Международно-правовое регулирование прав занятости и миграции
Оно имеет цель содействовать полной и свободно избранной занятости трудоспособного населения. Основные международные нормы, регулирующие занятость, содержатся в двух конвенциях МОТ: № 122 1964 г. «О политике в области занятости» и № 168 1988 г. «О содействии занятости и защите от безработицы».
Политика МОТ в области занятости сводится к обеспечению того, чтобы имелась работа для всех, кто готов приступить к работе и ищет работу, чтобы такая работа была как можно более продуктивной, чтобы существовала свобода выбора занятий. У каждого трудящегося должны быть самые широкие возможности приобрести необходимую квалификацию для выполнения работы, к которой он пригоден, и использовать в этом виде занятости свою квалификацию и способности без дискриминации. Гарантией обеспечения занятости и борьбы с безработицей конвенции и рекомендации МОТ считают организацию бесплатной государственной службы занятости населения.
Содействие полной, продуктивной, свободно избранной занятости рассматривается МОТ как средство обеспечения на практике осуществления права на труд. С этой целью МОТ установила нормы-критерии законного прекращения трудовых отношений и защиты против незаконных увольнений с работы.
Так, Конвенция № 158 1982 г. «О прекращении трудовых отношений по инициативе предпринимателя» выделяет три критерия законного увольнения работника:если увольнение связано со способностями трудящегося; если оно связано с его поведением; если оно вызвано производственной необходимостью предприятия или службы.
Конвенция также закрепляет перечень незаконных оснований для прекращения трудовых отношений,например членство в профсоюзе или участие в профсоюзной деятельности, намерение стать представителем трудящихся или выполнение функций такого представителя, подача жалобы или участие в деле, возбуждённом против предпринимателя по обвинению в нарушении законодательства, раса, цвет кожи, пол, семейное положение, семейные обязанности, беременность, вероисповедание, политические взгляды, национальность или социальное происхождение, отсутствие на работе в период пребывания в отпуске по материнству, временное отсутствие на работе в связи с болезнью или травмой.
Рекомендация МОТ № 166 1982 г. «О прекращении трудовых отношений» добавила к указанному перечню: возраст (в зависимости от норм, касающихся выхода на пенсию), прохождение обязательной военной службы и выполнение других гражданских обязанностей.
МОТ приняла значительное число актов и норм, регулирующих защиту права на занятость женщин, молодежи, пожилых работников,а также трудящихся-мигрантов(конвенции № 45, 77, 79, 90, 103 и др.).
Проводя в жизнь идею «равных возможностей»в труде, данные нормы в то же время направлены на ограничение чрезмерной эксплуатации указанных категорий работников. Только по вопросам определения минимального возраста приёма на работу было принято семь конвенций и две рекомендации. В настоящее время общий минимальный возраст приема на работу установлен в соответствии с Конвенцией № 138 1973 г. «О минимальном возрасте для приема на работу» не ниже возраста окончания обязательного школьного образования (во всяком случае - не ниже 15 лет).
Расширение рынка труда в России усилило миграционные процессы рабочей силы. В связи с этим трудовое законодательство России ощущает явный дефицит в нормах, регулирующих занятость трудящихся-мигрантов. Конвенции МОТ по этим вопросам до сих пор не ратифицированы, а двусторонние соглашения с государствами в рамках СНГ не решают проблемы.
Исходя из сказанного, важно иметь в виду две конвенции МОТ, посвященные трудящимся-мигрантам: № 97 1949 г. «О трудящихся-мигрантах» и № 143 1975 г. «О защите прав представителей трудящихся на предприятии и предоставляемых им возможностях».Указанные документы определяют условия, обеспечивающие как саму миграцию трудящихся, так и достойное применение их труда. Они также обязывают государства-участники принять все соответствующие мерына национальном и международном уровнях:
- для пресечения тайного миграционного движения и незаконного найма мигрантов;
- против организаторов незаконного или тайного передвижения мигрантов, а также против тех, кто нанимает трудящихся, иммигрировавших в незаконном порядке.
Кроме того, в них предусматриваются некоторые меры защиты трудящихся-мигрантов, потерявших занятость, а также вынужденных нести дополнительные расходы в случае высылки их из страны. Устанавливается правило, согласно которому трудящийся-мигрант, допущенный в страну на постоянное жительство (а также члены его семьи, которым было разрешено его сопровождать), не высылается в страну происхождения на том основании, что данный мигрант не в состоянии продолжить исполняемую им работу по болезни или увечью, полученным им после его приезда.