Теория власти и властных отношений
Власть характеризируется следующими свойствами:
1) является видом управления,регулирования и контроля, способностью распоряжаться силами, возможностями, ресурсами, которыми располагает человеческое сообщество;
2) является средством упорядочения социальных отношений,проявлением человеческой культуры, связанным с мерой, правилом, нормированием отношений людей, с принятием или наложением на них определённых ограничений в поведении и деятельности;
3) носит явный волевой характер,благодаря чему действия людей приобретают целенаправленность, изменяет поведение через изменение мотивов и целей людей;
4) отчётливо связана с дифференциацией, структурированностью человеческих сообществ,выражается в отношениях асимметрии, иерархии; в арсенале её действий могут быть жестокость, подавление, эксплуатация, а также существует очевидная опасность бесконтрольной власти, порождающая большое значение её регулирования и контроля.
Имеются два важныхобстоятельства, свидетельствующие о необходимости власти:
а) потребность управления,осуществления общих целей при наличии многообразия интересов, ценностей, потребностей;
б) невозможность достижения полноты информационного обеспечения управленческого решения без принуждения, которое служит средством преодоления информационного дефицита.
Власть - главный инструмент политики.
В первую очередь, власть — это мощнейший управленческий ресурс, выражающийся в способности владеющих ею ограничивать случайности в социальной жизни, т. е. осуществлять управление.
Во вторую очередь, власть — это ресурс влияния, воздействия на других людей со стороны тех, кто властью обладает, наделяющий их способностью осуществления своей роли вопреки сопротивлению других людей, а по той причине, что в сфере политики происходит постоянная борьба различных интересов, появляется потребность преодоления сопротивления других людей и сил и, как следствие, — необходимость реализации политики во властной форме.
Сущность и особенности
Политической власти
Политическая власть, являясь особым типом власти, осуществляется в условиях разделения труда и при наличии высокой социальной дифференциации членов общества.
Признаки политической власти:
1)делегирование властных полномочий одних людей другимчерез специально уполномоченный государственный аппарат;
2)использование механизма организованного принужденияс опорой на систему санкций, применяемых за нарушение установленных ею норм;
3)наличие специального аппарата людей,обладающих более высоким уровнем компетенции по сравнению с другими властными аппаратами, чтобы следить за исполнением законов.
Политическая власть возможна только в обществе, которое достаточно развилось и выделилось из первобытного мира с неразвитыми общественными отношениями. Политическая власть невозможна в отрыве от государства.
Для осуществления политической власти требуется государство, с такими
атрибутами, как подданные, территория, на которую распространяется его власть, механизм принуждения, люди, которые это принуждение осуществляют в организованной форме.
Государство — это инструмент организованного насилия, обладающий монопольным правом на издание законов в обществе. Значение государства не следует ни преуменьшать, ни преувеличивать. Некогда русский философ В. С. Соловьев сказал, что «государство существует для того, чтобы превратить земную жизнь в рай, а не для того, чтобы, помешать ей окончательно превратиться в ад». Впрочем, К. Маркс считал, что государство - это инструмент насилия, который должен со временем умереть.
Но политическая власть без государства существовать не может, хотя политическая, государственная жизнь постоянно колеблется между двумя противоположными полюсами: невмешательством государства в общественную жизнь и полным контролем над нею. Власть, действительно является мощным фактором социальной упорядоченности, а безвластие таит очевидную опасность дезорганизации и саморазрушения социальной системы, но, в то же время, не всякая власть - управленческое и социальное благо. Важно, кроме всего прочего, социальное содержание власти - т. е. способность действовать в согласии или вопреки интересам как управляющих, так и управляемых.