Место политологии среди гуманитарных наук
План
1. Место политологии среди гуманитарных наук
2. Структура политологии как научной дисциплины
3. Частные и общие категории политологии. Законы политологии
4. Предмет и объект политологии
5. Методы политологии (Сравнительная политология как метод политологии. Типы политических методологий.)
6. Функции политологии как науки и учебной дисциплины.
Литература:
Основная
Василенко, И.А. Политология. Учебник для бакалавров.
– 3-е изд. – М.: Юрайт, 2016.
Кравченко, А.И. Политология: Учебник – М.: Проспект,
2016.
Перевалов В.Д. Политология Учеб-к – М., Норма, 2015.
Политология: Учебник. / Под ред. М.А. Василика – М.:
Юристъ, 2014. Гриф МО РФ.
Дополнительная
Ашин Г.К., Кравченко С.А., Лозанский Э.Д. Социология
политики. Сравнительный анализ российских и
американских политических реалий. – М.: Экзамен,
2007.
Ашин Г.К., Переделкова А.В. и др. Основы политической
элитологии.- 2-е изд. – М.: Приор, 2009.
Иванов И.С. Внешняя политика России и мира. – М.: Росспэн,
2008.
Мелешкина Е.Ю. Политический процесс: основные аспекты и
способы анализа. – М.: ИНФРА, 2007.
Частные и общие категории политологии. Законы политологии
Категории политологии— это понятия, каждое из которых отража(ющие)ет самостоятельный предмет исследования и (помогающие) одновременно служит изучению науки о политике в целом. Благодаря им, возможно раскры(вать)тие и понимание закон(ы)ов политики и механизм(ы)а их работы.
Существуют общие и частные категории политологии.
Общие категории политологии используются всеми общественными науками: цивилизация, общество, свобода, власть, право, культура и т. д.
Частные категории политологии используются самой политологией или (соприкасающимися, близкими) науками,(.) находящимися на стыке с ней: политика, политическая власть, политические отношения, политические режимы, правовое государство, политическая система, политическая культура, частная собственность и т. д.
Все отношения в политологи(я)и (выявляет) определены закон(ы)амии(политики).
Закон(ы)ами политологии (-)называются объективн(ые)о существующие и необходимые, повторяющиеся связи между явлениями. Они реализуются через деятельность людей(,) и являются общими.(и)
Законы политологии делят(ся) на 3 группы, в зависимости от сферы их проявления:законы политэкономии, политико-социальные законы, политико-психологические.
Законы политологии подразделяют также на:
Законы функционирования (обеспечивающие сохранение политического явления или процесса) и законы развития (обеспечивающие его переход из одного качественного состояния в другое).
По способу проявления законы бывают динамические,определяющие однозначную связь между явлениями, и статистические,обусловливающие их вероятностную связь.
Предмет и объект политологии
Объектом политологииявляется политическая реальность.
Сегодня не существует единого мнения по вопросу о содержании предмета политологии. Это обусловлено различием национального политического опыта. В 1948 г. ЮНЕСКО предложила переч(ислила)ень проблем(ы) политологии:
1. Политическая история.
Политические институты.
Партии, группы и общественное мнение.
4. Международные отношения.
Некоторые делят политологию на самостоятельные дисциплины (выделяют также и) - прикладную и теоретическую. Пока под политологи(я)ей понимают наук(а)у, изучающ(ая)ую политические отношения со всеми сопровождающими их политическими факторами. Поэтомупредметом политологии является учение о власти, о государстве, о взаимоотношениях людей в политической сфере и т. д.
Политология является интегральной наукой и включает в себя совокупность наук, т.е. политическая реальность, является объединяющим фактором.
Политология отвечает (на) вопросы, поставленные практи(чес)ко(го)й развития государства и мира. Это наука о «политике», «технологии» политического процесса.Она вооружает знанием закономерностей становления и функционирования политической власти, политических отношений и политической деятельности, помогает сформировать необходимые умения и навыки равноправного участника политической жизни.
Методы политологии
Метод(ы)ами политологии (- это)называются конкретные способы, средства приобретения знаний о политике:
- диалектика,
- системный метод,
- формализация, (в т.ч.,математический аппарат).
Методы эмпирического познания:
- описание
- анкетирование
- статистические методы
- математические методы
- методы семиотики(от греч. sema — знак) наука о знаках и знаковых системах (поЮ. М. Лотману, под семиотикой следует понимать науку о коммуникативных системах и знаках, используемых в процессе общения.)
- методы герменевтики (метод
понимания и интерпретации текста)
5-а) Сравнительная политология как метод политологии
Один из методов политологии - компаративистский (сравнительный) подход к политическим явлениям. Использовался уже Платоном, Аристотелем идр.. Метод предполагает сопоставление однотипных политических явлений (политических систем, режимов, партий и движений, заинтересованных групп и элит, избирательных систем, различных способов реализации одних и тех же политических функций и т. д.) с цельювыяснениявления их общих и специфических свойств, черт, признаков, нахождения наиболее эффективных форм политической организации или оптимальных путей решения задач.
Главный объект сравнения в политических исследованиях - распределение власти в различных обществах.
5-б) Типы политических методологий
-Теологическая интерпретация политики (Августин Аврелий, Фома Аквинский), политическая власть - проявление божественной воли, а критерий политических процессов - соответствие ей;
-Натуралистическая - политические явления обусловленны географической средой, климатом (Ш. Л. Монтескье, Ж. Бодэн);
- биополитика, - изучает общие, для человека и животных черты поведения (К. Лоренц, Эрих Фромм);
-психологическая интерпретация, - источник политических проблем - в психических свойствах людей (3игмунд Фрейд, Г. Лассуэл);
-экономический детерминизм, - способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще; (К. Маркс)
-институционалистская версия, - политика - совокупность и деятельность структур, организаций, образований, в основе которых нормы, т.е. правила поведения (в уставах, программах, конституциях),
-бихевиоризм, - фиксация и объяснение политической деятельности, политическое поведение признаётся единственным фрагментом политической реальности;
-системный подход, - исследует политику как целостность, обладающую внутренней структурой и связями с внешней средой.
6. Функции политологии как науки и учебной дисциплины:
- познавательная,
- прогностическая,
- практическая,
- идеологическая,
- культурная,
- воспитательная,
Политология может помочь гражданину осознанно участвовать в политике.
Тема: Генезис, эволюция и
Современное состояние
политической науки.
Основная
Василенко И.А. Политология. Учебник для бакалавров.–3-е изд.–М.: Юрайт, 2016.
Кравченко А.И. Политология: Учебник – М.: Проспект, 2016.
Перевалов В.Д. Политология Учебник – М., Норма, 2015.
Политология: Учебник. / Под ред. М.А. Василика – М.: Юристъ, 2008. Гриф МО РФ.
Дополнительная
Ашин Г.К., Кравченко С.А., Лозанский Э.Д. Социология политики. Сравнительный анализ российских и американских политических реалий. – М.: Экзамен, 2007.
Ашин Г.К., Переделкова А.В. и др. Основы политической элитологии.- 2-е изд. – М.: Приор, 2009.
Иванов И.С. Внешняя политика России и мира. – М.: Росспэн, 2008.
Мелешкина Е.Ю. Политический процесс: основные аспекты и способы анализа. – М.: ИНФРА, 2007.
Взгляды на политику Никколо
Макиавелли
Политика — отражение природы человека, а она - не благая.
Государство - политическое состояниеобщества: отношение властвующих и подвластных, наличие организованной власти, учреждений, законов.
( «Государь» и «Рассуждения на первую декаду Тита Ливия»)
Нового времени.
1) Философы Нового времени о природе государственной власти.
2) Учение Ш. Монтескье о разделении властей.
3) Карл Маркс и классовая теория развития общества.
4) Развитие политической мысли в России в XIX-XX вв.
Литература:
Основная
Василенко И.А. Политология. Учебник для
бакалавров. – 3-е изд. – М.:
Юрайт, 2016.
Кравченко А.И. Политология: Учебник – М.:
Проспект, 2016.
Перевалов В.Д. Политология Учебник – М.,
Норма, 2015.
Политология: Учебник. / Под ред. М.А.
Василика – М.: Юристъ, 2014. Гриф МО РФ.
Дополнительная
Ашин Г.К., Кравченко С.А., Лозанский Э.Д. Социология политики. Сравнительный анализ российских и американских политических реалий. – М.: Экзамен, 2007.
Ашин Г.К., Переделкова А.В. и др. Основы политической элитологии.- 2-е изд. – М.: Приор, 2009.
Иванов И.С. Внешняя политика России и мира.
– М.: Россиэн, 2008.
Мелешкина Е.Ю. Политический процесс: основные аспекты и способы анализа. – М.: ИНФРА, 2007.
Шарль-Луи де Секонда, барон
Ля Брэд и де Монтескьё
Замок Ла-Бред близ Бордо, где родился и работал Монтескьё
Он обосновал сформулированную Дж. Локком теорию разделения властей - доказал необходимость независимости трёх видов политической власти: законодательной, судебной и исполнительной.
Никакая власть не должна быть неограниченной. Монтескьё вводит различие двух типов законов в обществе: объективных, вытекающих из природы вещей и законов-правил, человеческих установлений.
Властей.
Основные положения теории разделения властей, по Монтескье:
1. Существует три рода власти: законодательная, исполнительная и судебная, которые распределены между государственными органами. Если в руках одного органа сконцентрируется власть, различная по своему содержанию, то появится возможность для злоупотребления этой властью, и свободы граждан будут нарушаться. Каждая ветвь власти предназначена для осуществления определённых функций государства.
Назначение законодательной власти «выявить право и сформулировать его в виде... законов, обязательных для всех граждан».
«Исполнительная власть предназначена для исполнения законов, устанавливаемых законодательной властью».
Задача судей в том, чтобы решения и приговоры были точным применением закона.
Власть осуществляется раздельно, но во взаимодействии государственных органов и в пределах их полномочий.
2. Должна действовать система сдержек и противовесов,чтобы власти контролировали действия друг друга.
Взаимовлияние законодательной и исполнительной властей гарантирует реальность права. Оно отражает компромисс сталкивающихся интересовсоциальных слоёв и сил.
Исполнительная власть в лице государя сдерживает от произвола законодательную власть, будучи наделена правом налагать вето на решения законодательного собрания, устанавливать регламент работы и распускать его.
В работах Монтескье были заложены основные принципы и институты, посредством которых взаимодействуют органы государственной власти. Однако в конституционном проекте была недостаточно чётко проведена, идея равновесия властей.
Законодательная власть играла доминирующую роль, исполнительную власть Монтескье называл ограниченной по своей природе, а судебную вообще полувластью.
Определённая ветвь власти должна представлять интересы определённой социальной группы.(?!)
Поппер и Сорес
Влиятельный современный мыслитель XX-го века КарлПоппер (1902-1994), один из (ярых) величайших в XX в. защитников открытого общества,(;) в фундаментальном труде «Открытое общество и его враги» (1945) решал вопрос - как организ(ации)овать массы в сообщества без излишнего(?) ограниче- ния свободы личности. По мнению Поппер(у)а, демократия является наилучшей формой государственного устройства.(,) Её нужно рассматривать как средство защиты свободы. Демократия может способствовать сохранению и защите свободы, но она никогда не способна сама по себе создавать свободу, если каждого отдельного гражданина это не волнует.
К. Поппер (считал) рассматривал открытое общество как наилучш(ей)ую форм(ой)у общественной жизни, определяя его как общество, «освобождающее критические силы человека», и противопоставлял (ему) открытому обществу закрытое, или «родоплеменное», с его подчинением магическим силам.
Государство, (полагал)по мнению Поппера, должно существовать ради свободного общества, а не наоборот: поэтому он требовал, чтобы каждый гражданин сочетал свой долг преданнос- ти государству с определённой настороженностью, недоверием к государству и его чиновникам и следил за тем, чтобы (оно) государство не преступало пределов своих законных функций. Только традиции свободного общества смогут уравновесить силу государства за счёт обеспечения соответствующих средств сдерживания и контроля, от которых зависит судьба всей свободы.
Ральф Дарендорф
Разработчик немарксистской теории социального конфликта в обществе, РальфДарендорф (р. 1929), выдвинул 5 основных тезисов:
1.Общество конфликтно, а не равновесно 2.Социальное равенство недостижимо, теория классового конфликта изображается в либеральных оттенках. Внимание к стартовым возможностям индивида, конкуренции, мобильности, отношениям господства и подчинения.
3.Общество рассматривается по средствам взаимодействующих социальных групп, имеющих собственные цели и интересы.
4.Изучение взаимоотношений группы и индивида.
5.Конфликты в обществе по поводу ресурсов как противоположность норм и ожиданий.
Он выделяет участник(и)ов конфликта — это: а) господствующие над ресурсами, с одной стороны, и б) исключённые из этого процесса - с другой. Пути выхода из главного конфликта, раскалывающего общество, он видит в социальной мобильности
Тема: Личность в политике
План
1. Сущность политики и её роль в обществе.
2. Политическая жизнь.
3. Типы отношения человека к политике.
4. Политическое поведение и его виды. Регуляция политического поведения.
5. Особенности массового поведения в политике.
Литература:
Основная
Василенко И.А. Политология. Учебник для бакалавров. – 3-е изд. – М.: Юрайт, 2016.
Кравченко А.И. Политология: Учебник – М.: Проспект, 2015.
Перевалов В.Д. Политология Учебник – М.,Норма, 2014.
Политология: Учебник. / Под ред. М.А. Василика – М.: Юристъ, 2014. Гриф МО РФ.
Дополнительная
Ашин Г.К., Кравченко С.А., Лозанский Э.Д. Социология политики. Сравнительный анализ российских и американских политических реалий. – М.: Экзамен, 2007.
Ашин Г.К., Переделкова А.В. и др. Основы политической элитологии.- 2-е изд. – М.: Приор, 2009.
Иванов И.С. Внешняя политика России и мира. – М.: Россиэн, 2008.
Мелешкина Е.Ю. Политический процесс: основные аспекты и способы анализа. – М.: ИНФРА, 2007.
Основные черты политики:-
1) связь частного и общего, интерес(ов)а личности и интереса социальной целостности (группы, страны́, человечества); в политике решают не только частные проблемы, но действуют, исходя из понимания их связи с задачами, выходящими за рамки личных интересов, поскольку этими проблемами озабочены и другие люди;
2) любой тип политики связан с решением проблем существования и функционирования государства — социального института, который служит для решения проблем, интересующих всё общество;
3)связь с действиями и интересами больших масс людей;
4) целенаправленная деятельность, предполагающая наличие трезвого анализа, учёта многообразия условий и компонентов политических действий, импульсивное реагирование в политике имеет низкую результативность;
5) властный характер, способность принуждения, волевого воздействия для придания целенаправленности действиям многих людей.
Черты эти носят системный, комплексный характер.
Нужно учитывать, что черты политики взаимно дополняют друг друга и не существуют изолированно: властный характер политики предопределяет использование государственного механизма; соединение частных и общих интересов осуществляется в теоретической форме; реализация теории, программы предполагает обращение к механизмам власти.
Роль политики в общественной жизни определяется её функциями (политики):
1) осуществлением авторитарно(е)го (властно(ое)го) распределени(е)я социальных ценностей, в качестве которых могут выступать самые разнообразные материальные и нематериальные объекты, социальные блага и преимущества;
2) интеграци(я)ей, объединением всех элементов общественной жизни, мобилизацией социальных ресурсов для реализации общих целей и интересов общества;
3) реализацией общей воли в условиях социальной дифференциации, (и) многообразия интересов и социально-политических ориентаций людей.
Политическая жизнь
Понятие позволяет рассматривать политику в неразрывном единстве институционального и поведенческогоаспектов бытия, что выражается в признак(и)ах политической жизни:
1) политика может выступать как в качестве ( - это) сфер(а)ы и результата взаимодействия социальных и политических институтов, организаций, структурированных политических отношений, (а) так (же) и в качестве действи(я)й субъектов политических отношений;
2) политическая жизнь(-) сфера публичного интереса и управления, а главны(й)м их инструментом выступают (-) власть, принуждение, авторитетное влияние, использующие практически всегда силу организации, в качестве которой могут выступать и государства, и партии, и союзы, и движения, и социальные институты;
3) деятельный, активный характер политики(а)и позволяет людям с её помощью влия(е)ть на многие стороны жизни: экономику, культуру, науку, мораль;
4) в политическую жизнь всегда вовлечены большие массы людей: классы, этнические и профессиональные общности, от (их) активности которых завис(и)ят направленность, облик, результативность политических событий;
5) центр, узел политической жизни — многообразные взаимосвязи между личност(и)ью и государств(а)ом.
Рассмотрение политики именно в таком аспекте принципиально важно для демократического общества и становления его институтов. Ведь демократия невозможна без человеческого участия, а оно, чтобы быть полезным демократическому обществу, должно быть квалифицированным и активным.
На политическую жизнь могут оказыва(ю)ть влияние внешние факторы:
- природн(ая)ой сред(а)ы (территория, ресурсы, климат и т. д.);
- экономические отношения, господству-
ющие в обществ(а)е;
- развитие техники;
- статусные характеристики социальной структуры общества, включающие объективное состояние (и) участников политических отношений (доход, занимаемая должность и т. д.);
- характер этнонациональных общностей;
- религия;
- идеология;
- средства массовой информации;
- общественное мнение;
- политическая психология общества. (Менталитет)
Политическая деятельность
Политическ(ая)ой деятельностью (-это)называют взаимодействие организованных и осуществляющих властные функции индивидов и групп для достижения политических целей.
Черт(ы)ами политической деятельности являются:
1) концентрация усилий на общих проблемах, потребностях существования социальной целостности;
2) рассмотрение государств(о)а, его институтов в качестве (-) основно(е)го средств(о)а решения этих проблем;
3) использование политическ(ая)ой власт(ь)и как главн(ый)ого (инструмент) средства достижения поставленных целей.
Политическая деятельность может принимать следующие (находиться в) состояни(и)я:
а) политическо(го)е отчуждени(я)е (-) состояние отношений человека и политической власти, характеризующихся сосредоточением усилий человека на решении проблем личной жизни при их отрыве и противопоставлении жизни (её) политической;
б) политическ(ой)ая пассивност(и)ь - вид политической деятельности, когда субъект (как индивид, так и социальная группа) не реализу(ю)ет собственные (свои) интересы, а наход(я)ится под политическим влиянием друг(их)ой социальной группы. Пассивность в политике не бездеятельна, это специфическая форма деятельност(ь)и и форма политики, когда социальная группа реализует чуждые ей политические интересы.
Критерием политической активности служат стремление и возможность,(является) воздейств(ие)уя на политическую власть или непосредственно использ(ование)уя её, (для) реализ(ации)овать свои(х) интерес(ов)ы.
Характер политической активности может меня(е)ться в зависимости от возникающих проблем, эпохи, состава участников.
Современная политическая активность имеет следующие признаки (политической активнос-ти):
а) рост стремлени(е)я граждан действовать вне традиционных форм политической активности и участия; вместо жёстко оформленных политических партий предпочтение отдаётся политическим движениям без чётко(й) оформленной организованной структуры;
б) объединение чаще совершается не вокруг партии, а вокруг проблемы, по поводу её решения;
в) растёт количество граждан, интересующихся политикой, но одновременно падает численность партий;
г) всё больше людей склонны к независимой политизации, своё участие в политике они не связывают с принадлежностью к той или иной действующей политической силе, структуре, а стремятся действовать независимо.
Тема: Свойства политики
План
1. Цели и средства в политике.
2. Политический прогресс и его критерии.
3. Соотношение экономики, политики и
права.
Литература:
Основная
Василенко И.А. Политология. Учебник для бакалавров. – 3-е изд. – М.: Юрайт, 2016.
Кравченко А.И. Политология: Учебник – М.: Проспект, 2015.
Перевалов В.Д. Политология Учебник – М., Норма, 2014.
Политология: Учебник. / Под ред. М.А. Василика – М.: Юристъ, 2014. Гриф МО РФ.
Дополнительная
Ашин Г.К., Кравченко С.А., Лозанский Э.Д. Социология политики. Сравнительный анализ российских и американских политических реалий. – М.: Экзамен, 2007.
Ашин Г.К., Переделкова А.В. и др. Основы политической элитологии.- 2-е изд. – М.: Приор, 2009.
Иванов И.С. Внешняя политика России и мира. – М.: Россиэн, 2008.
Мелешкина Е.Ю. Политический процесс: основные аспекты и способы анализа. – М.: ИНФРА, 2007.
Цели и средства в политике
Политика - целенаправленная деятельность с соответствующими средствами.
Цели политики классифицируются по общим и родовым признакам:
1)по их значению:общие (достижение всеобщего равенства, благополучия и т. п.) и частные (формирование правительства народного доверия);
2)по содержанию политики:социальные, экономические, идеологические, экологические, политико-юридические и др.;
3)по очерёдности:ближайшие, промежуточные, более отдалённые, конечные (для конкретного политического процесса); [ тактические и стратегические]
4)по сферам политической деятельности:внутренние (внутригосударственные) и внешние (международные) и т. п.
Средствами в политике называют инструмент достижения целей, позволяющий превратить идеальные стремления в реальные результаты.
В политической жизни используются такие средства, как забастовки, пропагандистские кампании, вооружённые действия, обещания, критика политических оппонентов, запугивание людей, митинги, демонстрации, выборы, референдумы, этические и правовые нормы, традиции и т. д.
Средства могут быть жёсткими (крайними), нацеленными на быстрое, без задержки на промежуточных этапах, получение желаемого результата, и мягкими (умеренными), использование которых даёт множество промежуточных результатов, требует бо́льшего времени и не порождает острых конфликтов.
Цели и средства взаимозависимы, и между ними происходит взаимодействие: цель предопределяет используемые средства, но и средства, влияя на достигнутый результат, определяют реалистичность или утопичность цели, корректируют её параметры, вплоть до отказа от недостижимых идеалов.
Умение соизмерять цели и средства, использовать в оптимальном варианте те или иные средства для достижения конкретных целей — в этом и заключается искусство политики.
И хотя Макиавелли говорил, что цель оправдывает средства, для реализации политических целей приемлемы далеко не любые средства: от целей, достигнуть которые можно только с помощью антигуманных действий, политику следует отказаться.
Социальных отношений.
План
1. Теория власти и властных отношений.
2. Сущность и особенности политической
власти.
3. Природа и функции политической власти.
4. Механизм осуществления политической власти.
5. Типы истолкования власти.
6. Структура власти как политологического понятия.
7. Легитимность политической власти и её типы.
а) Типы политического господства по М. Веберу
б) Уровни легитимности власти.
Литература:
Основная
Василенко И.А. Политология. Учебник для бакалавров. – 3-е изд. – М.: Юрайт, 2016.
Кравченко А.И. Политология: Учебник – М.: Проспект, 2016.
Перевалов В.Д. Политология Учебник – М.,Норма, 2014.
Политология: Учебник. / Под ред. М.А. Василика – М.: Юристъ, 2014. Гриф МО РФ.
Дополнительная
Ашин Г.К., Кравченко С.А., Лозанский Э.Д. Социология политики. Сравнительный анализ российских и американских политических реалий. – М.: Экзамен, 2007.
Ашин Г.К., Переделкова А.В. и др. Основы политической элитологии.- 2-е изд. – М.: Приор, 2009.
Иванов И.С. Внешняя политика России и мира. – М.: Россиэн, 2008.
Мелешкина Е.Ю. Политический процесс: основные аспекты и способы анализа. – М.: ИНФРА, 2007.
Сущность и особенности
Политической власти
Политическая власть, являясь особым типом власти, осуществляется в условиях разделения труда и при наличии высокой социальной дифференциации членов общества.
Признаки политической власти:
1)делегирование властных полномочий одних людей другимчерез специально уполномоченный государственный аппарат;
2)использование механизма организованного принужденияс опорой на систему санкций, применяемых за нарушение установленных ею норм;
3)наличие специального аппарата людей,обладающих более высоким уровнем компетенции по сравнению с другими властными аппаратами, чтобы следить за исполнением законов.
Политическая власть возможна только в обществе, которое достаточно развилось и выделилось из первобытного мира с неразвитыми общественными отношениями. Политическая власть невозможна в отрыве от государства.
Для осуществления политической власти требуется государство, с такими
атрибутами, как подданные, территория, на которую распространяется его власть, механизм принуждения, люди, которые это принуждение осуществляют в организованной форме.
Государство — это инструмент организованного насилия, обладающий монопольным правом на издание законов в обществе. Значение государства не следует ни преуменьшать, ни преувеличивать. Некогда русский философ В. С. Соловьев сказал, что «государство существует для того, чтобы превратить земную жизнь в рай, а не для того, чтобы, помешать ей окончательно превратиться в ад». Впрочем, К. Маркс считал, что государство - это инструмент насилия, который должен со временем умереть.
Но политическая власть без государства существовать не может, хотя политическая, государственная жизнь постоянно колеблется между двумя противоположными полюсами: невмешательством государства в общественную жизнь и полным контролем над нею. Власть, действительно является мощным фактором социальной упорядоченности, а безвластие таит очевидную опасность дезорганизации и саморазрушения социальной системы, но, в то же время, не всякая власть - управленческое и социальное благо. Важно, кроме всего прочего, социальное содержание власти - т. е. способность действовать в согласии или вопреки интересам как управляющих, так и управляемых.
Типы истолкования власти
За историю человечества образовалось множество взглядов на истолкование власти и причины её возникновения в обществе. Обычно каждая из теорий фиксирует лишь одиниз многочисленных аспектов власти,которые в реальных процессах её генезиса и функционирования взаимодействуют друг с другом.
Основные типы истолкования власти:
1) биологический (К. Лоренц, Дж. Уилсон), который рассматривает власть в качестве механизма обуздания,связывания человеческой агрессивности, укорененной в наиболее глубоких инстинктах человека как биосоциального существа, сама же агрессия рассматривается как инстинкт борьбы, направленный против собратьев по виду и существующий как у животных, так и у человека;
2) социально-экономический(К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин), который видит причину и сущность власти в неравенстве и расколе общества на антагонистические по интересам классы,в необходимости обеспечения управления делами социальной целостности в условиях нарастающей социальной дифференциации и борьбы; генезис власти связывается со спецификой экономической дифференциации общества, в рамках которой «комбинированная деятельность, усложнение процессов, зависящих друг от друга, становятся на место независимой деятельности отдельных лиц... но комбинированная деятельность означает организацию, а возможна ли организация без авторитета»;
3) Философско-рационалистический, который рассматривает власть в качестве следствия,порождения самой специфики рационального человеческого сознания,заложенной в ней неискоренимой тенденции к доминированию, подчинению как окружающего мира, так и себе подобных, видит во власти способ мышления, связанный со стремлением к обеспечению господства над природой и над другими людьми;
4)Философско-иррационалистический, который даёт власти лежащее вне разума человека обоснование.[А чего же его тогда рассматривать, если оно находится «вне разума человека»? Да ещё и власть на основании этого давать.]Для Ф. Ницше власть — это воля и способность к самоутверждению. 3. Фрейд и его последователи делают акцент на инстинктивной, психологической природе стремления к власти и к повиновению, находя его источники в самой структуре человеческого бессознательного, формирующейся под воздействием социальных условий, связанных с ранним детством, сексуальным подавлением, образованием, культивирующим страх, услужливость и повиновение.
6. Структура власти как политологического понятия
Власть является одним из сложнейших видов социального взаимодействия, проявляющегося в возможности и праве одного субъекта или группы принимать решение, приобретающее обязательный характер для другого субъекта или группы.
В структурном отношении властьможно разделить на три составляющие: субъект, объект, ресурсы.
Субъект воплощает активное, направляющее начало власти: он с помощью приказа, распоряжения оказывает воздействие на объект властных отношений, предписывая ему необходимое поведение.
Объект власти обязан подчиняться, поскольку без этого условия не возникнет властного отношения, поэтому власть — это взаимодействие субъекта и объекта, предусматривающее социальные нормы, закрепляющие право одних отдавать приказы тем, кто обязан им подчиниться, и позволяющие применять определённые санкции (наказание или поощрение) в зависимости от поведения объекта (неповиновение или подчинение).
Отношение объекта к субъекту властвования может выражаться в сопротивлении, борьбе на уничтожение или согласии и добровольном повиновении. Готовность к подчинению зависит как от собственных качеств объекта властвования, так и от восприятия им субъекта власти.
Использование различных методов и средств для реализации власти есть ресурсы власти. Они многообразны, но их классифицируют:
1) Экономические ресурсы (материальные ценности, деньги, техника, плодородные земли, полезные ископаемые и т. п.).
2) Социальные ресурсы (способность изменения социального статуса или ранга, должность, престиж, образование, социальное обеспечение и т. п.).
3) Культурно-информационные ресурсы (знания и информация, средства их получения и распространения — институты науки и образования, средства массовой информации и др.).
4) Принудительные (силовые) ресурсы (оружие, институты физическо