Социальные функции культуры и социокультурный процесс
Культура как социальный институт представляет собой многофункциональную систему. Основными функциями культуры являются:
1) познавательная – накопление знаний, информации, образцов поведения, способов деятельности и мышления;
2) практически-преобразовательная – определенные способы взаимодействия с окружающей средой с целью удовлетворения общественных потребностей;
3) трансляция социального опыта – передача от поколения к поколению накопленных знаний и социального опыта;
4) регулятивная – на основе существующих ценностей и норм культура предписывает (рекомендует, навязывает) определенные способы (образцы) поведения и деятельности и осуществляет контроль за их соблюдением;
5) социализация – воспитание, образование новых поколений и включение их в социокультурный процесс.
Каждая культура стремится сохранить (защитить) свою идентичность (самобытность) – нормы, ценности, традиции, обычаи и т.д. Идентичность – это то особенное, что отличает ту или иную культуру от всех других. Утеря своей идентичности равнозначна растворению, исчезновению культуры. Однако развитие способов производства, общественных отношений «вынуждает» изменять устоявшиеся (традиционные) нормы и ценности культуры. Таким образом, в каждой культуре взаимодействуют и противодействуют две тенденции: тенденция к сохранению традиционных образцов культуры и тенденция к их изменению. Они наглядно проявляются в так называемом конфликте поколений (конфликт «отцов» и «детей»), где старшее поколение выступает в роли консерваторов – хранителей культурных традиций, а младшее – в роли реформаторов.
Каждая культура обладает значительной устойчивостью (консерватизмом), поэтому она «сопротивляется» радикальным социальным реформам. Например, для внедрения христианства на Руси потребовалось несколько столетий. Все последующие социальные реформы, проводившиеся в России, также проходили в отчаянной борьбе между «старым» и «новым». Инертность культуры проявляется также в том, что даже победивший радикализм в последующем отступает под натиском культурных традиций, менталитета народа, ностальгии по прошлому. Так, установив свою власть в России в результате революции 1917 г., большевики всячески пытались ниспровергнуть такие традиционные ценности культуры, как семья, религия, патриотизм, воинские звания и др. Однако в последующем они вынуждены были признать необходимость многих из этих ценностей и даже способствовали их развитию. Сегодня мы также наблюдаем «возврат» к прошлым социалистическим ценностям. Например, в конце 80-х – начале 90-х гг. XX в. более 80% россиян были сторонниками проводимых реформ. Сегодня число противников составляет примерно 50-55%. По мнению П.Сорокина, второй стадией каждой революции является контрреволюция (откат назад). В этом феномене также проявляется инертность культуры1.
Культура развивается (изменяется) тремя основными способами: 1) внутреннего саморазвития; 2) заимствования у других культур тех или иных элементов (межкультурный обмен); 3) насильственного внедрения в культуру элементов чужой культуры. Рассмотрим каждый из названных способов подробнее.
1. Способ внутреннего саморазвития предполагает постепенное изменение культурных образцов (ценностей) в результате совершенствования орудий труда, способов производства и потребления и др. или в результате изменений в образе жизни людей, происшедших под воздействием природно-климатических факторов (климата, пожаров, наводнений, миграции и т.п.). Внутреннее саморазвитие культуры – процесс достаточно медленный. Поэтому малочисленные этносы, не имеющие контактов с другими культурами, как бы останавливаются в своем развитии. Например, в 80-х гг. XX в. в джунглях Бразилии было обнаружено племя, живущее в условиях каменного века.
_________________
1Сорокин П.А. Указ. соч.
2. Способ заимствования является более динамичным и эффективным. Каждая взаимодействующая с другими культура имеет возможность сравнивать, сопоставлять свои ценности и нормы с элементами других культур, а при желании и необходимости перенимать чужие образцы культуры. При этом чем богаче выбор, тем больше возможностей для развития. Поэтому великие цивилизации в истории человечества возникали, как правило, на «пересечении» многих культур. Взаимный обмен культурными ценностями во много раз увеличивает возможности развития и саморазвития культуры.
3. Насильственное внедрение в ту или иную культуру элементов чужой культуры чаще всего происходит в результате завоевания одного народа другим. Завоеватели, как правило, стремятся уничтожить чуждые им элементы завоеванной культуры (язык, религию и др.). Например, Турция, захватив значительную часть Европы, на протяжении XV – XIX вв. навязывала другим народам свои культурные ценности. В результате многие некогда единые этносы оказались в разных социокультурных (религиозных) группах. Попытки навязать свои культурные ценности другим этническим группам сегодня имеют место в ряде прибалтийских стран (Эстонии, Латвии, Литве).
Наиболее разрушающим является вторжение в чужую культуру более развитой в технико-экономическом плане культуры. Многие менее развитые народы в результате такого вмешательства теряют свою культурную идентичность и деградируют. К таким народам можно, например, отнести индейцев Северной Америки, аборигенов Австралии, северные народы России. Иногда радикальные реформы, проводимые господствующей элитой в своей стране и навязываемые ею новые ценности, воспринимаются значительной частью общества как неприемлемые, враждебные, а реформаторы – как инородцы, оккупировавшие враждебную им страну и уничтожающие веками создававшиеся ценности. Такое положение в настоящее время сложилось в России. По мнению А.С.Панарина, «большевизм возродил азиатский способ производства, отбросил Россию «ко временам восточных деспотий»1. Современные реформы, проводимые в России, вынуждают значительную часть населения страны вернуться к таким примитивным способам производства, как огородничество и собирательство. Примитивный способ производства, невыносимые условия жизни и кризис нравственности отбросили значительную часть россиян на многие столетия назад, в эпоху варварства. Деградация основных культурных ценностей российского народа является уже свершившимся фактом.
Типология культуры
Культура многофункциональна и многообразна. Она имеет свойство проявлять свои особенности в различных видах жизнедеятельности и в разных социальных общностях. Например, можно говорить о духовной и материальной культурах, о культуре труда, о политической, этнической, национальной и других видах культуры. На глобальном уровне принято делить культуру на западную и восточную.
_________________
1Панарин А.С. Искушение глобализмом. – М., 2002. – С. 238.
Более частное деление на макроуровне разграничивает культуры в зависимости от социокультурных особенностей того или иного региона мира. Например, выделяют такие культуры, как европейская (западная), латиноамериканская, славянская и др. Каждая страна (государство) в рамках своих политических границ формирует свою «национальную культуру, несмотря на то, что в полиэтнических государствах эта общая культура имеет весьма разнородный характер. В рамках национальной (государственной) общности и в межнациональном пространстве принято деление культуры на народную, элитарную и массовую. Кроме того, в рамках любой доминирующей культуры могут иметь место такие социокультурные явления, как субкультура и контркультура.
Народная культура является самым первым (древним) из всех видов культуры и наиболее основательным по своим характеристикам. Это результат обезличенной коллективной деятельности и народного творчества. Народная культура включает: народные сказания, мифы, легенды, сказки, пословицы, поговорки, песни, танцы, обряды, традиции и т.д. Она является основой для возникновения и формирования всех других видов культуры.
Элитарная культура начинает выделяться из общей народной культуры в период формирования творческой элиты как культура для избранных натур. Она в определенной мере противостоит обезличенной народной культуре своим индивидуальным творчеством. Производителями элитарной культуры являются выдающиеся писатели, поэты, музыканты, художники, скульпторы и т.д. Потребителями элитарной культуры являются относительно небольшие группы людей, обладающие особой художественной восприимчивостью и материальными средствами.
Массовая культура получает свое распространение с развитием массовых коммуникационных и репродуктивных систем (XX в.). Суть массовой культуры – массовое производство культурных образцов и массовое их потребление. Оно осуществляется с учетом значительных различий в потребительских вкусах и материальных возможностях потребителей. Положительные свойства массовой культуры заключаются в ее массовости, оперативности и доступности. Она способна удовлетворять повседневные запросы различных социальных групп и оперативно реагировать на новые события и явления. Негативное влияние массовой культуры проявляется в том, что она, как правило, не обладая высокой художественной ценностью, свойственной народной и элитарной культурам, может прививать своим потребителям низкие по своим качествам культурные образцы. Кроме того, такие положительные свойства массовой культуры, как оперативность, доступность, массовость и др. нередко используются политическими элитами как одно из средств для манипуляции общественным сознанием. В тоталитарных обществах государство присваивает себе культурологические функции и использует возможности массовой культуры в своих политических целях.
Субкультура – часть общей доминирующей в обществе культуры. Это особая форма социокультурной организации людей внутри господствующей культуры. Любое общество представляет собой сложную систему, состоящую из различных социальных общностей (этнических, демографических, профессиональных, территориальных, конфессиональных и др. Каждая социальная общность в процессе функционирования создает свою систему ценностей и норм, свои образцы поведения, свой язык внутригруппового общения, т.е. свою субкультуру. Например, в рамках единой российской культуры существуют десятки различных этнических субкультур; свою субкультуру имеют молодежь и люди пожилого возраста, жители города и села, рабочие и интеллигенция и т.д. Субкультура – это специфический способ дифференциации различных социальных групп, которые имеют свои социокультурные особенности. Она является частью основной доминирующей культуры и, как правило, не вступает с ней в конфронтацию.
Контркультура – социокультурное движение, направленное против фундаментальных принципов и ценностей господствующей в обществе культуры. Данное явление возникло в 60-е гг. XX в. в молодежной среде западных стран. Контркультура – это своеобразный протест против основных ценностей буржуазной культуры, например таких, как индивидуализм, прагматизм, религиозная мораль, традиционные семейные ценности и др. Причины возникновения контркультуры исследователи видят в общем кризисе буржуазной культуры, в том, что рационализм западной цивилизации вытесняет духовную трансцендентную составляющую культуры.
По мнению И.Кристола, люди не могу подолгу переносить отсутствие трансцендентного (сверхъестественного). Крушение советского коммунизма подтверждает эту истину1. Однако, возникнув как закономерный протест молодежи против бездуховности буржуазной культуры, контркультура не смогла предложить рациональные пути выхода из сложившейся ситуации. Наиболее характерными формами проявления контркультуры в поведении молодежи являются: отстраненность от повседневной реальности, восточная мистика, наркомания, сексуальный промискуитет (ничем не ограниченные половые связи), экзотический внешний вид, особые музыкальные предпочтения, бесцельное времяпровождение и др.
___________________________
1Кристол И. Контркультуры //Личность. Культура. Общество. – Т. 2. – Вып 3. – М , 2000. – С. 33.
Вопросы для самопроверки
1. Дайте определение понятия «культура».
2. В чем особенности социологического понятия культуры?
3. Как взаимодействуют между собой нормы и ценности в культуре?
4. Как соотносятся между собой такие понятия, как «культура» и «цивилизация»?
5. Какие основные элементы включает культура как целостная система?
6. Какие основные социальные функции выполняет культура как социальный институт?
7. Что такое социокультурный процесс? Под воздействием каких факторов происходит изменение культуры?
8. Перечислите основные типы культур.
9. В чем сходство и в чем различие между понятиями «субкультура» и «контркультура»?