Принятие христианства. Политические, экономические и культурные
последствия крещения Руси.Большое значение для укрепления княжеской власти имело крещение Руси.Созрели необходимые предпосылки: налаживались торговые пути с востоком,протесты против жертвоприношения, развитие государства движется кфеодализму. После тщательного знакомства с крупнейшими монотеистическимирелигиями Владимир решил остановить свой выбор на православии. Вероятно,главной причиной такого решения была политическая ориентация на Византию –одно из наиболее могущественных государств Европы и Азии того времени, гдеправославие было господствующей религией.
Крещение Руси началось в 988 г., после того как крестился сам
Владимир и его дружинники. Несмотря на то, что этот процесс проходил сложнои драматично (так как значительная часть населения Руси не желаларасставаться с верой в языческих богов), принятие Русью христианства вомногом способствовало дальнейшему укреплению и развитию Руси.
Усилилась власть киевского князя, поскольку она приобрела
божественный характер. Значительно возрос международный авторитет Руси.Христианизация Руси способствовала ее просвещению, развитию культуры.Расцвет Руси приходится на время правления Ярослава Мудрого, пришедшего квласти в 1019 г. после ожесточенной междоусобной борьбы за власть со своимибратьями Святославом и Мстиславом. При Ярославе Мудром Русь стала одним изсильнейших государств Европы. Это выразилось не только в военных успехах,но и в переменах внутри государства. Был принят первый письменный сводзаконов – «Русская Правда». Происходит дальнейшее развитие экономики.Серьезные изменения произошли в церковной организации. Церковь сталафеодальной организацией, в ее пользу собирали налог - «Десятину» – десятаячасть назначаемых князьям оброков и дани отдавалось на нужды церкви. Главойцеркви был митрополит, назначаемый из Византии патриархом. Первыйхристианский храм, построенный в Киеве, получил название Десятиной церкви.В руках церкви был суд, ведавший делами об антирелигиозных преступлениях,нарушениях нравственных и семейных норм. В этот период на Руси возникаютпервые монастыри, наиболее значимым из которых был Киево-Печерский.Монастыри являлись центрами культуры и просвещения, в которых создавалисьпервые русские летописи. Отличительной чертой времени Ярослава Мудрого было
распространение книжности, которая стала выходить и за пределы монастырей.
Принятие христианства имело большое значение для дальнейшего развития Руси.Оно содействовало завершению объединения восточных славян, укрепиломеждународный престиж Руси, экономические, культурные связи с другимихристианскими государствами, повлияло на развитие политических и правовыхотношений в Древней Руси. Русь признали цивилизованным государством.Религия является цементирующим центром для образования государства.
3. Период феодальной раздробленности. Возникновение независимых княжеств иих особенности. Последствия раздробленности русских земель.
Во второй половине XI в. на Руси все отчетливее проявляются тенденции
феодальной раздробленности. Между наследниками Ярослава Мудрого
разворачивается острейшая борьба за власть в Киеве и отдельных княжествах.
Эта борьба сопровождалась кровавыми распрями и ослабляла Русь. Но не толькораздоры русских князей дали толчок феодальной раздробленности, но иобъективные обстоятельства: все государства в период складывания народностии государственности проходят через этап раздробленности и Россия этого неизбежала. Русские земли были еще слишком экономически слабы и слишкомвелики политические амбиции каждого князя.
В 1097 г. в Любече состоялся съезд князей, на котором, с целью
прекращения междоусобиц, было принято решение установить новый принципорганизации власти на Руси, в соответствии с которым каждое княжество становилось наследственной собственностью местного княжеского рода. Таким образом, нарушалась целостность Древнерусского государства и закрепилась феодальная раздробленность.
В началеXII в. в годы правления киевского князя Владимира Мономаха
единство на Руси было временно восстановлено. Но с середины XII в.
феодальная раздробленность окончательно утверждается на Руси. На месте
некогда единого государства теперь существует ряд независимых
государственных образований. К середине XII в. Русь распалась на 15
княжеств, которые были лишь в формальной зависимости от Киева.
Среди ряда независимых государственных образований наиболее крупными и влиятельными были Владимиро-Суздальское, Галицко-волынское княжества, а также Новгородская феодальная республика.
Владимиро-Суздальское княжество находилось на северо-востоке Руси. В
XI – XIIвв. Сюда переселяется значительная часть населения с южных земель,
которые постоянно разорялись кочевниками. В результате этого переселения
осваиваются новые территории, распахиваются пашни, возникают новые центры ремесла и торговли, среди которых выделялись Суздаль и Владимир.
Галицко-Волынское княжество, располагавшееся на юго-западе Руси, было
образовано в конце XII в. в результате объединения Голиции и Волыни князем
Романом Мстиславовичем. Благодаря теплому климату и плодородной земле здесь успешно развивалось земледелие. Соседство с европейскими странами способствовало развитию ремесла и торговли. Но это соседство имело и негативную сторону – постоянные набеги со стороны Польши, Венгрии создавали серьезную угрозу независимости княжества.
Новгородская феодальная республика занимала северо-западные
территории Руси и существенно отличалось от других русских земель своей
экономикой и государственным устройством. Суровый климат и неплодородные почвы делали местное земледелие малопродуктивным. Но, несмотря на это, Новгород был одним из наиболее богатых и экономически развитых городов на Руси. Достигнуто это было благодаря тому, что этот город занимал очень выгодное географическое положение – он стоял у начала известного торгового маршрута «из варяг в греки». В результате чего здесь процветали торговля и ремесло, что, в свою очередь, способствовало складыванию богатой и независимой боярской торгово-ремесленной верхушки. А это вело к формированию особого социально-политического строя – феодальной республике. Высшим органом власти было народное собрание – вече, решавшее путем голосования вопросы жизни города.
Последствием феодальной раздробленности стало нашествие на Русь монголо-татарского ига.
4. Татаро-монгольское иго на Руси. Возвышение Москвы. Образование русской государственности при Иване III. Конец татаро-монгольского ига и его последствия.В середине XIII в. один из внуков Чингисхана Батый основал государствоЗолотая Орда. Золотая Орда охватывала обширную территорию от Дуная доИртыша. Столицей Золотой Орды был город Сарай, расположенный в низовьях Волги. Это было государство, состоявшее из полу самостоятельных улусов, объединенных под властью хана. Управляли ими братья Батыя и местная аристократия. Религией Золотой Орды было язычество. Золотая Орда была одним из самых крупных государств своего времени. В началеXIV в. она могла выставить 300-тысячное войско. Расцвет Золотой Орды приходится на правление хана Узбека (1312-1342 гг.) В эту эпоху государственной религией Золотой Орды стал ислам. Основной причиной захвата монгола-татарами Русского государства была его раздробленность. Для системы контроля над русскими землями был создан институт наместников-баскаков - руководителей военных отрядов монголо-татар, следивших за деятельностью русских князей. Некоторые князья, стремились поскорее избавиться от вассальной зависимости от Орды, стали на путь открытого вооруженного сопротивления. Однако сил свергнуть власть захватчиков не хватало.
В XV в. в жизни Руси происходят важные изменения. В первой половине
столетия идет война за великое княжение на Руси. Победителем из нее выходит Московское княжество. Во второй половине XV в., в годы правления Иван III, ускоряется процесс объединения русских земель вокруг Москвы, итогом, которого является создание единого Русского государства.
В 1478 г. Иван III захватил Новгород и лишил его самостоятельности. В
1485 г. войско Ивана III вторгается на территорию Тверского княжества и
захватывает Тверь. Присоединение Новгородской и Тверской земель стало
началом образования единого русского государства. Одновременно с началом складывания единого государства происходит свержение монголо-татарского ига. В середине XV в. Золотая Орда переживает раздробленность и распадается на несколько независимых ханств, что вело к ослаблению татарского ига. Иван III, свергнув иго, стремился к расширению своего государства. В 1487 г. после военного похода казанский хан признал зависимость от Москвы. К концу XV в. в состав сформировавшегося Русского государства входят новые территории на северо-востоке. Кроме восточных земель Иван III отвоевывает у Польши и Литвы ряд белорусских и украинских земель. Монгольское нашествие и золотоордынское иго стало одной из причин отставания русских земель от развитых стран Западной Европы. Был нанесен огромный ущерб экономическому, политическому и культурному развитию Руси. Десятки тысяч людей погибли в битвах или были угнаны в рабство. Значительная часть дохода в виде дани отправлялась в Орду. Запустели и пришли в упадок старые земледельческие центры и некогда освоенные территории. Упростились, а порой и исчезли многие ремесла, что тормозило создание мелкотоварного производства и в конечном итоге сдерживало экономическое развитие. Замедлились темпы культурного развития русских земель.
В годы правления Ивана III происходят важнейшие изменения,
способствовавшие превращению Московского княжества в единое Русское
государство. Сам Иван в последующие годы своего правления принимает титул «государя всея Руси». Тогда же был принят новый государственный герб с изображением двуглавого орла и символами государственной власти.
5. Формирование абсолютизма при Иване IV. Специфика российского абсолютизмаи отличие от западноевропейского.Первым шагом на пути укрепления власти становится венчание Ивана IV нацарство, проведенное митрополитом Макарием в 1547 г. Это по тогдашнимпонятиям резко возвышало Ивана над русской знатью и уравнивало его сзападно-европейскими государями. Иван IV принял шапку Мономаха и другие знаки царской власти. Отныне великий князь Московский стал называться царем. В период, когда складывалось централизованное государство, также во время междуцарствий и внутренних распрей роль законодательного и совещательного органа при великом князе, а позднее при царе играла боярская дума. Во время царствий Ивана IV почти втрое был расширен состав Боярской думы, с тем чтобы ослабить в ней роль старой боярской аристократии. Первые шаги государя московского направлены на достижение компромисса между феодалами. Создается “Избранная рада”, в которую входят представители разных сословий из приближенных царя. В 1549 г. создается Земский собор - совещательный орган, в котором представлена аристократия, духовенство, “государевы люди”, позднее избираются представители купечества и городской верхушки. Земские соборы собирались нерегулярно и занимались решением важнейших государственных дел, прежде всего вопросами внешней политики и финансов. Первый Земский собор был созван в 1549 г. Он принял решение
составить новый Судебник и наметил программу реформ. Стала складываться
единая система управления на местах. Продолжается реформирование,
ограничение власти феодалов. В 1550 г. принимается Судебник, закрепляющий ограничение власти наместников, отменяющий податные льготы монастырей. Создается стрелецкое войско - зачатки будущей армии. В стрельцы могли поступать свободные люди, за службу стрелец получал земельный надел, не имеющий надела получал денежное и хлебное жалование. Помимо создания стрелецкого войска принимается “Уложение о службе”, регламентирующее военную службу дворян, за которую также выплачивалось жалование. Все это требовало от казны денег. Была проведена реформа налогообложения, ограничивающая льготы феодалов. Создается система приказов, в основе которой лежали принципы неразделимости судебной и административной властей. Усиление государства во главе с царем, ослабление позиций феодальной знативновь ставит вопрос о месте церкви в обществе и государстве. В 1551 г. Был собран так называемый Стоглавый собор, утвердивший, освятивший Судебник, одобривший проводимые реформы. Между церковью и царской властью достигается
компромисс.
В западной Европе главной причиной для образования государства был
развивающийся рынок. В России была только одна политическая предпосылка для образования государства – свержение монголо-татарсткого ига. От того, что образование государства прошло не в силу объективных причин, оно у нас образовывается уродливым путем: власть возникла как деспотическая, только таким путем можно было подчинить себе русских князей. Эти тенденции закрепились в последующие столетия. Власть становилась все более жестокой и при Петре I уже сформировалась абсолютная монархия.
6.Опричнина и ее роль в утверждении режима личной власти. Реформы государственного управления 50-х гг. XVI в. подорвалиполитическую власть боярства. У представителей родовой феодальной знатиущемление их прав вызывало протест. Иван IV, борясь с мятежами и изменами боярской знати, видел в них главную причину неудач своей политики. Он твердо стоял на позиции необходимости сильной самодержавной власти,основным препятствием к установлению которой, по его мнению, были боярско-княжеские оппозиции и боярские привилегии. Вопрос состоял в том, какими методами будет вестись борьба. Острота момента и общая неразвитость форм государственного аппарата, а также особенности характера царя, бывшего, по-видимому, человеком крайне неуравновешенным, привели к установлению опричнины. Название опричнина происходит от древнерусского слова «опричь» - «кроме». Так Иван IV назвал территорию, которую просил выделить себе. Иван IV расправлялся с остатками раздробленности чисто средневековыми средствами. Это был хорошо рассчитанный политический маневр. После жестокого поражения в войне с Ливонией царь бежит в Александрову слободу в конце 1564 г. Используя веру народа в царя, Иван Грозный ожидал, что его позовут вернуться на трон. Когда же это произошло, царь продиктовал свои условия: право неограниченной самодержавной власти и учреждение опричнины. Страна была разделена на две части: опричнину, в которой создавалась
параллельная система органов управления и особое войско из 1000 служилых
людей и земщину, которая по-прежнему управлялась Боярской думой и
приказами. В опричнину Иван IV включил наиболее важные земли: поморские города, стратегически важные и экономически развитые районы страны. Этим он создал себе экономическую опору. Опричнина являлась не только административной, но и земельной реформой. В результате 90% земель не обрабатывалась, начался страшный голод. Созданием опричнины царь хотел покончить с теми, кого считал своими врагами. Малейшее подозрение в измене, в неповиновении царю влекло за собой пытки, казни, ссылки, лишение состояния. Стремясь уничтожить сепаратизм феодальной знати, Иван IV не остановился ни перед какими жестокостями. Была учреждена тайная полиция – войска опричники. В их задачу входило найти и уничтожить ересь, тех, кто против.
Правление Ивана Грозного во многом предопределило ход дальнейшей
истории нашей страны - «проруху» 70-80-х годов XVI в., установление
крепостного права в государственном масштабе и тот сложный узел
противоречий рубежа XVI-XVII вв., который современники называли «смутой». В 1572 г. опричнина была отменена. Причина этого была не только в том, что
основные силы оппозиционного боярства к этому моменту были сломлены.
Причины отмены опричнины заключаются в назревавшем общем недовольстве различных слоев населения, не боеспособности опричного войска.