще в Древнем Риме правители, заботясь о наиболее нуждающихся гражданах и в целях предотвращения народных волнений, предоставляли им «хлеб и зрелища»1.

_______________

1Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. – М., 1995. – С. 198.

Социальное государство – государство, проводящее активную социальную политику, направленную на обеспечение достойного жизненного уровня всему населению страны. За счет перераспределения материальных благ социальное государство создает доступные всем гражданам системы здравоохранения, образования и социального обеспечения. Значительные средства выделяются на поддержание малоимущих и неимущих слоев населения. В таком государстве социальная политика является одним из приоритетных направлений. Необходимой материальной предпосылкой возникновения социального государства служит высокий экономический уровень развития общества. Многие развитые страны Запада в состоянии обеспечить своим нуждающимся гражданам определенный прожиточный уровень. Эти страны можно считать социальными государствами. В Конституции РФ также записано, что наше государство является правовым и социальным. Однако низкий уровень экономического развития пока не позволяет реализовать эти конституционные положения.

Вопросы для самопроверки

1. Что является первичным: общество или государство?

2. Как складывались взаимоотношения между обществом и государством в различные исторические периоды?

3. Почему государство имеет тенденцию к доминированию над обществом?

4. Что такое правовое государство?

5. Дайте определение понятия «гражданское общество».

6. Каковы особенности взаимодействия (взаимовлияния) правового государства и гражданского общества?

7. Что такое социальное государство?

Наши рекомендации