Системный подход к изучению госуправления

позволяет представить его как функционирование нескольких сложных социальных систем. Условно назовем их:

система управляющая — государство как определяющий субъект управления;

• система управляемая— компоненты общества, подверженные государственному воздействию как объекты управления;

система взаимодействия — различные институты государства и общества, реализующие связи:

-прямые и обратные,

-вертикальные и горизонтальные,

-подчиняющие и поддерживающие и пр.

Сущностной характеристикой этой системы является наличие в ней разного рода отношений: субъектно-субъектных, субъектно-объектных. Общественная система формирует главным образом содержание взаимодействия, выступающее как диалектическое сочетание потребностей, интересов общества и возможностей государства.

Система управляющая и является предметом углубленного изучения в нашем курсе.Напомним избранный нами

Методологический подход: государственное управление толкуется в широком и узком смысле.

В первом случае управление всем обществом, реализация государственной власти федерального уровня (федеральная горизонталь государственной власти) со всеми тремя ветвями власти.

- управление делами государства, реализация государственно-административной, исполнительной власти от центра — до власти на местах, т.е. госадминистративная вертикаль власти.Таким образом,

управляющая система включает в себя в качестве компонентов (подсистем) относительно самостоятельные социальные системы:

- система госуправления делами общества в целом;(принимаются общезначимые государственно-политические решения удовлетворяющие интересы населения, его различных групп, сглаживаются разного рода противоречия)

- система госадминистративного управления делами государства.

Систему А допустимо соотносить с политической системой общества, т.е. с совокупностью взаимодействующих государственных и общественных органов и организаций, посредством которых принимаются общезначимые государственно-политические решения. Конечно, понятие «политическая система» более емкое, чем «государственное управление», поскольку включает все то и всех тех, что и кто имеет отношение к процессу принятия политических решений, охватывает как официальные институты и лица, так и неформальные и неправительственные организации и факторы, влияющие на механизм выявления, постановки проблем, выработки и реализации решений в сфере общественных отношений. В государственном управлении важно разглядеть политический аспект, политическое наполнение управляющей системы, понять, на какие общественные институты можно опираться и каким образом, чтобы сделать эффективными действия государственных органов, госуправленцев, обеспечить посредством согласованных решений потребности и интересы людей. Государственно-политическая система и управляющая подсистема в ней (А) призваны на практике решать задачи удовлетворения интересов населения, его различных групп, улаживания разного рода противоречий (индивидуальных, групповых, национальных, территориальных, классовых и т.п.).

Обратимся к схеме и проанализируем специфику управляющей системы в сопоставлении с общесистемными (общеродовыми) признаками.

Напомним важнейший системообразующий фактор — взаимодействие системы с окружающей внешней средой. Управление связано с восприятием множества сигналов, поступающих из быстроменяющейся социально-экономической среды.

Однако следует подчеркнуть, что недостаточно просто констатировать взаимодействие системы государственного управления и ее обмен ресурсами с внешней, общественной средой. Методологически важно осмыслить: главной, конечной целью (предназначением) управляющей системы является не ее собственное существование «для себя», а обеспечение параметров надлежащего состояния и развития общества, удовлетворение его потребностей, интересов, ожиданий. В этом— уникальность и особая значимость связей госуправления с обществом.

Внешняя среда, а точнее сказать, среда обитания системы госуправления — это первичное, это те силы, факторы экономической, политической, правовой, культурной, духовной сфер многообразной жизнедеятельности общества, которые оказывают непосредственное влияние на процесс управляющего воздействия, питают его ресурсами или блокируют управленческие решения (действия) в случае неготовности к ним общества. В данной связи можно сказать: каково общество, такова (производная от него) система управления им.

Развивается общество — реформируется управление. Система государственного управления, соответствующая обществу, должным образом реагирующая на происходящие в нем изменения, может быть определена как рациональная. Обратимся к рис. 2.1.

2.2. Структура системы государственного управления

А теперь постараемся осмыслить структуру системы государственного управления, ее сущностные элементы, т.е. те подсистемы (компоненты), без которых государственное управление состояться не может. Так как подробный анализ каждой из подсистем предстоит в последующих главах, здесь дадим их краткую характеристику в порядке приоритетности. Обратимся к рис. 2.2.

Рис. 2.2. Сущностные элементы системы государственного управления

Институциональная подсистема — важнейший элемент системы госуправления, ибо невозможно оказывать управляющее воздействие, не определив, кто конкретно правомочен(имеет право и может) это делать.

Специфика институтов власти и управления состоит в том, что они всегда узаконены, организационно упорядочены, структурированы, имеют статус (общественное предназначение, место, роль в системе управления),функциональная деятельность и правомочия регламентированы соответствующими нормативными актами.

К институтам государственной политической власти федеральногоуровня,создаваемым на основе Конституции РФ, относятся

институт Президента РФ,

Федеральное Собрание РФ,

Правительство РФ,

судебные органы: Конституционный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, Верховный Суд РФ, институт прокуратуры РФ.

• Институты государственной политической власти регионального уровня, создаваемые на основе конституций и уставов субъектовРоссийской Федерации, — это представительные законодательные органы субъектов РФ и администрация субъектов РФ: президенты, мэры, губернаторы.

• Институты местной политической власти, создаваемые на основе конституций и уставов субъектов РФ, — это

представительные органы (собрания районных уполномоченных) и

органы управления муниципального образования (муниципального самоуправления).

• Органы государственного административного управления, создаваемые на основе законов, указов Президента, постановлений Правительства и администрации соответствующего уровня и обеспечивающие деятельность институтов власти — это госаппарат:

Наши рекомендации