Функции пресс-служб в органах власти
Не должно быть бесцельной, случайной информации. Перед информационной политикой должна быть поставлена цель, определена идея, аудитории, каналы, должна проводиться оценка эффективности.
Сегодня направлениями деятельности пресс-служб властных структур являются:
в аспекте информирования
- выпуск ежедневного пресс-релиза
- экстренные выпуски пресс-релизов
- подготовка собственных публикаций
- подготовка специальных выпусков газет
- подготовка телепрограмм типа «Власть», «Пресс-эксперт»
- подготовка видеосюжетов и радиопередач
- выпуск ежеквартального информационного бюллетеня
- проведение информационных кампаний
в аспекте организации контактов с прессой
- проведение пресс-конференций
- организация встреч с журналистами
- организация прямого эфира и выступлений в СМИ руководителей
- организация конкурсов для журналистов
в аспекте аналитического обеспечения
- подготовка аннотационного обзора СМИ
- формирование банков данных
- подготовка обзоров почты Губернатора, Мэра.
Согласно законодательству установлена процедура подачи запроса и получения редакцией информации. Руководители государственных органов и организаций, общественных объединений обязаны отвечать на запрос информации от редакции. Запрос редакции может быть в устной и письменной форме. Ответ должен быть предоставлен в течение 7 календарных дней. На письменный запрос ответ должен быть дан в письменном виде. Может быть предоставлено уведомление об отсрочке с указанием причин и срока (неограниченного) ответа. Отказ от предоставления информации может быть только письменным и мотивированным со ссылкой на нормы законодательства. За неправомерный отказ в предоставлении информации или несвоевременное предоставление информации – штраф. Несмотря на штраф, информация должна быть предоставлена.
Функции пресс-секретаря:
- формирование имиджа руководителя органа власти в СМИ
- участие в принятии решений о тех или иных публичных действиях руководителя
- планирование взаимодействия руководителя со СМИ
- подготовка материалов для информирования руководителя о событиях в публичной сфере
- редакция публичных выступлений руководителя
- организация и проведение для руководителя пресс-конференций, брифингов
- сопровождение руководителя на всех публичных мероприятиях
- озвучивание мнения руководителя на пресс-конференциях и по запросам прессы
- анализ публичных действий руководителя
- формирование информационного поля территории (лоббирование интересов СМИ перед органом власти, подготовка предложений об учреждении СМИ, влияние на сложившиеся информационные холдинги)
- работа с параллельными и вышестоящими пресс-секретарями
- координация действий пресс-секретарей структурных подразделений
- руководство пресс-службой
- планирование и разработка информационных кампаний.
Представление органа власти в СМИ имеет следующие результаты:
-формирование авторитета органа власти у населения
- формирование авторитета данного органа власти во мнении вышестоящих органов и должностных лиц
- повышение мотивации сотрудников (признание их заслуг, позитивная оценка).
Тема 4. Отношения бизнеса и власти. Отношения с общественными организациями и политическими партиями
Отношения власти и бизнеса: создание совместных общественных организаций, спонсорство, лоббирование, участие в совместных акциях, заключение трехсторонних соглашений. ПР в бизнесе. Отношения с акционерами. Финансовый и инвестиционный ПР.
Согласование интересов органов власти и бизнес-структур с интересами общественных организаций. Организационная, информационная, материальная, юридическая поддержка деятельности общественных организаций. Отбор социальных проектов для финансирования. Деятельность ТОСов. ПР в политических партиях.
Отношения власти и бизнеса
Коммерческие структуры связаны с органами госвласти на всех основных этапах в своем становлении и развитии: оформление лицензий, сертификатов, налогообложение, выполнение бухгалтерских операций и проч.
Изучение мнения представителей власти о компании, мониторинг деятельности госструктур, затрагивающей интересы организации.
Информирование органов власти о деятельности организации с помощью печатных материалов (проспектов, буклетов), публикаций в СМИ, деловых писем
Формы взаимодействия:
- создание совместных некоммерческих организаций, способствующих установлению взаимопонимания между политиками и деловыми кругами. Industry and Parliament Trust в Великобритании помогает представителям бизнеса лучше понять государственные проблемы и внести свой склад в достижение позитивных перемен. Члены палаты Общин проводят 25-дневную стажировку в ведущих структурах бизнеса для более реального представления трудностей и перспектив экономики. IPT организует оперативные семинары с подробным освещением результатов заседания парламента.
- спонсирование – участие в реализации социально значимых проектов
- лоббирование – информирование и убеждение представителей органов власти с целью способствовать воплощению в жизнь или противостоять тому или иному действию органа власти исходя из интересов определенной группы.
Основные цели лоббирования:
а) участие в формировании национального бюджета
б) перераспределение льготных кредитов, лицензий, квот
в) создание системы эффективных налогов и льгот
г) урегулирование важнейших вопросов национальной экономики: приватизация, продажа земли, регистрация банков и др.
д) установление законодательных норм, регулирующих деятельность бизнеса (например, для пивоваренной и винно-водочной промышленности нежелательно введение ограничений на рекламу алкогольной продукции).
Виды лоббирования:
Нелегальный – подкуп, шантаж
Легальный – баллотирование лидеров коммерческих структур на те или иные посты; поддержка публичных политиков, чьи программы соответствуют интересам бизнеса; использование технологий ПР.
Технологии ПР помогают выявить действительные потребности в поддержке отдельных производств, сфер, социальных групп (Синяева И.М. Паблик рилейшнз в коммерческой деятельности. М.: ЮНИТИ, 1998. С.69-78).
Контакты. В законодательной сфере важна личность человека, представляющего законопроект, его авторитет и поддержка у депутатов, граждан, политиков. (Моисеев, с.370).
- участие в совместных акциях (например, в Ганноверской ярмарке)
- заключение трехсторонних соглашений между профсоюзами, работодателями и администрацией территории в целях решения проблем занятости.
ПР в бизнесе
Финансовый ПР – отношения с акционерами
Цель – обеспечение достижения акциями компании рыночной цены за счет оптимизации восприятия компании. (Алешина И.)
ПР-деятельность:
- изучение восприятия компании акционерами и финансовыми аналитиками
- встречи с контактными аудиториями, в том числе руководителей организации
- информирование контактных аудиторий.
Виды информационных материалов:
- годовой отчет
- письма к акционерам
- публикации в специализированных СМИ, в том числе от имени финансовых аналитиков. Согласно Федеральному закону «Об акционерных обществах» акционерное общество обязано раскрывать свой годовой отчет, годовую бухгалтерскую отчетность.
Виды контактов:
- годовое собрание акционеров. Подготовка собрания включает:
публикацию объявления о собрании. Согласно ФЗ «Об акционерных обществах» АО обязано публиковать сообщение о проведении общего собрания акционеров
подготовку выступлений руководителей: генерального директора и директоров по направлениям о результатах года и перспективах на будущий год. Подготовка слайдов, фильмов и др. визуальных материалов к выступлениям
тренинг вопросов и ответов для выступающих
рассылку писем акционерам, куда включаются сообщения о повестке дня, балансе, заключении ревизионной комиссии, отчете о прибылях и убытках, аудиторском заключении, списке кандидатов в новый состав совета директоров и ревизионной комиссии, предложениях по изменению устава АО, а также к данному пакету документов прикладываются бюллетени для голосования.
Ход годового собрания предусматривает речь топ-менеджера (около 6 мин.) с общим обзором деятельности компании; отчеты руководителей по направлениям; обсуждение; внесение предложений на голосование; голосование; награждение по итогам года; неформальную часть.
- презентации
- посещение офисов компании.
Инвестиционный ПР
Создание привлекательного имиджа инвестиционного проекта/предприятия.
Предусматривает:
- изучение ожиданий потенциальных инвесторов. В круг ожиданий зарубежных инвесторов входит открытость компании, наличие социальных программ. Открытость подразумевает регулярную публикацию пресс-релизов по существенным вопросам деятельности компании (существенная информация – та, которая может оказать воздействие на финансовую сторону проекта), проведение брифингов и пресс-конференций, выпуск годовых и промежуточных отчетов. Выявление условий (политических, законодательных, социальных), при которых инвестор был бы готов вложить средства в проект. Значимость имиджа территории, отрасли, профессиональной ассоциации.
- информирование потенциальных инвесторов, в том числе через Интернет, деловые справочники
- встречи с потенциальными инвесторами: презентации проектов перед деловым и властным сообществом, участие в выставках и ярмарках, личные контакты, создание инвестиционных клубов.
Отношения деловыми партнерами
Формирование образа надежного партнера.
- изучение мнения партнеров о компании
- подготовка презентационных и информационных материалов (проспектов, деловых писем, публикаций в специализированной прессе, имиджевых фильмов). Закон РФ «О банках и банковской деятельности» требует ежегодно публиковать консолидированные бухгалтерские отчеты и отчеты о прибылях и убытках после подтверждения их достоверности заключением аудитора
- деловые и неформальные встречи
- участие в профессиональных ассоциациях.