Хрущев: на пути к власти. Общественно-политическое развитие СССР. Социально-экономическая политика в годы Хрущевской оттепели.
5 марта 1953 умер Сталин.
20 съезд и его значение (февраль 1956).
Повестка: подведение итогов деятельности партии, принятие директив по шестому пятилетнему плану, анализ международного положения.
Закрытое заседание съезда 25 февраля. На этом заседании Хрущев выступил с докладом о культе личности и его последствиях. Критикуя Сталина, Хрущев отталкивался от завещания Ленина. В соответствии с этим Хрущев оправдывает процессы против троцкистов и осуждает репрессии против честных коммунистов. Сталину вменяются в вину антидемократизм и злоупотребление властью. Значительная часть доклада посвящена фальсификации дел НКВД. Виновники репрессий названы Сталин, Берия, Ежов, соратники Сталина - честные ленинцы.
Значение решений 20 съезда.
20 съезд - звездный час Хрущева. Решения не затрагивают сути тоталитарного режима, и тем не менее это крупный шаг на пути преодоления сталинизма, очищение общества от идеологии практики гос.террора. Решения 20-ого съезда внесли раскол в международное политическое движение.
Начало десталинезации.
Судьба доклада Хрущева: он был скрыт от народа и международной общественности. 30 июня 1956 принято постановление ЦК КПСС о преодолении культа личности и его последствий.
Общественная атмосфера: оживление, подъем, потепление, возрождение надежд и веры в будущее.
Реабилитация репрессированных, реабилитация ряда департированных народов.
Десталинизация носила ограниченный характер.
Хрущев подчеркивал своими действиями и высказываниями, что десталинизация должна носить управляемый, ограниченный характер, не посягающий на основы советского устройства. Попытки пойти дальше в демократизации пресекались.
Десталинизация носила ограниченный характер.
Попытки реформ:
1). Экономические реформы
2). Широкие социальные программы
3). Попытки оптимизировать управление страной, элементы либерализма в деятельности партийного аппарата
4). Сокращение армии
5). Либерализация культурной жизни
6). Новые тенденции во внешней политике
К середине 50-х годов насущной задачей общественной жизни стали развитие демократии, укрепление конституционных норм, повышение роли Советов и упрочение их связи с массами. В 1957 г. ЦК КПСС принял постановление "Об улучшении деятельности Советов депутатов трудящихся", в котором были намечены меры по улучшению работы Советов.В конце 1962 г. была проведена реорганизация Советов. В большинстве краев и областей были созданы по 2 Совета депутатов трудящихся - промышленный и сельский, которым были подчинены промышленный и сельский районы.В 1957 году отраслевой принцип управления был заменен территориальным. Вся страна была разделена на 105 экономических административных районов. В каждом из них СМ союзной республики создавался Совет народного хозяйства (СНХ), который руководил предприятиями и стройками. Таким образом, в этот период происходили значительные изменения в государственном аппарате.Была принята новая программа КПСС.
В октябре 1961 состоялся 22 съезд КПСС. Партия исходит из того, что социализм в стране полностью победил. Страна вступила в период строительства коммунизма.
Программа носит утопический характер, но конкретные социальные программы (продовольственная, жилищная) выполнены. Для осуществления (построения основ) потребуется 20 лет.
Происходила дальнейшая персонализация власти и укрепление позиций партийно-государственной бюрократии, функции расширявшегося по составу ЦК все более переходили к бюрократическим структурам его аппарата.
Время Хрущева – время энергичного, но не достаточно продуманного реформирования.
Брежнев. Эпоха «застоя».
С отставкой Н.С. Хрущева завершился
процесс либерализации общественно-политической жизни, окончились
начатые им преобразования. К власти пришло новое руководство. Пер-
вым секретарем ЦК КПСС (с 1968 г. - Генеральным секретарем) стал
Л.И. Брежнев, находившийся в течение многих лет на партийной рабо-
те. Именно он был одним из инициаторов и организаторов смещения
Н.С. Хрущева. Человек осторожный, консервативный, он более всего
стремился к стабильности общества. Главой правительства был назна-
чен А.Н. Косыгин, руководивший в разные годы Госпланом СССР, ми-
нистерствами финансов, легкой и текстильной промышленности.
Идейно-теоретической основой деятельности нового руко-
водства была разработанная в конце 60-х годов концепция "развитого
социализма". В официальных документах "развитой социализм" тракто-вался как обязательный этап на пути продвижения советского общества
к коммунизму, в ходе которого предстояло добиться органического со-
единения всех сфер общественной жизни. Концепция не подвергала
сомнению теоретические положения о коммунистической перспективе,
содержащиеся в партийных документах предшествующих лет, в частно-
сти в Программе КПСС.
Начался отход от курса десталинизащш. В печати прекратились
критика культа личности И.В. Сталина, разоблачение беззаконий ста-
линского режима. Вновь была ужесточена цензура. Как и прежде, огра-
ничивался доступ к источникам научной информации - отечественной и
зарубежной - для исследователей. Эта мера повлекла за собой тяжелые
последствия дня развития науки.
В начале 70-х годов Л.И. Брежневым было заявлено о том, что в
СССР достигнуто равенство республик по уровню экономики и культу-
ры и что национальный вопрос в стране решен. Утверждалось также о
складывании новой исторической общности - советского народа. Одна-
ко ни в этот период, ни позднее полного фактического равенства рес-
публик достигнуто не было. Более того, в межнациональных отношени-
ях возникали новые проблемы, требующие незамедлительного разреше-
ния. Представители республик требовали расширения сети школ с пре-
подаванием на родном языке. Усилилось движение в защиту окружаю-
щей среды, за сохранение исторических памятников и национальных
традиций. Но руководство страны не уделяло должного внимания нарас-
тающим конфликтам в национальной сфере. Рост национального само-
сознания народов, выступления в защиту национальных интересов рас-
сматривались как проявление местного национализма.
К концу 60-х г. экономическая реформа, начатая в 1965 г., пошла на убыль. Средние годовые темпы прироста национального дохода снизились с 6,8% до 3%.
Застой был обусловлен рядом причин, в числе которых субъективные и объективные. Сам Брежнев был консерватором, симпатизирующим сталинской эпохе. С его приходом время энергичных перемен сменилось временем стабильности. Опора на командно-бюрократическую систему была непоколебимой. «Кадры решают все» - этот принцип привел к тому, что у власти закрепился узкий слой номенклатуры, сосредоточивший в своих руках всю власть. На международной арене реализовывалась доктрина Брежнева (ограничение суверенитета соцстран).
Декларируя миролюбивую политику СССР наращивал военный потенциал, оказывал поддержку союзникам, стремился сохранять паритет с США.
Разрядка – новая волна потепления международных отношений. Ограничение стратегичеких вооружений. 1979 г. – договор об ограничении стратег. Воор. Установление потолка стратег. Наступательных средств.
46. Перестройка: планы и реализация.
Характер перестройки (1985—1991) определялся стремлением реформировать советское общество, к началу 80-х гг. вступившее в затяжной социально-экономический и духовно-нравственный кризис. При этом конкретное содержание и даже цели реформаторского курса изменялись. В истории перестройки выделяют три этапа: 1985—1986, 1987—1988, 1989—1991 гг.
1985—1986гг.: период ускорения. Избранный в марте 1985 г. Генеральным секретарем ЦК КПСС М.С. Горбачев исходил из того, что, во-первых, реформы необходимы и, во-вторых, они должны реализовать огромные экономические и политические возможности, которые есть у построенного в СССР социализма. Была выдвинута концепция ускорения социально-экономического развития. Ставилась цель уже к 2000 г. удвоить промышленный потенциал СССР. Методы реализации этой стратегии оказались вполне традиционными: активизация «человеческого фактора» (соцсоревнование, укрепление трудовой дисциплины, борьба с пьянством — знаменитая антиалкогольная кампания); использование скрытых резервов. Добиться существенного повышения темпов роста не удалось.
1987—1988гг.: «гласность» и перестройка.
В 1988 г. был сделан следующий шаг: разрешено мелкое частное предпринимательство.
В 1987г. была сформулирована концепция нового политического мышления во внешней политике: мир признавался целостным и неделимым, общечеловеческие ценности ставились выше классовых и партийных, универсальным способом решения международных проблем признавался баланс интересов.
1989—1991 гг.: поздняя перестройка. В 1989 г. состоялись выборы Съезда народных депутатов. Между тем к 1990—1991 гг. ситуация приобрела конфликтный, взрывоопасный характер. Рушились базовые структуры советской системы.
1990—1991 гг. были отмечены так называемым «парадом суверенитетов», когда все союзные республики объявили себя суверенными государствами. В 1991 г. состоялись выборы президента России. Им стал Б. Н. Ельцин. Проведенный в марте 1991 г. всенародный референдум показал, что большинство граждан выступают за сохранение СССР. Летом 1991 г. был подготовлен договор о реформе федеративного государства, расширении полномочий республик. Его подписание давало шанс на сохранение единства.
В 1989—1990гг. фактически рухнула мировая система социализма. Революции в странах Центральной и Юго-Восточной Европы привели к победе демократических сил, ориентировавшихся на страны Запада. В 1990 г. произошло объединение Германии. В следующем году были распущены СЭВ и ОВД.
21 августа попытка государственного переворота была подавлена. Горбачев вернулся в Москву, но союзный договор так и не был подписан.
В декабре 1991 г. руководители России, Украины и Белоруссии подписали в Беловежской Пуще заявление о прекращении действия Союзного договора 1922 г. и о создании Содружества Независимых Государств (СНГ). 25 декабря Горбачев заявил о своем уходе в отставку с поста президента. Распад СССР стал фактом.
Перестройка потерпела крах.