Развернутая беседа, заслушивание сообщений, заполнение структурно-логической таблицы.

Задания:

1) Изучить перепись населения 1897 г. и рассказать об особенностях социальной структуры российского общества на рубеже XIX-XX вв.;

2) Сделать сообщение на тему «Индустриализация под руководством С.Ю. Витте и ее результаты»;

3) Обсудить споры вокруг аграрного вопроса и крестьянскую реформу П. Столыпина;

4) Доказать, что в начале XX века Россия двигалась к конституционной монархии.

5) После обсуждения заполнить структурно-логическую схему «Основные политические партии России» на рубеже XIX-XX вв.

Тема 8. Россия в условиях мировой войны и общенационального кризиса 1914-1917 гг. (2 часа)

Контрольные вопросы:

1) Мифы о Великой войне;

2) Февральская революция и падение монархии в 1917 г. как следствие войны;

3) Великая война и события в России в марте - октябре 1917 г.

Заслушивание сообщений, презентации, развернутая беседа.

Задания:

1) Просмотреть документальные и художественные фильмы о первой мировой войне. Среди рекомендуемых документальных кинолент: «Первая мировая война в цвете» режиссера Д. Мартина (2003), сериал «Великая и забытая» (2010). Ведущий Виктор Правдюк. К известным художественным фильмам по данной тематике относятся: «На западном фронте без перемен» режиссера Л. Майлстоуна (1930), «Великая иллюзия» режиссера Ж. Ренура (1937), «Галлиполи» режиссера П. Уира (1981), «Счастливого рождества» режиссера К, Кариона (2005), сериал «Гибель империи» режиссера В. Хотиненко (2005).

2) Подготовить на основе просмотренных фильмов сообщения и презентации по вопросам практического занятия.

Тема 9. Формирование и сущность советского строя. 1917-1953 гг. (4 часа)

Контрольные вопросы:

1) Становление большевистского режима. Модель «военного коммунизма». 1917-1920.

2) Нэповская модель социализма. 1921-1928.

3) Сталинский вариант социализма.1929-1953.

Защита проектов.

Задания:

1) Подобрать 15 исторических терминов по периоду, составить из них кроссворд, дать расшифровку на отдельном листе;

2) Выбрать 15 важнейших дат изучаемого периода и оформить их в виде таблицы;

3) Выделить 15 наиболее известных деятелей советской эпохи, разместить их в таблице, указав имя, портрет, заслуги перед страной.

4) Дать анализ одного-двух документов по проблеме проекта;

5) Изучить различные точки зрения по вопросам развития советского государства:

6) Оформить проект отдельной папкой, защитить его на практическом занятии.

7)При подготовке проекта учитывается направление подготовки.

Тема 10. Реформы «сверху» и кризис советской системы. 1953-1984 гг. (2 часа)

Контрольные вопросы:

1) Дискуссия о реформировании советского общества в после сталинский период.

2) Десятилетие правления Н.С. Хрущева. Противоречия в политике.

3) «Застой» и нарастание кризиса советской системы в 1966-1984 гг.

Интеллектуальная игра брей – ринг.

Задания:

1) Разделиться на команды, выбрать капитана, придумать название, эмблему, девиз по тематике данного исторического периода;

2) Изучить литературу и источники по теме;

3) Каждой команде подготовить небольшое представление, соответствующее выбранному названию.

4) Принять активное участие в игре, отвечая на вопросы преподавателя и зарабатывая тем самым рейтинговые баллы.

Тема 11.Россия на современном этапе. (2 часа)

Контрольные вопросы:

1) Перестройка М.С. Горбачевым социалистической модели общественного устройства;

2) Модернизация России в 1990-е годы;

3) Россия в 2000-2005гг. Основные тенденции развития.

Обсуждение научных статей В. В. Согрина

Задания:

1) Изучить и законспектировать статьи В.В. Согрина: «Реалии и утопии новой России», «1985-2005: Три превращения современной России»;

2) Подготовить сообщения по вопросам модернизации страны во времена М. Горбачева, Б. Ельцина, В. Путина;

3) На практическом занятии обсудить и дать оценку взглядам В.В. Согрина на политику руководителей государства данного периода.

6.2. Контрольные вопросы и задания при подготовке к практическим занятиям для студентов заочной формы обучения

Тема 1. Советская власть в 1917-1940 гг. (2 часа)

Контрольные вопросы:

1. Приход большевиков к власти и введение «военного коммунизма».

2. Новая экономическая политика как разновидность мобилизационной модели развития советского общества.

3. Формирование основ сталинской модели социализма. 1929- 1940 гг.

Развернутая беседа

Задания:

1) Изучить литературу по теме;

2) Принять участие в обсуждении вопросов темы на практическом занятии.

Тема 2. Политическая система СССР и попытки экономических реформ. 1953-1991 гг. (2 часа)

Контрольные вопросы:

1. Реформаторская деятельность Н.С.Хрущева.

2. Советский Союз в сер. 1960-сер. 1980-х гг.

3. Политика М.С.Горбачева. Курс на ускорение и перестройку.

Наши рекомендации