Права человека. Их закрепление в конституции РФ

Правовой статус личности характеризуется совокупностью прав и свобод,которые принадлежат ей по закону. Под правами человека понимаетсягарантируемая законом мера возможного поведения индивида. Эти права присущиприроде человека, без них он не может существовать как биосоциальноесущество. Свобода человека определяется как узаконенная возможностьпоступать в соответствии со своей волей, отсутствие стеснений, ограниченийдеятельности человека. Долгое время советская политическая и правовая наука исходила изпредставления о производно-сти прав человека от воли государства.Считалось, что правовой статус личности определяется властью в соответствиис ее представлениями о границах свободы человека. Государство определялоперечень и содержание прав человека, даруя их своим гражданам. Оно же моглоограничить или вообще лишить личность прав и свобод. К то му же закрепленные конституциями СССР и РСФСР права человека оставалисьдекларативными и не обеспечивались в реальной практике. Современная правовая теория восприняла естественно-правовую концепцию.Права человека принадлежат ему от рождения в силу природных законов, онинеотчуждаемы, не зависят от признания государства, их нельзя отобрать илиликвидировать. Государство должно закрепить в законах, обеспечитьвозможность осуществления и создать действенный механизм защиты прав исвобод человека. Права человека давно стали одной из глобальных проблем современности,одним из приоритетных направлений сотрудничества различных государств.Представления мирового сообщества о правах и свободах человека отражены воВсеобщей декларации прав человека (принята ООН в 1948 г.), в Международныхпактах об экономических, социальных и культурных правах и о гражданских иполитических правах 1966 г., в ряде региональных документов. РоссийскаяФедерация является участником фактически всех международных соглашений вэтой области, закрепив фундаментальные права и свободы человека вКонституции Российской Федерации 1993 г., в Декларации прав и свободчеловека и гражданина, принятой в 1991 г. При этом в нашей стране правачеловека и гражданина провозглашены в числе основ конституционного строя,признаны неотчуждаемыми и утвержде- ны в качестве непосредственно действующих и определяющих смысл исодержание деятельности государства. Наиболее распространенной классификацией прав и свобод человека являетсяих разделение в соответствии со сферами общественных отношений награжданские, политические, экономические, социальные и культурные.Восприндла эту классификацию и российская Конституция: в статьях 19–25,45–54, 60, 62 закреплены гражданские права, в статьях 28–33 и 63 –политические, в статьях 34–37 – экономические, в статьях 38–43 –социальные, статьи 26 и 44 закрепляют культурные права. Гражданские (личные) права – это права, принадлежащие человеку какбиосоциальному существу. К ним относятся право на жизнь, на свободу иличную неприкосновенность, на честь и достоинство, на гражданство (аследовательно, на защиту государства), равенство перед законом и судом,презумпция невиновности, свобода выбора места жительства,неприкосновенность жилища и частной жизни, право на тайну переписки,телефонных переговоров, почтовых и иных сообщений, другие права. Политические права – права, обеспечивающие возможности участия граждан вполитической жизни страны. В Российской Федерации каждому гарантированыизбирательные права, то есть право избирать и быть избранным в органыгосударственной власти и местного самоуправления, закреплены свобода слова, мысли, совести, мирных собраний, создания союзов иобъединений. Граждане имеют право направлять личные и коллективныеобращения (петиции) в органы государственной власти. К экономическим правам, под которыми понимаются узаконенные возможностисвободного распоряжения средствами производства, рабочей силой и предметамипотребления, относятся: право быть собственником (т. е. свободно владеть, пользоваться ираспоряжаться своим имуществом), право наследования, право на свободноезанятие предпринимательской деятельностью, право на труд и свободный выборпрофессии и рода занятий, на отдых, на удовлетворительное вознаграждение затруд (не ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральнымзаконом), на защиту от безработицы и др. Государство закрепляет и защищает социальные права граждан (права наблагосостояние и достойный уровень жизни). К ним относятся: право насоциальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потерикормильца, для воспитания детей; право на жилище; право на медицинскуюпомощь (бесплатную в государственных учреждениях здравоохранения); право назащиту материнства и детства; право на образование; право на благоприятнуюокружающую среду. Культурные права – права, обеспечивающие духовное развитие исамореализацию личности. В Конституции провозглашается право на участие в культурной жизни, надоступ к культурным ценностям, свобода творчества, право на культурнуюсамобытность (пользование родным языком, национальными обычаями, традициямии т. д.). Конституция содержит лишь основные права и свободы человека и гражданина,их перечень в ней далеко не полный. В различных законах и международныхобязательствах Российской Федерации закреплены и другие права (в частности,права ребенка в Конвенции о правах ребенка и др.). Права и свободы человека могут быть ограничены только законом для защитыконституционного строя и интересов других граждан. Каждый человек можетзащищать свои права и свободы всеми законными способами. Государствомразработана и закреплена в нормативных актах целая система гарантий правчеловека, установлена ответственность (в том числе и уголовная) за ихнарушение.



Политические партии РФ

Политическая партия – это специализированная, организационноупорядоченная группа, объединяющая активных приверженцев тех или иныхцелей, идей, лидеров, служащая для борьбы за политическую власть. Признаками партии являются: 1) наличие программы, в которой сформулированы цели и стратегия партии;2) наличие устава, содержащего важнейшие нормы внутрипартийной жизни; 3)фиксированное членство; 4) разветвленная сеть первичных местныхорганизаций. История политических партий в современном понимании этого слованачинается с XVIII–XIX вв., когда в условиях формирования буржуазнойдемократии появилась необходимость привлечения широких общественных слоев кучастию в управлении государством. Первоначально политические партииформировались в результате объединения парламентских фракций с комитетамипо поддержке кандидатов на местах. Сейчас наряду с этим «парламентским»путем создания партий существует еще несколько. Партии возникают врезультате трансформации непартийных структур (профсоюзов, религиозных,промышленных обществ, клубов). Довольно часто партии создаются популярнымии влиятельными политическими деятелями под собственные кандидатуры. Особойразновидностью политических партий стали массовые партии, формирующиеся«снизу», в результате оформления стихийных социальных движений. Среди функций политических партий выделяют: 1) политическую – овладение государственной властью с целью осуществлениясвоей программы; 2) социального представительства – каждая партия либо выра жает в политической жизни интересы какого-то социального слоя, либопытается создать себе прочную опору в обществе; 3) социальной интеграции – примирение интересов различных социальныхгрупп, достижение консенсуса в обществе; 4) политического рекрутирова-ния – подготовка и выдвижение кадров дляразличных политических институтов; 5) идеологическую – разработка партийной идеологии и программ; 6) электоральную – организация и участие в избирательных кампаниях; 7) набора новых членов в партию и их политическое воспитание. Таким образом, партия – один из важнейших институтов гражданскогообщества, осуществляющий связь между ним и государством. Существует несколько классификаций политических партий в соответствии сразличными критериями: 1) в зависимости от способа организации внутренней жизнедеятельностипартии подразделяются на кадровые и массовые. Первые представляют собойнемногочисленные, аморфные и состоящие из авторитетных политическихдеятелей организации, в которых отсутствуют институт фиксированногочленства, членские взносы, отработанный механизм приема. Организационнаяструктура таких партий крайне проста, их центр – в парламентских фракциях.Массовые же партии имеют сложную организационную струк- туру, многочисленны, основным источником их финансирования являютсячленские взносы. Управление такими партиями ведется из центральных органов,не совпадающих с парламентскими фракциями; 2) в зависимости от степени участия в осуществлении политической властипартии делятся на правящие и оппозиционные. Последние могут быть легальными(деятельность которых разрешена государством и которые официальнозарегистрированы) и нелегальными (запрещенные государством и действующиеподпольно); 3) по устойчивости существования политические партии подразделяются настабильные и неустойчивые; 4) по характеру членства политические партии могут быть открытыми (сосвободным членством представителей различных социальных слоев) и закрытыми(с большим количеством формальных требований к кандидатам в члены партии исложным механизмом приема); 5) по характеру целей и отношению к существующему общественно-политическому строю партии делятся пореволюционные (выступают за коренное инасильственное преобразование существующего общественного строя),реформистские (выступают за постепенные изменения в существующих порядках),консервативные (выступают за сохранение основ прежней системы или за такиепреобразования, которые приспосабливают ее к изменяющимся реалиям безособых потрясений) и реакционные (вы ступают за восстановление старых, отживших общественных структур); 6) по месту в политическом спектре общества партии можно условноподразделить на левые (коммунистические, социалистические, социал-демократические и другие партии, которые выступают за интересы трудящихся,социализацию производства, создание основ социалистического общества),правые (партии, отстаивающие неприкосновенность частной собственности,основы буржуазного порядка, сильную государственную власть) и центристские(пытаются примирить крайние интересы в политике). Совокупность всех существующих и действующих в стране партий называетсяпартийной системой. При авторитарных и тоталитарных режимах у власти, какправило, бессменно находится одна партия. Остальные либо запрещены, либофункционируют под жестким контролем правящей. Одним из признаков демократического режима является многопартийность, под которой понимается существование и легальная деятельность в государстведвух и более партий. При этом реально в осуществлении власти могутпринимать участие всего две партии (Республиканская и Демократическаяпартии в США или Консервативная и Лейбористская партии в Великобритании).Такие системы называют двухпартийными, что, однако, не исключает свободногофункционирования и участия в политической жизни других партий (например,коммунистических). В Конституции Российской Федерации признаются политическое многообразие имногопартийность (ст. 13), Все общественные объединения равноправны. Внастоящее время в нашей стране действуют десятки политических партий, ноговорить о стабильности партийной системы пока на приходится. У многихпартий отсутствует реальная социальная база, нет разветвленной сетипервичных организаций, крайне невелика численность. С другой стороны,интересы социальных групп представлены в партийной системе не в полноймере.

Наука и общество

Наукой принято называть теоретические систематизированные взгляды наокружающий мир, воспроизводящие его существенные стороны в абстрактно-логической форме и основанные на данных научных исследований. Европейской родиной науки считается Древняя Греция, жители которойпервыми поняли, что окружающий человека мир вовсе не таков, каким онпредставляется людям, изучающим его только при помощи методов чувственного познания. Греки первыми совершили переход отступени чувственного познания к абстрактному, от познания основных фактовокружающего мира к познанию его законов. В эпоху средневековья наука попалав зависимость от теологии и ее развитие существенно замедлилось. Однакопостепенно в результате открытий, сделанных Н. Коперником, Г. Галилеем, Дж.Бруно, наука начинает оказывать все возрастающее влияние на жизнь общества.С XVII в. в Европе идет процесс оформления науки в качестве общественногоинститута: создаются научные общества и академии, издаются научные журналы,а в XIX в. появляется и само слово «ученый». На рубеже XIX– XX вв.появляются и новые формы организации науки: научные лаборатории иинституты, исследовательские центры. Примерно с этого же времени науканачинает оказывать огромное влияние на развитие производства, становясь егоособым видом – духовным производством. Важнейшими социальными функциями науки являются: а) познаватпельно-объяснитель ная – заключается в том, чтобы познать иобъяснить, как устроен мир и каковы законы его развития; б) мировоззренческая – помогает человеку не только объяснить известныеему знания о мире, но и выстроить их в целостную систему, рассмотретьявления окружающего мира в их единстве и многообразии, выработать своемировоззрение; в) прогностическая – наука позволяет человеку не только изменятьокружающий мир сообразно своим желаниям и потребностям, но и прогнозироватьпоследствия таких изменений. При помощи научных моделей ученые могутпоказать возможные опасные тенденции развития общества и дать рекомендациипо их преодолению. Представляя собой подсистему более сложной системы, называемой обществом,наука испытывает на себе определенное воздействие последней. 1. Потребности развития общества часто являются основным фактором,определяющим проблематику научных исследований. Говорят о социальномзаказе, который общество дает ученым (например, найти способы избавлениячеловечества от рака и других тяжелых заболеваний). 2. Состояние научных исследований зависит от материально-технической базыобщества, от тех средств, которые направляются на развитие науки. Так,например, в Российской Федерации остро стоит проблема финансированияфундаментальных наук, которые не дают сиюминутных результатов. Между темименно открытия, сделанные в этих отраслях научного познания, во многомопределяют уровень развития и состояние прикладных наук, основной задачейкоторых является поиск решений текущих, подчас сиюминутных проблем. Будучи особой формой общественного сознания, наука обладает относительнойсамостоятельностью. Выполняя социальный за каз, она тем не менее развивается по своим внутренним законам. Так,например, существует закон «развитие науки в запас», соглас-но которомурешение любой научной проблемы может быть осуществлено только в том случае,если для этого наукой уже накоплен соответствующий объем знаний. Если жетакового запаса нет, то выполнить общественный заказ наука не в состоянии.

ПРИРОДА и СУЩНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА

При рассмотрении сущности человека именно как личности в философско-антропологическом знании обозначилось несколько подходов.

Первый заключается в сведении сущности личности к нестандартным, неповторимым характеристикам человека, к его индивидуальности.

Традиция индивидуализации личности давняя. Известно, что само слово личность происходит от латинского термина persona, обозначающего маску актера в театре, играющего свою, строго индивидуальную, отличную от других роль. В последующем под персоной стал пониматься человек как юридическое лицо, затем - конкретный индивид в психологическом смысле, и, наконец, персоной стали называть абстрактное лицо, обладающее набором общезначимых характеристик.

Одно из первых определений личности как индивидуальности дал Боэций: «Лицо есть рациональная по своей природе индивидуальная субстанция». На современном философском языке это означает, что лицо (т.е. личность) - это уникальность отдельного человека, основывающаяся на наличии разума.

Индивидуальность как главное свойство личности рассматривали многие мыслители. Д. Юм усматривал сущность личности в способности самоощущения своего Я, а И. Кант считал, что личностью становится тот человек, который «может обладать представлением о своем Я».

Такой подход правомерен уже в силу лишь того, что развитие личности проистекает из способности человека вырабатывать и измерять отношение к самому себе, смотреть на себя «со стороны». Обобщенной характеристикой познания личностью самой себя, отношения к самой себе и является образ Я. Это не всегда осознаваемая, но устойчивая и всегда переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит отношения с другими людьми. По отношению к личности Я выступает как регулирующее образование, в котором воплощается ощущение собственных состояний, переживаний, поступков, собственной целостности и нерасторжимости, а также своего прошлого, настоящего и будущего.

В современной литературе можно встретить стремление рассматривать сущность личности через ее индивидуальную уникальность. В ряду основных причин, которые «делают каждого человека как личность неповторимыми и уникальными», называются: особенности психологического склада, опыт детства и воспоминания о детстве, особенности индивидуальной биографии, противоречивость жизненных ролей. В то же время, как признают сами авторы, «эта уникальность выражается в понятии Я», что в принципе совпадает с юмовско-кантовской позицией. Такой подход, являясь частным случаем характеристики личности, не обеспечивает проникновения в сущность, достаточного для философского уровня абстрагирования от частностей. Ставка на неповторимость, индивидуальность, по словам Э. В. Ильенкова, «обессмысливает личность» (Ильенков Э. В. Что такое личность?// Философия и культура. М., 1991. С. 389.), если неповторимость и индивидуальность берется на биологическом и психологическом уровнях.

Второй подход к рассмотрению сущности личности основывается на марксистской концепции человека как совокупности общественных отношений. Характеристики человека переносились на личностный уровень, в результате чего и личность рассматривалась как производная от отношений, существующих в данном обществе, при данном способе производства. Аргументы, приводимые в обоснование такого подхода к сущности личности, сводятся к следующему:

1. Личность несводима к биопсихосоциальным индивидуальным характеристикам. Любое их дополнение химико-физико-электро-механико-квантовыми и прочими характеристиками ведет в «дурную бесконечность». Поэтому сущность личности следует искать не в индивидуальном, а в общем. Таким «общим» для любой личности выступают общественные отношения. «Личность - явление только социальное», - утверждали многие последователи марксизма.

2. Личностные отношения возникают во взаимодействии «Я - вещь – Ты». Чтобы определить сущность личности, необходимо изучить социально-историческую обусловленность взаимосвязей элементов этой «триады»;

3. Индивидуальные биопсихологические качества проявляются и выражаются, прежде всего, как самосознание, самомнение, осознание своего Я и другие субъективные феномены. Понятно, что субъективные оценки не могут характеризовать сущность личности объективно. В то же время общественные отношения, будучи объективированными по своей природе, а для отдельного человека - объективными, могут дать и дают объективное понимание сущности личности.
Права человека. Их закрепление в конституции РФ - student2.ru Третий подход к рассмотрению сущности личности берет свое начало от Г. В. Ф. Гегеля и И. Бентама, которые подчеркивали дуализм личности. Причем это дуализм не души и тела, который рассматривался еще в эпохи античности и Средневековья, а индивидуального и социального, единичного и общего, индивидного и коллективного в личности. Так, Гегель различал личность как волю и историческую личность как «доверенное лицо Всемирного Духа». Бентам различал личность как индивидуальность и личность как члена общества.

Попытки «разведения» индивидуального и социального в личности предпринималась и в марксистской литературе. Так, например, С. С. Батенин отмечал, что «при определении личности как социальной единицы надо помнить замечание Маркса о том, что "человек как личность" - понятие более строгое и точное, чем понятие "личность". В первом понятии "личность" - это характеристика человека, всегда конкретного и качественно определенного в своих социальных чертах. Во втором понятии "личность" - это абстракция, синтезирующая определенные социально значимые качества социальной группы» (Батенин С.С. Человек в его истории. Л., 1976. С. 129.).

В каждом из названных подходов к рассмотрению сущности личности есть свое рациональное зерно. Действительно, личность - это не социальная группа, а индивид. Действительно, личности различаются между собой не общими, а индивидуальными признаками. В то же время, как справедливо заметил Э. В. Ильенков, есть индивидуальность физиологическая, а есть человеческая.

43. Политические конфликты в современном мире

Здравствуйте. Сегодняшний урок посвящен политическим конфликтам. К сожалению, избежать их в современном мире пока не удается.

Конфликт – столкновение двух или более сил, преследующих несовместимые интересы.

Положительное (марксизм) и отрицательное (функционализм) отношение к конфликту. Функционализм – направление в философии, сторонники которого не признают позитивной роли социального конфликта и делают акцент на сотрудничество и стабильность. Революция как форма не только развития, но и конфликта. Технологическая революция – хорошо, а политическая – ?

«Тот, кто умеет справиться с конфликтами путем их признания и регулирования, тот берет под свой контроль ритм истории. Тот, кто упускает такую возможность, получает этот ритм себе в противники»

Изучением конфликтов занимается наука конфликтология.

Конфликты внутригосударственные и межгосударственные. Мы рассмотрим межгосударственные конфликты.

Принято делить все конфликты на политические, экономические, социальные и культурные, однако сейчас в большей степени, чем раньше, конфликты в социальной сфере имеют комплексный характер.

Пример: арабо-израильский конфликт считается политическим, однако он имеет также экономическое, социальное, культурное и религиозное содержание.

Такую комплексность можно считать одной из наиболее явных характеристик современных политических конфликтов.

Вторая характерная черта современных конфликтов – это их глобализация. Если раньше, как правило, субъектами конфликтов были две страны, то с начала XX века участие в конфликтах принимают целые группы стран – Антанта, Тройственный Союз, Организация Варшавского Договора, НАТО и другие. Поэтому почти любой современный политический конфликт затрагивает интересы многих государств. Антанта – военно-политический блок Англии, Франции и России (1904-1919), один из главных участников Первой мировой войны. Тройственный Союз – военно-политический блок Германии, Австро-Венгрии, Османской империи и ряда других стран (1879-1918), принимавший участие в Первой мировой войне.

В свою очередь, глобализация конфликтов порождает необходимость их международного урегулирования. Различные группы стран создают совместные силы по осуществлению миротворческой деятельности.

Примером таких организаций является Шанхайская организация сотрудничества (2001). ОДКБ (1992).

Конечно, наиболее важную роль в разрешении международных конфликтов играет Организация Объединенных Наций. СБ ООН может принять решение о создании в том или ином регионе миротворческой миссии и направлении туда «голубых касок» ООН.

Превентивная дипломатия – меры, направленные на предупреждение разногласий между сторонами и недопущение перерастания споров в военные конфликты.

Третья особенность современных политических конфликтов заключается в том, что география их распространения существенно изменилась. Если на протяжении нового времени активные войны шли в европейских странах, то теперь, после 1945 года, развитые страны Запада практически не воюют между собой. «Торговые войны» между ними случаются, но они всегда завершаются путем переговоров.

Однако страны Запада в то же время столкнулись с другой проблемой, также имеющей международный характер. Это проблема международного терроризма – одна из наиболее острых глобальных проблем.

События 11.09.2001 в США.

Взрывы в Москве в 1999 году.

Этапы разрешения политических конфликтов:

- институционализация конфликта – признание его существования;

- легитимизация процедуры разрешения конфликта - принятие определенных правил разрешения конфликта и соблюдение их всеми участниками;

- структурирование конфликтующих групп – определение состава участников конфликта и их лидеров, формирование органов по разрешению конфликта.

В любом случае для разрешения конфликта необходим диалог между всеми его участниками. Если люди не хотят разрешить конфликт, он будет длиться вечно.

Кроме межгосударственных, существуют и внутригосударственные конфликты в виде борьбы за власть между различными политическими группами. В начале 1990х годов ареной наиболее активной борьбы за власть стала Россия. Об этом мы поговорим на следующем уроке. А наш сегодняшний урок окончен. Спасибо за внимание.

Миротворческие операции ООН

На настоящий момент в мире проводится около 15 миротворческих операций ООН (всего более 60 миссий) (рис. 2). Наибольшее количество операций проводится в Африке (Судан, Дарфур, Зап. Сахара, Кот д’Ивуар, ДРК) и Азии (Израиль, Ливан, Кипр, Афганистан, индо-пакистанская граница, Восточный Тимор). В Америке проводится операция в Гаити. В Европе действует миссия ООН в Косово.

Солдаты миссий ООН неофициально называются «голубые каски» (рис. 3). В настоящее время в операциях участвует около 100 тысяч человек – большинство из стран-участниц конфликта. Максимальный российский контингент существовал в 1996 году и составлял 1600 человек (более 1300 – в Боснии). В настоящее время Россию представляют около 250 миротворцев.

«Банановая война»

В 1993 году между Европой и странами Америки разразился экономический конфликт, связанный с принятием ЕС общих правил импорта фруктов. Переговоры велись до 1999 года и завершились соглашением, согласно которому страны ЕС открывали свои рынки для фруктов изо всех стран мира и выплачивали пострадавшей стороне компенсацию.

Бывший госсекретарь США Мадлен Олбрайт заявила после очередного раунда переговоров: «Никогда в жизни я не думала, что потрачу так много времени на разговоры о бананах».

Наши рекомендации