СССР в годы великого перелома.
В годы НЭПа жили по теории К. Маркса.
1925г Сталин идея построить социализм не дожидаясь мировой революции. Своими силами. => Протекал внутри враждебных стран =>усиление военной мощи. 1)что сорвали социализм в нашей стране другие страны, или 2)хотим напасть, чтобы силой ввести соц-м в других странах
Нужна хорошая промышленность.1926г – форсированное развитие промышленности, индустриализация СССР. 1927г – индустриализация оказывается под угрозой срыва, т.к. государство не смогло заготовить зерна. (1. плохой урожай, 2. крестьяне страдают от отсутствия промтоваров) => какой же социализм, если рабочие остаются без хлеба.
Два авторитарных члена политбюро – Сталин и Бухарин представляют свои идеи выхода из этой ситуации. (два противоположных мнения). Бухарин: и дальше должен сохраняться НЭП, деревня и город должны перейти на рыночные отношения, приостановить тяжелую промышленность, усилить легкую, все нормализуется и можно восстановить тяжелую. Сталин: нужна индустриализация, говорит, что мы отстали от других капиталистических стран на 100 лет и должны догнать их за 10. Сталин был прагматик (только трезвый расчет и выгода достижение цели).
В начале 1928 г у крестьян снова начали изымать хлеб силой (изымать, высуживать). Сворачивание НЭПа как политики.
1928-29г сворачивание НЭПа сопротивляется 3 глав прав: Бухарин, Рыков, Томский против 9. Но в кон29 г Сталин добился того, что взгляд Бухарина признали неверным, и его исключили, а Рыкова и Томского не переизбрали. Сталин полный хозяин в политбюро, а остальные более мелкие фигуры в политике. Он глава правительства => и страны.
Вместо Рыкова – Молотов (сторонник Сталина, называет Сталина на ты).
Хлебный кризис 1928г преодолен, хлеб добыли, в апреле 29 приняли пятилетний план развития хозяйства, «первая пятилетка» ( к 33 г объем промышленного производства должен был вырасти в 3 раза). Но такое утроение производства требовало большее потребление.
В ноябре 1929г приступили к коллективизации части хозяйств (колхозы, они дадут больше хлеба: 1) производительность труда должна быть выше + 2) хлеб легче будет забрать. Деревня под контроль государства – 2 причина коллективизации (ими легче будет управлять и держать в порядке).
Сталин – человек с непреклонной волей.
Поздней осенью 1929 г началась принудительная коллективизация. До 34г.
7 ноября 1929г Сталин назвал быстрый рост числа колхозов временем «Великого перелома».
С осени 1929г перемены не только в деревни, но и в городе. Весь этот период (с 29-37) точно время великого перелома.
Тех кто в колхозы не хотел вступать: 1) налагались требования ??? 2)???, 3) непосильные денежные налоги, 4)арестовывали, расстреливали. Но часть крестьянства не принимали в колхозы – это кулаки. За 30-31гг у 570 тыс. крестьянских семей было отобрано все имущество, примерно 381 тыс. выслали в спецпоселения (каторжные работы). Почему их не приняли в колхозы?: 1) индустриализации нужен был принудительный труд, но не все хотели тяжелую работу), 2) запугать крестьянство.
Сельское хозяйство стало деградировать (особенно животноводство), был хаос, неразбериха. С 1928-34гг из-за коллективизации поголовье скота уменьшилось в 2-3 раза. Уменьшилось производство зерна.
Первая цель коллек-ии была достигнута, т.к. была достигнута вторая.
Каждый колхоз получил Госплан по выполнению производства. Поставки оплачивались в 9-10 раз меньше рыночных.
В 1932г выяснилось, что урожай плох настолько, что индустриализацию хотели свернуть или забрать весь хлеб.
В 1932-33гг – голод, т.к. забрали у колхозов весь хлеб (Кавказ, Украина, Дон, Поволжье). Много жертв этого голода. Ради индустриаллизации гос-во уморило каждого 20-го и закрепостило остальных большую часть. Колхозники не могли уезжать из колхоза (только по уважительной причине), чтобы те не разбежались.
Денег на индустриализацию требовалось много: 1) много печатать стали, 2) Увеличили производство и продажу водки. Но требовалась еще и валюта, т.к. с 31 г рубль перестал быть конвертируемой валютой, его уже не принимали в других странах.=>
1) экспорт хлеба
2) экспорт культурных ценностей (разбиты коллекции Эрмитажа)
3) можно выкачивать валюту из народа (магазин ТОРГСИН). Индустриализация сопровождается со снижением уровня жизни
4) прямой грабеж населения
5) Ужесточения законодательство (больше посадили людей - меньше платили за индустриализацию)
Благодаря всем этим мерам и стала возможна индустриализация, даже форсированная. Для того чтобы выполнить грандиозный план надо централизовать гос-во экономикой.
1) ….
2) закрывать биржи, банки, ярмарки
3) Искоренить частников (НЭПов задушить налогами, самоликвидировать).
В 30г от НЭПа, как политики, которая допускала элементы рыночной экономики и частной собственности, ничего не осталось.
С осени 29г началась форсированная коллективизация, индустриализация и искоренение частного капитала. В 29г начался «великий перелом» не только деревни, но и города во всей стране.
Все ради наступления социализма. Форсированное построение социализма продолжилось ~ 37 г. ( в 37г частной собственности не осталось). В 36г конституция провозгласила, что построен социализм, т.к. нет частной собственности.
Форсированная индустриализация велась под лозунгом: Темпы решают все!!! Особенно восприимчива к этим изменениям была молодежь.
Все политизировалось. В 31г Сталин выдвинул новый лозунг: Большинство должно овладеть техникой!!! «Вторая пятилетка» (33-37) Символ - стахановцы (существует только на бумаге).
Начало «Великого перелома» (с 29-33) – это годы апогея борьбы с традиционной культурой, традиционным бытом. Строящих социализм точно не должно тянуть в прошлое.
В 29г человека лишили воскресенья, как выходного дня (непрерывка). Все в интересах социалистического настроения. Стали называть новыми именами. Борьба с религией. Боролись и с русской историей (изображали как тысячелетний кошмарный сон). Разрушение памятников русской культуры. Массовые репрессии. Страну переламывали, шел грандиозный эксперимент.
Лекция № 11
СССР накануне ВОВ
Сталин был прагматиком – минимум эмоций, максимум действий. Тот, кто мог ему помешать в достижении поставленной задачи, должен был быть немедленно убран. Существующее руководство стало ему мешать, поэтому нужно было заменить или вообще убрать потенциально опасных людей. Единомышленник Сталина, Молотов, говорил, что пусть лучше лишняя голова слетит, зато не будет трудностей в войне. Полностью были контролируемы государственные органы. Во главе ОГПУ (с 1934 года – НКВД, наркомат внутренних дел) стоял Г.Г.Ягода до 36-ого, до 38-ого – Н.И.Ежов, до 45-ого – Л.П.Берия.
1 декабря 1934 года в Ленинграде был убит первый секретарь ленинградского горкома и обкома партии – Киров. Убийца – бывший партийный. Существовала версия, что убийство организовал Сталин, но это не было доказано. Зато убийство дало Сталину возможность прикрыть все свои последующие дела. Раз уже на рабочих местах убивают – то надо что-то делать! Во-первых, присмотреться ко всем членам партии, правительства. Всю ответственность за убийство возложили на Каменева и Зиновьева. Теперь был повод присмотреться и к остальным приближенным. Массовые репрессии зимы 1934-ого вошли в истории как “Кировский потоп”.
Новые аргументы для оправдания людей дали “Московские нарциссы”. В 1936-38 годах проходили показательные суды над элитой старой большевистской партии. Под давлением НКВД все сознались буквально во всей преступлениях – в убийстве М.Горького, Куйбышева, в подготовке убийств Ежова, Молотова, Сталина, что были тайными агентами японской, германской разведки и т.д. Народ смотрел официальную хронику и ужасался: вся верхушка продалась! Подготовив таким образом аудиторию, Сталин на очередном заседании 1937-ого года в феврале-марте заявил, что не только высшие сферы власти, но и все учреждения партии кишат врагами, и что шпионов и вредителей засылают к нам из других стран. Это заявления стало сигналом к началу репрессий 1937-ого года ( “Большая чистка”, “Большой террор”). Пострадало огромное число обычных граждан, НКВД искал врагов народа везде. Местные органы получали план сверху. В целом пострадало больше 1 млн. человек.
Что это дало Сталину? В итоге в 1937-38 годах к власти пришли новые руководители. Начальники высшей власти были молодые, на XVIIIсъезде партии 91% руководителей республик были моложе 40 лет. Остальные - 30-40 лет. Большинство из них были крестьянского происхождения, языками не владели, знали только предельно упрощенный Марксизм. Не удивительно, что Сталин для них был полубогом. С конца 1938-ого года массовые репрессии стихают, часть заключенных выпускается на свободу. Теперь эти люди не опасны для Сталина, их сломили годы ссылки и заключения. Но как специалисты они еще могут пригодиться. В этом был расчет Сталина. Устранив потенциально опасных руководителей, Сталин смог окончательно установить режим личной власти. Формально в конце 30-х Сталин был одним из нескольких секретарей ЦК. Генеральный секретарь не избирался с 1934-ого. Только в мае 1941-ого Сталин стал председателем правительства, сменив на этом посту Молотова. Объем власти у него был больше, чем у любого монарха.
Сталин вставал в 12 дня, поэтому часто заседания проходили ночью. Сталин решал лично судьбу любой идеи, любого вопроса, любого человека. В те годы не было ничего страшнее, чем потерять доверие Сталина. Его участие во всех мелочах не было формальным, он действительно вникал лично во все, читал, анализировал, спрашивал, выяснял подробности и т.д. Решение по тому или иному поводу Сталин выносил единолично. У него были основания для избрания подобного стиля управления: Сталин обладал немалыми знаниями в самых разных областях, имел отличную память, отличался особыми личными качествами руководителя. Попытки выставить Сталина дураком опровергаются целым комплексом исторических факторов. Богом Сталин, конечно, не был, но поправить его не осмеливались. Многие предпочитали промолчать. Любой чужой промах мог быть истолкован Сталиным как вражеская деятельность. Органы безопасности стали всемогущими. Ни до, ни после государство не было таким централизованным как в годы полного единовластия Сталина, который ежедневно изображался непогрешимым, гениальным. Этот стиль работы и слепое выполнение указаний сверху культивировалось во всех звеньях аппарата. Государство достигло пика могущества внутри страны, оно контролировало экономику, промышленность, жизнь страны и отдельной личности тоже.
К середине 30-х годов в стране исчезла частная собственность. Все средства производства стали государственными, в том числе колхозы. В результате в стране сложилась директивная (командно-административная) модель экономики, где вся экономическая деятельность прямо контролировалась и планировалась государством, где царил Госплан. В такой экономике неизбежен дефицит, потому что рассчитать все точно все равно не возможно, государственные органы просто физически не могут учесть все потребности население и запросы потребителей. Неизбежны и абсурдные ситуации. В войну правда появились и плюсы. В результате индустриализации в течение 2 пятилеток, когда были построены тысячи предприятий, государство стало располагать крупной, мощной промышленностью. Урбанизация затронула страну. В результате индустриализации она не стала второй в мире страной (как утверждали многие) . СССр не стал и страной, производящей все виды продукции в мире. Не хватало научной и конструкторской базы, было мало инженерных кадров, а те, что были, не могли опираться на западный опыт. Значительная часть рабочих была из деревни, они были низко квалифицированы. Всеобщее начальное образование было введено лишь в 1930 году! ( В Пруссии – с XVIII века) Военную мощь стране промышленность обеспечила. В конце 30-х Красная армия была одной из передовых по оснащенности, но всей этой многочисленной техникой она владело плохо. В 30-е годы это подтвердили события у озера Хасан (на границе с Японией), война СССР и Финляндии и даже поход в Польшу в сентябре 1939-ого с целью возвращения Украины и Западной Белоруссии.
К концу 30-х годов в СССР сложился советский тоталитаризм. Под этим понимаются порядки, при которых вся жизнь страны контролируется одной политической силой, не допускаются никакие оппозиции. Стремятся контролировать не только действия, но и мысли. Человек в СССР мог демонстрировать только официальные взгляды на жизнь, государственную идеологию. Несогласие с политикой власти = уголовной преступности. Поэтому общественная жизнь страны была однообразной, вымученной. На всех собраниях, выступлениях звучали шаблонные фразы, которые были вымерены до последней запятой, чтобы не противоречить последним утверждениям Сталина, правительства и “Краткому курсу ВКПБ” (книге, которая в советское время приравнивалась к Библии). Книга вышла в 1938 году и была кратким изложением учения Маркса и взглядов правительства. Не демонстрировать никаких взглядов вообще человек не мог, он обязательно должен был быть общественно и политически активен. Все должны были ходить на общественные собрания, посещать лекции пропагандистов, ходить на митинги, голосовать и т.д. Человеку навязывали поведение революционера ленинских времен. Конференции проводили даже среди домохозяек. В покое не оставляли никого, власть воспитывала и не оставляли без контроля.
Что же получил человек взамен от государства? От того, что социализм был построен, уровень жизни не вырос, а наоборот упал. Была убита частная предпринимательская инициатива. Крестьяне не были заинтересованы в бесплатном труде в колхозах. Перевес шел в промышленность. В стране по-прежнему не хватало продуктов, деревня просто голодала. Ввели нормы отпуска товара в одни руки, до ВОВ вернулись к карточкам. В стране было множество недовольных, но в годы власти это тщательно скрывалось. Неудивительны массовые сдачи красноармейцев в плен в 1944 году. Построение социализма не обеспечило и построения социальной справедливости. Конституция дала гражданам общие для всех права, сословия отменялись. Но на самом деле в деревне было “второе крепостное право”, интеллигенцию опять же приравнивали к “бывшим”, не брали на работу и т.д. Многих подкупала пропаганда властей, внимание к человеку.
В предвоенном Советском Союзе с 1934 года наметился культурный поворот в политике власти. Сталин видел, что общество устало от навязывания норм поведения. Власть стала возрождать черты дореволюционного быта, хотя еще вчера их искореняла. Прекратили борьбу с западными танцами, хотя в 1934 году считали, что фокстрот непременно ведет к рулетке и кокаину. Это был танец “разлагающейся буржуазии”. После 1934 года появились даже официальные конкурсы западных танцев. Если раньше преследовалось стремление людей красиво одеваться, то после 34-ого года в Москве открыли Дом Моды, стали выпускать журналы мод. В 35-ом реабилитировали новогоднюю ёлку, а в армии ввели вновь персональные воинские звания. В 36-ом в армии восстановили несколько казачьих частей и дали традиционную форму (шаровары с лампасами). С 34-ого года стали реабилитировать понятие патриотизма. В лексиконе власти впервые с 1917 года зазвучало слово Родина. Сталин готовил страну к большой войне, народ нужно было вдохновлять. Чем – патриотизмом. Годы с 1934 по 1937 были переходными, а с1938-ого русский патриотизм стал официально признанной государственной ценностью, которую стали пропагандировать. Воспевали героическое прошлое России, снимали фильмы о стране, о наших победах.
Война стала неизбежной. В декабре 1940 года Гитлер решил напасть на СССР , так как был встревожен влиянием СССР и его активностью. А в 1941 году независимо от решения Гитлера СССР стал готовиться к нападению на Германию. Началась пропаганда идеи, что если надо – мы и сами нападем! Сталин принял план нападения на Германию, разработанный к 15 мая 1941 года. План не был подписан, но утвержден лично был, на что указывают все действия армии в то время. Нападать должны были в июле, но Гитлер опередил. Сталин готовился устранить в лице Гитлера соперника. Под лозунгом освобождения Европы от фашизма, Сталин хотел подчинить ее Советской власти.
Лекция №12
Великая Отечественная Война
Прежде чем приступить к анализу этого периода нашей истории, сразу хочу со всей ответственностью заявить, что практически все, что говорится сейчас о войне официальными средствами массовой информации, является ложью. Ложью является и большая часть того, что пишут сейчас о войне официальные военные историки, то есть те, кто работает в системе министерства обороны. Вообще-то говоря, это не историки, а занимающиеся историческими исследованиями офицеры без специального образования. То, чем занимаются эти официальные средства массовой информации и официальные военные историки является не наукой, а пропагандой. Цель науки - установить объективную истину. А цель пропаганды – обосновать, проиллюстрировать истину, утвержденную заранее. В данном случае – доказать во что бы то ни стало для поддержания духа людей сейчас, что у врага было больше недостатков, чем достоинств, а у Советского Союза больше достоинств, чем недостатков. Все, что сейчас говорится и пишется в средствах массовой информации и официальными историками – это фальсификация. Мы же с вами будем опираться на исторические источники, а не на пропагандистские задания. А именно: на ставшие в последние годы доступными документы Красной армии, армии германской, на опубликованные в последние годы воспоминания советских фронтовиков (эти воспоминания уже не прошли советскую цензуру, которая выкидывала все факты, не удобные для властей), на ставшие доступными в последнее время воспоминания фронтовиков немецких. Исторические источники рисуют нам совершенно иную картину войны, нежели та, которая преподносится сейчас государством.
Прежде чем приступить к анализу событий, предлагаю еще раз отдать себе отчет в том, что поражение в этой войне привело бы не только к ликвидации всякой Отечественной государственности, но и к физической ликвидации значительной части русского этноса и ряда других этносов России и, наконец, к колонизации России немцами. Это все было предусмотрено немецкими планами Ост (то есть Восток) и Зеленая Папка. Поэтому первым вопросом, который следует тщательно разобрать, является вопрос о причинах катастрофически неудачного для Советского Союза начала войны, о причинах катастрофических поражениях Красной армии в 41-ом и 42-ом годах, когда немцы дошли до Москвы, до нижнего течения Волги у Сталинграда, до большого Кавказского хребта, до границ с Грузией, и одними пленными взяли у Красной армии около 5 млн человек. Как же Советский Союз дошел до такой жизни? Давно уже развеян миф о количественном превосходстве врага. Давайте посмотрим картину на 22 июня 1941 года, на первый день войны, когда враг уже изготовился к нападению, а русская армия – еще нет. И тем не менее, даже на эту дату, на первый день войны, армия вторжения (назовем так эти силы), состоявшая из германских, румынских, венгерских и финских войск превосходила Советские западные военные округа, те что вдоль западной границы, только по живой силе, то есть по количеству солдат и офицеров, и только в 1,3 раза. Солдатов и офицеров армии вторжения в первый день войны насчитывалось примерно 4 300 000, считая летчиков и моряков. А в Советских западных военных округах – 3 300 000. А техники армия вторжения имела гораздо меньше, чем только западные военные округа. Орудий и минометов в армии вторжения насчитывалось примерно 41 000, в советских западных военных округах – примерно 60 000 (1 к 1,5). Боевых самолетов - примерно 4 700 и 10 700 соответственно (1 к 2,5). Танков и самоходных орудий примерно 4 300 – 15 700 (1 к 3,5). Это на первый день войны, в дальнейшем превосходство в живой силе перешло на сторону Красной армии, когда народ мобилизовали, а превосходство техники за красной армией сохранялось всю войну, постепенно нарастая. Но может быть, что дело в качественном превосходстве немецкой техники. В Советские времена, а иногда и сейчас, так прямо и говорили: абсолютное большинство советских танков и самолетов 41-ого года были таких устаревших образцов, что их даже нет смысла брать в расчет, определяя соотношение сил. Настолько устаревших образцов, что считать надо только новую технику: танки КВ, Т-34, истребители ЯК-1, МИГ-3, ЛАГГ- 3, бомбардировщик Т-2, штурмовик ИЛ-2 – а остальное не считать. Это не так. Исследования, которые провели в последние 10-15 лет специалисты-инженеры, беспристрастное исследование тактики технических данных разных видов боевой техники показывают, что картина была далеко не такой мрачной. Что, например, большинство советских танков 41-ого года Т-26 и БТ-7 по совокупности своих боевых характеристик, по комплексу их, при грамотном использовании, вполне могли противостоять большинству немецких танков того времени – ПАНЦИРЬ – 3, 4 и 38 (Т). И при чем эти Т-26 и БТ-7 абсолютно превосходили все прочие танки того года: ПАНЦИРЬ 2 и 35(Т). Основные советские истребители 41-ого года: И-16, И-153 – в просторечии Ишак и Чайка - действительно уступали немецкому Миссершмидту 109 по важнейшему показателю, скорости. Но опять-таки не настолько, чтобы не иметь никаких шансов в воздушном бою, при условии, конечно, грамотного использования, грамотного применения. Это подтверждает и статистика потерь: оказывается, что в 41-ом году советские истребители старых марок и конструкций (Ишаки и Чайки) сбивались немцами отнюдь не чаще, чем новые советские истребители.
Значит, дело не в качестве техники. Значит, может дело в просчете или ошибке товарища Сталина, который заблаговременно не отдал приказ расположенным вдоль границы войскам занять оборонительные позиции вдоль границы. Войска не заняли заблаговременно позиции вдоль границы, и поэтому удар немецких войск оказался для них неожиданным, застал их врасплох, кого где: кого в казармах, кого в летних лагерях, кого еще где. И в результате Советские части вступали в бой поодиночке, разрозненно – какая быстрее подойдет. И поэтому враг мог их обходить (слева и справа никого нет!), окружать, уничтожать и – беспрепятственно двигаться дальше.
Действительно, промедление Сталина с этим приказом ни к чему хорошему не привело. Как установлено еще 15 лет назад примерно ¼ часть размещенных вдоль границы советских дивизий (14 из 57) исправила этот просчет товарища Сталина. Не дожидаюсь приказа из Москвы, они, по команде своих непосредственных начальников, в последние перед нападением дни все-таки вышли на границу и заранее заняли там оборону. Ну и что? А в первый же день войны и на этих участках враг так же быстро прорвался в глубь СССР, как и на тех, где войска на границу заблаговременно не вышли. Разницы никакой. Значит, решающего значения просчет товарища Сталина не имел, хотя ни к чему хорошему и не привел. И потом, что мы все говорим про 22 июня? Уже в июле 41-ого дравшиеся до того разрозненные советские войска наконец-то образовали сплошной фронт обороны, от моря до моря. А немцы все равно снова и снова прорывали советские, теперь уже заблаговременно занятые войсками, оборонительные позиции. И не только немцы прорывали, но и финны, а иногда даже румыны. То есть, как ни крути дело не в просчете Сталина с выводом войск вдоль границы, то есть, иначе говоря, дело не во внезапности немецкого нападения.
Главная причина поражения Красной армии и в 41-ом и в 42-ом годах – это неумение эффективно использовать те громадные силы и средства, какие у нее были. Притом, что враг свои относительно немногочисленные силы и средства использовал с высочайшей рациональностью и эффективностью. Иными словами, главная причина поражения армии в 41-ом, 42-ом годах – это неумение её воевать и немецкое умение воевать.
Возьмем, к примеру, живую силу – людей. В западных военных округах живой силы было более, чем достаточно для эффективной обороны. Но как советское командование эту силу использовало: оно предназначило для прикрытия границы слишком мало войск. Вот поэтому они не сдержали врага даже там, где заранее изготовились перед началом войны к бою. Советское командование составило порочный, нереальный план прикрытия границы. Живую силу, которая у него имелась в изобилии, советское командование бросало в бой, нарушая элементарные принципы военного искусства, которые даже штатским известны, не говоря о курсантах военных училищ: не концентрирую живую силу на важнейших направлениях, а распыляя по всему фронту, размазывая везде понемножку; бросая пехоту в бой без предварительной артиллерийской подготовки (то есть без предварительной обработки территории немцев артиллерийским огнем). И поэтому когда пехота шла вперед ее встречали плотным ливнем огня уцелевшие немецкие пулеметчики, минометчики, стрелки. А бывало и так, что советские командиры в пехоте вообще не планировали бой и не руководили. Кричали только “ВПЕРЕД!” в телефонную трубку и все. Или просто отсиживались на командном пункте в землянке или блиндаже. Или даже бросали свои сражавшиеся войска. Таких случаев было очень много в начале войны на западном фронте и на северо-западном, на московском и ленинградском направлениях.
У советского командования было куда больше, чем у немцев, танков. Но как оно эти танки использовало? Бросало танки в бой, не проведя предварительно разведку, поэтому танки внезапно натыкались на болота. На позиции противотанковой артиллерии, увязали в болотах, загорались от внезапного огня противотанковых пушек. И все срывалось в самом начале. Танки бросали в бой, опять-таки не подкрепив их артиллерией. Не позаботились организовать взаимодействие танков с артиллерией или не сумели этого сделать. И пошедшие в атаку без артиллерийской подготовки танки быстренько выбивались уцелевшими неподавленными советской артиллерией немецкими противотанковыми пушками. Танки бросались в бой без авиационной поддержки. Опять-таки не позаботились или просто не сумели организовать взаимодействие танков с авиацией. И танки шли в бой без прикрытия с воздуха. И поэтому их беспрепятственно бомбили немецкие бомбардировщики, которым не мешали советские истребители. Танки бросали в бой, не обеспечив их горючим. Не позаботились наладить тыловое обеспечение или не сумели этого сделать. И поэтому в ходе боя танки оставались без горючего. А танк без горючего – жестяная коробка. И совершенно исправную машину танкистам приходилось подрывать и бросать и выходить из боя пешком. Танки бросали в бой, не продумав возможность их ремонта. И после ничтожной поломки эти в остальном исправные танки, даже с горючим, приходилось бросать. Наконец советские танкисты 41-42 годов были слабее, чем немецкие, подготовленные. У советского командования было больше самолетов, чем у немцев. Но как оно их использовало: опять распыляло по всему фронту. В том числе и в тех районах, где активных боевых действий вообще не велось. А немцы свои относительно немногочисленные самолеты сконцентрировали в направлениях главных ударов, там, где шли главные сражения. И вот там немецкие самолеты висели над полем боя с утра и до темноты, бомбя советские войска, и прикрывая с воздуха войска свои. Вот это и есть военное искусство: имея в целом меньше сил, чем у противника, в нужное время и в нужном месте оказаться сильнее, чем он. Кроме того, как и танкисты, советские летчики 41-ого и 42-ого годов были подготовлены слабее немецких. Применяли, на пример, нерациональную тактику воздушного боя, не умели прицельно бомбить и так далее.
Почему же красная армия в 41-42 годах не умела воевать, не умела эффективно использовать свои громадные силы? Здесь обычно любят ссылаться на репрессии 37-ого , 38-ого годов: вот если бы тогда армию не лишили опытных командиров, не заменили их малоподготовленными, малознающими, вот тогда бы в 41-ом году все было по-другому. Эта истина никогда и никем не пыталась доказываться. И вообще, как начинают признавать даже официальные военные историки, эта истина является величайшим заблуждением. На самом деле советские командиры в 37-ом году, в том числе и те, кто был репрессирован потом, были подготовлены не лучше, чем те, кто был на их местах в 41-ом. Новейшие исследования показывают, что опыта современной войны, военного образования у репрессированных командиров было отнюдь не больше, чем у тех, кто пришел на их место. Эти командиры совершали на учениях те же самые ошибки и также плохо обучали свои войска, что и те, кто был на их месте в 41-ом. Поэтому в поиске причин плохой подготовки советских командиров (а подготовка армии зависит от подготовки командиров) надо залезть не в 37-ой год, а в 17-ый, на 20 лет раньше, когда была Октябрьская революция, после которой большевики, пришедшие к власти, сломали российские традиции обучения и воспитания офицера. Кстати слово “офицер” в русской армии после революции считалось контрреволюционным и, естественно, не применялось. Офицеры назывались командирами. Так было до 43-ого года, когда это слово реабилитировали, и всех командиров, как и сейчас, начали называть офицерами. Что я имею в виду, говоря о сломанной традиции обучения и воспитания офицера: до революции в военных училищах царила высочайшая требовательность. А в Советское довоенное время по-настоящему от курсанта военного училища требовали только политическую грамотность, вот тут уже вцеплялись намертво. Кроме того, чтобы обеспечить политическую благонадежность армии долгие годы в Советском Союзе стремились подготовить командиров непременно из рабочих или, в крайнем случае, из крестьян, то есть из лиц с общим низким уровнем образования. Вплоть до 36-ого, 37-ого годов абсолютное число принимаемых в военное училище людей составляли люди с образованием ниже среднего, то есть меньше 7 классов, как правило, с 4-5, а бывало что и с 0 классов. И в результате из военных училищ долгие годы выходили командиры, которые, к примеру, не умели пользоваться компасом, которые не умели вести рабочую карту, потому что не привыкли держать в руках цветной карандаш, которые не умели отдать четких и ясный приказ, потому что плохо владели русским языком, потому что был беден словарный запас. И самое главное – эти командиры не привыкли ДУМАТЬ! Прежде чем бросать танки в бой без разведки и прежде чем посылать пехоту на немецкую оборону, на немецкие пулеметы, без артиллерийской подготовки – думать, прежде чем все это делать. Ведь что требуется для того, чтобы спланировать бой так, как надо, руководить войсками в бою как надо? Думать. Конкретно. Принять к сведению новую информацию об обстановке; сделать выводы из этой информации, то есть проанализировать ее. А систематическое общее образование как раз к этому и приучает, хочет того человек или нет. Потому что общее образование систематически сталкивает человека с новой информацией и требует от него эту информацию анализировать, чтобы использовать в своих интересах. То есть, грубо говоря, решить задачи из домашнего задания, чтобы не получить 2, не иметь неприятностей с классным руководителем или с родителями. Иначе говоря, систематическое общее образование худо-бедно, в той или иной степени приучает людей думать, шевелить мозгами. А большая часть командиров 41-ого года имела только начальное образование, общее. Давно уже было подмечено, что не может быть квалифицированного офицера без достаточного общего развития.
А в Германии Октябрьской революции не было. И там марксистские эксперименты готовить офицеров не мешали. Надо правда сказать, что в Германии давным-давно была более эффективная методика обучения офицеров. Это еще и до революции сказывалось. Потому что в Германии делали упор на практическое обучение, а в Советском Союзе заставляли, прежде всего, зубрить теорию. Это командиры. Но понятно, что у плохо обученных командиров будут плохо обученные бойцы. Потому что плохо обученный командир просто сам многого не знает. Что он должен передать бойцу? Ну и, кроме того, как и при подготовке командиров в довоенном Советском Союзе при обучении бойца тоже не проявляли должной требовательности. Тоже по-настоящему требовали только политическую грамотность – чтобы был политически благонадежен.
В последнее время все чаще говорят еще об одной причине поражений Красной армии ну, по крайней мере, в 41-ом году. Сейчас это уже достаточно серьезная гипотеза и достаточно серьезная, заслуживающая обсуждения версия. Она сводится к тому, что причиной поражений в 41-ом году было просто нежелание значительной массы красноармейцев воевать – низкий моральный дух Красной армии для того времени. Низкий моральный дух армии, героизм которой у нас так всегда подчеркивали и подчеркивают сейчас. Почему эта версия заслуживает серьезного обсуждения? Потому что она опирается на достаточно большое количество источников. В последнее время опубликовано достаточное количество источников, где содержатся указания на то, что по крайней мере значительная часть из 3 900 000 советских военнослужащих, попавших в немецкий плен в 41-ом году сдалась не потому, что исчерпала все средства для сопротивления, не потому что получила ранения, не дающие возможности воевать, а потому что не хотело воевать. Я имею в виду, на пример, свидетельства немецких источников, согласно которым, очень часто сдававшиеся в плен располагали и оружием и боеприпасами, а все-таки сдавались, вместо того, чтобы воевать. Я имею в виду Советские мемуары, в которых описаны случаи, когда пленные красноармейцы, освободившись от конвоира, отнюдь не спешили возвращаться к своим, продолжали идти в плен уже сами. Советские мемуары, согласно которым, например, в вагоне, который в сентябре 41-ого увозил пленных красноармейцев из-под Ленинграда в немецкий тыл, все пленные наперебой кляли советскую власть, и никто не жалел о том, что Ленинград (как тогда думали) скоро падет. Я имею в виду единодушное утверждение немецких источников о том, что население Украины, в меньшей степени Белоруссии, встречало в 41-ом немецкие войска дружелюбно, а то и с радостью. Я имею в виду и советские документы, документы органов НКВД, согласно которым прихода немцев, которые перевешивают коммунистов, многие ждали тогда и в Российской Федерации. И опять-таки свидетельства советских мемуаристов, согласно которым крестьяне Смоленской и Московской областей осенью 41-ого не только отказывались помогать пробивающимся из окружения к своим красноармейцам, но и называли в разговорах с этими красноармейцами советские войска не НАШИ, а ВАШИ: “Нет, ВАШИХ в той деревни нет, немцев тоже нет”. Получается, что эти крестьяне Смоленской и Московской областей не считали Красную армию своей, не считали, что она воюет за них. А ведь эти настроения призваны были передаваться и на фронт из этих деревень: украинских, белорусских, российских. И действительно случаи добровольного перехода в немецкий плен целых групп красноармейцев украинцев зафиксированы и советскими документами.
Известно, что за годы войны в немецкой армии служило от 1 до 1,5 млн. бывших советских военнослужащих. Из них большая часть из так называемых хиви – добровольных помощников, которые использовались немцами в качестве обозников, шоферов, конюхов, подносчиков боеприпасов, помощников на кухне. Хиви отнюдь не стремились сбежать при удобном и неудобном случае из немецкой армии, а выполняли свои обязанности исправно. Вообще ни в одной из стран, воевавших с немцами в ту войну, не было такого массового сотрудничества с врагом, как в Советском Союзе. А ничего удивительного нет. Многие люди были доведены советской властью до того, что им было неохота воевать за эту самую советскую власть, которая морила их голодом, не давала хозяйствовать на земле, ссылала в каторжные поселения, за малейшее слово загребало в НКВД. Даже сам товарищ Сталин в своей речи 6 ноября 1941 года перед очередной годовщиной революции признал, что “только глупая политика Гитлера сделала народы СССР заклятыми врагами” Германии. Это только советская и нынешняя российская пропаганда не хочет признать. А что Гитлер несет России не освобождение от большевистского ига, а новое иго, этого в 41-ом массы народа еще не знали. Что такое немецкая власть, с этим они еще толко