Анализ базовых понятий науки и практики государственного и муниципального управления
Основным термином государственного и муниципального управления является понятие государственная власть.
Государственная власть – официально установленное, юридически закрепленное право, возможность и способность субъекта воздействовать на объект государственного управления [1].
Государственная власть отличается от других видов властипо ряду критериев:
· субъекты;
· источники и ресурсы;
· характер осуществления;
· пределы распространения.
Для конкретного государства значение этих критериев зависит от следующих факторов, определяющих профиль национальной государственности: (рисунок 2.1).
Сущностные признаки государственной власти:
1. Суверенитет – верховенство над иными субъектами власти на данной территории, возможность самостоятельно и независимо определять и реализовывать государственную политику.
В зависимости от формы правления источники и носители суверенитета различны:
· в монархии верховным сувереном власти является глава государства – монарх;
· в республике (лат. respublica; res – дело,publicа – общественный, всенародный) сувереном и единственным источником государственной власти является народ.
2. Легитимность – признание народом данной власти, показатель уровня доверия народа.
3. Участие общественности в учреждении государственной власти и контроле над ней.
4. Подчиненность власти праву.
5. Разделение государственной власти на законодательную, исполнительную, судебную ветви.
6. Ограниченность сферы влияния власти на общество.
Государственная власть является исходным, волевым началом, источником государственного управления, определяет его форму и содержание.
По различным критериям выделяют различные типы государственной власти:
1. По характеру политического режима(американские политологи ГаблиэльАлмонд, Сидней Верба)
· тоталитарная государственная власть – характеризуется отсутствием политического, экономического и культурного плюрализма (например, режим СССР в эпоху И.В. Сталина);
· авторитарная государственная власть – характеризуется отсутствием политического, культурного плюрализма, но допускается экономический плюрализм;
· демократическая государственная власть - характеризуется присутствием политического, экономического и культурного плюрализма;
2. Классификация государственной власти по Максу Веберу.Согласно М. Веберу политический строй каждого общества определяет его религиозно-культурная специфика. Смена типов властвования происходит вследствие изменения типа социокультурных и экономических отношений.
Таблица 1
Типы политической власти по М. Веберу
Критерии | Традиционный тип власти | Харизматический тип власти | Рационально-легальный тип власти |
Тип общественно-политического мировоззрения | Религиозно-мифологический | Социально-психологический | Рационалистский |
Источники и ресурсы власти | Мифы, традиции, обычаи, религия | Харизма (с греч. – «божественный дар») – исключительные личные качества политического лидера | Право – универсальный регулятор общественных отношений |
Методы власти | Воздействие с опорой на укоренившиеся в данном обществе, унаследованные методы, приемы, традиции управления | Психологическое воздействие лидера на массу (призывы революционеров к свержению существующего государственного строя) | Воздействие посредством издания и применения правовых норм (изменение ставки налога на имущество) |
Смена типов властвования в соответствии с концепцией Вебера происходит вследствие изменения типа социокультурных и экономических отношений. Когда общество перестает чтить и соблюдать традиции, обычаи, мифы (в том числе поддерживающие государственное управление), основанная на них власть теряет легитимность и ей на смену приходят харизматические лидеры, разрушающие старый государственно-общественный строй.
Со временем у новых субъектов власти появляется необходимость обрести стабильную опору. Поскольку в современном социуме религия и соответствующие ей идеалы уже не могут стать такой опорой, вырабатываются рационально-легальные, конституционно-правовые нормы и методы взаимодействия власти и общества, в соответствии с которыми:
· общество делегирует власти часть управленческих функций и контролирует власть;
· власть ответственна перед обществом и осуществляет свое воздействие посредством норм права.
Таким образом, в современном обществе господствует рационально-легальный тип политической ментальности, когда гражданину выгоднее соблюдать закон, нежели его не исполнять или нарушать, а государственная власть поддерживается гражданами постольку, поскольку она выполняет данные народу обязательства.
Любопытно, что, размышляя о специфике взаимодействии социума и власти в западных и не западных государствах, М. Вебер в рамках традиционного способа осуществления власти выявил:
· феодальный тип, предполагающий децентрализацию экономики и концентрацию политической власти (государственности стран Западной Европы);
· патримониальный тип, основанный на экономическом и политическом монизме субъекта власти (государственность древнего Китая, Золотой Орды).
Патримониальный тип властеосуществленияукоренился на Руси начиная с «московского периода», когда в результате политического возвышения московского княжества остальные удельные князья, боярство и дворянство должны были «челом бить» (т.е. присягать на верность) великому московскому князю. По мнению ряда современных исследователей, в ходе дальнейшего развития России государственная власть, несмотря на внешние трансформации, сохранила патримониальный характер.
Государственная власть осуществляется посредством государственного управления.
Государственное управление — это целенаправленное, организующее, регулирующее воздействие политических и административных субъектов на общественные явления, процессы и отношения.
Его отличительными признаками являются следующие: