Виды санкций правовой нормы.
Санкции правовых норм классифицируются по следующим основаниям:
1. По характеру последствий различают позитивные и негативные санкции.
Позитивные санкции предусматривают меры поощрения (стимулирующие санкции) и меры восстановления субъективных прав (правовосстановительные санкции).
Негативные санкции предусматривают виды и меры наказания (карательные санкции) и возможность признания деяний недействительными (санкции ничтожности).
Карательные меры в литературе иногда называют полными санкциями, а санкции ничтожности именуются неполными, так как они не сопровождаются наказанием нарушителя.
2. По степени определенности и вариантности выделяют несколько видов санкций: абсолютно-определенные, относительно определенные, альтернативные, кумулятивные и комбинированные:
- абсолютно-определенная санкция содержит указание на точно зафиксированное последствие, например, смертная казнь;
- относительно-определенная санкция содержит указание на нижний и верхний пределы наказания, например, в случае лишения свободы — от 2 до 5 лет, от 8 до 15 лет;
- альтернативная санкция содержит указание на несколько видов возможных наказаний и тем самым предоставляет правоохранительным органам право выбора, например, за ряд преступлений могут быть применены лишение свободы или исправительные работы;
- кумулятивная санкция предусматривает возможность сложения нескольких видов наказаний. К примеру, смертная казнь может сочетаться с конфискацией имущества, а лишение свободы — с лишением определенного права;
- комбинированная санкция представляет собой комбинацию относительно-определенных, альтернативных и кумулятивных санкций.
Итоги:
Взаимосвязанность гипотезы, диспозиции, санкции охватывается формулой «если-то-иначе». «Если» – это условие действия нормы права, «то» – само правило поведения, «иначе» – это те неблагоприятные последствия, которые возникают у правонарушителя.
Виды норм права
Классификация норм права проводится по различным основаниям:
1. По предмету правового регулирования, т.е. по виду тех общественных отношений, которые регулируются нормой, различаются государственно-правовые (конституционные), административные, гражданско-правовые, брачно-семейные, трудовые, уголовно-правовые нормы и нормы других отраслей права.
2. По специфике правового регулирования отраслевые нормы делятся на материальные и процессуальные.
Материальные нормы права закрепляют права и обязанности участников правоотношений, указывают, "что делать".
Процессуальные нормы закрепляют порядок реализации прав и обязанностей, процедуру оформления и защиты прав, установленных материально-правовыми нормами, порядок и последовательность действий государственных органов и должностных лиц, применяющих правовые нормы, указывают, "как делать".
3. По целевому содержанию предмета регулирования правовые нормы делятся на нормы частного и нормы публичного права. К частному праву относятся нормы гражданского, семейного, трудового и других отраслей права, связанных с развитием гражданского общества. Публичное право включает государственное, административное, финансовое, уголовно-процессуальное и гражданско-процессуальное и другие отрасли права, регулирующие деятельность государственных органов и должностных лиц. К публичному праву относится также большинство норм уголовного права.
4. По характеру содержания выделяют нормы-декларации, нормы-дефиниции, нормы-правила.
Нормы-декларации закрепляют правовые принципы, цели и задачи. В Уголовном кодексе РФ декларативными являются нормы, закрепляющие задачи уголовного законодательства, принципы уголовного права и цели наказания.
Нормы-дефиниции содержат формулировки законодательных (легальных) определений правовых понятий. В Уголовном кодексе РФ дефинитивными являются нормы, определяющие понятия преступления, покушения на преступление, соучастия в преступлении, невменяемости и другие уголовно-правовые понятия.
Нормы-правила содержат правовые предписания в форме прав и обязанностей либо в форме правовых запретов.
5. По способу воздействия на субъектов права нормы-
правила делятся на обязывающие, запрещающие и управомочивающие.
Обязывающие нормы возлагают на субъектов обязанности. Основная цель обязывающих норм - определение требуемого (должного, обязательного) поведения. Таковы нормы, определяющие гражданские, трудовые, семейные, административные, процессуальные и другие обязанности.
Запрещающие нормы налагают запрет на совершение определенных действий. В нормах уголовного и административного права, которые указывают наказуемые действия, запрет на совершение таких действий подразумевается. С помощью запретительных норм осуществляется охрана правопорядка, предупреждение и пресечение деяний, вредных или опасных для общества.
Управомочивающие нормы предоставляют субъектам определенные правомочия. Социальный смысл управомочивающих норм - предоставление гражданам и другим субъектам права определенной возможности поведения, гарантированной соответствующими обязанностями других лиц. К ним относятся, например, нормы о праве на трудовую деятельность, на вознаграждение, на отдых, на образование, на материальное обеспечение, нормы о правах автора, об имущественных правах и др.
6. По степени обязательности выделяют императивные и диспозитивные нормы.
Императивные (категорические) нормы содержат категорические предписания, которые могут быть изменены по усмотрению субъектов права.
Диспозитивные нормы предписывают определенный вариант поведения, но при этом предоставляют субъектам возможность договориться о правах и обязанностях. В тех случаях, когда субъекты не в состоянии достигнуть соглашения, они должны осуществить свои права и обязанности в соответствии с предписанным вариантом поведения. Диспозитивные нормы характерны для гражданского права, которое предусматривает равноправие субъектов, их автономность и возможность соглашения сторон.
7. По сфере действия юридические нормы разграничиваются на нормы общего действия (значения), ограниченного действия, локальные.
Нормы общего действия не предусматривают специальных условий и каких-либо ограничений их действия. Таковыми являются федеральные правовые нормы, выраженные в нормативных актах федеральных органов законодательной и исполнительной власти Российской Федерации.
Нормы ограниченного действия – это общие предписания, пределы реализации которых связываются с определенными пространственными, субъектными, временными и ситуационными факторами. К данному виду правовых норм относятся: все региональные нормы; нормы, адресованные специальным субъектам (например, работникам определенных министерств и других федеральных ведомств, военнослужащим).
Локальные нормы выражают характер, цели и специфику деятельности конкретного трудового коллектива, определенного общественного объединения.
8.По функциональному назначению нормы права делятся на регулятивные и охранительные. Регулятивные нормы определяют модель поведения субъектов, охранительные нормы определяют средства защиты прав и законных интересов от нарушений.
9. По кругу субъектов различаются общие и специальные нормы. Общие нормы распространяются на всех граждан, независимо от профессиональной деятельности и условий, в которых они находятся. Специальные нормы распространяются только на определенные категории лиц (пенсионеры, студенты, военнослужащие и так далее).
10. По юридической силе (зависимости от субъекта правотворчества) нормы подразделяются на федеральные и региональные законодательные нормы, обладающие в пределах своей компетенции высшей юридической силой, и федеральные и региональные подзаконные нормы, выраженные в подзаконных нормативных актах, издаваемых на основе и во исполнение закона.
Федеральные законодательные нормы подразделяются на нормы, содержащиеся: в Конституции РФ; федеральных конституционных законах; федеральных законах.
Региональные законодательные нормы делятся на нормы, содержащиеся: в конституциях и уставах субъектов Российской Федерации (республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов) и законах указанных субъектов в составе РФ.
Федеральные подзаконные нормы подразделяются на нормы, выраженные: в нормативных указах Президента РФ; постановлениях Правительства РФ; приказах и инструкциях федеральных министерств, государственных комитетов и других органов исполнительной власти Российской Федерации. Соответственно разграничиваются и региональные подзаконные нормы, издаваемые органами исполнительной власти субъектов РФ.
Замечание:
Любая классификация имеет условный характер, но помогает профессионально точно и грамотно осуществлять правовое регулирование.