Права человека. Их закрепление в конституции РФ
Политические партии РФ
Наука и общество
Наукой принято называть теоретические систематизированные взгляды наокружающий мир, воспроизводящие его существенные стороны в абстрактно-логической форме и основанные на данных научных исследований. Европейской родиной науки считается Древняя Греция, жители которойпервыми поняли, что окружающий человека мир вовсе не таков, каким онпредставляется людям, изучающим его только при помощи методов чувственного познания. Греки первыми совершили переход отступени чувственного познания к абстрактному, от познания основных фактовокружающего мира к познанию его законов. В эпоху средневековья наука попалав зависимость от теологии и ее развитие существенно замедлилось. Однакопостепенно в результате открытий, сделанных Н. Коперником, Г. Галилеем, Дж.Бруно, наука начинает оказывать все возрастающее влияние на жизнь общества.С XVII в. в Европе идет процесс оформления науки в качестве общественногоинститута: создаются научные общества и академии, издаются научные журналы,а в XIX в. появляется и само слово «ученый». На рубеже XIX– XX вв.появляются и новые формы организации науки: научные лаборатории иинституты, исследовательские центры. Примерно с этого же времени науканачинает оказывать огромное влияние на развитие производства, становясь егоособым видом – духовным производством. Важнейшими социальными функциями науки являются: а) познаватпельно-объяснитель ная – заключается в том, чтобы познать иобъяснить, как устроен мир и каковы законы его развития; б) мировоззренческая – помогает человеку не только объяснить известныеему знания о мире, но и выстроить их в целостную систему, рассмотретьявления окружающего мира в их единстве и многообразии, выработать своемировоззрение; в) прогностическая – наука позволяет человеку не только изменятьокружающий мир сообразно своим желаниям и потребностям, но и прогнозироватьпоследствия таких изменений. При помощи научных моделей ученые могутпоказать возможные опасные тенденции развития общества и дать рекомендациипо их преодолению. Представляя собой подсистему более сложной системы, называемой обществом,наука испытывает на себе определенное воздействие последней. 1. Потребности развития общества часто являются основным фактором,определяющим проблематику научных исследований. Говорят о социальномзаказе, который общество дает ученым (например, найти способы избавлениячеловечества от рака и других тяжелых заболеваний). 2. Состояние научных исследований зависит от материально-технической базыобщества, от тех средств, которые направляются на развитие науки. Так,например, в Российской Федерации остро стоит проблема финансированияфундаментальных наук, которые не дают сиюминутных результатов. Между темименно открытия, сделанные в этих отраслях научного познания, во многомопределяют уровень развития и состояние прикладных наук, основной задачейкоторых является поиск решений текущих, подчас сиюминутных проблем. Будучи особой формой общественного сознания, наука обладает относительнойсамостоятельностью. Выполняя социальный за каз, она тем не менее развивается по своим внутренним законам. Так,например, существует закон «развитие науки в запас», соглас-но которомурешение любой научной проблемы может быть осуществлено только в том случае,если для этого наукой уже накоплен соответствующий объем знаний. Если жетакового запаса нет, то выполнить общественный заказ наука не в состоянии.ПРИРОДА и СУЩНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА
При рассмотрении сущности человека именно как личности в философско-антропологическом знании обозначилось несколько подходов.
Первый заключается в сведении сущности личности к нестандартным, неповторимым характеристикам человека, к его индивидуальности.
Традиция индивидуализации личности давняя. Известно, что само слово личность происходит от латинского термина persona, обозначающего маску актера в театре, играющего свою, строго индивидуальную, отличную от других роль. В последующем под персоной стал пониматься человек как юридическое лицо, затем - конкретный индивид в психологическом смысле, и, наконец, персоной стали называть абстрактное лицо, обладающее набором общезначимых характеристик.
Одно из первых определений личности как индивидуальности дал Боэций: «Лицо есть рациональная по своей природе индивидуальная субстанция». На современном философском языке это означает, что лицо (т.е. личность) - это уникальность отдельного человека, основывающаяся на наличии разума.
Индивидуальность как главное свойство личности рассматривали многие мыслители. Д. Юм усматривал сущность личности в способности самоощущения своего Я, а И. Кант считал, что личностью становится тот человек, который «может обладать представлением о своем Я».
Такой подход правомерен уже в силу лишь того, что развитие личности проистекает из способности человека вырабатывать и измерять отношение к самому себе, смотреть на себя «со стороны». Обобщенной характеристикой познания личностью самой себя, отношения к самой себе и является образ Я. Это не всегда осознаваемая, но устойчивая и всегда переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит отношения с другими людьми. По отношению к личности Я выступает как регулирующее образование, в котором воплощается ощущение собственных состояний, переживаний, поступков, собственной целостности и нерасторжимости, а также своего прошлого, настоящего и будущего.
В современной литературе можно встретить стремление рассматривать сущность личности через ее индивидуальную уникальность. В ряду основных причин, которые «делают каждого человека как личность неповторимыми и уникальными», называются: особенности психологического склада, опыт детства и воспоминания о детстве, особенности индивидуальной биографии, противоречивость жизненных ролей. В то же время, как признают сами авторы, «эта уникальность выражается в понятии Я», что в принципе совпадает с юмовско-кантовской позицией. Такой подход, являясь частным случаем характеристики личности, не обеспечивает проникновения в сущность, достаточного для философского уровня абстрагирования от частностей. Ставка на неповторимость, индивидуальность, по словам Э. В. Ильенкова, «обессмысливает личность» (Ильенков Э. В. Что такое личность?// Философия и культура. М., 1991. С. 389.), если неповторимость и индивидуальность берется на биологическом и психологическом уровнях.
Второй подход к рассмотрению сущности личности основывается на марксистской концепции человека как совокупности общественных отношений. Характеристики человека переносились на личностный уровень, в результате чего и личность рассматривалась как производная от отношений, существующих в данном обществе, при данном способе производства. Аргументы, приводимые в обоснование такого подхода к сущности личности, сводятся к следующему:
1. Личность несводима к биопсихосоциальным индивидуальным характеристикам. Любое их дополнение химико-физико-электро-механико-квантовыми и прочими характеристиками ведет в «дурную бесконечность». Поэтому сущность личности следует искать не в индивидуальном, а в общем. Таким «общим» для любой личности выступают общественные отношения. «Личность - явление только социальное», - утверждали многие последователи марксизма.
2. Личностные отношения возникают во взаимодействии «Я - вещь – Ты». Чтобы определить сущность личности, необходимо изучить социально-историческую обусловленность взаимосвязей элементов этой «триады»;
3. Индивидуальные биопсихологические качества проявляются и выражаются, прежде всего, как самосознание, самомнение, осознание своего Я и другие субъективные феномены. Понятно, что субъективные оценки не могут характеризовать сущность личности объективно. В то же время общественные отношения, будучи объективированными по своей природе, а для отдельного человека - объективными, могут дать и дают объективное понимание сущности личности.
Третий подход к рассмотрению сущности личности берет свое начало от Г. В. Ф. Гегеля и И. Бентама, которые подчеркивали дуализм личности. Причем это дуализм не души и тела, который рассматривался еще в эпохи античности и Средневековья, а индивидуального и социального, единичного и общего, индивидного и коллективного в личности. Так, Гегель различал личность как волю и историческую личность как «доверенное лицо Всемирного Духа». Бентам различал личность как индивидуальность и личность как члена общества.
Попытки «разведения» индивидуального и социального в личности предпринималась и в марксистской литературе. Так, например, С. С. Батенин отмечал, что «при определении личности как социальной единицы надо помнить замечание Маркса о том, что "человек как личность" - понятие более строгое и точное, чем понятие "личность". В первом понятии "личность" - это характеристика человека, всегда конкретного и качественно определенного в своих социальных чертах. Во втором понятии "личность" - это абстракция, синтезирующая определенные социально значимые качества социальной группы» (Батенин С.С. Человек в его истории. Л., 1976. С. 129.).
В каждом из названных подходов к рассмотрению сущности личности есть свое рациональное зерно. Действительно, личность - это не социальная группа, а индивид. Действительно, личности различаются между собой не общими, а индивидуальными признаками. В то же время, как справедливо заметил Э. В. Ильенков, есть индивидуальность физиологическая, а есть человеческая.
43. Политические конфликты в современном мире
Здравствуйте. Сегодняшний урок посвящен политическим конфликтам. К сожалению, избежать их в современном мире пока не удается.
Конфликт – столкновение двух или более сил, преследующих несовместимые интересы.
Положительное (марксизм) и отрицательное (функционализм) отношение к конфликту. Функционализм – направление в философии, сторонники которого не признают позитивной роли социального конфликта и делают акцент на сотрудничество и стабильность. Революция как форма не только развития, но и конфликта. Технологическая революция – хорошо, а политическая – ?
«Тот, кто умеет справиться с конфликтами путем их признания и регулирования, тот берет под свой контроль ритм истории. Тот, кто упускает такую возможность, получает этот ритм себе в противники»
Изучением конфликтов занимается наука конфликтология.
Конфликты внутригосударственные и межгосударственные. Мы рассмотрим межгосударственные конфликты.
Принято делить все конфликты на политические, экономические, социальные и культурные, однако сейчас в большей степени, чем раньше, конфликты в социальной сфере имеют комплексный характер.
Пример: арабо-израильский конфликт считается политическим, однако он имеет также экономическое, социальное, культурное и религиозное содержание.
Такую комплексность можно считать одной из наиболее явных характеристик современных политических конфликтов.
Вторая характерная черта современных конфликтов – это их глобализация. Если раньше, как правило, субъектами конфликтов были две страны, то с начала XX века участие в конфликтах принимают целые группы стран – Антанта, Тройственный Союз, Организация Варшавского Договора, НАТО и другие. Поэтому почти любой современный политический конфликт затрагивает интересы многих государств. Антанта – военно-политический блок Англии, Франции и России (1904-1919), один из главных участников Первой мировой войны. Тройственный Союз – военно-политический блок Германии, Австро-Венгрии, Османской империи и ряда других стран (1879-1918), принимавший участие в Первой мировой войне.
В свою очередь, глобализация конфликтов порождает необходимость их международного урегулирования. Различные группы стран создают совместные силы по осуществлению миротворческой деятельности.
Примером таких организаций является Шанхайская организация сотрудничества (2001). ОДКБ (1992).
Конечно, наиболее важную роль в разрешении международных конфликтов играет Организация Объединенных Наций. СБ ООН может принять решение о создании в том или ином регионе миротворческой миссии и направлении туда «голубых касок» ООН.
Превентивная дипломатия – меры, направленные на предупреждение разногласий между сторонами и недопущение перерастания споров в военные конфликты.
Третья особенность современных политических конфликтов заключается в том, что география их распространения существенно изменилась. Если на протяжении нового времени активные войны шли в европейских странах, то теперь, после 1945 года, развитые страны Запада практически не воюют между собой. «Торговые войны» между ними случаются, но они всегда завершаются путем переговоров.
Однако страны Запада в то же время столкнулись с другой проблемой, также имеющей международный характер. Это проблема международного терроризма – одна из наиболее острых глобальных проблем.
События 11.09.2001 в США.
Взрывы в Москве в 1999 году.
Этапы разрешения политических конфликтов:
- институционализация конфликта – признание его существования;
- легитимизация процедуры разрешения конфликта - принятие определенных правил разрешения конфликта и соблюдение их всеми участниками;
- структурирование конфликтующих групп – определение состава участников конфликта и их лидеров, формирование органов по разрешению конфликта.
В любом случае для разрешения конфликта необходим диалог между всеми его участниками. Если люди не хотят разрешить конфликт, он будет длиться вечно.
Кроме межгосударственных, существуют и внутригосударственные конфликты в виде борьбы за власть между различными политическими группами. В начале 1990х годов ареной наиболее активной борьбы за власть стала Россия. Об этом мы поговорим на следующем уроке. А наш сегодняшний урок окончен. Спасибо за внимание.
Миротворческие операции ООН
На настоящий момент в мире проводится около 15 миротворческих операций ООН (всего более 60 миссий) (рис. 2). Наибольшее количество операций проводится в Африке (Судан, Дарфур, Зап. Сахара, Кот д’Ивуар, ДРК) и Азии (Израиль, Ливан, Кипр, Афганистан, индо-пакистанская граница, Восточный Тимор). В Америке проводится операция в Гаити. В Европе действует миссия ООН в Косово.
Солдаты миссий ООН неофициально называются «голубые каски» (рис. 3). В настоящее время в операциях участвует около 100 тысяч человек – большинство из стран-участниц конфликта. Максимальный российский контингент существовал в 1996 году и составлял 1600 человек (более 1300 – в Боснии). В настоящее время Россию представляют около 250 миротворцев.
«Банановая война»
В 1993 году между Европой и странами Америки разразился экономический конфликт, связанный с принятием ЕС общих правил импорта фруктов. Переговоры велись до 1999 года и завершились соглашением, согласно которому страны ЕС открывали свои рынки для фруктов изо всех стран мира и выплачивали пострадавшей стороне компенсацию.
Бывший госсекретарь США Мадлен Олбрайт заявила после очередного раунда переговоров: «Никогда в жизни я не думала, что потрачу так много времени на разговоры о бананах».