VII. Присоединение Сибири. Отношения с другими государствами.
Во второй половине XVI в. началось освоение Россией Сибири. Русские промышленники Строгановы по указу Ивана IV они начали в Западной Сибири строительство крепостей. В 1581-1582гг. состоявший на службе у Строгановых казачий атаман Ермак со свои отрядом (около 600 человек) двинулся в поход и разгромил Сибирское ханство. Начало присоединению Сибири было положено. В 80-90-х годах XVIв. Западная Сибирь вошла в состав России.
Русская культура XVIв.
I. Введение.
В XVIв. Русское государство вступало, завершив объединение русских земель. 'К концу XVIв. утвердилось новое, наименование страны — Россия. Важнейшим процессом развития русской государственности в XVIв. стало завершение централизации. XVI столетие — век Ивана Грозного, окончательно утвердившего деспотическое самодержавие, но это и эпоха блестящих культурных достижений, дальнейшего формирования великорусской народности.
II. Развитие ремесла.
В XVIв. продолжалось развитие ремесла. Свидетельством высокого искусства русских литейщиков служит Царь-пушка, отлитая мастером-литейщиком Андреем Чоховым в конце XVIв. Очень развито было ювелирное дело, особенно работа по серебру. В середине XVIв. для производства дорогого оружия и драгоценной утвари была создана специальная Оружейная палата.
III. Фольклор. Письменность, литература и книгопечатание.
В устном народном творчестве XVIв. видное место занимают сказания, связанные с Иваном Грозным. Таковы песни о взятии Казани, о гневе Ивана Грязного на сына, о царе Иване и разбойниках. Царь предстает в народных преданиях гневным, но нередко справедливым. В целом «грозный царь Иван Васильевич» скорее идеализируется, нежели осуждается. Главным же отрицательным героем выглядит, как правило, Малюта Скуратов.
В 1563г. была организована первая типография, которую возглавили дьякон Иван Федоров и его помощник Петр Мстиславец. Из-за обвинений в еретичестве Ивану Федорову пришлось перебраться в Великое княжество Литовское. Во Львове Иван Федоров издал первый русский букварь с грамматикой. В Москве после отъезда Федорова книгопечатание продолжалось. Во второй половине XVIв. было издано около 20 книг.
В 40-х гг. митрополит Макарий создал «Великие Четьи-Минеи», т. е. сборники литературных произведений, предназначенных для ежедневного чтения. В «Четьи-Минеи» вошли жития святых, повести, сказания, поучения. Они включили весь круг чтения, дозволяемого церковью.
Обобщающим руководством по обустройству домашнего хозяйства, воспитанию детей, поведению в быту стал «Домострой», написанный при участии протопопа Сильвестра в середине XVIв.
В XVI в. Зарождается новый жанр русской литературы — публицистика. Самым видынм представителем этого жанра был Иван Пересветов, изложивший в нескольких челобитных идею формирования самодержавия. Выдающимся памятником публицистической мысли той эпохи является переписка Ивана Грозного и Андрея Курбского.
IV. Архитектура.
С конца XVв. в развитии русской архитектуры наступил новый этап, связанный с завершением объединения страны. Масштабы каменного строительства значительно возросли. Начал формироваться единый русский архитектурный стиль.
В 1485—1516гг. под руководством итальянских мастеров были сооружены кирпичные стены Московского Кремля взамен обветшавших белокаменных. Эти стены сохранились до сих пор. В начале века был возведен пышный Архангельский собор, ставший усыпальницей великих князей и царей, а также колокольня «Иван Великий».
В XVIв. градостроительные работы продолжались за пределами Кремля. Были построены стены Китай-города, стены и башни Белого города (по Бульварному кольцу), укрепления по линии нынешнего Садового кольца (Скородом).
В XVIв. появляется новый стиль, называемый шатровым,когда купол делался в виде шатра. И собор тем самым становился устремленным вверх. Выдающимся образцом каменного шатрового храма является церковь Вознесения в Коломенскомпод Москвой, построенная в 1532г. По соседству с ней расположена церковь усекновения главы Иоанна Предтечи в Дьякове.
В 1555—1561гг. на Красной площади в Москве был возведен знаменитый шедевр русской архитектуры — собор Покрова что на Рву (храм Василия Блаженного). Собор строился в ознаменование взятия Казани. Русские войска взяли Казань 2 октября 1552г., на следующий день после праздника Покрова Богородицы. Авторами его были русские мастера Барма и Постник Яковлев.