Понятие гармонизации как научной категории.
ЛЕКЦИЯ IV. Гармонизация и имплементация права Европейского союза в национальные правовые системы.
1. Понятие гармонизации как научной категории.
2. Формы и методы адаптации законодательства Украины к праву Европейского Союза.
3. Вопросы трансформации Европейского права в законодательство Украины.
Понятие гармонизации как научной категории.
В последнее время украинским политиками, а также специалистами в разных отраслях юридической науки все чаще делается акцент на важности гармонизации национального законодательства с правовыми стандартами, которые созданы ведущими региональными международными организациями, и прежде всего, Европейским Союзом. Однако осуществление гармонизации правовой системы Украины, не понимая концептуального уровня ее основ, является нецелесообразным и неправильным.
Термин «гармонизация» синонимичен выражениям «пребывание в согласии», «в соответствии» или «быть согласованным» с чем-либо. В контексте международных конвенций гармонизация права нередко означает унификацию законодательства.
В законодательстве Украины отсутствует нормативное определение термина «гармонизация». В правовой литературе содержание этого термина специалистами права определяется по-разному:
- как общепринятое – приведение в соответствие, согласование;
- как процесс приведения внутреннего законодательства Украины в соответствие с нормами международных договоров, согласие на обязательность которых дано Верховной Радой Украины;
- как заимствование опыта других стран при разработке национального законодательства;
- как обязательное приведение национального законодательства в соответствие с решением объединений государств, в которые эти государства входят;
- как «мягкое», юридически необязательное обязательство Украины учитывать при разработке своего законодательства нормы Европейского Сообщества и т.п.
В актах законодательства, которые регламентируют вопросы гармонизации законодательства Украины и проблемы соотношения норм национального и международного права, употребляется понятие «не противоречивость» или «соответствие» или «приведение в соответствие».
Для лучшего и более глубокого понимания понятия гармонизация и построения общих методологических основ, на которых должен проходить этот процесс, следует, прежде всего, понимать генезис общих правовых и философских категорий построения процесса гармонизации.
В основе термина «гармонизация» лежит понятие «гармония». Гармония происходит от греческого слова, означающего «связь», «слаженность», «согласованность». Эта категория обозначает соразмерность и упорядоченность частей и целого, отображает в себе единство, многогранность, согласованность формы и содержания объекта.
Наиболее ранняя попытка описать мировую гармонию была сделана Птоломеем в середине ІІ столетия. Она изложена в одной из 13 книг «Большого порядка» («Альмагесты»). Если же проследить эволюцию философских взглядов на идею гармонии, то следует начинать с Гераклита, который формировал идею гармонии как «… внутреннее, построенное на взаимосвязи единство противоположностей».
Аристотель считал, что гармония – единство и завершенность во всем, распространяя понятие музыкальной гармонии на все сферы действительности. На уровне философских учений периода античности следует указать, что идея гармонии больше рассматривалась как идея организованности в противовес хаосу.
В период Средневековья философская идея гармонии была более связана с музыкой. Фома Аквинский не видел разницы между гармонией и совершенством. В эстетике Возрождения идея гармонии понималась как идеальная, пластическая организация человеческого тела, во взаимопроникновении внутреннего и внешнего.
Джордано Бруно сделал важный вывод о том, что «…совершенство и гармоничность мира является, прежде всего, последствием того, что между всем тем, что входит в бесконечный мир, конечной его частью всегда должна выступить ответственность».
И. Кант представлял гармонию как согласованность между разумом и чувствами. Гегель определял ее как «…внешнее выражение материального искусства». Он также считал центральным в идее гармонии принцип целостности.
В.Т. Мещеряков в своей монографии «Развитие представлений о гармонии в домарксистской и марксистско-ленинской философии» указывает на то, «…что носителями гармонии могут быть как периодические, так и обще-социальные явления, но только тогда, когда они отвечают определенным требованиям, одним из которых является принцип ответственности. В связи с этим решение вопроса об универсализации гармонии, зависит от решения вопроса об универсальности ответственности, что является центральным вопросом гармонии».
Таким образом, в основе принципа гармонии лежит принцип ответственности, а в основе принципа ответственности лежит принцип отсутствия противоположностей и противоречивостей.
Следовательно, научная категория гармонизации строится на следующих основах:
- внутренней, построенной на существенной взаимосвязи единства противоположностей;
- единства и завершенности;
- целостности;
- пропорциональности;
- совершенства;
- согласованности;
- ответственности.
Именно ответственность следует считать центральной в научной категории гармонизации, поскольку как в философских трудах в иностранной научной литературе, так и в нормативно-правовых актах Украины под гармонизацией чаще всего понимают «процесс приведения в соответствие».
Приведенный материал дает возможность утверждать, что гармонизация в широком понимании – это процесс приведения в соответствие, построенный на научных методологических основах единства, завершенности, целостности, пропорциональности, согласованности, совершенства и ответственности.
В начале 90-х гг. прошлого столетия в научный оборот был введен термин «аппроксимация» – (от латинского – приближаться) замена одних нормативно-правовых актов другими, в том или ином содержании близкими к исходному. Этот термин, заимствованный из естественных наук, более точно может характеризовать процесс «приближения» в контексте гармонизации. Понятие «гармонизация» в одинаковой мере относится как к национальному, так и международному праву. В последнем случае речь может идти скорее о гармонизации правовых систем государств.
Добиться согласованности, стройности и, как минимум, непротиворечивости в системе права и в наиболее его формализованной части – в законодательствах государств – является главной целью и сложной задачей. На сегодня вопрос о гармонизации решается сразу на нескольких уровнях и множеством процессуальных и институциональных приемов. Различают несколько принципиальных уровней гармонизации права.
Низшим является уровень согласования элементов нормы в пределах самой правовой системы; выше – в рамках одного акта по ряду признаков на основании требований юридической техники;более высокий уровень согласования – в пределах блока (пакета) нормативных актов, связанных одним предметом регулирования. Проблемы гармонизации возникают и при согласовании норм в рамках разных областей права, а также в соотношении частно-правового и публично-правового характера, которые требуют гибкого взаимодействия областей.
Практика предлагает множество приемов гармонизации и синхронного развития разных форм правового строительства. В их числе: а) гармонизация и сближение национального законодательства государств (напр. в Евросоюзе; б) унификация правовых решений (принятие идентичных решений) по ряду общих проблем (принятие Директив главными органами Евросоюза); в) принятие общих нормативно-правовых актов; г) принятие основ законодательства по предметам общего ведения (пример: в СССР Основы жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик).
Важной нормативно-методологической основой необходимости гармонизации законодательства нашего государства с международным правом является ст. 9 Конституции Украины, в которой утверждается, что все действующие международные договоры, согласие на обязательность которых дано Верховной Радой Украины, является частью ее национального законодательства. Кроме того, заключение международных договоров, которые противоречат Конституции, возможно лишь после внесения к ней соответствующих изменений.
Анализируя содержание этой конституционной нормы, важно указать, что первая ее часть предоставляет возможность обогащать содержание национального законодательства Украины нормами и принципами, которые унифицированы и закреплены в международных договорах и отображают достояние мировой цивилизации в международном праве. Приведенное выше содержание ст. 9 Конституции Украины дает основания считать международные договоренности не только источником международного права, а и источником права Украины. В то же время, рассматривая международные договора как составляющую национальной системы законодательства, необходимо еще много сделать, чтобы они были надлежащим образом согласованы с последней.