Российская Федерация в современном мире

Россия является одной из крупнейших стран мира, обладающей многовековой историей и богатыми культурными традициями. Несмотря на сложную международную обстановку и трудности внутреннего характера, она в силу значительного экономического, научно-технического и военного потенциала, уникального стратегического положения на Евразийском континенте объективно продолжает играть важную роль в мировых процессах.

В перспективе - более широкая интеграция Российской Федерации в мировую экономику, расширение сотрудничества с международными экономическими и финансовыми институтами.
Сегодня сохраняется общность интересов России и интересов других государств по многим проблемам международной безопасности, включая противодействие распространению оружия массового уничтожения, предотвращение и урегулирование региональных конфликтов, борьбу с международным терроризмом и наркобизнесом, решение острых экологических проблем глобального характера, в том числе проблемы обеспечения ядерной и радиационной безопасности.
Неправительственные организации, международные движения и сообщества, межгосударственные организации и неформальные «клубы» оказывают широкое, порой противоречивое воздействие на политику отдельных стран. Россия стремится к активному участию в основных межгосударственных и международных организациях для обеспечения различных аспектов своих внешнеполитических интересов и интересов в сфере безопасности.

Понимание характера отношений нашей страны с наиболее значимыми элементами современной системы международных отношений определяет подходы к строительству и развитию военного потенциала России. Организация Объединенных Наций и Совет Безопасности ООН рассматриваются нашим государством в качестве центральных элементов, обеспечивающих глобальную стабильность. Снижение роли Совета Безопасности ООН и переход к применению вооруженных сил на основании национальных решений оценивается как опасная тенденция, в перспективе способная создать серьезную угрозу политическим и военно-политическим интересам России. Это может существенно уменьшить значение и эффективность политических инструментов разрешения кризисных ситуаций и значительно понизить порог применения военной силы. Отношения с Содружеством Независимых Государств являются для России важнейшим направлением внешней политики. Наша страна будет стремиться и дальше развивать потенциал координации военно-политической деятельности стран СНГ в рамках существующих структур и институтов. Договор о коллективной безопасности стран СНГ определяет структуру военно-политических обязательств России перед своими союзниками. Выступая за превращение Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) в эффективную межгосударственную организацию, оказывающую стабилизирующее влияние на общую военно-политическую обстановку в СНГ и регионах, граничащих с ним, Россия одновременно рассматривает обеспечение безопасности и неприкосновенности границ стран - членов ОДКБ в качестве приоритета своего военного планирования. Отношения Российской Федерации с Организацией Североатлантического договора (НАТО) определяются Римской декларацией 2001 года. Россия внимательно следит за процессом трансформации НАТО и рассчитывает на полное изъятие компонентов антироссийской направленности из военного планирования и из политических деклараций стран-членов альянса. Однако, если НАТО сохранится в качестве военного альянса с существующей сегодня наступательной военной доктриной, это потребует коренной перестройки российского военного планирования и принципов строительства российских Вооруженных Сил, включая изменение российской ядерной стратегии. Наше государство рассчитывает на дальнейшее развитие конструктивных политических и экономических отношений и со странами Европейского Союза, исходя из необходимости формирования взаимовыгодных, справедливых и недискриминационных отношений, а также безусловного признания территориальной целостности Российской Федерации и уважения ее права на борьбу со всеми проявлениями международного терроризма. Россия рассчитывает на расширение сотрудничества с США в политической, военно-политической и экономической сферах, а также на продолжение сотрудничества в области обеспечения стратегической стабильности и демонтажа наследия «холодной войны», на конструктивное взаимодействие в деле поддержания региональной стабильности и нераспространения ОМП. Она поддерживает усилия по борьбе с международным терроризмом в рамках антитеррористической коалиции, являющейся элементом глобальной стабильности и средством установления более справедливого нового мирового порядка. В отношениях с США Россия руководствуется необходимостью строгого соблюдения норм международного права и приматом собственных национальных интересов. Наша страна исходит из того, что, несмотря на отдельные различия в подходах к решению региональных проблем, консенсус должен быть найден на базе уважения норм международного права и взаимного уважения национальных интересов. Шанхайская организация сотрудничества (ШОС)играет важнейшую роль в обеспечении региональной стабильности в Центральной Азии и в Дальневосточном регионе. В случае дальнейшего укрепления политического и военно-политического потенциала ШОС сформируется зона мира и стабильности на Юго-Восточном и Дальневосточном направлениях, исключающая возникновение крупномасштабной военной угрозы. Если произойдет полная или частичная ренационализация политики в области безопасности государств региона, Россия вынуждена будет рассматривать регион как потенциальный источник этнических конфликтов, пограничных споров и общей военно-политической нестабильности.





Многие гос-ва желанют установить хотя бы частичный контроль над огромной территорией, в пределах которой находится большое количество полезных ископаемых и биоресурсов. Россия владеет примерно 15 - 20% мировых прогнозируемых запасов нефти, 42% мировых запасов газа, 43% угля, 25% мировых запасов древесины.

Билет 14.

14. Макроэкономическое районирование России

В силу огромного пространства России, дифф-и природных условий и природно-ресурсного потенциала, неравномерного размещения хоз-ва и расселения населения, экономич районирование предст-ет собой важный метод познания территориальн организ-и общ-ва.

Закономерный хар-р территор дифференц-и хоз-ва был раскрыт еще на начальных этапах развития учения о размещении произв-ва как результате общих процессов территор разделения труда и формирования рынка. В отеч науке всегда подчеркивалось, что наиболее важным в экономическом плане является неоднородность терр-и по какому-либо одному (пусть даже существенному) признаку, а наличие экономического единства, экономической целостности.

Общность хозяйственной жизни, терр-экономич целостность есть объективная основа эк районирования, позволяющая выявить рег-ны, решать вопросы их типологии, делать их объектами управления. Иначе говоря, экономич районирования – это инструмент не только познания, но и целенаправленной, планомерной территор организации общ-ва.

Вопросы экономич районирования разрабатыв-сь уже с сер 18 века. О важности этого говорили: Ломоносов,Радищев,Арсеньев,Огарев,Петр ПетровичСеменов-Тянь-Шанский,Вениамин Петрович Тян-Шанский,Менделеев, Декабристы: Пестель,Муравьев.

Первые реформы были проведены при Петре I: в 1708 г. страна была разделена на восемь крупных губерний, губернии же были разделены на уезды. В 1727 г. была выделена промежуточная единица между губерниями и уездами – провинция. В 1775 г. по указу Екатерины II была проведена новая административная реформа. Произошло разукрупнение губерний, их стало 40, а затем 68.

Осктябрьская рев-я корен образом изменила роль гос-ва в общ-ве. Оно взяло на себя контроль почти всех сфер человеческой жизни. В годы Гражд в-ны (1918-1920) регулирование всей жизни страны осущ-лось исключит-но административными методами. Роль территориальн органов сводилась к минимуму. С марта 1921 г. с переходом к НЭПу ситуация коренным образом переменилась. Были утвержд осн положения установления границ адм-хоз районов с учетом опред. факторов.

В 1929 г. было упразднено прежнее губернско-уездно-волостное деление, а вместо него были созданы 13 укрупненных областей и краев. В 1930-е гг. происходит дробление регионов для обеспечения оперативности управления хоз-вом. В годы правления Хрущева были созданы совнархозы. Однако ликвидация отраслевых министерств способствовала ослаблению стратегических направлений в базовых отраслях, это отрицательно складывалось на НТП.

Все вместе привело к тому, что в 1964 г. совнархозы были ликвидированы, страна вернулась к АТД 30-30-х гг., которое просущ-ло до 90-х гг (и до сих пор).

В августе 1991 г. ГКЧП организовало государственный переворот. И хотя путч был подавлен демократическими силами России, его последствия привели к дальнейшему развалу СССР и обострению политико-экономической обстановки в стране.

В настоящее время в составе Российской Федерации 83 равноправных субъекта, в том числе 21 республика, 9 краёв, 46 областей, 2 города федерального значения, 1 автономная область, 4 автономных округа. Россия также подразделяется на 8 федеральных округов (янв 2010 г. – Северо-Кавказский ФО). Субъекты Федерации имеют своё административно-территориальное деление. Как правило, основными единицами в составе субъекта являются районы и города республиканского (областного, краевого) значения.

Билет 15.

15. Теория и практика дореволюционного районирования России

Вопросы экономич районирования разрабатыв-сь уже с сер 18 века. О важности этого говорил Ломоносов. Радищев писал: «Наличие в стране районов с различн природой, хоз-вом, трудовыми навыками. Необходимо провести районирование на научной основе…»

В 1819 г. Арсеньев предложил разделить страну на 10 пространств, различающ-ся в том или ином отнош-и. В 1848 он выделил крпные хоз районы, а в их пределах подрайоны и микрорайоны.

В 1947 г. Огарев опубликовал первую работу по методологии хоз районирования. Он считал, что основой этого процесса должен быть учет «материальных сил государства», а также учет геогр положения, прир условий, транспортн связей, народов, особ-тей соц отнош-й в различ частях страны.

Дважды (в 1871 и 1878 гг) районирование России проводил Петр ПетровичСеменов-Тянь-Шанский. Его р-е учитывало особ-ти природы, нас-я и хоз-ва в разн частях страны. На этой основе устанавливались районы. Выделил 19 районов. Заложил основы районирования.

Менделеев выполнил количественный сравнительный анализ системы районов на основе хоз оценки районов. В кач-ве условия для развития районов, разделения труда между ними выступали задачи развития промышл-ти, плот-ть нас-я, наличие сырья и топлива. Ученый выделил 14 краев, для кот он обобщил типичные черты на базе отобранных «выразительных показателей».

Декабристы:

Пестель: поделить страну на 10 областей , кот в свою очередь должны состоять из 5 губерний или округов и делятся на уезды и волости. Столицу перенести в Ниж. Новг. и переименовать во Владимир.

Муравьев: страну нужно строить на федеральных началах. Разделить на 13-14 держав, кот должны обладать автономией и Эл-тами самоуправления. Как центр., так и региональн власти должны формироваться на выборной основе.

Вениамин Петрович Тян-Шанский. Доказал необх-ть 1065 р-нов с детальной их хар-кой. Отмечая концеляризм прежних границ м/д губерниями, отмечал необх-ть нов террит деления, используя опыт зарубеж стран. Тер-ю м/д Волгой и Енисеем нужно превратить в русский хартленд. И этот район д.стягивать ост районы. Больш внимание – развитию Сибири.

Но эти идеи не были востребованы гос-вом.

Билет 16.

16. Основные этапы формирования административно-территориального деления дореволюционной России

Огромная территория России еще на первых этапах становления Российского государства требовала территориального изучения ее особенностей, природно-ресурсного потенциала, создания административных органов для сбора налогов и управления всеми социально-экономическими процессами. Поэтому возникла необходимость деления России на отдельные административные единицы. В России после ликвидации удельных княжеств существовало деление на воеводства, станы, уезды. Управление ими представляло собой одновременно и «кормление» их правителей. Создание Российского государства в XVIII в. (с командным управлением) потребовало образования однородных административных «единиц» – губерний. Главные их задачи – набор рекрутов в армию, сбор налогов и полицейский досмотр.

При Петре I в 1708 г. страна была разделена на восемь крупных губерний, губернии же были разделены на уезды. В 1727 г. была выделена промежуточная единица между губерниями и уездами – провинция. К каждой губернии приписывались полки, их комплектование осуществлялось за счет населения губерний.

Петровские губернии просуществовали почти семьдесят лет, до 1775 г.; их число за это время выросло до двадцати. В 1775 г. по указу Екатерины II была проведена новая административная реформа. Произошло разукрупнение губерний, их стало 40, а затем 68.

Каждая губерния должна была насчитывать не менее 300—400 тыс. человек, причем количество мужчин призывного возраста от 20 до 30 тыс. человек. Это административное деление оставалось неизменным вплоть до Октябрьской революции. Южные территории России по существу были колониями России, а по форме считались военными областями, управляемыми генерал-губернаторами. Их называли также военными округами. Например, Туркестанский военный округ, управляемый генерал-губернатором; Кавказ управлялся Кавказским наместником. В состав дореволюционной России входили Польша и Финляндия на правах самоуправляющихся единиц.

Основные преобразования сетки АТД высшего звена Российской империи (губернии, области) завершились в 60—80-е годы (а в Европейской части России еще раньше — в 1802—1803 гг.). Эта сеть отличалась в XIX в. относительной стабильностью, о чем можно судить, сравнивая табл. 10 и 11. В табл. 11 представлено АТД России по состоянию на 1905 г. с разбивкой губерний и областей по макрорегионам, принятым российской статистикой в начале XX в.

В 1909 г. на Дальнем Востоке из состава Приморской обл. были выделены самостоятельные области — Камчатская (напомним, что она была упразднена в 1856 г. ) и Сахалинская (центр — Александровск-Сахалинский).

В апреле 1914 г. на юге Сибири к России была присоединена территория нынешней Тувы под названием Урянхайский край в составе Енисейской губернии.

В 1914 г., кроме губернского и областного деления, большинство областей (они располагались обычно на окраинах империи) входило в состав 4 генерал-губернаторств (Иркутского, Приамурского, Степного, Туркестанского). Было 5 областей в Кавказском наместничестве (учреждено в 1844 г., ликвидировано в 1881 г. и вновь восстановлено в 1905 г. ). Области войска Донского, Уральская, Тургайская были самостоятельными на правах губерний.

С 1865 г. часть губерний превратились в «земские» — в них был введен институт местного управления (земства). В 1865 г. земскими стали Воронежская, Казанская, Калужская, Костромская, Курская, Московская, Нижегородская, Новгородская, Пензенская, Полтавская, Псковская, Рязанская, Самарская, Санкт-Петербургская, Тамбовская, Тверская, Тульская, Харьковская, Херсонская, Черниговская, Ярославская;

в 1866 г. — Владимирская, Екатеринославская, Орловская, Саратовская, Симбирская, Смоленская, Таврическая, Уфимская; в 1867 г. — Вятская и Олонецкая; в 1869 г. — Бессарабская; в 1870 г. — Вологодская и Пермская. В 1875—1882 гг. земские учреждения существовали в области войска Донского. Итого 34 губернии.

Средний размер губернии (области) в Европейской части страны (за вычетом губерний вдоль западной границы) в 1917 г. составлял 95 тыс. км2, а в Азиатской — 630 тыс. км2.

Билет 17.

17. Основные этапы и особенности административно-территориального деления в СССР

В окт 1917 г Временное правит-во перестает сущ-ть. Осктябрьская рев-я корен образом изменила роль гос-ва в общ-ве. Оно взяло на себя контроль почти всех сфер человеческой жизни.

В годы Гражд в-ны (1918-1920) регулирование всей жизни страны осущ-лось исключит-но административными методами. Роль территориальн органов сводилась к минимуму. Главными задачами политики Воен коммунизма были: продразверстка и мобилизация воен усилий на борьбу с интервентами и белыми.

С марта 1921 г. с переходом к НЭПу ситуация коренным образом переменилась. Были утвержд осн положения установления границ адм-хоз районов с учетом след факторов: 1) числ-ть нас-я 2) нац состав 3) размещение промыш-ти и транспортн инфрастр-ры 4) роль индустр центров в освоении тер-рии 5) перспективы разв-я того или иного рег-на.

В порядке экспер-та были укрупнены: Уральск обл-ть (1923) и два края: Ю-В и Северо-Кавказский (1924).

В 1929 г. было упразднено прежнее губернско-уездно-волостное деление, а вместо него были созданы 13 укрупненных областей и краев. Области делились на адм районы, а края помимо районного состава включали в себя нац образования.

В 1930-е гг. происходит дробление регионов для обеспечения оперативности управления хоз-вом. Процессы разукрупнения продолж-ся и во времена ВОВ. В годы ВОВ на тер-рии СССР создается 14 нов областей.

В годы правления Хрущева были созданы совнархозы (попытка управления хоз-вом не по отраслевому, а по территор принципу). В них входило несколько областей. Появилось множ-во предприятий местной промышл-ти. Сложились благопр условия для развития сельской местности.

Однако ликвидация отраслевых министерств способствовала ослаблению стратегических направлений в базовых отраслях, это отрицательно складывалось на НТП.

Все вместе привело к тому, что в 1964 г. совнархозы были ликвидированы, страна вернулась к АТД 30-30-х гг., которое просущ-ло до 90-х гг (и до сих пор).

Добавочно:

В 1940 г. на территорию Прибалтики и Молдавии были введены советские войска согласно пакту Молотова—Риббентропа, где были образованы еще 4 союзные республики, также вошедшие в состав СССР, – Эстонская, Латвийская, Литовская и Молдавская ССР.

К концу 1930-х гг. сформировалось современное политико-административное деление СССР, которое просуществовало вплоть до 1990-х гг. В этот период существовало 15 союзных республик: РСФСР, Украинская ССР, Белорусская ССР, Эстонская ССР, Латвийская ССР, Литовская ССР, Молдавская ССР, Грузинская ССР, Армянская ССР, Азербайджанская ССР, Туркменская ССР, Таджикская ССР, Киргизская ССР, Узбекская ССР и Казахская ССР.

В составе союзных республик существовало 20 автономных республик, 8 автономных областей и 10 автономных округов.

Сложившаяся к началу 1990-х гг. политическая и экономическая обстановка привела к распаду Советского Союза. Этот процесс объясняется рядом причин, главная из которых – господство тоталитарной системы, концентрация всех властных структур в руках КПСС. Вскоре произошел развал империи, который сопровождался финансовым, экономическим, политическим кризисом. Сначала 6 союзных республик заявили о государственной независимости – Эстония, Латвия, Литва, Молдавия, Грузия, Армения.

Предполагалось изменение названия страны – Союз Советских Суверенных Республик. Однако его подписание было сорвано государственным переворотом, организованным ГКЧП в августе 1991 г.

Билет 18.

18. Постсоветские территориальные преобразования Российской Федерации

В августе 1991 г. ГКЧП организовало государственный переворот. И хотя путч был подавлен демократическими силами России, его последствия привели к дальнейшему развалу СССР и обострению политико-экономической обстановки в стране.

О полной независимости в этой обстановке заявили Украина, Казахстан, Узбекистан, Азербайджан и другие республики. Начался процесс национализации общесоюзной собственности. Нарушилось еще хрупкое равновесие республик, хотя и подтвержденное двусторонними экономическими соглашениями.

В настоящее время полностью распался бывший Советский Союз и на месте огромной империи образовались суверенные государства, признанные мировым сообществом: Россия (Российская Федерация), Украина, Беларусь, Молдова, Латвия, Литва, Эстония, Грузия, Армения, Азербайджан, Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан, Таджикистан и Туркмения. Все эти государства-республики по форме государственного устройства в основном – президентские республики.

По инициативе России, Украины, Беларуси было создано Содружество независимых государств (СНГ), целью которого является создание единого экономического пространства и установление взаимовыгодных связей, а также совместное управление стратегической обороной, установление контактов по действию на их территориях единой транспортной системы, системы связи, единого энергоснабжения. В состав СНГ в настоящее время входят 12 бывших союзных республик СССР, хотя соглашение о создании СНГ ратифицировано парламентами не во всех из них. Сложилось современное административно-территориальное деление России.

Наши рекомендации