Церковный раскол (1650-1660-е)
К середине XVII в. выяснилось, что в русских богослужебных книгах, которые переписывались из столетия в столетие, накопилось много описок, искажений, изменений.
Одни говорили, что нужно исправить богослужебные книги и обряды, примеряясь к старым, древнерусским образцам, решениям Стоглавого собора (1551 г.), утвердившего незыблемость обрядов русской церкви. Эти люди входили в «кружок ревнителей древлего благочестия» под руководством Стефана Вонифатьева – духовника Алексея Михайловича(в кружок входили будущий патриарх Никон и протопоп Аввакум).
Часть церковнослужителей настаивала на том, что за образец нужно брать греческие книги, а не древнерусские образцы.
В итоге было решено исправлять церковные книги по греческим, а не древнерусским образцам. Реформу обновления церкви возглавил патриарх Никон.
В свое время он был обычным крестьянином, потом священником Нижегородского уезда, монахом Соловецкого монастыря, игуменом Кожеозерского монастыря в Поморье. Фанатическая вера, большой ум, решительный характер, слава оратора, проповедника, впадавшего в состояние экстаза, вдохновения, к тому же - чудотворца, провидца и целителя сделали его имя известным, и не только в церковных кругах. На него обратил внимание Алексей Михайлович и приблизил его к себе.
Никон хотел стоять во главе сильной и единой русской церкви, мечтал о том, что станет вселенским патриархом, православным папой. Честолюбивые замыслы патриарха соответствовали политическим взглядам молодого царя, который желал восстановить великую Византийскую империю, объединив под своим скипетром все православные народы: греков, славян и грузин. Идеология: «Москва – третий Рим».
Реформу Никон проводил в 1653-1656 годах. Была затронута только обрядовая сторона:
- Крещение тремя пальцами, а не двумя
- Поясные поклоны вместо земных
- Исправление по греческим образцам икон и церковных книг
- Единогласие во время церковной службы.
- «Аллилуйя» во время богослужения произносить трижды, а не дважды.
- Крестные ходы против солнца, а не навстречу…
Но у реформы были ярые противники, которых называли раскольниками (старообрядцами, староверами). Их лидером был протопоп Аввакум, когда-то близкий к Никону. Аввакума в итоге посадили в земляную яму, в которой он просидел много лет, а потом сожгли на костре. Сохранилось написанное им самим «Житие протопопа Аввакума» - первое автобиографическое произведение на русском языке.
Еще одной известной приверженкой старообрядчества стала боярыня Морозова(картина Сурикова)
Старообрядцы уходили далеко в леса, чтобы их не нашли царские власти, иногда устраивали в знак протеста гари – самосожжения.
Одним из центров сопротивления старообрядцев стал Соловецкий монастырь (Соловецкое восстание 1668-1676).
Тем временем отношения патриарха Никона и Алексея Михайловича разладились. Слишком властным становился патриарх Никон, вмешивался в светские дела. Никон предложил Алексею Михайловичу разделить с ним власть по примеру царя Михаила Федоровича и патриарха Филарета – “как месяц имеет свет от солнца, так и царь получает власть от патриарха, представляющего Бога”. Царь отказался.
В итоге между царем и патриархом произошел конфликт, Алексей Михайлович демонстративно не пришел на службу, которую вел патриарх Никон. В итоге в 1666-1667 годах Церковный собор лишил Никон сана патриарха и сослал его в монастырь.