Причины и особенности «смутного времени» в России. Самозванство как

порождение дестабилизации власти.Почему смута, начатая чиновниками-меньшинством, не встретила сопротивление большинства, а наоборот была подхвачена. Дело в том, что причины к появлению Смуты появились уже давно. Борьба между князьями за волости сменилась борьбой государей московских с основанными на старине притязаниями князей служебных и дружины вообще. Особенно ужасных размеров эта борьба достигла во времена правления Ивана Грозного. Воцарилась привычка не уважать жизнь, честь ближнего. Действовало право сильного. Следствием всего этого стало то, что каждый преследовал только свои интересы, ни сколько не принимая во внимание интересов ближнего. Годунов, с которого, как считается все началось, в начале своего правления проявил себя как хороший царь, которым доволен народ. Но потом он внезапно сильно изменился. Эти изменения, выраженные в гонениях и репрессиях (в первую очередь дворян), обычно объясняются отсутствием у него царского величия и воспитания, тем, что воспитание у него было чисто боярское, что он боялся потерять трон. При этом не принимается в расчет то, что правя страной ему часто приходилось общаться с иноземными посольствами, руководя страной ему приходилось заниматься и законоуправлением, и экономикой. В период Смутного времени в России сложилась следующая ситуация: период правления Василия Шуйского большая группа дворян выехала в Польшу и договорилась о восшествии на российский престол Владислава, сына Сигизмунда. Был заключен союз с Польшей. В это же время царь Василий Шуйский заключил политический союз со Швецией. В сражении под Клушиным объединенные русско-шведские войска противостояли полякам. Шведы бежали с поля боя, чем обрекли российские войска на поражение. Начинается борьба русского народа против засилья интервентов. Зимой 1611-12гг. возникает первое народное ополчение. В марте 1612г. в Москве против поляков вспыхивает восстание. На улицах шло сражение, но первое ополчение не смогло выполнить поставленной задачи. Интервентам удалось добиться больших успехов. Новгородские бояре пустили шведов с согласия, что Новгород и вся земля до Урала входят в состав Швеции. Был предательски сдан Смоленск. В Нижнем Новгороде начинает формироваться второе ополчение во главе которого встают Минин и князь Пожарский. Цель у них была одна — освобождение Москвы и создание своего правительства. В августе 1612г. происходит сражение с поляками в Москве. В октябре поляки капитулируют, и Москва была освобождена. Итогами Смутного времени стала потеря северных земель, разрушение городов, истребление почти половины российского населения, запущение земель. Но Россия вышла новой, обновленной после Смутного времени. В России произошла поляризация сил. Угроза иностранного завоевания России сплотила все патриотические силы в стране. Бедствия Смутного времени потрясли русских людей. Многие современники винили во всём самозванцев, в которых видели польских ставленников, однако это была лишь полу правда, так как почву для самозванства подготовили не соседи России, а глубокий внутренний недуг, поразивший русское общество. Самозванство явилось одной из специфических и устойчивых форм антифеодального движения в России в XVII в. Закрепощение крестьян и ухудшение их положения в конце XVI в., резкие формы борьбы Ивана Грозного с боярством, политика церкви, окружившей престол ореолом святости, - вот некоторые факторы, благоприятствовавшие широкому распространению в народе легенды о пришествии царя-избавителя. В итоге страна оказалась на грани катастрофы, грозила потеря национальной независимости.

8.Воцарение династии Романовых. Церковный раскол. Конец «смутного времени».К концу 17 вРоссия на грани национальной катастрофы. Власть неспособна организовать силы для отпора внешнему врагу. Поляки подошли кМоскве. Положение критическое. Россию спасает сам народ. Во главе народного ополчения встали воевода князь Пожарский, а материально обеспечил войско купец Минин. Поляки разбиты и сразу встал вопрос о власти. В 1613 г. состоялся Земский собой в Москве, на котором стоял вопрос о выборе нового русского царя. 21 февраля собор остановил свой выбор на Михаиле Федоровиче Романове, 16-летнем внучатом племяннике первой жены Ивана Грозного Анастасии Романовой. 2 мая 1613 г. Михаил прибыл в Москву, 11 июля венчался на царство. Вскоре ведущее место в управлении страной занял его отец - Патриарх Филарет, которые «всеми делами царскими и ратными ведал». Власть восстановилась в форме самодержавной монархии. После нескольких военных столкновений, а затем переговоров 1617 г. Был заключен Столбовский мир. Швеция возвращала России новгородскую землю, но удерживала за собой Балтийское побережье и получила денежную компенсацию. В селе Деулино в 1618 гг. было заключено Деулинское перемирие с Речью Посполитой, за которой оставались Смоленские и Черниговские земли. Таким образом, в основном территориальное единство России было восстановлено, хотя часть русских земель оставалась за РечьюПосполитой и Швецией. В ходе смуты, в которой приняли участие все слои и сословия русского общества, решался вопрос о самом существовании Российского государства, о выборе пути развития страны. Смута поселилась прежде всего в умах и душах людей. В конкретных условиях начала XVII в. выход из смуты был найден осознаниирегионами и центром необходимости сильной государственности. В сознании людей победили идея отдать все ради всеобщего блага, а не искать личной выгоды. После смутного времени был сделан выбор в пользу сохранения крупнейшей на востоке Европы державы. В конкретных геополитических условиях того времени был избран путь дальнейшего развития России: самодержавие как форма политического правления, крепостное право как основа экономики, православие как идеология. Церковная реформа диктовалась необходимостью укрепить дисциплину, порядок, нравственные устои духовенства. Сын мордовского крестьянина Никон сделал стремительную карьеру. Приняв монашеский постриг на далеких Соловецких островах, Никон вскоре стал игуменом Кожеозерского монастыря. Никона связывали знакомство и дружба с царем Алексеем Михайловичем, чей поддержкой он долго пользовался. Никон становится архимандритом московского Новоспасского монастыря - родовой усыпальницы Романовых. После короткого пребывания митрополитом Новгородским Никон в 1652 г. избирается московским патриархом. Стремясь превратить русскою церковь в центр мирового православия, властный патриарх Никон начал реформу по унификации обрядов и установлению единообразия церковной службы. За образец были взяты греческие правила. Реформы, проводившиеся в условиях массового народного недовольства, вызывали протест со стороны части бояр и иерархов церкви, которые боялись, что перемены церкви подорвут ее авторитет в народе. Произошел раскол в русской церкви. Приверженцы старых порядков - старообрядцы - выступали за возврат к дореформенным порядкам. Раскол стал одной из форм социального протеста народных масс, связывавших ухудшение своего положения с реформой церкви. Но Михаил поддержал новую церковь и Никон переоценил свои силы, перестал считаться с царем и был сослан в ссылку. Но тем не менее новая церковь победила. И она помогла укрепить абсолютизм в России.



Наши рекомендации