Предмет и методологические основы антропологии права.
"Юридическая антропология(или антропология права) — это научная и учебная дисциплина, которая путем анализа устных или письменных памятников права, практики общественной жизни исследует процессы юридизации человеческого бытия, свойственные каждому историческому типу цивилизации, и стремится выяснить закономерности, которые лежат в основе социального и правового быта человеческих общностей".
"В предметную часть данной юридической дисциплины входят правовые системы и в целом весь комплекс правовых явлений (все правовые формы в широком смысле этого слова — правовые нормы, отношения, идеи и представления, институты, процедуры, способы регуляции поведения, защиты порядка, разрешения конфликтов и т. п.), которые складываются в различных сообществах (первобытных, традиционных, современных), у разных этносов (народов, наций), в разные эпохи и в этой юридической науки и учебной дисциплины, таким образом, находится все правовое многообразие и богатство человечества (и составляющих его этнических групп, народов, наций) в его становлении и развитии, в его реальном социально-историческом бытии".
К принципам познания юридической антропологии относятся: 1)
принцип связи биологического и социального; 2) принцип интерпретации
человека как биосоциального существа и правового универсума; 3) принцип
социального характера материально-телесной жизни; 4) принцип единства
духовного и материального в развитии общественных отношений; 5)
принцип связи индивидуального и социального; 6) принцип стратифика
ции. Указанные принципы юридической антропологии - это те общие
основания, которые указывают на многообразие направлений познаватель
ных усилий теории государства и права. Юридическая антропология есть
одна из составляющих ее частных теорий. Юридическая антропология
способна придать единство взглядам на правовую систему путем
установления его «первоэлемента» - человека, деятельного участника
социальных связей, наделенного способностью формировать право,
приобретать права, выполнять обязанности и подчиняться праву.
Составюридической антропологии структурируется из следующих научных направлений: а) теория юридической антропологии (сюда входят гносеологические, понятийно-терминологические, методологические, функциональные вопросы нового научного знания в структуре правоведения); б) онтология юридической антропологии (эта часть научного знания формирует представления о бытии человека в сфере права как таковом и свободе человека, порождающей свободу генерирования правовых культур, а также данные о бытии «правового человека» в современных правовых системах, в национальных, этнических и культурных общностях); в) юридико-этнографическая антропология (или юридическая этнография), имеющие своим продуктом описания меняющихся в результате эволюции норм деятельности человека, описания нормативных аспектов традиционных и архаичных обществ, юридических отношений и конфликтов, а также сравнительно-правовые исследования правовых систем прошлого и настоящего в разрезе их человеческого восприятия и существования.
Одним из главных методологических подходов к праву для антропологии права является герменевтика, так как при анализе правовых обычаев, традиций, норм иных народов и культур используется метод эмпатии-сочувствия, проникновения во внутреннюю логику правового мышления других людей. Благодаря интерпретации правовых обычаев, традиций, обрядов, текстов того или иного народа ученый постигает иерархию правовых ценностей народа, фиксируя смыслы действий, знаков, символов. Аксиологический анализ этнических правовых культур осуществляется, в первую очередь, относительно юридических и идеологических текстов, народных представлений о праве и формах разрешения конфликтов, выраженных в "юридическом фольклоре", отражающем накопленный и пережитый народом юридический опыт, а также устойчивых представлений о праве и законе, правосудии и справедливости, способах правового воздействия на общество, разрешения конфликтов.
Для изучения ценностной структуры правовой жизни этнических сообществ, правовой культуры и правосознания антропология права также привлекает методы семиотики. Правовой символизм отражает интенциональную направленность коллективного правосознания, смысловую перспективу, являясь тем самым базисной опорой правового мировоззрения, юридической организации жизненного пространства и политико-правового взаимодействия социальных субъектов. Архетипы этнического правосознания, выявляемые с помощью этнопсихологических методов юридической антропологии, обусловливают формы и способы конструирования, понимания, восприятия, познания правовой реальности, а также сложный комплекс правовых установок.
Антропология права концентрирует научный анализ не на позитивном праве, его строении, а на изучении правовых форм и условий жизни человека в обществе, особенно на традиционных формах, т.к. обычное право, являясь органической частью культуры и истории народа, способно обеспечить стабильность и правопорядок без специальных институтов принуждения со стороны государства.
Концептуальное развитие антропологии права в России протекает по двум направлениям, основанным на коллективистской и индивидуалистической модели общества: в рамках первой модели научный анализ нацелен на изучение коллективных субъектов правовой культуры (народов, этнических общностей, социальных групп); в рамках второй - на изучение правового бытия индивида в современном и традиционном обществах.
Антропология права фиксирует кризис правосознания в современном обществе, основанием которого считаются гипертрофия права, юридический формализм, незащищенность человека от правовых экспериментов, правового бюрократизма, навязывание чуждых моральных идеалов и ценностей посредством права. Правовая реальность воспринимается все чаще через призму техносферного управления обществом, и право начинает пониматься членами общества как довлеющая над ними враждебная сила. Наиболее болезненно воспринимаются реформы в морально значимых сферах общественной и личной жизни, связанных с семейной жизнью, биоэтической нормативной системой, в области биомедицинских технологий.
Негативное влияние на правовое развитие социума, по мнению представителей антропологии права, также оказывает процесс глобализации. В правовой сфере ими выделяются следующие последствия глобализации: исчезновение в результате унификации норм и идеалов мировых культур, процесс "усреднения", обезличивания индивидуумов, объединения их в некие жесткие рамки единообразными нормами и правилами, потери этническими группами своей самобытности, делигитимации правовых норм, универсализации, унификации правовых укладов, уничтожение границ между правовыми семьями, правовыми системами, подрыв традиционных правовых ценностей и нормативов. Выходом из этой ситуации они считают проведение культурно-антропологической экспертизы законопроектов на предмет соответствия их основным ценностям русской культуры, а также культуры остальных народов, проживающих на территории России; исследование этнолингвистической, демографической, этнокультурной, социально-психологической, социально-экономической устойчивости населения и составляющих его этнических групп; оцениваются возможные результаты осуществления государственных реформ или законопроекта.