Политический прогресс и его критерии
Политическим прогрессом называется совершенствование политических отношений по линии нарастания полноты отражения в них разнообразных социальных интересов, в бо́льшей степени учёта человеческого разнообразия и свободы.
Критериями политического прогресса выступают:
1) Степень структурной дифференциации политических отношений, разнообразие их функций.
0 том, насколько высока степень развития политических отношений, свидетельствует в первую очередь наличие в обществе разделения исполнительной, законодательной и судебной властей. В то же время сосредоточение этих властей в одном государственном органе или в руках одного человека является признаком примитивности политических отношений.
2) Характер стимулов политической деятельности.
В ходе политического прогресса как неуклонного движения вперёд происходит переход от внешних к внутренним стимулам, движение от предписаний к вовлечённости, рост значения в регуляции политического поведения людей внутренней сознательной мотивации инициативы субъекта политического действия.
3) Наличие в системе политических отношений специального компонента или органа, способного к точной, критичной оценке, а не к апологетике собственного состояния.
В современном обществе эту роль выполняют общественное мнение, свободная печать, не зависимые от правительства исследовательские организации.
4) Нарастание роли знания, рационализации в осуществлении политических функций, в планировании и управлении в сфере политики, постепенное освобождение политического сознания от давления мифологических представлений, мистической символики, выход политики из подчинения религиозному истолкованию действительности.
Критерии политического прогресса взаимосвязаны; каждый отражает определённый аспект политического прогресса. При оценке политического развития общества, необходимо учитывать все критерии прогресса.
3. Соотношение экономики, политики и права
В жизни общественного организма важнейшими составляющими являются: экономика, политика и право.
Экономикой называют совокупность производственных отношений, соответствующих данной ступени развития производительных сил, т.е. способ производства в конкретном обществе.
Политикой называют систему отношений между людьми, которые возникают по поводу организации и использования государственной власти в обществе.
Правом называют систему общеобязательных, формально определённых юридических норм, выражающих общественную, классовую волю (конкретные интересы общества, классов, религии, нации и т. п.), устанавливаемых и обеспечиваемых государством и направленных на урегулирование общественных отношений.
В вопросе, какая из составляющих является важнейшей, мнения учёных расходятся. Существуют две принципиальные точки зрения в рассмотрении соотношения этих понятий.
Одни учёные считают, что среди этих понятий нельзя выделить приоритетное. Одинаково важны как экономика, так и политика, и право. По этому мнению, первичными факторами развития и функционирования общественных отношений (в том числе производственных, политических, правовых) выступают интересы людей. (Далее маленькая фальсификация – интересы-то людей разные, в т.ч. и в первую очередь, экономические, а нам предлагают сосредоточиться только на юридических и политических, не обращая внимания на фундаментальную причину всех революций, в т.ч., и буржуазных – экономическую.) [Сытый на баррикады не пойдёт; все революции делались руками голодных.]
В этой ситуации можно говорить о приоритете права перед экономикой (в эпоху буржуазных революций в Западной Европе сначала принимались законы, а потом на их базе формировались новые экономические отношения. А зачем же брали Бастилию и рубили королю голову?). Однако имеют место случаи, когда интересы сначала претворяются в новые производственные отношения, а затем закрепляются в праве. В этой ситуации можно говорить о приоритете экономики над правом. Политика в данном контексте выступает посредником между данными явлениями и соответственно понятиями.
По второй точке зрения, экономика определяет политику и право. Политика и право являются надстроечными категориями и зависят от базиса (способа производства). Политика и право, опираясь на экономику, могут оказывать и обратное воздействие на нее, либо стимулируя, либо сдерживая развитие производственных отношений. Политика тоже выступает в виде посредника между экономикой и правом.
Тема: Власть как важнейший элемент
Социальных отношений.
План
1. Теория власти и властных отношений.
2. Сущность и особенности политической
власти.
3. Природа и функции политической власти.
4. Механизм осуществления политической власти.
5. Типы истолкования власти.
6. Структура власти как политологического понятия.
7. Легитимность политической власти и её типы.
а) Типы политического господства по М. Веберу
б) Уровни легитимности власти.
Литература:
Основная
Василенко И.А. Политология. Учебник для бакалавров. – 3-е изд. – М.: Юрайт, 2016.
Кравченко А.И. Политология: Учебник – М.: Проспект, 2016.
Перевалов В.Д. Политология Учебник – М.,Норма, 2014.
Политология: Учебник. / Под ред. М.А. Василика – М.: Юристъ, 2014. Гриф МО РФ.
Дополнительная
Ашин Г.К., Кравченко С.А., Лозанский Э.Д. Социология политики. Сравнительный анализ российских и американских политических реалий. – М.: Экзамен, 2007.
Ашин Г.К., Переделкова А.В. и др. Основы политической элитологии.- 2-е изд. – М.: Приор, 2009.
Иванов И.С. Внешняя политика России и мира. – М.: Россиэн, 2008.
Мелешкина Е.Ю. Политический процесс: основные аспекты и способы анализа. – М.: ИНФРА, 2007.