Легитимность политической власти и её типы

Легитимность власти обозначает такие взаимоотношения субъекта и объекта влас­ти, которые выражаются в добровольном при­знании ценности власти, в её праве управ­лять.

Легитимную власть люди воспринимают как правомерную и справедливую. Власть, которая не пользуется общественным дове­рием и вынуждена постоянно прибегать к средствам принуждения, воспринимается нелегитимной.

Легитимность и легальность (законность) власти — несовпадающие понятия. Легаль­ностьозначает юридическое обоснование власти, её соответствие правовым нормам, легитимность выражается в доверии и оправдании власти, т. е. это понятие нрав­ственное. С юридической точки зрения лю­бая власть, издающая законы, даже непопу­лярные, но обеспечивающая их выполнение, — легальна, но народ может воспринимать та­кую власть нелегитимной.

Существует несколько типов легитимнос­ти политической власти:

1) рациональный, когда власть узаконена установленными демократическим путём и признанными нормами права, основана на подчинении не личности руководителя, а законам, в рамках которых избираются и дей­ствуют представители власти;

2) идеологический, когда власть призна­ётся обоснованной в силу внутренней убеж­дённости или веры в правильность тех идео­логических ценностей, которые ею провозг­лашены;

3) традиционный, когда власть призна­ётся оправданной в силу укоренённых обы­чаев, традиций, привычки повиноваться, веры в непоколебимость и священность издревле существующих порядков;

4) харизматический(персональный), ког­да власть основывается на вере масс в исключительные качества, особые способно­сти политического лидера, на личном авто­ритете правителя и т. д.

Наилучший способ оценить степень легитимности политической власти — по­смотреть на уровень принуждения (насилия), необходимый для проведения той или иной политики в обществе; это видно также по количественному и качественному анализу попыток свержения правителей; по социаль­ной напряжённости, силе проявления граж­данского неповиновения (бунтов, восстаний и т. п.); по результатам выборов; по массо­вым демонстрациям, внезапным проявлени­ям поддержки или, напротив, оппозиции су­ществующему режиму.

а) Типы политического господства по М. Веберу

Концепция господства является основ­ной в политической социологии Макса Вебера. По Веберу, «господство означает шанс встретить повиновение определённому при­казу».Господство предполагает взаимные ожидания того, кто приказывает, и того, кто повинуется этому приказу, ожидая, что при­каз будет иметь тот характер, который им вос­принимается. Вебер выделяет три типа господства: легальное, традиционное, харизматическое

Легальное господство основано на при­знании добровольно установленных юри­дических норм,направленных на регулиро­вание отношений. К такому типу господства Вебер относил Англию, Францию и США. В этих государствах и управляемые, и управляющие подчиняются не личности, а законам.Принцип, лежащий в основе ле­гального господства, — это правовое начало. Наиболее чистым типом легального господства Вебер считал бюрократию. Легальный тип гос­подства (рациональная бюрократия) наибо­лее соответствует формально-рациональной структуре рыночной экономики.

Традиционное господство обусловлено нравами, привычкой к определённому по­ведению.Традиционное господство основано на вере не только в законность, но и в священность существующих порядков и вла­стей. По Веберу, примером может быть патриархальное государство, которое предше­ствовало современному, буржуазному. Тип традиционного господства по своей структу­ре сходен со структурой семьи. Именно это обстоятельство делает особенно прочным и устойчивым этот тип легитимности.

Харизматическое господство обусловле­но личностными особенностями властву­ющего, выделяющими его из всех осталь­ных. К таким качествам личности Вебер относит магические способности, пророчес­кий дар, выдающуюся силу духа и слова. Ха­ризматический тип легитимного господства возникает в условиях социально-политичес­кого кризиса и способствует появлению вож­дей, харизматиков, отличающихся политичес­ким радикализмом и стремящихся подорвать основы существующего порядка.

Вебер рассматривает харизму как великую революционную силу в традиционном типе общества, способную внести изменения в лишённую динамизма структуру. Источником личной преданности харизматическому госу­дарю является не традиция и не признание его формального права, а, прежде всего, эмо­ционально окрашенная вера в его харизму и преданность этой харизме.

б) Уровни легитимности власти

Политическую власть можно определить как способность социальной единицы (соци­альной группы, класса, большинства обще­ства) и представляющих её организаций и индивидов проводить свою волю по отноше­нию к другим социальным единицам; осуще­ствлять общие интересы данной социальной единицы насильственными или ненасиль­ственными средствами.

При такой постановке вопроса базовым элементом существования и функциониро­вания власти, а также закрепления её в об­ществе, является легитимность.

Понятие легитимности означает признание власти обществом, обоснованность и необ­ходимость данной власти и её носителей.

В узком смысле понятие легитимности характеризует законность власти.

Обычно выделяют три уровня легитимности: идеологи­ческий, структурный, персональный.

Идеологический уровень легитимности подразумевает признаниевласти в силу внутренней убеждённости или веры в правильность тех идеологических ценностей, провозглашенных властью. Основой для идеологического уровня служат идеологичес­кие ценности.

Структурный уровень подразумевает, что правомочность власти вытекает из убежде­ния в законности и ценности установленных структур и норм, регулирующих политичес­кие отношения. Основой структурного уров­ня служат специфические политические структуры.

Персональный уровень легитимности подразумевает, что признаниевласти осно­вано на вере масс в особые способности политического лидера, вождя. Основой для персонального уровня служит личный авто­ритет правителя.

Обычно все три уровня легитимности власти существуют совместно, взаимно дополняя друг друга. Это не означает, что все три уровня представлены в равных пропор­циях. В нормально функционирующем госу­дарстве основная доля распределена между идеологическим и структурным уровнем, пер­сональный только дополняет их. В ненор­мально функционирующем государстве пер­сональный уровень перевешивает два других.

Проблема легитимности — это в значи­тельной мере проблема участия общества в управлении государством. Неспособность системы обеспечить такое участие подрыва­ет её легитимность. Крайней точкой паде­ния легитимности власти являются ре­волюция, государственные перевороты — открытые формы недовольства ре­жимом.

Тема: Политические режимы и политические системы

План

1. Взаимовлияние политики и экономики.

2. Власть и оппозиция.

3. Политический режим: понятие и признаки.

4. Демократический режим.

5. Авторитарный режим.

6. Условия для возникновения авторитарного режима.

7. Тоталитарный режим.

8. Коммунизм, фашизм и национал- социализм как тоталитарные

режимы.

9. Политическая система общества: понятие и структура.

10. Функции политической системы.

11. Демократический, авторитарный и тоталитарный типы

политических систем.

12. Классификации политических систем.

Литература:

(та же)

Наши рекомендации