Конспект лекции: Законодательная регламентация финансирования выборов

Расходы, связанные с подготовкой и проведением выборов соответствующего уровня в РФ производятся избиркомами за счет средств, выделенных на эти цели из соответствующего бюджета. Ассигнования на подготовку и проведение выборов предусматриваются отдельной строкой в соответствующем бюджете на очередной финансовый год. Главными распорядителями средств, предусмотренных в соответствующих бюджетах на проведение выборов, являются комиссии, организующие выборы, финансирование которых осуществляется в 10 срок со дня официального опубликования решения о назначении выборов.

Отчеты ЦИК РФ, избиркомов субъектов РФ и муниципальных образований о расходовании бюджетных средств на выборы, представляются соответственно в палаты ФС РФ, законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ, представительные органы местного самоуправления.

Порядок открытия и ведения счетов и перечисления денежных средств, отчетности, устанавливается ЦИК РФ по согласованию ЦБ РФ (аналогично избиркомом субъекта РФ по согласованию с ГУ ЦБ по субъекту). Плата за услуги банка не взимается и проценты не начисляются. Комиссии, получающие денежные средства из бюджетов различных уровней, ведут раздельные бухгалтерский учет и отчетность по средствам, полученным из указанных бюджетов.

Порядок создания избирательных фондов:

1. Кандидаты обязаны создавать собственные фонды для финансирования своей избирательной кампании в период после письменного уведомления комиссии об их выдвижении до их регистрации этой комиссией. Законом субъекта РФ может быть установлено, что на выборах в органы местного самоуправления при определенном числе избирателей в округе (но не более 5 тысяч) создание кандидатом фонда необязательно при условии, что финансирование кандидатом своей избирательной кампании не производится. В этом случае кандидат уведомляет избирательную комиссию об указанных обстоятельствах. Объединения, блоки, выдвинувшие списки кандидатов, для финансирования своей избирательной кампании обязаны создавать фонды после регистрации их уполномоченных представителей, в том числе по финансовым вопросам, соответствующими комиссиями.

2. Кандидаты вправе, а объединения, блоки, обязаны назначать уполномоченных представителей по финансовым вопросам.

3. Кандидаты, баллотирующиеся только в составе списка кандидатов, выдвинутого объединением, блоком, не вправе создавать собственные избирательные фонды.

4. Фонды кандидатов, объединений, блоков могут создаваться за счет:

а) собственных средств кандидата, объединения, блока;

б) средств, выделенных кандидату выдвинувшим его объединением, блоком;

в) добровольных пожертвований граждан;

г) добровольных пожертвований юридических лиц;

д) средств, выделенных кандидату, объединению, блоку соответствующей комиссией, в случае, если это предусмотрено законом.

5. Запрещается вносить пожертвования в фонды кандидатов, зарегистрированных кандидатов, объединений, блоков:

а) иностранным государствам и иностранным юридическим лицам;

б) иностранным гражданам, за исключением случаев, предусмотренных международными договорами;

в) лицам без гражданства;

г) гражданам РФ, не достигшим возраста 18 лет на день голосования;

д) российским юридическим лицам с иностранным участием, а также юр.лицам с гос.участием, если доля иностранного участия (гос.участия) в их уставном капитале превышает 30 процентов на день официального опубликования решения о назначении выборов (для открытых АО - на день составления списка акционеров за предыдущий год);

е) международным организациям и международным общественным движениям;

ж) органам государственной власти и органам местного самоуправления;

з) государственным и муниципальным учреждениям;

к) организациям, учрежденным государственными и муниципальными органами, а также организациям, учрежденным юридическими лицами, указанными в подпунктах "д" и "и";

л) воинским частям, военным учреждениям, правоохранительным органам;

м) благотворительным организациям, религиозным объединениям и учрежденным ими организациям;

н) анонимным жертвователям;

о) юридическим лицам, зарегистрированным менее чем за 1 год до дня голосования на выборах.

6. Пожертвования, указанные в пункте 6 и внесенные с нарушением требований закона, или часть пожертвования, превышающая установленный законом размер, подлежат возврату жертвователям, а пожертвования, внесенные анонимными жертвователями, - перечислению в доход соответствующего бюджета.

7. Законом устанавливаются предельные размеры перечисляемых в избирательные фонды денежных средств кандидата, блока, объединения, а также предельные размеры расходования средств избирательных фондов. При повторном голосовании допускается увеличение до 20% предельных размеров расходования средств избирательного фонда.

8. Все денежные средства, образующие избирательный фонд, перечисляются на специальный счет, открытый с разрешения комиссии в филиалах Сбербанка РФ, а при их отсутствии - в других банках, расположенных на территории округа. В случае отсутствия на территории округа банка то по согласованию с избиркомом в другом банке.

Порядок расходования средств избирательных фондов:

1. Право распоряжаться средствами фондов принадлежит создавшим их кандидатам, объединениям, блокам.

2. Средства фондов имеют целевое назначение. Средства фондов могут использоваться кандидатами, объединениями, блоками только на покрытие расходов, связанных с проведением своей избирательной кампании. На избирательную кампанию могут использоваться средства только избирательного фонда.

3. Договоры (соглашения) с гражданами и юр.лицами о выполнении определенных работ (об оказании услуг), связанных с избирательной кампанией кандидата, объединения, блока, заключаются лично кандидатом либо его уполномоченным представителем по финансовым вопросам, уполномоченным представителем по финансовым вопросам объединения, блока. Расчеты осуществляются только в безналичном порядке.

4. Граждане и юридические лица вправе оказывать финансовую поддержку кандидату, объединению, блоку, только через соответствующие фонды. Запрещаются бесплатное выполнение (по заниженным расценкам) юр. лицами товаров (работ, услуг), прямо или косвенно связанных с выборами. Допускаются добровольное бесплатное личное выполнение гражданином работ (услуг), без привлечения третьих лиц.

5. Банк - держатель избирательного счета по требованию комиссии, кандидата, объединения, блока, обязан предоставлять периодически им информацию о поступлении и расходовании средств. По требованию указанных лиц Банк обязан в 3 дня, а за 3 дня до дня голосования - немедленно представить заверенные копии первичных документов, подтверждающих поступление и расходование средств фондов.

6. Комиссия до дня голосования на выборах периодически направляет в СМИ для опубликования сведения о поступлении и расходовании средств фондов, которые должны быть опубликованы в течение 3 дней.

7. Кандидат, объединение, блок, обязаны представить в комиссию не менее 2 финансовых отчетов (один - не позднее чем за 10 дней до дня голосования, а итоговый - не позднее чем через 30 дней после опубликования результатов) по фонду. К итоговому финансовому отчету прилагаются первичные финансовые документы. Копии указанных отчетов передаются комиссиями СМИ не позднее чем через 5 дней.

8. Законом может быть предусмотрено, что объединение, блок, не принявший участия в распределении мандатов и набравший менее установленного этим законом числа голосов избирателей, обязаны возместить расходы организациям, осуществляющим выпуск СМИ.

9. Неизрасходованные денежные средства возвращаются пропорционально вложенным средствам. По истечении 30 дней со дня голосования с остатками неизрасходованных денежных средств банк по письменному указанию комиссии перечисляет на счет комиссии причитающиеся ей денежные средства, а оставшиеся денежные средства - в доход соответствующего бюджета.

10. Комиссии осуществляют контроль за порядком формирования и расходования средств фондов. Для этого создаются контрольно-ревизионные службы с привлечением специалистов из госорганов, ЦБ, Сбербанка. По запросу соответствующей избирательной комиссии не позднее чем через 1 месяц со дня опубликования решения о назначении выборов, обязаны откомандировать специалистов в распоряжение комиссий. При этом в распоряжение ЦИК РФ, избирательной комиссии субъекта РФ на срок не менее 5 месяцев, а в окружную комиссию - на срок не менее 3 месяцев. На этот срок они освобождаются от основной работы, за ними сохраняются место работы, установленные оклады и иные выплаты, им также может выплачиваться вознаграждение за счет средств, выделенных на подготовку и проведение выборов.

Наши рекомендации