Органы советской юстиции, милиции и государственной безопасности
Переход к мирной жизни потребовал реорганизации органов советской юстиции. В мае 1922 г. ВЦИК утвердил Положение о прокурорском надзоре (вступило в силу с 1 августа 1922 г.) и Положение об адвокатуре.
Прокуратуру возглавлял Прокурор республики, он же был Наркомом юстиции. Он назначал губернских прокуроров, которые подчинялись только ему. Прокуроры не подчинялись местным органам власти. В уезды посылались помощники губернских прокуроров.
В компетенцию прокуратуры входили:
- надзор за законностью действий центральных и местных органов власти и управления;
- возбуждение уголовных дел;
- надзор за производством дознания, предварительного следствия и руководство ими;
- поддержание обвинения в суде;
- опротестование приговоров в надзорном и кассационном порядке;
- надзор за местами заключения.
По Положению об адвокатуре при губернских отделах юстиции на добровольных общественных началах должны были создаваться коллегии защитников со следующими задачами:
- обеспечение защиты обвиняемых по уголовным делам;
- представительство сторон в гражданском процессе;
- консультирование населения по юридическим вопросам. В ноябре 1922 г. ВЦИК утвердил Положение о судоустройстве РСФСР, по которому:
1) вместо общих судов и трибуналов, существовавших в РСФСР, создавалась судебная система из трех звеньев: уездный народный суд. губернский суд. Верховный Суд Республики.
2) временно допускались и специальные суды:
- военные трибуналы.
- военно-транспортные трибуналы;
- земельные и арбитражные комиссии.
Уездный народный суд являлся основным звеном в судебной системе. Он рассматривал до 90% всех дел и работал в составе одного судьи или одного судьи и двух заседателей.
Губернский суд являлся судом первой инстанции по рассмотрению важных дел, был кассационной инстанцией для уездных народных судов, а также руководил народными судами.
Верховный Суд Республики являлся судом первой инстанции при рассмотрении особо важных дел, был кассационной инстанцией для губернских судов, а также осуществлял судебный контроль над всеми судами республики.
Районирование страны в 1922 - 1929 гг. привело к изменению структуры судебных органов. Вместо прежних судов были созданы:
- районный народный суд - в районе;
- городской суд - в городе;
- окружной суд - в округе;
- областные суды;
- краевые суды;
- главные суды в автономных республиках.
С образованием СССР и принятием Конституции СССР при ЦИК СССР был учрежден Верховный Суд СССР.
Верховный Суд СССР руководил органами юстиции СССР, но мог выступать в качестве суда первой инстанции для рассмотрения очень важных дел общесоюзного характера. Кроме того, он:
а) разъяснял общесоюзное законодательство;
б) давал заключение о законности тех или иных республиканских решений;
в) мог разрешать судебные споры между союзными республиками. Для судебной практики периода нэпа было характерно:
- смягчение репрессий;
- применение разнообразных санкций;
- широкое применение наказаний, не связанных с лишением свободы.
23 июня 1921 г. ВЦИК принял декрет "Об объединении всех революционных трибуналов республики".
В соответствии с декретом:
1. Сеть реввоентрибуналов резко сокращалась. РВТ оставались только в тех местностях, где продолжались военные действия против остатков банд в белогвардейцев.
2. Дела о преступлениях военнослужащих должны были передаваться губернским революционным трибуналам, в составе которых были учреждены отделения по военным и крупным служебным и должностным преступлениям. Этим отделениям предоставлялось право приговаривать к высшей мере наказания независимо от наличия в данной местности военного положения.
3. Декретом был учрежден Единый Верховный трибунал при ВЦИК, внутри которого на базе бывшего Реввоентрибунала Республики была создана Военная коллегия Верховного трибунала.
Органы государственной безопасности. В 1922 г. ВЦИК упразднил ВЧК и создал Государственное политическое управление (ПТУ) в составе НКВД. ПТУ занималось только контрреволюционными преступлениями (дела передавала в суд).
По Конституции СССР 1924 г. было предусмотрено ОПТУ. Оно руководило соответствующими органами в союзных республиках, для чего назначала туда своих уполномоченных. Надзор за законностью действий ОПТУ был возложен на прокурора Верховного Суда СССР.
Милиция. В 1921 - 1922 гг. при Главном управлении милиции РСФСР была образована специальная комиссия и сформированы особые части для борьбы с бандитизмом.
В мирное время милиция:
- поддерживала порядок и спокойствие в стране;
- обеспечивала законность;
- охраняла учреждения и т.д.
В 1925 - 1926 гг. милиция стала привлекаться к сбору налогов, исполнению решений судов по гражданским делам. Была создана ведомственная милиция: горно-приисковая; промысловая; фабрично-заводская и ярмарочная.