Стороны и право на участие в международных договорах

Стороны в международных договорах. Стороны - важнейший элемент договорных правоотношений. От состава и характера сторон зависят роль и содержание договора. С изменением состава сторон может меняться реальное содержание и значение договора. Понятие стороны используется в международной практике как обобщающее, охватывающее любого участника, принявшего договор, независимо от того, вступил ли он в силу. Венские конвенции о праве договоров проводят более детальное разграничение - с учетом стадий заключения договора. На основе этих конвенций можно выделить следующие категории участников:

а) участник переговоров - субъект, который принимал участие в составлении и принятии текста договора;

б) договаривающийся субъект - субъект, который согласился на обязательность для него договора, независимо от того, вступил ли он в силу;

в) участник договора - субъект, который согласился на обязательность для него договора и для которого договор находится в силе.

Помимо этих общих категорий, опредедяемых в ст. 2 "Употребление терминов" Венских конвенций, в ст. 79 Конвенции 1969 г. и ст. 80 Конвенции 1986 г. упоминается еще одна категория - оподписавшие договорп. Она не совпадает с понятием оучастник переговоровп, поскольку участие в принятии текста не обязательно означает его подписание. Объясняется это тем, что только подписавшие договор наряду с договаривающимися субъектами принимают участие в решении вопроса об исправлении ошибок в тексте. Перечисленные категории участников обладают различными правами в отношении заключаемого договора. Участники переговоров могут договариваться о том, чтобы тот или иной субъект присоединился к договору, если это в нем не предусмотрено. После вступления договора в силу этот вопрос решается только по соглашению участников договора (ст. 15 Венских конвенций) . Участники переговоров решают вопрос о временном применении договора ( ст. 25) . Категория ооучастник переговоровп в ряде случаев охваты- вается бопее широким понятием оимеющие право стать участниками п, которая включает также субъектов, не участвовавших в переговорах. Относящиеся к последней категории субъекты должны оповещаться о сделанных оговорках и возражениях против них (ст. 23). Депозитарий обязан информировать этих субъек- тов о том, когда было получено такое число соответствующих актов принятия, которое необходимо для вступления договора в силу. Подписавшие договор и договаривающиеся субъекты несут обязанность воздерживаться от действий, которые лишали бы договор его объекта и цели до вступления его в силу (ст. 18). Приостановление действия договора возможно с согласия всех участников по консультации с прочими договаривающимися субъектами (ст. 57). В данном случае под опрочими договаривающимися п имеются в виду те субъекты, которые согласились на обязательность договора, но для которых он не вступил в силу. Международной практике известна категория о первоначальный участникп. Это те, которые участвовали в подготовке и принятии текста и затем согласились на его обязательность. Как правило, они не обладают какими-либо особыми правами. Однако анализ практики дает примеры иного использования этой категории. Так, Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, В космическом пространстве и под водой 1963 г. наделил первоначальных участников особыми правами. Договор вступает в силу при условии его ратификации всеми первоначальными участниками (ст. 3) . Их согласие необходимо и для принятия поправок (ст. 2) . Объясняется это тем, что первоначальными участниками являются СССР, США и Великобритания. Без участия любого из этих государств договор утратил бы свое значение, Иными словами, термин опервоначальный участникп фактически использован для обозначения иного понятия, а именно понятия онеобходимые участникип, с тем чтобы не принижать роль других потенциальных участников. Сторонами в договорах могут быть все субъекты международного права. В большинстве случаев ими являются государства. Нередко в дипломатической практике сторонами в договорах называют правительства. Это означает лишь то, что государства при заключении договора представлены правительствами. Как Венские конвенции, так и национальное законодательство предусматривают , что независимо от того, каким органом представлено государство, именно оно, а не орган является стороной. Государство в силу своего суверенитета вправе участвовать в любом правомерном договоре. В соответствии с принципом суверенного равенства все государства оимеют одинаковые права и обязанности и являются равноправными членами международного сообщества, независимо от различий экономического, социального , политического или иного характерап ". Многие государства неоднократно подчеркивали, что каждое суверенное государство обладает неотъемлемым правом заключать междувародные догово- ры, соответствующие его справедливым интересам . Попытки лишить государство права на заключение договоров или незаконно ограничить это право не раз расценивались Советским правитель- ством как посягательство на верховные права государства.

Правоспособность международных организаций заключать договоры носит ограниченный, функциональный характер. Она определяется правилами, на основе которых функционирует организация (ст. 6 Венской конвенции 1986 г.) . Само право договоров должно применяться к учредительным актам международных организаций без ущерба для соответствующих правил донной организации (ст. 5 Венских конвенций).

Подавляющее большинство федеральных государств, выступающих в качестве стороны в международных договорах, ничем не отличаются от государств унитарных, Но в некоторых федерациях их субъекты обладают определенными правами на участие в договорных отношениях, В качестве примера можно привести Швейцарию, ФРГ "; наиболее широки права советских союзных республик. В соответствии с конституционным правом СССР союзные республики - суверенные советские социалистические государства , добровольно, на основе свободного самоопределения народов и равноправия объединившиеся в Союз ССР. Союзные республики обладают всей полнотой государственной власти на своей территории вне пределов полномочий, переданных ими в ведение Союза. Они имеют право вступать в отношения с иностранными государствами, заключать с ними договоры, обмениваться дипломатическими и консульскими представительствами, осуществлять внешнеэкономические связи и участвовать в деятельности международных организаций. Осуществление этого права не может противоречить законам СССР и его международным обязательствам. СССР устанавливает общий порядок взаимоотношений союзных республик с иностранными государствами и международными организациями, осуществляет общее руководство внешнеэкономи- ческои деятельностью. Как свидетельствует опыт, только Украина и Белоруссия активно участвуют в работе международных организаций системы ООН и являются сторонами в заключемых под ее эгидой договорах. Международные связи другах республик менее развиты.

Общее правило относительно участия членов федерации в международных договорах было сформулировано Комиссией международного права ООН в проекте статей о праве договоров. В ст. 5 говорилось: о Государства - члены федеративного союза могут обладать правоспособностью заключать договоры, если такая правоспособность допускается федеративной конституцией и в пределах ею установленныхп. По мнению Комиссии, не существует нормы международного права, которая препятствовала бы наделе- нию государств, образовавших федерацию, полномочиями заключать договоры с третьими государствами . Из-за оппозиции ряда (в том числе и федеративных) государств предложенная Комиссией статья не собрала необходимого для принятия большинства голосов на Венской конференции по праву договоров 1968 - 1969 гг. Тем не менее предложенное Комиссией положение является на сегодняшний день наиболее авторитетным правилом относительно участия членов федерации в международных договорах. Заметим, что на Венской конференции возражавшие против принятия этого положения делегаты не отрицали принципиальной возможности участия членов федерации в международных догово- рах . Урегулирование этого вопроса необходимо, поскольку он возникает даже в практике тех федераций, члены которых не обладают по конституции правом заключать международные договоры ". Практике некоторых федераций известны соглашения, заклю- чаемые ее членами друг с другом и самой федерацией. Такие соглашения действуют в рамках национальных правовых систем. В той мере, в какой их действие не урегулировано национальным правом, к ним могут применяться правила, содержащиеся в нормах права международных договоров . Однако в данном случае речь идет о применении норм иной правовой системы по аналогии, а не как таковых. К такому выводу пришла и Комиссия международного права ". сторонами в договорах могут также быть народы, нации, борющиеся за освобождение, которые по существу представляют собой государства в процессе становления. Однако их договорная практика довольно ограниченна. Их участие в универсальных договорах скорее исключение, чем правило. Право на участие в международных договорах -новый ин- ститут права договоров и международного права в целом. Он слу- жит необходимым условием их демократизма . Еще в недавнем прошлом в международной практике господствовала (освобода договоровп, при которой государство, заключая договор, ограничено лишь ранее принятыми в отношении других государств обязательствами ". оСвобода договоровп конструировалась по аналогии со свободой сделок в национальном обязательственном праве и фактически была свободой сильных. Важную роль в становлении рассматриваемого института сыграло Советское государство. Уже в Декрете о мире 1917 г. нашла выражение идея участия всех государств в мирном урегули- ровании . Советское государство стремилось к тому, чтобы окаж- дый народ решал вопрос о судьбе всего человечествап . В первых же дипломатических актах нашло выражение требование уважения права государств на участие в решении международных вопросов на,основе полного равноправия . Этой позиции придерживаются все социалистические государства. Совершенно особое значение праву на участие придается в усло- виях современного взаимозависимого мира. Только на основе участия всех государств может нормально функционировать ми- ровая система и международное право. Это подчеркивается СССР и другими государствами. Из сказанного следует, что право на участие относится прежде всего к общим, универсальным договорам . Под универсальными, или общими, многосторонними договорами понимаются такие, которые касаются кодификации и прогрессивного развития международного права или объект и цели которых представляют интерес для международного сообщества в целом . Право на участие в таких договорах вытекает из самой природы, целей и принципов современного международного права , которое формируется совместными усилиями всех государств. В силу самого характера создающих общие нормы международного права договоров последние оявляются делом всех государствп, поэтому устранение от участия в них тех или иных государств неправомерно. Противники права на участие утверждали, что международное право и практика не знают нормы, дающей кажцому государству право участвовать в универсальном договоре. Наоборот, существует основополагающий принцип освободы договоровп, предпо- лагающий полную свободу государств определять состав участников будущего договора. Что касается современной практики, то универсальные договоры содержат формулу всеучастия. Институт права на участие имеет достаточно прочную основу в основных принципах международного права. Согласно принципу суверенного равенства, все государства являются равноправными членами международного сообщества. Каждое государство, с одной стороны, пользуется правами, присущими полному суверинитету, а с другой - обязано уважать правосубъектность других государств.

На эту основу опирается специальный принцип универсаль- ности, согласно которому каждое государство вправе самостоятельно решать вопрос об участии и универсальных договорах. Никто не вправе препятствовать ему в решении проблемы, которая затрагивает общие интересы всех стран. На Венской конференции делегации СССР и ряда других государств заявили, что считают принцип универсальности утвердившимся в международном праве. В определенной мере это подтверждается и принятой конфереицией Декларацией о - всеобщем участии в Венской конвенции о праве договоров. Но пока рассматриваемый принцип действует как обычная норма Право на участие существует и в отношении ограниченных многосторонних договоров, под которыми понимаются договоры, рассчитанные на участие определенного круга государств. Круг участников зависит либо от географического положения, либо от иной заинтересованности в предмете договора. Несмотря на большое значение этого вопроса для обеспечения законных прав и интересов государств, он не рассматривался ни на одном этапе кодификации права договоров. Право на участие определяется наличием у государства законных интересов в отношении объекта и целей договора . Заинтересованность может быть формально-юридической и фактической. Первая вытекает из участия государства в предыдущем договорном урегулировании проблемы, вторая - из фактической заинтересованности государства. Как та, так и другая должны соответствовать международному праву, на основе которого и должны учитываться интересы государств. Приоритетным правом на участие в договоре обладает наиболее заинтересованное государство, т. е. такое, проблемы которого являются основным объектом договорного урегулирования. Договоры без его участия лишены юридической силы . Это не раз отмечалось государствами. Нарушение суверенных прав наиболее заинтересованного государства - Чехословакии явилось одним из оснований для признания недействительным Мюнхенского соглашения. Решение вопроса об использовании права на участие в конкретном договоре относится к суверенной компетенции государства . Вместе с тем реалии взаимозависимого мира породили новые тенденции. Нормальное функционирование международного права и всей системы международных отношений невозможно без достаточного уровня участия всех государств. Отсюда морально-полити- ческий долг участников международного общения проявлять необходимую международно-правовую активность. Это отражено и в международном праве, причем наиболее концентрированно - в принципе сотрудничества, который обязывает государства со- трудничать в решении мировых проблем . Касается это и сотрудничества в создании и осуществлении норм общего международного права, для чего в первую очередь следует обеспечить участие всех государств в универсальных договорах. Сложившееся в этой области положение вызывает серьезные опасения. Уровень участия в универсальных договорах настолько низок, что они с большим трудом собирают даже тот минимум участников, который необходим для их вступления в силу. Не случайно этой проблеме уделяет внимание ООН, правда, пока без особого успеха . Особенно низок процент участия "новых" государств (почти в 2 раза ниже, чем остарыхп ), а также малых государств . А ведь именно они больше всего заинтересованы в эффективности международного права. Сказанное относится и к ограниченным, региональным много- сторонним договорам, в которых должны участвовать все государства региона. Сегодня государства уделяют значительное внимание рассматриваемой проблеме, когда от права всех государств на участие зависит эффективность урегулирования важного вопроса, напри- мер вопроса об уничтожении химического оружия.

Наши рекомендации