Прикладные аспекты политической коммуникации.
На современном этапе политика часто «вынуждена» подчиняться внутренним законам СМИ и законам рекламного бизнеса. Для политики характерна игра на публику. Она стала зрелищной, персонифицированной, драматургичной.
«Рекламизация» политики проявляется в произвольном толковании политической реальности, ее упрощении, высвечивании одних сторон и оставлении в тени других, не менее важных. Аудитории навязываются чуждые, необдуманные мнения и представления. Согласно законам рекламного дела политикам рекомендуется, что одевать, как себя вести, что и как говорить. В результате становится возможным создать привлекательный для населения образ политического деятеля.
СМИ поставляют гражданам наибольшее количество информации, касающейся политики, воздействуя при этом на конкретные оценки и действия в политической сфере.
Возникло новое направление рекламной деятельности – политический маркетинг. Он включает:
- исследование настроений, проблем, интересов в том округе, где баллотируется кандидат;
- выбор стратегии предвыборной кампании, основных ее тем и конкретных тактик;
- проведение собственно предвыборной кампании.
В результате этой деятельности вне зависимости от степени интереса к политике умелым использованием рекламных и информационных технологий достигается изменение политических установок населения.
Влияние СМИ носит «кумулятивный» характер: воздействие сообщений СМИ будет увеличиваться, если оно устойчиво, долговременно и многоканально. Существуют три базовые модели влияния СМИ на избирателей:
1) Модель повышенной (положительной) информационной чувствительности. Электоральные предпочтения аудитории того или иного СМИ связаны с соответствующим представлением политического персонажа в этом СМИ.
2) Модель пониженной (нулевой) информационной чувствительности. Связь электоральных предпочтений СМИ с представлением политического деятеля или отсутствует совсем, или не является значимой.
3) Модель протестной (отрицательной) информационной чувствительности. Изменения электоральных предпочтений аудитории конкретного СМИ обратно представлению в нем политического актора.
Прикладные аспекты массовой политической коммуникации связаны также с пропагандой. Пропаганда – вербальная и/или невербальная коммуникация, при помощи которой стремятся повлиять на политические мнения, установки, политическое поведение людей. Под пропагандой понимают искаженное, ориентированное на личную выгоду лица или группы намеренное представление суждений и фактов. Тот, кто осуществляет пропаганду, всегда намерен достичь определенного результата, например улучшить собственную репутацию или очернить врага.
В процессе пропаганды сообщение о происходящих событиях имеет своей основной целью не информирование населения, а формирование определенного общественного мнения. Как правило, ему придается идеологический характер. Факты и мнения, несовместимые с пропагандой, не сообщаются или остаются в тени.
Важным приемом пропаганды является дискредитация – распространение негативной информации о некотором политическом объекте. Она считается эффективным методом политической борьбы. Основными средствами дискредитации являются:
1) Политические скандалы . Скандалы в политике – своеобразный способ достижения политического влияния и власти. В то же время они могут отрицательно воздействовать на предвыборную кампанию и итоги голосования.
На общественном уровне скандалы, особенно когда их не слишком много, могут повысить уровень общественной морали, демонстрируя, какие именно действия неприемлемы и вызывают осуждение. Тем самым также определяются «правила игры» в сфере политики. Когда скандалов много, они, наоборот, негативно воздействуют на нормы морали, снижают доверие населения к политическим институтам и действующим субъектам.
2) Политические слухи . Слухи – это новости, которым не нашлось места в официальных СМИ. В ходе их передачи и обсуждения происходит процесс адаптации к новым политическим реалиям. Особенно много слухов появляется в ситуациях катастроф и социальных потрясений.
Функции политических слухов разнообразны. Они позволяют составить представление о политической сфере, непосредственно влияют на политическое поведение людей (как политических деятелей, так и рядовых граждан), усиливают или снижают напряженность, провоцируют население на массовые выступления (беспорядки, забастовки, ажиотажный спрос на товары и т.п.). Кроме того, «запуская» тот или иной слух, можно выяснить, кто и как будет реагировать на его содержание. С помощью слухов дискредитируют политических оппонентов, компрометируют политических союзников.
В связи с вышесказанным актуальным является вопрос контроля и оценки информации, поступающей по определенным каналам. Особое значение он приобретает во время выборов. Специальные законы и нормативные постановления определяют, насколько свободно пресса может критиковать действия правящей элиты, работу правительства и т.п. Существуют также непрямые формы цензуры, обеспечивающие давление на представителей СМИ со стороны государства, других субъектов политической власти (например, отдельных политиков, политических партий).