Раздел 1. Теоретические аспекты чрезвычайной ситуации.

БЕЗОПАСНОСТь ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Конспект лекций по дисциплине

для специальности 40.02.01

«Право и организация социального обеспечения»

Мурманск

1. Составитель:

преподаватель           Сушко К.Н.
(должность)   (кафедра)   (подпись)   (ФИО)

2. УТВЕРЖДЕН на заседании кафедры

ГПД
(наименование кафедры)
  01.09.17   протокол №      
(дата)      
Зав. кафедрой     Яшин А.Н.
  (подпись)   (ФИО)

ПЕРЕУТВЕРЖДЕН на заседании кафедры

 
(наименование кафедры)
      протокол №        
(дата)      
Зав. кафедрой      
  (подпись)   (ФИО)

3. Конспект лекций СОГЛАСОВАН с учебно-методическим управлением

Начальник УМУ     Бирюков Ю.В.
  (подпись)   (ФИО)
   
(дата)  
         

4. В конспект лекций внесены изменения и дополнения на заседании кафедры

  Протокол №   Дата  
Зав. кафедрой      
  (подпись)   (ФИО)

© Мурманская академия экономики

и управления, 2017

Тема 1. Теоретические основы безопасности

БЕЗОПАСНОСТь ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Конспект лекций по дисциплине

для специальности 40.02.01

«Право и организация социального обеспечения»

Мурманск

1. Составитель:

преподаватель           Сушко К.Н.
(должность)   (кафедра)   (подпись)   (ФИО)

2. УТВЕРЖДЕН на заседании кафедры

ГПД
(наименование кафедры)
  01.09.17   протокол №      
(дата)      
Зав. кафедрой     Яшин А.Н.
  (подпись)   (ФИО)

ПЕРЕУТВЕРЖДЕН на заседании кафедры

 
(наименование кафедры)
      протокол №        
(дата)      
Зав. кафедрой      
  (подпись)   (ФИО)

3. Конспект лекций СОГЛАСОВАН с учебно-методическим управлением

Начальник УМУ     Бирюков Ю.В.
  (подпись)   (ФИО)
   
(дата)  
         

4. В конспект лекций внесены изменения и дополнения на заседании кафедры

  Протокол №   Дата  
Зав. кафедрой      
  (подпись)   (ФИО)


© Мурманская академия экономики

и управления, 2017

Тема 1. Теоретические основы безопасности

Раздел 1. Теоретические аспекты чрезвычайной ситуации.

На протяжении всей истории человечество подвергается воздей­ствию стихийных бедствий, аварий и катастроф, которые уносят ты­сячи жизней, причиняют колоссальный экономический ущерб, за ко­роткое время разрушают все, что создавалось годами, десятилетиями и даже веками.

До начала 90-х годов устранение последствий крупных аварий и катастроф поручалось, как правило, силам гражданской обороны (ГО), ориентированным на чрезвычайные ситуации (ЧС) и защиту населения в военное время, в частности, от оружия массового пора­жения. В середине 80-х и начале 90-х годов на фоне мирной обста­новки боевыми выглядели потери при авариях, катастрофах и сти­хийных бедствиях. Так, авария на Чернобыльской АЭС, землетрясе­ние в Армении, печально известная авария на газопроводе в Башкортостане, взрыв в Арзамасе, увеличение числа железнодорож­ных и авиационных катастроф вскрыли серьезные недостатки этой системы. Нужны были кардинальные преобразования в области лик­видации чрезвычайных ситуаций.

С учетом этого Правительство Российской Федерации своим по­становлением от 27 декабря 1990 – образует Российский корпус спасателей. Его целями объявляются прогнозирование, предотвра­щение и ликвидация последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий, эпидемий и других чрезвычайных ситуаций, координация деятельности министерств, ведомств и других органов управ­ления в экстремальных условиях. Позже этот день было решено считать днем создания Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвида­ции последствий стихийных бедствий (МЧС России), а в 1995 г. Указом Президента Российской Федерации он был объявлен Днем спасателя.

Создание МЧС России стало первым и главным шагом при постро­ении в стране современной системы предупреждения и ликвидации чрез­вычайных ситуаций. В апреле 1992 г. Правительством Российской Фе­дерации было принято и утверждено Положение о Российской систе­ме предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях. Через два с половиной года эта система, основательно проверенная практикой, была преобразована в Единую государственную систему предупреждения и ликвидации ЧС.

Цель создания системы - объединение усилий центральных ор­ганов федеральной исполнительной власти, органов представитель­ной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, го­родов и районов, а также организаций, учреждений и предприятий, их сил и средств в области предупреждения и ликвидации чрезвы­чайных ситуаций.

Основные задачи РСЧС:

· разработка и реализация законов и других важных документов, регулирующих вопросы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

· осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на пре­дупреждение ЧС и повышение устойчивости функционирования предприятий, учреж­дений и организаций в ЧС;

· обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных для предупреждения и ликвидации ЧС;

· сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от ЧС;

· подготовка населения к действиям при ЧС;

· прогнозирование и оценка социально-экономических последствий ЧС;

· создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС; осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в сфере защиты населения и территорий от ЧС;

· ликвидация ЧС;

· осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от ЧС, проведение гуманитарных акций;

· реализация прав и обязанностей граждан в области защиты от ЧС;

· международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от ЧС.

Стpyктypa и opгaны yпpaвлeния РСЧС

РСЧС объединяет органы управления, силы и средства федераль­ных органов исполнительной власти, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, решающих вопросы защиты населения и территорий от ЧС.

Организационно РСЧС состоит из территориальных и функциональных подсистем и имеет пять уровней:

· федеральный, охватывающий всю территорию Российской Федерации;

· региональный, охватывающий территорию нескольких субъектов Российской Федерации;

· территориальный, охватывающий территорию субъекта Российской Федерации; местный, охватывающий территорию района (города, населенного пункта);

· объектовый, охватывающий территорию объекта.

Территориальные подсистемы РСЧС создаются в субъектах Рос­сийской Федерации для предупреждения и ликвидации ЧС в пределах их территорий и состоят из звеньев, соответствующих административ­но-территориальному делению этих территорий.

Функциональные подсистемы РСЧС создаются федеральными орга­нами исполнительной власти для организации работы по защите населе­ния и территорий от ЧС в сфере их деятельности и порученных им отрас­лей экономики. Таких подсистем насчитывается более трех десятков.

Каждый уровень РСЧС имеет: координирующие органы; постоянно действующие органы управления, уполномоченные решать задачи в об­ласти защиты населения и территорий от ЧС; органы повседневного уп­равления; силы и средства; финансовые и материальные резервы; систе­мы связи, оповещения, информационного обеспечения.

В состав межведомственных комиссий (МВК) включены представи­тели федеральных министерств и ведомств в ранге заместителей мини­стров. В их компетенцию входит решение вопросов, связанных с защитой населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера.

Основные задачи МВК:

формирование и проведение единой государственной политики в области предупреждения и ликвидации ЧС;

координация деятельности органов исполнительной власти в области разработки проектов законодательных актов и других нормативных правовых документов по воп­росам, отнесенным к ее компетенции, а также рассмотрение и представление в уста­новленном порядке этих проектов в Правительство Российской Федерации;

подготовка предложений по формированию системы экономических, организа­ционно-технических и иных мер, направленных на обеспечение безопасности и защи­ту населения, территории страны от ЧС;

проведение единой технической политики в области создания и развития сил и средств предупреждения и ликвидации ЧС;

определение основных направлений совершенствования дальнейшего развития РСЧС;

разработка проектов федеральных целевых и научно-технических программ по предупреждению ЧС, защите населения и территории страны от ЧС, координации работ по выполнению этих программ;

координация деятельности органов исполнительной власти субъектов Российс­кой Федерации и органов местного самоуправления при ликвидации ЧС (социально­-экономическая и правовая защита, медицинская реабилитация граждан, пострадавших в результате аварий, катастроф, стихийных и иных бедствий, а также лиц, принимав­ших участие в Ликвидации ЧС);

определение основных направлений международного сотрудничества в области предупреждения и ликвидации ЧС.

Решения МВК обязательны для исполнения всеми федеральными министерствами и ведомствами, входящими в ее состав, органами ис­полнительной власти субъектов Российской Федерации.

Основные задачи КЧС органов исполнительной власти субъек­тов Российской Федерации и органов местного самоуправления:

· контроль за осуществлением мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС, а также по обеспечению надежности работы потенциально опасных объектов в условиях ЧС;

· наблюдение и контроль за состоянием окружающей природной среды и потенциально опасных объектов, прогнозирование ЧС;

· обеспечение готовности органов управления, сил и средств к действиям в ЧС, а также создание и поддержание в состоянии готовности пунктов управления;

· разработка нормативных правовых актов в области защиты населения и территорий от ЧС;

· разработка и осуществление федеральных целевых и научно-технических про­грамм, разработка и реализация территориальных про грамм по предупреждению и ликвидации ЧС;

· создание резервов финансовых и материальных средств на случай возникнове­ния ЧС;

· взаимодействие с другими КЧС, военным командованием и общественными объединениями по предупреждению и ликвидации ЧС;

· руководство работами по ликвидации ЧС;

· планирование и организация эвакуации населения из районов ЧС, размещения его в безопасной зоне и возвращения в места постоянного проживания;

· сбор и обмен информацией в области защиты населения и территорий от ЧС;

· руководство подготовкой населения, должностных лиц органов управления и сил РСЧС к действиям в ЧС.

Необходимо подчеркнуть, что в КЧС входят ответственные предста­вители соответствующих органов государственной власти и местного самоуправления, что позволяет заблаговременно реализовать меры по предупреждению ЧС, а в экстремальных условиях - оперативно моби­лизовать ресурсы соответствующей территории и эффективно ликви­дировать ЧС.

Задачи объектовых КЧС:

руководство разработкой и осуществлением мероприятий по предупреждению ЧС, повышению надежности потенциально опасных объектов, обеспечению устойчи­вости функционирования организаций и объектов при возникновении ЧС;

организация работ по созданию на потенциально опасных объектах и поддержанию в состоянии готовности локальных систем контроля и оповещения;

обеспечение готовности органов управления, сил и средств к действиям при ЧС,

руководство ликвидацией ЧС и эвакуацией персонала организаций и объектов;

руководство созданием и использованием резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС;

организация подготовки руководящего состава, сил и средств, а также персонала организаций и объектов к действиям в ЧС.

Постоянно действующими органами управления РСЧС являются органы управления ГОЧС.

Размещение органов повседневного управления РСЧС осу­ществляется на пунктах управления, оснащенных соответствующими сред­ствами связи, оповещения, сбора, обработки и передачи информации и поддерживаемых в состоянии постоянной готовности к использованию.

Режимы функционирования РСЧС

В зависимости от обстановки, масштаба прогнозируемой или воз­никшей ЧС решением соответствующих органов исполнительной влас­ти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления в пре­делах конкретной территории устанавливается один из режимов функ­ционирования РСЧС:

режим повседневной деятельности - при обычной производственно-промышлен­ной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмологичес­кой и гидрометеорологической обстановке, при отсутствии эпидемий, эпизоотий, эпи­фитотий;

режим повышенной готовности - при ухудшении указанной обстановки, получе­нии прогноза о возможности возникновения ЧС;

режим ЧС - при возникновении и во время ликвидации ЧС.

Силы и cpeдcтвa ликвидации ЧС

Важнейшая составная часть РСЧС - ее силы и средства.

Силы и средства наблюдения и контроля включают те органы, службы и учреждения, которые осуществляют государственный надзор, инспектирование, мониторинг, контроль, ана­лиз состояния природной среды, хода природных процессов и явле­ний, потенциально опасных объектов, продуктов питания, веществ, материалов, здоровья людей и т. д. Благодаря их деятельности удает­ся предупреждать многие ЧС, прогнозировать возможное их возник­новение, оповещать об угрозе и возникновении ЧС органы управления и население.

В состав сил и средств ликвидации ЧС входят:

· учреждения и формирования Всероссийской службы медицины катастроф;

· формирования службы защиты животных и растений Минсельхозпрода России;

· военизированные противоградовые и противолавинные службы Росгидромета;

· территориальные аварийно-спасательные формирования Государственной инспекции по маломерным судам Минприроды России;

· военизированные и невоенизированные противопожарные, аварийно-спасатель­ные, восстановительные и аварийно-технические формирования федеральных орга­нов исполнительной власти;

· соединения (части) войск ГО и подразделения поисково-спасательной службы МЧС России;

· соединения (части) радиационной, химической и биологической защиты и ин­женерных войск Минобороны России;

· аварийно-технические центры, специализированные отряды атомных электростанций Минатома России;

· территориальные и объектовые нештатные аварийно-спасательные и аварийно­-восстановительные формирования;

· отряды и специалисты-добровольцы общественных объединений.

Ликвидация ЧС осуществляется силами и средствами организаций, органов местного самоуправления и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых сложилась чрезвычай­ная ситуация, под непосредственным руководством соответствующей КЧС. Если масштабы ЧС таковы, что имеющимися силами и средства­ми ликвидировать ее невозможно, то указанные комиссии обращаются за помощью к вышестоящей КЧС, которая и осуществляет координа­цию и руководство ликвидацией данной ЧС. При недостаточности име­ющихся сил и средств могут привлекаться силы и средства федераль­ных органов исполнительной власти, в том числе и воинские формиро­вания.

Для ликвидации ЧС создаются резервные фонды финансовых и материальных ресурсов.

Информационное обеспечение функционирования РСЧС осуществ­ляется автоматизированной информационно-управляющей системой органов МЧС России (АИУС РСЧС).

Закoнoдaтeльcтвo Российской Федерации в oблacти защиты нaceлeния и тeppитopий от ЧС приpoднoго и тexнoгeннoгo xapaктepa

Общие для Российской Федерации организационно-правовые нор­мы в области защиты населения, а также всего земельного, водного, воздушного пространства, объектов производственного и социального назначения, окружающей природной среды от ЧС определяет Федераль­ный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуа­ций природного и техногенного характера».

Действие настоящего Федерального закона распространяется на от­ношения, возникающие в процессе деятельности органов государствен­ной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и органи­заций независимо от формы их собственности и населения в области защиты от ЧС.

В первой главе представлены цели закона, задачи РСЧС, грани­цы зон ЧС, порядок гласности и информирования населения, а также основные принципы его защиты.

Важным фактором в обеспечении защиты населения и территорий является гласность и информирование о ЧС.

Информацию составляют сведения о прогнозируемых и возникших ЧС, их последствиях, о состоянии защиты населения и территорий, принятых мерах по обеспечения их безопасности, приемах и способах защиты населения от них, а также данные о радиационной, химичес­кой, медико-биологической, взрывной, пожарной и экологической безо­пасности на соответствующих территориях.

Федеральные органы государственной власти, субъектов Российской Федерации, местного самоуправления и администрация организаций обязаны оперативно и достоверно информировать население по указан­ным вопросам через средства массовой информации и по иным каналам.

Вторая глава определяет полномочия Президента Российской Фе­дерации, Федерального собрания России, органов государственной вла­сти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления в об­ласти защиты населения и территорий от ЧС.

В третьей главе закреплены обязанности федеральных органов исполнительной власти и организаций по защите населения и территорий от ЧС, участие общественных объединений в их ликвидации, а также по­рядок привлечения Вооруженных Сил Российской Федерации для ликви­дации ЧС и сил и средств органов внутренних дел при ликвидации ЧС.

В четвертой главе приведены права и обязанности граждан по за­щите от ЧС.

Граждане России имеют право (ст. 18):

· на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения ЧС в любом регионе, любом населенном пункте;

· при необходимости использовать средства коллективной и индивидуальной за­щиты, другое имущество органов исполнительной власти республик, краев, областей, местного самоуправления и организаций, предназначенное для защиты людей в ЧС;

· получать информацию о надвигающейся опасности и риске, которому может подвергнуться население той или иной территории, правилах поведения и мерах безо­пасности с учетом складывающейся обстановки;

· обращаться лично, а также направлять в государственные органы и органы мест­ного самоуправления индивидуальные и коллективные обращения по вопросам защи­ты населения и территорий от ЧС;

· участвовать (в установленном порядке) в работах по предупреждению и ликвидации ЧС;

· на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие ава­рий, катастроф, пожаров и стихийных бедствий;

· на медицинское обслуживание, компенсации и льготы за проживание и работу в зонах ЧС;

· на государственное социальное страхование, получение компенсаций и льгот за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе работ по лик­видации ЧС;

· на пенсионное обеспечение в случае потери трудоспособности в связи с увечьем или заболеванием, полученным при выполнении обязанностей по защите населения и территорий от ЧС, в порядке, установленном для работников, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья;

· на пенсионное обеспечение в случае потери кормильца, погибшего или умерше­го от увечья или заболевания, полученного при выполнении обязанностей по защите населения и территорий.

Без четкого выполнения своих обязанностей гражданами трудно говорить об устойчивом эффективном функционировании всей систе­мы РСЧС. Поэтому каждый россиянин обязан (ст. 19):

· активно содействовать выполнению всех мероприятий, проводимых МЧС России;

· соблюдать законы и иные нормативные и правовые акты в области защиты насе­ления и территорий от ЧС;

· выполнять меры безопасности в быту и повседневной трудовой деятельности, не допускать нарушения производственной и технологической дисциплины, требований экологической безопасности, которые могут привести к ЧС;

· изучать основные способы защиты населения и территорий от ЧС, приемы ока­зания первой медицинской помощи пострадавшим, правила пользования коллектив­ными и индивидуальными средствами защиты, постоянно наращивать и совершен­ствовать свои знания и практические навыки для действий в любых складывающихся условиях;

· знать сигналы оповещения и порядок действий по ним;

· четко выполнять правила поведения при угрозе и возникновении ЧС;

· при первой возможности оказывать содействие в проведении аварийно-спаса­тельных и других неотложных работ.

Пятая глава определяет порядок подготовки населения и пропа­ганду знаний в области защиты населения от ЧС. Такая подготовка ЧС осуществляется в организациях, в том числе в образовательных учреж­дениях, а также по месту жительства.

В шестой главе отражены вопросы финансирования органов уп­равления и мероприятий по ликвидации ЧС, а также создания и ис­пользования резервов финансовых и материальных ресурсов для лик­видации чрезвычайных ситуаций.

Седьмая глава посвящена порядку организации и про ведения государственной экспертизы, надзора и контроля защиты населения и территорий от ЧС, а также ответственности за нарушение настоящего законодательства.

Виновные в невыполнении или недобросовестном выполнении зако­нодательства Российской Федерации по защите населения и территорий от ЧС, создании условий и предпосылок к их возникновению, неприня­тии мер по защите жизни и сохранению здоровья людей и других противоправных действиях должностные лица и граждане Российской Федерации несут дисциплинарную, административную, гражданско-правовую и уголовную ответственность, а организации - административную и граж­данско-правовую ответственность в соответствии с законодательствами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Восьмая глава определяет правила применения международных договоров Российской Федерации в области защиты населения и территорий от ЧС.

В главе девять говорится о вступлении Федерального закона в силу.

Наши рекомендации