Вопросник учебной активности а.а. волочкова
ИНСТРУКЦИЯ: Перед Вами набор утверждений о студенческой жизни. Напротив каждого утверждения по шкале от 1 до 5 укажите, в какой степени Вы согласны с данным утверждением. Зачеркните или обведите соответствующую цифру.
1 = Не согласен
2 = Скорее не согласен
3 = Затрудняюсь ответить
4 = Скорее согласен
5 = Полностью согласен
1.Я с удовольствием занимался бы (или уже занимаюсь) в студенческом научном кружке. | 1 2 3 4 5 |
2. Учеба на факультете дается мне легко. | 1 2 3 4 5 |
3. Обычно я не позволяю себе заниматься чем-то другим, пока не подготовлены семинары, лабораторные и т.п. | 1 2 3 4 5 |
4. Неудача на первом экзамене способна выбить меня из колеи до конца сессии. | 1 2 3 4 5 |
5. По результатам сессий я хорошо учусь. | 1 2 3 4 5 |
6. Обычно при подготовке к занятиям я пытаюсь что-то самостоятельно придумать или вывести. | 1 2 3 4 5 |
7. Я совершенно теряюсь во время быстрых лекций или докладов. | 1 2 3 4 5 |
8. Специальность нашего факультета интересует меня все меньше и меньше. | 1 2 3 4 5 |
9. Я легко усваиваю даже те предметы, которые считаются сложными. | 1 2 3 4 5 |
10. Как правило, я не прекращаю выполнение важного задания до тех пор, пока оно не сделано. | 1 2 3 4 5 |
11. Я легко забываю о плохой оценке, переключаясь на другие дела. | 1 2 3 4 5 |
12. В моей зачетке преобладают тройки. | 1 2 3 4 5 |
13. Для подготовки к занятиям предпочитаю использовать готовые материалы, а не «изобретать велосипед». | 1 2 3 4 5 |
14. Я успеваю конспектировать даже самые быстрые лекции. | 1 2 3 4 5 |
15. Мне хотелось бы участвовать в студенческих научных мероприятиях. | 1 2 3 4 5 |
16. При подготовке к экзаменам мне достаточно один-два раза просмотреть материал, чтобы все запомнить. | 1 2 3 4 5 |
17. Большинство моих начинаний в учебе так и остаются незавершенными. | 1 2 3 4 5 |
18. Я быстро забываю о своих «промахах» на занятиях. | 1 2 3 4 5 |
19. В моей зачетке - только «отлично» и «хорошо». | 1 2 3 4 5 |
20. Даже при нехватке времени я пытаюсь найти свой способ решения. | 1 2 3 4 5 |
21. Я успеваю воспринимать речь быстро говорящего докладчика. | 1 2 3 4 5 |
22. Меня привлекает научная карьера по специальности нашего факультета. | 1 2 3 4 5 |
23. Обычно я с легкостью наверстываю пропущенный материал. | 1 2 3 4 5 |
24. В этом семестре я никак не могу заставить себя заниматься. | 1 2 3 4 5 |
25. Неожиданно низкая оценка моей работы не может надолго выбить меня из колеи. | 1 2 3 4 5 |
26. По итогам сессий я учусь далеко не блестяще. | 1 2 3 4 5 |
27. Если в ходе работы есть выбор: сделать свой вариант или использовать готовый, я делаю свой вариант. | 1 2 3 4 5 |
28. Я не успеваю конспектировать, когда преподаватель быстро читает лекцию. | 1 2 3 4 5 |
29. Студенческие исследования вызывают у меня скорее неприятие, чем интерес. | 1 2 3 4 5 |
30. У меня отличные способности к учебе. | 1 2 3 4 5 |
31. Обычно я бросаю даже серьезное занятие, если появляется что-то более привлекательное. | 1 2 3 4 5 |
32. В случае неудачи я не «зависаю» в переживаниях, а продолжаю что-то делать. | 1 2 3 4 5 |
33. Я не могу похвастаться высокими результатами своей учебы. | 1 2 3 4 5 |
34. Обычно в ходе подготовки занятий мне удается найти что-то необычное, свое. | 1 2 3 4 5 |
35. Даже на самых быстрых лекциях я не теряю мысль преподавателя. | 1 2 3 4 5 |
36. Ученым я быть не собираюсь, по крайней мере, в рамках нашей специальности. | 1 2 3 4 5 |
37. Я быстро «схватываю» содержание лекций даже по самым сложным темам. | 1 2 3 4 5 |
38. У меня случаются академические задолженности, которые потом приходится ликвидировать. | 1 2 3 4 5 |
39. Я долго переживаю, если в учебе что-то не ладится. | 1 2 3 4 5 |
40. Последнюю сессию я сдал(а) очень успешно. | 1 2 3 4 5 |
41. Я не вижу смысла изобретать что-то свое во время подготовки к занятиям. | 1 2 3 4 5 |
42. Когда преподаватель говорит в высоком темпе, я перестаю воспринимать материал. | 1 2 3 4 5 |
43. Меня все больше интересует исследовательская работа по специальности. | 1 2 3 4 5 |
44. Даже учебную и специальную литературу я могу читать быстро. | 1 2 3 4 5 |
45. В учебе я предпочитаю все делать своевременно, несмотря на болезни или настроение. | 1 2 3 4 5 |
46. После серьезной неудачи на занятиях или экзамене у меня начинается полоса неудач. | 1 2 3 4 5 |
47. Думаю, в моем дипломе об окончании вуза троек не будет. | 1 2 3 4 5 |
48. У меня пока нет стремления делать в учебе что-то по-своему. | 1 2 3 4 5 |
49. В случае необходимости я успеваю записывать даже по ходу быстрой лекции. | 1 2 3 4 5 |
50. Меня не привлекают студенческие кружки или научные объединения. | 1 2 3 4 5 |
51. Обычно я успешно выполняю сложные задания. | 1 2 3 4 5 |
52. В последнее время я не успеваю сдавать в срок зачеты, рефераты и т.п. | 1 2 3 4 5 |
53. Если моя работа получает низкую оценку, у меня надолго «опускаются руки». | 1 2 3 4 5 |
54. Мои близкие довольны результатами моей учебы. | 1 2 3 4 5 |
55. Меня не привлекает поиск своих способов решения известных задач. | 1 2 3 4 5 |
56. Я с трудом успеваю хоть что-то понять, когда преподаватель излагает материал без пауз. | 1 2 3 4 5 |
57. Меня все больше привлекает специальность, которую я получаю. | 1 2 3 4 5 |
58. Моя голова не приспособлена для скоростной умственной работы. | 1 2 3 4 5 |
59. Я учусь без долгов и «хвостов». | 1 2 3 4 5 |
60. После жесткой критики со стороны преподавателя я так переживаю, что весь день не могу взять себя в руки | 1 2 3 4 5 |
61. В моем дипломе, вероятно, будет троек пять или больше. | 1 2 3 4 5 |
62. Готовые материалы для занятий (ксерокопии и т.п.) я всегда переделываю по-своему. | 1 2 3 4 5 |
63. Мне удобнее работать с неторопливым преподавателем. | 1 2 3 4 5 |
64. Студенческая наука не вызывает у меня интереса | 1 2 3 4 5 |
65. Учебные и специальные тексты я читаю медленно. | 1 2 3 4 5 |
66. Если уж я берусь за какое-то учебное задание, работаю по максимуму. | 1 2 3 4 5 |
67. Ошибка во время ответа способна так расстроить меня, что я не могу дальше работать. | 1 2 3 4 5 |
68. У родителей нет повода гордиться моими успехами в обучении. | 1 2 3 4 5 |
69. В учебе я ищу любую возможность сделать работу по-своему. | 1 2 3 4 5 |
70. На занятиях я предпочитаю быстрый темп. | 1 2 3 4 5 |
Ключ вопросника учебной активности студентов
Шкалы, аббревиатуры и краткие пояснения | Номера пунктов | |||||||||
1. УМ –(учебная мотивация) | ||||||||||
2. ОБМ –(самооценка обучаемости студента) | ||||||||||
3. КД рлз –(контроль действий при реализации учебной деятельности, настойчивость) | ||||||||||
4. КД ндч –(контроль действий при фрустрации в ходе учебной деятельности) | ||||||||||
5.УА рез –(самооценка результатов учебной активности) | ||||||||||
6. ДИН взм –(динамика видоизменения учебной деятельности, творческая, авторская динамика) | ||||||||||
7. ДИН исп –(исполнительская динамика в ходе учебной деятельности, темп, интенсивность учебной работы) |
Примечание:
Крупным жирным шрифтом и курсивом выделены пункты, которые необходимо подвергнуть обращению, т.е. 1=5; 2=4; 3=3; 4=2; 5=1.
Размерность каждой из шкал – от 10 баллов (минимум) до 50 баллов (максимум)
Низкий уровень 10-25 баллов
Средний уровень 26-34 балла
Высокий уровень 35-50 баллов
Суммарные шкалы и формулы вычисления соответствующих индексов:
1. Потенциал учебной активности студента:
УА птц= (УМ + ОБМ)/2;
2. Регулятивный компонент учебной активности:
УА peг= (КД рлз + КД ндч)/2;
3. Динамика непосредственной реализации учебной активности:
УА дин= (ДИН исп + ДИН взм)/2;
4. Суммарный индекс учебной активности студента:
УА = УАптц + УАрег + УАдин + УАрез)/4
Краткая характеристика шкал Вопросника учебной активности студентов
Шкалы | Характеристика шкал Вопросника учебной активности студентов |
УМ | Первичная шкала Учебная мотивация. Большая выраженность характеризует, прежде всего, внутреннюю учебную мотивацию студентов. Шкала образована пунктами двух подшкал)– 4 пункта; – отношение к специальности обучения и соответствующим предметам; – отношение к студенческой науке и в целом к научной деятельности по своей специальности (6 пунктов). |
ОБМ | Первичная шкала Обучаемость. Характеризует самооценку обучаемости, легкости, скорости усвоения социокультурного опыта. Показывает самооценку скорости и качества работы на занятиях, в том числе с учебными текстами, при наверстывании пропусков, подготовке к экзаменам и т.п. |
УАптц | Суммарная шкала Потенциал учебной активности. Является одной из самых информативных, валидных, надежных и стабильных для самых различных сфер жизнедеятельности субъекта шкал активности. В наибольшей мере характеризует проявления активности, детерминированной самим субъектом (т.е. проявления субъектной активности в сфере обучения). Образована усреднением шкал УМ и ОБМ выражает индивидуальное соотношение выраженности учебной мотивации ("хочу учиться") и обучаемости ("могу учиться"), скрытую, непосредственно не наблюдаемую, потенциальную готовность к включению и реализации других структурных компонентов целостной учебной активности. |
КД ндч | Первичная шкала Контроль действий в ситуации учебных неудач. Диагностирует фрустрационную толерантность, эмоциональную регуляцию, устойчивость школьника в учебных ситуациях, т.е. умение сохранять стабильность учебной |
акивности в ситуации неудачи, способность "не застревать" эмоционально после досадных ошибок, низких оценок или замечаний учителя. Как правило, это связано с преобладанием произвольного, волевого, рефлексивного самоконтроля в стрессовых ситуациях. При низких значениях по шкале учебная активность, учебная деятельность при неудаче (в ситуации фрустрации) легко "распадается" и с трудом, после относительно длительных перерывов, восстанавливается. При высоких значениях по шкале учебная активность и деятельность сохраняют свою стабильность даже в условиях действия сильного стрессора и относительно быстро восстанавливаются. | |
КД рлз | Первичная шкала Волевой контроль реализации учебных действий. Шкала диагностирует способность длительное время произвольно концентрировать внимание на учебных занятиях, не переключаясь на другие дела, стремление доводить начатую учебную работу (в школе или дома) до конца, несмотря на возможные препятствия или соблазны. |
УА рег | Суммарная шкала Регуляция активности. Образована усреднением двух предыдущих шкал (КДндч и КДрлз). Характеризует индивидуальные особенности контроля активности при ее реализации (волевой контроль) и при неудаче (контроль эмоций). |
Д исп | Первичная шкала Исполнительская динамика реализации активности. Выражает интенсивность, скоростные характеристики непосредственной реализации учебной деятельности студента в работе на лекциях, конспектировании, подготовке заданий и взаимодействии с преподавателями. |
Д взм | Первичная шкала Динамика видоизменения учебной деятельности – творческая, авторская динамика учебной активости. Стремление найти свой способ решения, сделать по-своему, самостоятельно. Один из пунктов шкалы: «Даже при нехватке времени я пытаюсь найти свой способ решения». |
УА днн | Суммарная шкала Динамика реализации активности. Образована усреднением двух предыдущих шкал. Характеризует общий уровень непосредственно наблюдаемой динамики реализации учебной активности, ее воспроизведения, развертывания и развития в учебной сфере. |
УА рез | Первичная шкала Результат активности. Включает в себя пункты, направленные на выявление самооценки обученности (уровня усвоения, успешности сдачи сессионных экзаменов, успеваемости), а также эмоциональной удовлетворенности своей активностью в сфере обучения. |
УА | Индекс выраженности общего уровня учебной активности. Является усредненным результатом своеобразного многоборья четырех шкал, характеризующих основные структурные подсистемы учебной активности (потенциал, регуляция, динамика реализации и результат). |