Чеченская война и второй срок президентства
«Парад суверенитетов» в последние годы существования СССР, одним из инициаторов которого был Ельцин, привел к росту сепаратистских настроений и внутри Российской Федерации. Наиболее крайние формы этот процесс приобрел в Чеченской республике (фактически отделившейся от России). В конце ноября 1994 Ельцин санкционировал введение войск в Чечню для восстановления «конституционного порядка». Президент самопровозглашенной Чеченской республики генерал Джохар Дудаев призвал к оказанию сопротивления федеральным войскам, что привело к первой Чеченской войне (1994-96). Впоследствии Ельцин называл Чеченскую войну одним из самых тяжелых решений в своей жизни. Неудачи армии, неспособность государства сформулировать свои цели в этой войне отрицательно сказались на рейтинге президента. Тем не менее, в 1996 Ельцин принял решение баллотироваться на второй срок (альтернативой ему был лидер КПРФ Г. А. Зюганов). Первый тур не выявил победителя, разрыв между Ельциным и Зюгановым показался минимальным.Третьим был А. И. Лебедь, который был назначен секретарем Совета Безопасности, что сыграло свою роль перед голосованием во втором туре. Во время предвыборной кампании произошел раскол внутри команды президента. Ельцин вынужден был расстаться с частью своего ближайшего окружения. Победив во втором туре (около 55 % голосов), Ельцин вновь стал президентом. Тяжелейшая избирательная кампания сказалась на здоровье президента, когда между первым и вторым турами, его настиг сильнейший сердечный приступ. В ноябре 1996 ему была сделана сложная операция на сердце — аортокоронарное шунтирование. В августе 1996 после захвата Грозного сепаратистами пошел на подписание мирных Хасавюртовских соглашений (соглашение было подписано секретарем Совета Безопасности А. И. Лебедем).
Второй срок президентства
Второй срок президентства Ельцина отмечен сокращением непосредственного влияния президента на социально-экономическую жизнь страны, что было связано с частым ухудшением состояния здоровья президента, а также поисками будущего преемника.
Попытка активизировать экономические реформы путем привлечения молодых реформаторов вице-премьеров Б. Е. Немцова и А. Б. Чубайса (1997) и премьер-министра С. В. Кириенко (1998) не удалась. При Ельцине страна пережила Августовский экономический кризис и дефолт (отказ государства платить по своим долговым обязательствам). Нестабильность ельцинской политической системы проявилась в премьерской «чехарде» 1998-2000 (С. В. Кириенко, снова В. С. Черномырдин, Е. М. Примаков, С. В. Степашин, В. В. Путин). В 1999 лишь около двух десятков голосов не хватило для того, чтобы начать процедуру отстранения президента от должности (хотя завершить ее по конституции было бы крайне сложно). Неслучайно в последние годы на часто болевшего президента все активнее пытались воздействовать различные группы влияния, поддерживаемые бизнес-кланами. В августе 1999 Ельцин назначил исполняющим обязанности премьер-министра малоизвестного руководителя ФСБ В. В. Путина. Решительные действия нового премьера во время августовского вторжения (1999) чеченских боевиков в Дагестан обеспечили ему общественную поддержку. В декабре 1999 Ельцин досрочно подал в отставку. Согласно конституции исполняющим обязанности президента стал Путин. После отставки Ельцин руководит собственным фондом, работает над мемуарами.
Автор книг: «Исповедь на заданную тему» (1990), «Записки президента» (1994), «Президентский марафон» (2000).
ПУТИН Владимир Владимирович (р. 7 октября 1952, Ленинград, ныне Санкт-Петербург), российский государственный деятель, президент Российской Федерации с 2000.
Родился в семье рабочего, отец — участник Великой Отечественной войны, мать пережила блокаду Ленинграда. В 1975 окончил юридический факультет Ленинградского государственного университета (ЛГУ). Мастер спорта по самбо (1973) и мастер спорта по дзюдо (1975). По окончании ЛГУ был направлен на работу в органы государственной безопасности. В 1976-1990 служил в Первом главном управлении (внешняя разведка) КГБ СССР, долгое время работал в Германии, в Дрездене в расположении Западнойт группы войск ГДР. В 1990, выйдя в отставку в чине подполковника, вернулся в Ленинград, где работал проректором Ленинградского университета по международным связям.
В 1990 стал советником председателя Ленсовета А. А. Собчака. В 1991-1994 — председатель Комитета по внешним связям мэрии Санкт-Петербурга. В 1994-1996 — первый заместитель председателя правительства Санкт-Петербурга, председатель Комитета по внешним связям. В 1996 перебрался в Москву. где получил пост в администрации президента РФ.
В июле 1998 был назначен директором Федеральной службы безопасности РФ.
В августе 1999 кандидатура Путина была предложена президентом на пост председателя правительства для утверждения Государственной думой, которая после первого же голосования утвердила его кандидатуру. После добровольной досрочной отставки в декабре 1999 первого президента России Б. Н. Ельцина занял пост исполняющего обязанности президента РФ. В марте 2000 победил на президентских выборах, набрав 52,5% голосов. С самого начала Путин взял курс на укрепление государственной власти и развитие рыночной экономики под контролем государства. В свой первый срок провел реформы политического устройства на федеральном и региональном уровне, в целях борьбы с коррупцией на местах был учрежден институт представителей президента в федеральных округах. Курс Путина получил название «укрепление вертикали власти». Во внешней политике решительно поддержал США в борьбе с мировым терроризмом после событий 11 сентября 2001, но не одобрил военное вторжение американских сил в Ирак.
В марте 2004 был избран на второй срок. Доминирование в Государственной думе проправительственной партии «Единая Россия » позволило Путину проводить важнейшие законопроекты (о новой системе налогообложения, о пенсионном обеспечении и др.). Осенью 2004 после событий в Беслане принял решение о назначении глав администрации субъектов Федерации.
В 2006 председательствовал на 32-м саммите, который впервые проводился в России, в Санкт-Петербурге. Главным вопросом, обсуждавшимся на встрече, стало обеспечение глобальной энергобезопасности.